Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
методическая разработка по теме

Деловая игра по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ. Была проведена со старшими воспитателями  в рамках городской методической работы. Аналогично игру можно провести с педагогами ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Постоянно - действующий семинар для старших воспитателей.

Тема: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ».

Повестка.

  1. Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников на основе духовно-нравственных ценностей.

            Презентация опыта работы  ДОУ №35, ст. воспитатель Серенко Л.П.

  1. «Виртуальный микрофон» организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Специалист ЦРО Морозова Т.Ю.

  1. Экскурсия: «Деятельность старшего воспитателя по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию в контексте работы методического кабинета».

Старший воспитатель ДОУ №52 Пискунова А.А.

  1. Деловая игра - калейдоскоп педагогических идей «Использование активных форм методической учебы в повышении качества работы по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников».

                            Старший воспитатель ДОУ №52 Пискунова А.А.

   Деловая игра - калейдоскоп педагогических идей

Тема: «Использование активных форм методической учебы в повышении качества работы по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников».

Цель: Создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры.

        Сформировать представления старших воспитателей о многообразии направлений их педагогической деятельности;

  Оказать практическую помощь  старшим воспитателям в выборе педагогических технологий, овладении современными формами и методами в работе с воспитателями.

Участники игры: Специалисты ЦРО г. Армавира, старшие воспитатели ДОУ города.

Методические рекомендации:

  1. Мероприятие проводится в начале учебного года с целью обмена опытом работы по проблеме «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»; обучения интерактивным методам работы с педагогами начинающих старших воспитателей.

  1. Ход игры построен на основе организационно - деятельностной игры, предполагающей организацию коллективной мыследеятельности, но при этом сохраняется личная позиция каждого участника.
  2. Основные роли: ведущий, эксперты, участники (старшие воспитатели ДОУ города).

Атрибуты в игре:

 Эмблемы для участников групп «Солнышко», «Радуга», «Звездочки»;

Таблица «Критерии оценки представленной работы»;

« Волшебный сундучок»; Конверты с заданиями;

«Древо Знаний», вырезанные из цветной бумаги листочки.

Аудиозапись музыки.

Проведение деловой игры.

  1. Информационно-теоретический. Актуальность проблемы.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

По определению В.И.Даля «патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его».

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.

Каким образом, нам, педагогам,  сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их  гордится своими корнями, своей родословной,  историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть?!

        Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Лики Земли неповторимы, каждая страна уникальна. Задача нашего поколения - сохранить и приумножить эту самобытность. Мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, отвергли в своё время православие и духовность. Пустота в душах нескольких поколений осталась невосполнимой. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира.

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.

Таким образом, нравственно-патриотическое, духовное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Уважаемые коллеги,  я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре  калейдоскоп педагогических идей по проблеме «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ».

  1. Организационный.

Ведущий: Для успешного проведения игры нам необходимо распределиться на 3 группы с помощью жребия. (Столы расставлены так, чтобы за них могли сесть 3 группы педагогов по 10 человек).

- Итак, у нас определились 3 группы: «Звездочки», «Солнышко», «Радуга».

- А сейчас, Внимание! Звучит музыка.

« Волшебный сундучок» непростой и внутри он не пустой!  Приглашаются представители от каждой команды, которые должны вытащить задание для своей творческой группы:

  1. Назвать активные формы методической работы с педагогами. Разработать и представить мероприятие, способствующее повышению уровня педагогического мастерства.
  2. Назвать формы взаимодействия с родителями. Разработать и представить одну из них.
  3. Назвать виды контроля, используемые старшим воспитателем для изучения состояния работы в ДОУ по данной проблеме.

Разработать и представить один из них.

Педагогам представлены критерии оценки разработки данного мероприятия.

  1. Игровой.

Творческая работа педагогов в мини - группах. Разработка мероприятия по заданной теме. Защита педагогической идеи.

4.Подведение итогов.

Слово представляется нашим экспертам для подведения итогов.

5. Рефлексия « Древо знаний».

Итак, давайте попытаемся оценить проделанную сегодня совместную работу.

Можно начать с фраз:

« За этот час я поняла, что…»

« Я узнала…»

« Я смогу…»

Выставляется сделанное заранее дерево, на которое педагоги прикрепляют листочки со своими отзывами в письменной форме, а по желанию озвучивают их.

