Главные вкладки

    Взаимодействие ДОУ и органов местной власти по обеспечению инновационного развития
    статья по теме

    Материал статьи позволяет получить основы знаний по управлению образовательным учреждением в условиях инновационного развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_organov_mestnoy_vlasti_s_ou.doc81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тарасова Анна Петровна,

    заведующий МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Белочка»

    п.Фёдоровский ХМАО

    Взаимодействие ДОУ и органов местной власти по обеспечению инновационного развития

         Инновации способствуют развитию технической, хозяйственной, социальной системы, достижению ею оптимального состояния. В то же время, неожиданно появившееся новшество может негативно повлиять и на этот процесс или нарушить нормальный ход текущей работы. Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

         Ряд исследователей утверждают, что для повышения конкурентных преимуществ муниципальных образований первостепенное внимание должно быть уделено следующим направлениям инновационного развития:

    1. Активизация экономического потенциала территорий – регионов и муниципальных образований. Именно на региональном и местном уровнях управления зачастую сосредоточены механизмы реализации мер, применяемых федеральным правительством.

    2. Переход к инновационному типу развития муниципальных учреждений, способному обеспечить непрерывное обновление и усилить конкурентные преимущества территории.  [1] ¹

         Процесс осуществления управления инновациями в учреждениях системы образования предполагает: разработку планов и программ инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки новых образовательных услуг, их внедрением, проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в подразделениях; обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом; создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до воплощения её в жизнь. Под временными целевыми группами следует понимать матричные структуры, которые станут действовать параллельно с остальными структурами организации.

          В современный период развития отечественного образования инновационные изменения идут по следующим направлениям:

    - формирование нового содержания образования;

    - разработка и реализация новых педагогических технологий, методик, систем развития детей и подростков;

    - создание новых видов учебных заведений.

          Как утверждает Е.В. Воронина, демократизация внутришкольного управления способствовала снижению уровня распорядительства в организационно-педагогической деятельности руководителя на современном этапе, но вместе с тем повысился уровень административной ответственности за инновационные процессы.[2]¹

           Анализ теоретической литературы показал, что объектом почти любого инновационного процесса становится воздействие на детей через образовательный, воспитательный процессы. Поэтому главной задачей руководителей школ  при взаимодействии с органами местного самоуправления является сведение отклонений от прогнозируемого результата до минимума, а каждый инновационный процесс подлежит обязательному управлению.

          Новое содержание образования требует новых методик, новых форм организации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, иное кадровое, научно-методическое, финансовое, нормативно-правовое, временное обеспечение и иное управление.  

           В связи с этой потребностью в течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление инновационными проектами – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления нововведениями.

          Для предотвращения недостаточной эффективности программ инновационных преобразований разработан программно-целевой метод управления, объединяющий в единую систему все важнейшие аспекты деятельности образовательных учреждений, отказываясь от решения лишь локальных проблем. В настоящее время данный метод получил высокое признание.

        Достоинство программно-целевого метода управления состоит в том, что предусматривает:

    - интеграцию усилий всех субъектов управления;

    - чёткую операциональную фиксацию основных и промежуточных результатов;

    - определение полной структуры действий, направленных на достижение конкретных целей и обеспечивающих для этого условий;

    - создание матричных структур, ориентированных на реализацию конкретных целей и развитие;

    - согласованную проработку всех видов ресурсов.

         С целью более эффективного использования программно-целевого управления, ряд исследователей рекомендуют следующий алгоритм взаимодействия органов местного самоуправления с администрацией муниципальных учреждений:

    1 этап – принятие управленческого решения о программно-целевом управлении. Главным содержанием этапа является подготовка сотрудников к преодолению психологического барьера при переходе системы в иное качественное состояние.

    2 этап – организационный (назначение руководителей программы и отдельных подпрограмм, утверждение требований к будущей программе в части её ориентации на основные проблемы);

    3 этап – анализ проблем, ранжирование выявленных рассогласований между желаемым и действительным, определение стратегических целей;

    4 этап – формирование и согласование общих целей и подпрограмм

    (политики муниципального учреждения), уточнение деталей программы, оценка ресурсов, сроков, конкретных исполнителей;

    5 этап – основной: завершение комплексного анализа потенциала организации, социального заказа, завершение формулировки концепции и стратегии перевода функционирующей системы в режим её инновационного развития, перевод всей системы в режим инновационного развития;

    6 этап – анализ составленного проекта программы, экспертиза по четырём основным параметрам: реальность мероприятий, их важность для достижения целей программы, сроки, ресурсы.

         Согласно данным исследованиям, при воплощении в жизнь указанного алгоритма взаимодействие с местной администрацией следует строить с опорой на принципы социального управления:

    - принцип правовой защищённости управленческого решения: руководители должны знать действующее законодательство и принимать решения только в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;

    - принцип оптимизации управления;

    - принцип наименьшего воздействия: разумное сочетание централизации и децентрализации управления, единоначалие;

    - принцип нормы управляемости: число непосредственно подчинённых руководителю педагогов не должно быть большим;

    - принцип делегирования полномочий;

    - принцип соответствий: выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителей;

    - принцип первого руководителя: при организации задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем;

    - принцип одноразового ввода информации: недопущение дублирования и повторов;

    - принцип новых задач: видение перспектив;

    - принцип обратной связи.

          Анализ теоретической литературы позволил сформулировать принципы управления инновационным развитием муниципальных учреждений:

    - принцип приоритетности долгосрочных целей – долгосрочный характер и высокая степень неопределенности возможных результатов внедрения инноваций определяет необходимость видения долгосрочной перспективы развития на основе активизации и развития имеющегося инновационного потенциала, для чего необходима разработка стратегии инновационного развития учреждений и муниципального образования в целом;

    - принцип государственного участия – государство устанавливает правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование правового поля, поэтому наиболее ценными являются те виды государственной политики, которые стремятся улучшить взаимодействие между различными участниками инновационного процесса и повысить способность к инновациям, в частности, к внедрению новых технологий;

    - принцип адаптации проявляется в приспособлении системы управления инновационным развитием к меняющимся условиям. Так, в фазе депрессии обычная рыночная стратегия, связанная с максимизацией прибыли, сменяется стратегией минимизации потерь и уменьшения неопределенности; появление новых технологий, услуг и методов управления приводят к существенным изменениям в потребностях общества, социальном поведении, что приводит к необходимости адаптации организационной системы управления к сложившимся условиям;

    - принцип межотраслевого взаимодействия – наиболее сильные конкурентные преимущества территории появляются при объединении фирм, организаций различных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга, в кластеры, отличительной чертой которых является их инновационная ориентированность, проявляющаяся в быстром освоении новейших видов техники и технологии производства с последующим выходом на новые рынки;

    - принцип эффективности – внедрение инноваций должно быть направлено на получение экономического, социального, экологического, научно-технического эффекта.

          Важное место в совокупности мер поддержки инновационного развития учреждений и территорий в целом занимает установление особых правовых, организационных и экономических условий для хозяйствующих субъектов. Выделение территорий инновационного развития (технопарки, наукограды, центры инноваций) в особую группу и особый объект управления связано с тем, что на таких территориях происходит наиболее интенсивное межотраслевое взаимодействие, что способствует скорейшему внедрению инноваций на рынок и удовлетворению спросов потребителей.

         В стратегическом аспекте инновации выступают главным фактором обеспечения устойчивого роста экономики, структурной перестройки и повышения на этой основе конкурентоспособности территорий.

         Под стратегией инновационного развития муниципального образования понимается совокупность целей, задач, методов их достижения, направленных на усиление конкурентоспособности территории в долгосрочном периоде путем воздействия на инновационные факторы ее экономического роста.

         Одним из определяющих условий выявления конкурентных преимуществ и приоритетных направлений долгосрочного муниципального развития является активизация партнерства между всеми участниками жизнедеятельности муниципального образования при рассмотрении вопросов стратегического характера. В результате сотрудничества между различными участниками реализации инновационной стратегии (местной администрации, населения, науки и бизнеса) разрабатывается концепция долгосрочного инновационного развития территории.

         Инновационное развитие муниципального образования, которое можно охарактеризовать как интенсивное и эндогенное, должно проходить через поиск внутренних ресурсов для развития, поэтому при разработке инновационной стратегии особое внимание должно уделяться оценке его инновационного потенциала. От состояния инновационного потенциала зависят масштаб и качество результатов научных исследований и научно-технических разработок, а, следовательно, и возможность появления инноваций на территории муниципальных образований.

         В настоящее время существуют различные подходы к оценке государственного и регионального инновационного потенциала, как правило, базирующиеся на оценке его структурных составляющих: организационный, инфраструктурный, научно-технический, финансовый и кадровый потенциалы. Однако, данный подход не учитывает в достаточной степени специфику сложившейся инновационной системы муниципального образования, поэтому ряд исследователей предлагает ввести новые индикаторы оценки инновационного потенциала. Для определения факторов, отражающих способность территории к созданию инноваций и степень готовности предприятий и организаций муниципального образования к разработке инновационных проектов, предлагается применять индикатор инновационной активности, для определения факторов, отражающих степень готовности структур муниципального образования к внедрению инноваций – индикатор инновационной восприимчивости. В свою очередь, каждый индикатор представлен в виде суммы средневзвешенных структурных индикаторов, характеризующих инфраструктурный и организационный, научно-технический, кадровый и финансовый потенциал.

