Формы, методы и приемы активизации педагогов
статья по теме

Байтуш Светлана Николаевна

Особую значимость для улучшения организации педагогического процесса имеет творчески организованная  методическая работа. Использование в практике работы со взрослыми активных методов обучения и игровых технологий  обеспечивает дальшейший профессиональный рост педагогов: нацеливает их на  использование знаний в конкретных ситуациях, на работу со специальной литературой, на проведение самоанализа всех видов деятельности.

Содержание материала опирается на труды известных российских и зарубежных ученых. Напрмер, Выготским Л.С. сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится в методической работе с педагогами. Так как педагоги получают не готовые знания, а "добывают"  их в процессе самостоятельного изучения литературы, сравнения и анализа разных точек зрения на проблему,  закрепления знаний в деловых играх, решения  проблемных ситуаций,  экспресс-тестирование и т.д. Это обеспечивает более осознанный подход к изучаемому материалу, способствует его запоминанию, поддерживает интерес, стимулирует творческую активность педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_metody_aktivnogo_obucheniya_pedagogov.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы активного обучения педагогов

«Дискуссия или диспут» - это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.  Цель их применения в методической работе – выработка определённой позиции коллектива или его отдельных членов по актуальной проблеме воспитания и обучения  детей,  по работе с родителями.  Рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса; каждый должен высказать собственное мнение, учиться отстаивать  его, доказать свою точку зрения. Организуя дискуссию, можно выяснить отношение воспитателей к спорному вопросу, создать коллектив единомышленников. В дальнейшем направить работу в определённом плане. Для дискуссии подойдут такие темы, как «Игра или занятие?», «Современный воспитатель, какой он?» и др.  После споров, рассуждений заведующая или избранный пресс-центр выступает  с заключительным словом. Заключительное слово нельзя строить по строго установленному трафарету. Но очень желательно, чтобы оно было кратким, ярким и убедительным, указывало решение поставленной проблемы, опиралось на более  удачные и интересные выступления участников диспута, ставило новые проблемы, вызывало интерес к знаниям, культуре. Заключительное слово, произнесённое искренне и задушевно, страстно и доказательно выслушивается с большим вниманием, запоминается надолго и нередко считается отправным моментом в работе по самовоспитанию и организации разнообразных и содержательных начинаний, помогающих духовному и нравственному росту коллектива.

 «Мозговой штурм» (или  «мозговая атака») может иметь место в тех методических мероприятиях, где надо выяснить, насколько прочны знания у воспитателей по обсуждаемой теме. Как правило, самостоятельным мероприятием он не проводится, а входит составной частью в «педагогический ринг», «деловую игру» и т.п. Существует несколько методик проведения мозговой атаки – брейнсторминг,  мозговая атака –  66 Д.Филипса,  двойное кольцо Сократа,  «Совет пиратов».

Брейнсторминг. Члены коллектива, например, озадачены поисками путей решения какой –либо проблемы. Все педагоги делятся на две группы по 7-9 человек.

Первая группа – «генераторы идей» - должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решений обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти  варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, которому поручается фиксировать все возникающие идеи.

Вторая группа – «аналитики» - получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объясняются.

Проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Задача старшего воспитателя во время проведения мозговой атаки – кратко изложить суть проблемы и правила (условия)  ее проведения. Запрещается всякая критика поступивших предложений. Предпочтение отдаётся количеству, а не качеству идей, поощряется комбинирование, перенос уже высказанных идей. Предложения должны поступать безостановочно. Если наступает заминка, старший воспитатель высказывает сам любое, даже фантастическое предложение. Обязательно фиксируются все варианты. Возможно использование магнитофона, видеокамеры и др.

Мозговая атака –  66 Д.Филипса.  Все  участники делятся на группы по шесть человек и в течение шести минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и составляют основу для решения содержательных проблем.