Блок – схема деловой игры.

Игра рассчитана на 55 минут. Из них аудиторная работа- 30 минут.

Этапы игры/время

Содержание  этапов

Информационно-теоретический/

3 минуты

Актуальность проблемы.

Организационный этап/ 7 минут

Определение цели игры;

Формирование мини-групп, Распределение ролей;

Ознакомление с критериями оценки;

Установление регламента;

Принятие правил игры.

Игровые этапы/15 минут

Разработка мероприятия по заданной теме.

       15 минут.

Защита педагогической идеи.

Подведение итогов/15 минут

Выступление ведущего и экспертов: анализ процесса игры в целом.

Подведение общих итогов деловой игры.

ИТОГО:  55 минут

                   Критерии оценки представленной работы

Группа « Звездочка».

№ п/п

Критерии оценки

 баллы

1.

Научная обоснованность выбранной темы.

2.

Актуальность выбранной формы работы с педагогами.

3.

Логика построения данного мероприятия.

Культура речи педагога, корректность.

4.

Диапазон методов и приемов, используемых в данной разработке.

5.

Компетентность педагогов в данном вопросе.

6.

Степень раскрытия темы.

7.

Коммуникативные навыки педагогов, умение работать в группе.

8.

Интуиция и импровизация педагогов.

9.

Умение заинтересовать аудиторию представленной формой работы.

                                 ИТОГО:

Критерии:

 10 баллов ярко выражено.

5 баллов – частично присутствует

0 баллов – отсутствует

Роспись эксперта:____________________________________________

                                                                (фамилия, имя, отчество)

                   Критерии оценки представленной работы

Группа «Солнышко».

№ п/п

Критерии оценки

 баллы

1.

Научная обоснованность выбранной темы.

2.

Актуальность выбранной формы работы с педагогами.

3.

Логика построения данного мероприятия.

Культура речи педагога, корректность.

4.

Диапазон методов и приемов, используемых в данной разработке.

5.

Компетентность педагогов в данном вопросе.

6.

Степень раскрытия темы.

7.

Коммуникативные навыки педагогов, умение работать в группе.

8.

Интуиция и импровизация педагогов.

9.

Умение заинтересовать аудиторию представленной формой работы.

                                 ИТОГО:

Критерии:

 10 баллов ярко выражено.

5 баллов – частично присутствует

0 баллов – отсутствует

Роспись эксперта:____________________________________________

                                                                (фамилия, имя, отчество)

                   Критерии оценки представленной работы

Группа «Радуга».

№ п/п

Критерии оценки

 баллы

1.

Научная обоснованность выбранной темы.

2.

Актуальность выбранной формы работы с педагогами.

3.

Логика построения данного мероприятия.

Культура речи педагога, корректность.

4.

Диапазон методов и приемов, используемых в данной разработке.

5.

Компетентность педагогов в данном вопросе.

6.

Степень раскрытия темы.

7.

Коммуникативные навыки педагогов, умение работать в группе.

8.

Интуиция и импровизация педагогов.

9.

Умение заинтересовать аудиторию представленной формой работы.

                                 ИТОГО:

Критерии:

 10 баллов ярко выражено.

5 баллов – частично присутствует

0 баллов – отсутствует

Роспись эксперта:____________________________________________

                                                                (фамилия, имя, отчество)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О ходе реализации в дошкольных учреждениях программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей».

Анализ методиста управления образования реализации в дошкольных учреждениях района программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Анализ представлен на за...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

Вниманию читателей предлагается ознакомиться с особенностями системы организации духовно-нравственного и патриотического воспитания в  МБДОУ «Бородинский д/с «Теремок», которая основана на внедре...

Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Представляю  Вашему  вниманию  презентацию  к  докладу   из  опыта  работы  на  тему: "Духовно-нравственное,  нравственно-патриотическое  во...

«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»

«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»программа по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…»

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ«Чем дальше в будущее входим, тембольше краем родным мы дорожим…»Духовно-нравственное воспитание и...

Статья. "Музыка как средство духовно-нравственного и гражданско патриотического воспитания дошкольников"

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание ...