Новые педагогические технологии и их эффективность в ДОУ
методическая разработка по теме

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_tehnologii.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДОУ

Образование - это индустрия,

направленная в будущее.

С.П.Капица

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте узнаем, что же означает сам термин «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

В качестве основы, системообразующего каркаса образования целесообразно использовать понятие - «технология» и «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идёт и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Существует классификация педагогических технологий (приложение №1), я не буду останавливаться подробно на этом, Вам роздана схема классификаций и вы можете самостоятельно ознакомиться с данным материалом. Также в отделе дошкольного образования в УО есть замечательная книга «Современные образовательные технологии» Г.К.Селевко, Москва, «Народное образование», 1998г.

Только сделаю акцент на педагогических технологиях, характеризующих отношения взрослых к ребёнку:

  1. авторитарные технологии - педагог - единоличный субъект учебно- воспитательного процесса. Технологии отличаются жёсткой организацией, подавлением инициативы и самостоятельности;
  2. личностно - ориентированные технологии - ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития;
  3. гуманно - личностные технологии - исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение;
  4. технологии сотрудничества - реализуют демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка;
  5. технологии свободного воспитания - делают акцент на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности, осуществляя выбор, ребёнок заявляет свою позицию.

Сегодня быть педагогическим грамотным специалистом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. Выделим наиболее известные педагогические технологии, используемые в работе с детьми.

Технология саморазвития М.Монтессори. Мария Монтессори - итальянский педагог, реализовывала идеи свободного воспитания и развития в детском саду. Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространённым в конце 19 века.

Целевые ориентации данной технологии:

  1. всестороннее развитие;
  2. воспитание самостоятельности;
  3. соединение в сознании ребёнка предметного мира и мыслительной деятельности.

Концептуальные положения:

  1. обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием - ребёнок сам себя развивает;
  2. обращение ребёнка к педагогу «Помоги мне это сделать самому» - девиз педагогики Монтессори;
  3. единство индивидуального и социального развития;
  4. сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики - организовать окружающую среду для такого «впитывания».

Технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера. Генрих Саулович Альтшуллер - изобретатель, писатель - фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.

Целевые ориентации данной технологии:

  1. обучить творческой деятельности;
  2. ознакомить с приёмами творческого воображения;
  3. научить решать изобретательские задачи.

Концептуальные положения:

  1. знания - инструмент, основа творческой интуиции;
  2. творческими способностями наделён каждый, об этом на Муниципальном совете подчеркнул Поташник М.М. (изобретать могут все);
  3. творчеству, как любой деятельности, можно научиться.

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А.Зайцева.

Зайцев Николай Александрович - педагог - новатор, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий.

Целевые ориентации данной технологии:

  1. научить ребёнка читать и считать в пределах ста к пяти годам.

Концептуальные положения:

  1. становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому;
  2. скпадовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа;
  3. соединение обучения с пением (запоминание складок в форме лёгких складовых песенок - напевок);
  4. использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объёмной, моторной,кинестетической;
  5. восприятие всему органами чувств, максимальная наглядность;
  6. названия букв не учатся, не употребляются никакие термины.

Игровые технологии:

Целевые ориентации:

  1. дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  2. воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, воспитание сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;
  3. развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности;
  4. социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям среды, обучение общению.

Концептуальные положения:

  1. игра - свобода личности в воображении;
  2. содержание детских игр развивается от игр;
  3. игра - является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Технология развивающих игр Б.П.Никитина. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов или пластика, деталей из конструктора - механика и т.д. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в идее рисунка, узора или сооружения.

С целью повышения качества образования, развития всесторонней личности ребёнка, сохранения и укрепления здоровья дошкольников наше дошкольное учреждение использует ряд инновационных технологий. Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения является физическое развитие дошкольников. Поэтому подробно остановлюсь на здоровьесберегающих технологиях, используемых в ДОУ:

        «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявчев. Б.Б.Егоров - реализует принцип развивающего обучения в области физического воспитания дошкольников, направлена на развитие двигательной активности детей. В ней изложены новые идеи двигательной активности и оздоровительной работы, приведены разнообразные полезные упражнения и увлекательные оздоровительные игры. Здоровый ребёнок есть эталон и практически достижимая норма детского развития - таково кредо этой технологии. «Развивающая педагогика оздоровления» в нашем дошкольном учреждении используется с 2003г., принята на Совете педагогов протокол №1 от 23.09.2003г. Педагогами используются обще развивающие упражнения с элементами перевоплощения, музыкально - ритмические упражнения, задания на развитие мимики и артикуляции, элементы психогимнастики, упражнения на развитие мелких мышц рук, ряд игр и упражнений для профилактики плоскостопия, также упражнения для формирования и коррекции осанки, дыхательные и звуковые упражнения.

Инструктором по физической культуре данная технология используется с целью отработки основных видов движений: ходьба, бег, лазанье, бросание, метание, С использованием данной технологии наблюдается тенденция улучшения, физического развития детей, улучшились показатели по основным видам движений: лазание - высокий - 69%, 77%, 79%, средний - 31%, 33%, 32%, дальность броска правой рукой высокий - 31%, 25%, 42%, низкий - 13%, 8%, 5%, левой рукой высокий 19%, 34%, 46%, низкий - 16%, 2%, 2% в сравнении 2003 -2004 уч.г., 2004 - 2005 уч.г., 2005-2006 уч.г.