Двойное кольцо Сократа. Этот вариант подходит коллективам, в которых 15 и более человек. Участники делятся на две группы – круга: внутренний и внешний. В центре стоят семь стульев, шесть из них занимают участники, а седьмой всегда свободен. Во внешнем круге существуют запреты на разговоры – здесь можно только писать. Говорить т и  обсуждать тему могут только те, кто находится во внутреннем круге. Если у кого-то из внешнего круга возникает желание  что-то сказать, он занимает свободный стул, и тогда кто-то из внутреннего круга должен уйти, освободив седьмой  стул.

«Совет пиратов». Эту игру лучше проводить в маленьких коллективах (6-10 человек). Все, кроме эксперта (старшего воспитателя), рассаживаются в круг, распределяют роль – от юнги до капитана потерпевшего крушения пиратского брига. Обсуждение темы идёт, начиная с младшего по статусу к старшему. Каждый должен высказать новую идею. Тот, кто не сможет сформулировать её, того «съедают» голодные пираты, т.е. он выбывает из игры. Проводится несколько кругов до тех пор, пока не останется самый плодовитый «пират».

Деловой игрой принято называть воспроизведение деятельности педагога в данном случае – воспитателя, в условиях условной обстановки. Деловая игра включает в себя исполнение ролей в моделируемой обстановке, воспроизведение межличностных отношений. Основная цель деловых игр для воспитателей – поупражняться в правильном проведении разных режимных моментов с детьми: прогулки, экскурсии, занятия, игры…

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Целесообразно эту форму работы использовать  1-2 раза в год.  Волобуева Л.М. выделила такую структуру деловой игры:

1 этап – организационно – подготовительная работа;

2 этап – сама игра;

3 этап – исследовательский (может отсутствовать);

4 этап – заключительный (подведение итогов).

Деловую игру можно провести  с воспитателями и для обучения их работе, например: «Педагог пришёл в семью», «Устный журнал для родителей», «Вечер вопросов и ответов» и др. проведение деловых игр должна предшествовать разработка единых требований к отдельным этапам:

  1. целевая установка проведения игры;
  2. сценарий всех этапов деловой игры;
  3. структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или явление;
  4. критерии оценок, полученных в ходе игры;
  5. рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных умений и навыков.

Деловые игры как метод обучения взрослых обладает следующими достоинствами:

  1. Увеличивают интерес к учебному процессу;
  2. Развивают самостоятельность;
  3. Побуждают к творческому поиску;
  4. Создают опыт принятия решений;
  5. Создают ситуацию осознания участниками ролевых обязанностей должности.

Например: деловая игра на тему: «Педагог пришёл в семью».  Цель: поупражнять молодых воспитателей в поведении при посещении семьи детей. Роли: воспитатель, заведующая, мама, папа воспитанника, сам ребёнок, экспертная  группа.

Ход игры:  1. Объявить цель игры.

                    2. Распределить роли.

                    3. Дать конкретные задания в группе.

                    4. Работа в группе.

                    5. Собственно игра.

                    6. Выступление группы анализа (экспертной группы).

                    7. Подведение итогов.

При подведении итогов ведущий анализирует, прежде всего, содержание беседы   воспитателя с «родителями», а также аргументированность экспертов.

Большое место в содержании педагогических советов занимает обмен опытом работы. Вместо доклада воспитателя из опыта работы можно использовать  «Творческий отчёт» с широким применением  наглядного  демонстрационного материала: занятия – панорамы, магнитофонные записи, выставки «Галерея нестандартных занятий»  и т.п.  Когда  несколько воспитателей делятся опытом работы,  можно провести  этот обмен под рубрикой  «Творческие находки года» или «Круговая панорама творческих дел».  Если идёт обсуждение заимствованного опыта из других детских садов, то можно развернуть дискуссию. Из информации воспитателя с курсов можно выделить н а такой педсовет одно направление -  «Панорама опыта», т.е. обзор передового опыта работы, услышанного или увиденного на курсах повышения квалификации.

В последнее время некоторые руководители (заведующие, старшие воспитатели) семинары, практикумы проводят  в форме «методического ринга» или ещё иначе «педагогический ринг».  Его цель – совершенствование педагогическое  мастерство воспитателей, повышать их методический уровень, способствовать творческому поиску.  Поскольку это «ринг», то предлагает соревнование. Поэтому на «методическом ринге» работают как минимум две команды.  Команды формируются по-разному: по симпатии, из параллельных групп, по рекомендации администрации (когда неоднородны стаж работы, образование воспитателей). В форме «методического ринга»  можно проводить семинары, педсоветы. Задания участники получают в основном заранее, но есть и предложения в ходе работы.

Например: методический ринг, посвященный вопросам игровой деятельности, включает в себя следующие вопросы и задания:

  1. Роль игры в жизни ребёнка.
  2. Как развить сюжет в играх «магазин» и «больница» в разных возрастных группах?
  3. Какой игровой приём можно использовать на занятиях по обучению детей правилам дорожного движения?
  4. Как разрешить конфликтную ситуацию, возникшую в ходе игры (даётся вводная ситуация)?
  5. Покажите роль воспитателя в играх «Космос» и «Путешествие  по городу».
  6. Проведите одну из форм работы с родителями по вопросам игры.
  7. Сделайте  рекламу книги об игре.

Компетентное жюри оценивает работу команд в баллах. Характерной особенностью этой формы является то, что в её рамках могут иметь место решение педагогических ситуаций, практические и теоретические задания.

 

Литературная газета. Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель – показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Брифинг. Семинар-брифинг отличается от других форм методической работы в дошкольном учреждении тем, что позволяет максимально активизировать воспитателей как в процессе подготовки к семинару, так и на самом семинаре. Брифинг – это встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Она может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определённой  теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются две команды: одна задаёт вопросы, другая отвечает; организатор задаёт вопросы, педагоги отвечают.

Эстафета педагогического мастерства. Соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги, делает выводы.

Творческая гостиная. Форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.

Показ – панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Эту форму работы можно проводить и  с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или с взрослыми, исполняющими роли детей. Например: показ приёмов  руководства игровой деятельностью с позиции программы  «Детство» и технологии  «Детский сад – дом радости», занятие по изобразительной деятельности по традиционной методике обучения навыкам и по методике развития творческих способностей Лыковой С.

 «Образовательный салон». Эту форму работы можно назвать и «Педагогической гостиной». Её цель – повышение социально-психологической культуры воспитателя, знакомство с общечеловеческой и национальной культурой и личностное развитие педагогов. Темы встреч в «Образовательном салоне» определяется результатом анкетирования педагогов в конце учебного года. Каждый педагог в анкете указывает тему своего выступления в «салоне».

Приемы  активизации педагогов

Экспресс – тестирование, или экспресс – опрос. Для его проведения предлагаются следующие задания. Работа с  перфокартами или тестовыми заданиями, чтобы оперативно выяснить, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему.  Такую же работу с перфокартами можно проводить на педсовете или семинарах – практикумах. Перфокарта или тестовые задания имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: старший воспитатель зачитывает поочерёдно  вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, даётся разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ранжирование по значимости. В графе «Проверка» отмечается правильно или неправильно дан ответ педагогом.

Среди активных методов и приёмов работы с  педагогическими кадрами, широкое распространение получает включение в методический доклад педсовета или семинара решения ситуативных задача. Их можно разделить на четыре типа:

  1. Ситуации – иллюстрации;
  2. Ситуации – упражнения;
  3. Ситуации – оценки;
  4. Ситуации – проблемы.

Использование метода решения ситуативных задач в работе с воспитателями следует начинать с овладения отдельными профессиональными действиями через ситуации – иллюстрации. Для этого используется материал из опыта работы или описанные в литературе. С их помощью демонстрируется наиболее вероятный способ решения той или иной проблемы, подкрепляются и разъясняются высказанные докладчиком положения.

Ситуации – упражнения применяются для того, чтобы воспитатели самостоятельно разобрались в сложившейся ситуации и приняли решение, аргументировав его.

Ситуации – оценки  позволяют привлечь воспитателей к оценке уже принятого решения или выбрать один из предлагаемых вариантов, учат делать мотивированные заключения.