          Мониторинг состояния и тенденций развития инновационного потенциала предполагает количественную оценку определенных показателей, в совокупности представляющих инновационный потенциал.

          В современной мировой практике существует значительное число различных показателей, оценивающих уровень развития инновационной деятельности: начиная с оценки человеческого капитала, показателей, измеряющих знания, и заканчивая отдельными показателями фондового рынка.

         По утверждению П.П. Завлина, в России в составе системы показателей инновационного потенциала выделяются характеристики ресурсов и результатов инновационной деятельности: показатели инноваций, численности и состава персонала, занятого инновационной деятельностью; показатели объема и структуры производственных фондов, используемых в инновационной деятельности; показатели объема, структуры и динамики затрат на инновации; показатели технологического обмена – приобретения технологий, передачи технологий; показатели результатов инновационной деятельности, объема, структуры и динамики производства, реализации инновационной продукции,  влияния инноваций на результаты деятельности предприятий, экономии затрат производственных ресурсов в результате внедрения инноваций, прибыли от реализации инновационной продукции; показатели инновационной активности предприятий; показатели, характеризующие влияние инноваций на экономику и общество, показатели технологической структуры экономики, экспорта и импорта технологий; оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость.¹

         Таким образом, муниципальные учреждения, осуществляющие инновационную деятельность, в стратегическом аспекте выступают главным фактором обеспечения устойчивого роста экономики, структурной перестройки и повышения на этой основе конкурентоспособности территорий.

    ________________

     Завлин П.П. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. – СПб., 2007.- с. 56.

    Список  литературы

    1. Атасов А. Л. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. - М.: Экономика, 2008. - 251 с.
    2.  Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент.- СПб.: Питер, 2009. - 232с.
    3. Верстакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика. – М.: Эксмо, 2008. – 432 с.
    4. Воронина Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения: опыт описания инновационных проектов школ для участия в Приоритетном Национальном проекте «Образование». - М.: Пять за знания, 2008. – 368 с.
    5. Виханский О. С., Наумов Л. И. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 416 с.
    6. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновации на предприятии. - М.: Экономика, 2009. - 213 с.
    7. Ермакова А.В. Человек и организация труда. - М.: Экономика, 2008.- 136с.
    8. Завлин П.П. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. – СПб., 2008.- 176 с.
    9. Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным учреждением в режиме функционирования и развития. – М.: Новая школа, 2008. – 80 с.
    10.  Кокорев В. Л. Мотивационные модели в управлении. - Барнаул: Типография ЭФ АГУ, 2009, 250 с.
    11.  Коротков Э. М. Концепция менеджмента. - М.: ДеКа, 2008, с. 160.
    12.  Милькина И.В. Инновационное развитие территорий: путь выхода из кризиса. /Актуальные проблемы управления. – М.: ГУУ, 2008. – 146 с.


    [1]  ¹ Ермакова А.В. Человек и организация труда. - М.: Экономика, 2008. – с.13-16.

    [2]¹ Воронина Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения: опыт описания инновационных проектов школ для участия в Приоритетном Национальном проекте «Образование». - М.: Пять за знания, 2008 г. – с.14-18.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие семьи и ДОУ для обеспечения полноценного развития ребенка

    «Человек рождается не для  того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой…, человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жи...

    Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»

    Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»...

    Статья на тему "Взаимодействие воспитателя и семьи для обеспечения полноценного развития личности ребенка"

    Моя статья  отображает одну из актуальных проблем во взаимодействии воспитателя и семьи...

    Эффективное взаимодействие управляющего Совета с местным сообществом

    Мое выступление на курсах повышения квалификации считаю актуальным, так как при взаимодействии с представителями местного сообщества решаются проблемы воспитательного, образовательного, психологическо...

    "ДОУ и семья. Опыт взаимодействия с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

      Семья – одно из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся – без се...

    Взаимодействие детского сада и семьи – основа для обеспечения полноценного развития личности дошкольников с разными образовательными потребностями.

    Выступление на проектной сессии "Поддержка семей, имеющих детей": от потребностей -  к созданию условий повышения родительской компетентности....