        «Гимнастика маленьких волшебников» С. В. Хрущёв - данная технология представляет разнообразные нетрадиционные методы и формы работы по сохранению и укреплению здоровья детей и по профилактике заболеваний. Мы используем гимнастику после сна с элементами йоги; дыхательную и звуковую гимнастики; игры, для улучшения самочувствия у детей, склонных к частым простудным заболеваниям; игры серии «Лечимся сами». Данная технология используется нашим педагогическим коллективом с 2004г., утверждена на педагогическом часе протокол № 48 от 25.02.2004г.

        «Аромотерапия» по В. А. Иванченко - с целью понижения заболеваемости, повышения защитных сил детского организма, профилактики респираторных заболеваний используем элементы аромотерапии. Это эксперимент, на данный момент технология используется в двух группах. Поступая в дошкольное учреждение, ребёнок оказывается в стрессовой ситуации. Именно в этот период в первой младшей группе мы начали применять аромотерапию. Используя эфирные масла аниса, укропа, розмарина мы заметили, что малыши стали более спокойными, уменьшилась плаксивость, улучшился аппетит. Используя травяные подушечки в спальне, наши дети лучше засыпают и сон более спокойный.. Для профилактики респираторных заболеваний используем эфирные масла, обладающие противовоспалительным действием, это масла эвкалипта, шалфея. Данная оздоровительная технология используется с 2004г. в одной группе (педагогом Клюба С.Н.), и в этом году эту технологию стала использовать ещё одна группа ДОУ 1 младшая №2 (педагоги Пероговская К.П., Ходырева И.В.) - бальзам «Хвойный дар» (демонстрация).

        «Здоровый ребёнок» Змановский - социально - оздоровительная технология оздоровления детей посредством организации физкультурных занятий на улице, также набором разнообразных закаливающих и оздоровительных мероприятий. Эта технология внедрена в работу нашего дошкольного учреждении с 1998г. Мы используем некоторые виды закаливающих процедур (обширное умывание: лица, шеи, рук до локтей; босохождение по мокрым дорожкам; полоскание рта), оздоровительный бег, и судя по показателям общей заболеваемости за 2004г. составила 8,1%, за 2005г. 7,6%, можно с уверенностью сказать, что их использование эффективно.

        «Дыхательная гимнастика» Стребелева - технология направлена на восстановление правильного дыхания. В ней представлен разнообразный арсенал упражнений и игр в этом направлении.

        «Играйте на здоровье!» Л.Н. Волошина - технология физи - ческого воспитания детей 5-7 лет, основана на использовании подвижных игр с элементами спорта, разработана в целях оптимизации деятельности педагогов по обучению старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений, достижения «запаса прочности» здоровья у детей, развития их двигательных способностей, улучшения физической подготовленности. Приведены конспекты и содержание бесед по каждому виду спортивных игр. Технология «Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошина используется с 2004г. инструктором по физической культуре. Данная технология внедрена с целью обучения старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений с мячом и достижения положительных результатов укрепления здоровья детей. Об эффективности использования данной технологии видно из результатов физической подготовленности старших дошкольников по результатам кружковой работы 2004г. высокий - 60%, средний - 40%, 2005г. высокий - 80%, средний - 20%.

Показать книгу «Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе» И.В.Чупахина, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова, Москва, «Народное образование», 2006г.

В заключении хочется отметить, только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!

В работе использовалась литература:

  1. «Современные образовательные технологии» Г.К.Селевко, Москва, «Народное образование», 1998г.
  2. «Инновационная деятельность в ДОУ» К.Ю.Белая, Москва, «Сфера», 2005г.
  3. «200 ответов на вопросы заведующей детским садом» К.Ю.Белая, Москва, «АСТ», 1997г.
  4. «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров, Москва, «Линка - Пресс», 2000г.
  5. «Воспитание здорового ребёнка» М.Д.Маханёва, Москва, «Аркти», 1999г.
  6. «Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошина, Москва, «Аркти», 2004г.
  7. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе» И.В.Чупахина, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова, Москва, «Народное образование», 2006г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ТЕХНОЛОГИИ

По характеру содержания и структуры

Обучающие

Воспитательные

Светские

Религиозные

Общеобразовательные

Профессиональные

Гуманистические

По организационным формам

Индивидуальные

Групповые

Коллективный способ обучения

Дифференцированное обучение

По подходу к ребёнку

Авторитарные

Личностно-ориентированные

Гуманно-личностные

Технологии сотрудничества

Свободного воспитания

По преобладающему (доминирующему) методу

Репродуктивные

Игровые

Объяснительно-иллюстративные

Проблемно-поисковые

Развивающее обучение

Творческие

По категории обучающихся

Массовая технология

Компенсирующие

Технологии работы с трудными детьми

Технологии работы с одарёнными детьми



 

Комментарии