Наибольший интерес в практике работы с воспитателями представляют ситуации – проблемы. Руководитель даёт необходимые вводные данные по ситуации, затем предлагается анализ положения дел и определение оптимальных путей решения проблем.

Ситуационные задачи могут решаться как на самом занятии  («Мозговой штурм»), так и дома («Домашнее задание»)  с последующим обсуждением.

Лекция –диалог. Оптимальная форма работы, по словам Дуброва В.П. и Милашевич  Е.П., позволяющая решить задачи формирования самостоятельности и оригинальности мышления и усваивать не готовую истину, а в некотором смысле открывать её. Содержание материала является тем основанием, на котором развёртывается диалог.

Лекция – провокация или парадокс. Лекция с заранее запланированными ошибками, о чём сообщается в начале лекции. Такая форма проведения наиболее эффективна на семинарах, где педагоги имеют большой стаж работы и высокую квалификацию. Лекция  - провокация активизирует внимание слушателей, делая семинар более значимым и привлекательным. Необходимо помнить, что количество «ошибок» на 15-20 минут  выступления не должно превышать 4.

Лекция – пресс-конференция. В начале семинара старший воспитатель объявляет тему и предлагает написать, на листочке интересующие их по данной теме вопросы. Затем в течение 3-4 минут систематизирует вопросы и строит своё выступление с учётом заданных вопросов. Важно отметить, что лекция пресс-конференция активизирует внимание педагогов, увеличивает доверие и уважение к методисту (старшему воспитателю), но при этом требуется более тщательная подготовка старшего воспитателя к выступлению, высокий уровень квалификации.

«Свеча» (Монтессори-технология, адаптировано для взрослых). Цель – создать определённый психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению. Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу, говоря при этом  комплименты и пожелания. Этот метод можно использовать в водной части мероприятия, что позволяет формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему я, развивать чувство эмпатии. Кроме того, побывав «внутри круга», прочувствовать эффективность этих упражнений, педагоги в дальнейшем используют подобные приёмы и в своей практике, взаимодействуя с другими участниками образовательного процесса: родителями, детьми и воспитателями.

Инсерт. Такой педагогический приём используется для активизации самостоятельной работы воспитателей. Во время выступления слушатели делают пометку и заполняют таблицу. Например, тема «Инновационный подход к  физкультурно-оздоровительной работе»:

Содержание материала

Уже знал

V

Новое

+

Думал иначе

_

Не понял, есть вопросы

?

Что такое технология?

Ритмопластика

Динамический час

Важный этап – обсуждение записей.

Ролевая игра «Первое впечатление». Этот метод можно использовать при анализе новинок научно-методической литературы. Каждому из участников предлагается книга и  лист с заданием, в соответствии с которым он должен подготовить двухминутное сообщение.

Примеры заданий:

  1. Вы – логопед. Вам улыбнулась удача: вы приобрели редкую книгу. Расскажите о ней коллегам.
  2. Вы – телеведущий. Сделайте рекламу этой книги в телемагазине.
  3. Вы  - продавец. Посоветуйте книгу покупателю, расскажите о ней так, чтобы ему захотелось её приобрести.
  4. Вы – покупатель. Вам навязывают книгу, которая вам не нужна. Аргументируйте, почему Вы отказываетесь её приобрести.
  5. Вы – преподаватель. Порекомендуйте студентам познакомиться с этой книгой.
  6. Вы – логопед (воспитатель). Вы приобрели хорошую и нужную книгу по логопедии (воспитанию детей). Расскажите о ней родителям ребёнка.
  7. Вы – рецензент. Напишите краткую рецензию на книгу или статью.
  8. Вы – журналист. Составьте для газеты небольшую заметку об этой книги.

«Шесть шляп Эдварда де Боно» (по М. Кипнису, адаптировано для анализа занятия). Цель – сделать анализ занятия более эффективным и разноплановым.  По методу де Боно,  каждому типу мышления соответствует определённого цвета шляпа: красная – эмоции, интуиция, чувства; чёрная – скепсис, критический настрой, сомнение в правоте и правильности, осторожность; жёлтая – оптимизм, вера в успех, поиск преимуществ; зелёная -  творчество, спонтанность, поиск альтернативных решений, генерация новых подходов, творческий риск;  белая – факты, объективная информация, цифры; синяя – системное мышление, организация творческого процесса, составление программы, обдумывание проблемы, проверка и анализ результатов, перспективное планирование с учётом полученных итогов. Каждому педагогу раздаются шляпы разного цвета, и предлагается подумать, в каком цвете они должны осуществить анализ занятия, сформулировать точку зрения.

Метод шести шляп Эдварда де Боно позволяет пользоваться моделями мышления как инструментом эффективной творческой деятельности, использовать отдельный аспект мышления, который, дополняя остальные пять, создаёт объёмную, целостную картину. В итоге достигается обратная связь с педагогами, выделяются самые эффективные моменты занятия, закрепляется положительный эмоциональный настрой.

Игра  «Ораторы – Оппоненты – Эксперты». Цель – выявить различные точки зрения на проблему, раскрыть основные пути ее решения. Участники  делятся на группы:

  1. Оратор – тот, кто выдвигает некое суждение, теоретически обосновывая его;
  2. Оппонент – тот, кто отстаивает своё мнение, противоположное высказыванию Оратора;
  3. Эксперт  - тот, кто старается привести противоположные суждения к единому знаменателю, выискивает точки соприкосновения  различных мнений, проводит экспертизу этих высказываний.

Литература

  1. Активные формы  методической  работы с педагогическими кадрами. Составитель Паламарчук Е.И., изд. Хабаровский краевой институт усовершенствования учителей, 1991.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Изд. Творческий центр «Сфера», М., 2005
  3. Богославец Л.Г., Давыдова О.И. Методический аудит в ДОУ. / Управление ДОУ №6, 2008.
  4. Борытко Н. Технологизация работы классного руководителя./ Школьные технологии, № 3, 2006
  5. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. Изд. Творческий центр «Сфера», М., 2004.
  6. Волобуева Л.М., Мирко И.А. Активные методы обучения в методической работе. / Управление ДОУ, № 6, 2006.
  7. Голицына Н.С. Система  методической работы с кадрами в дошкольном учреждении. Изд. «Скрипторий 2003», М., 2005.
  8. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. Изд. «Новая школа», М., 1995.
  9.  Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Изд. 2-е – «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007.
  10. Зебзеева  В., Байкова Г., Мартынова С. Активные методы обучения на методических объединениях. Журнал «Дошкольное воспитание» №      2008.
  11. Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. / Управление ДОУ, № 1, 2008
  12. Микляева Н.В., Микляева Ю.В.  Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Изд. «Айрис Пресс», М., 2008.
  13. Нуждина Н.И. Консультация как вид работы старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов. / Управление ДОУ, № 6, 2006.
  14.  Пенькова Л.  Стремление дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности. / Дошкольное воспитание, №10 2008.
  15. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. М., 1997
  16. Образовательное пространство ДОУ. Компакт-диск. Изд. «Учитель», Волгоград, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему "Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни".

Тема: Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни.Цель: В ходе целенаправленной педагогической деятельности обеспечить освоение детьми словарного состава родного языка соотв...

Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников

Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовате...

« Методы и приемы активизации мыслительной деятельности у детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим»

Одной из основных задач умственного воспитания является развитие мыслительной деятельности. Развитие мыслительной деятельности рассматривается ка...

Методы и приемы активизации познавательной активности во время непосредственно образовательной деятельности. (консультация для педагогов)

Поиск эффективных средств развития познавательной активности детей представляет собой актуальную проблему, требующую теоритического и практического решения. Познавательный интерес - ведущий мотив обра...

Консультация для педагогов "Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей".

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваив...

Выступление на МО .Тема: «Формы, методы и приемы взаимодействия педагогов с родителями».

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ"

Семинар- практикум для педагогов «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов»Цель: об...