Личностно-профессиональное развитие педагога ДОУ как условие инноваций в образовании
материал по теме

Современные условия ставят перед педагогическими и руководящими кадрами новые требования, меняется взгляд на педагогическую деятельность, реальный образовательный процесс. В этих условиях особое значение приобретает личностно-профессиональное развитие педагогических кадров дошкольных учреждений как одного из главных ресурсов обеспечения и развития качества дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno_professionalnoe_razvitie.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Завольская Елена Викторовна

                                                                          МАДОУ детский сад

                                                                          общеразвивающего вида  «Василек»

Личностно-профессиональное развитие педагога ДОУ  как условие инноваций в образовании

        Современные условия ставят перед педагогическими и руководящими кадрами новые требования, меняется взгляд на педагогическую деятельность, реальный образовательный процесс. В этих условиях особое значение приобретает личностно-профессиональное развитие педагогических кадров дошкольных учреждений как одного из главных ресурсов обеспечения и развития качества дошкольного образования.

        Современный воспитатель дошкольного учреждения должен уметь мыслить и действовать сообразно новым нормам профессиональной педагогической деятельности: обладать способностью к концептуальному мышлению; гуманистическими ценностными мировоззренческими установками; рефлексивно–аналитическими, креативными, проектно–технологическими, организаторскими, коммуникативными, исследовательскими способностями. Это актуализирует необходимость первоочередного решения задач формирования новой профессиональной компетентности воспитателей в ситуации все возрастающих требований семьи, общества и государства к качеству дошкольного образования.

        Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования. Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности, усложнение возложенных Законом РФ «Об образовании» функций ДОУ в новых экономических условиях, повлекли за собой значительные преобразования организации управления, усложнили обязанности воспитателя, потребовали совершенствования управленческой системы. Сегодня педагогические работники дошкольных учреждений призваны решать сложные задачи перестройки системы дошкольного образования. Основная функция современного детского сада -  целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, cпособов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Для качественного осуществления данной функции на современном этапе, педагогическому коллективу  необходимо  работать в режиме внедрения новшеств и инноваций.

        Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

         Личностно-профессиональное развитие специалиста дошкольного образования - одно из приоритетных направлений модернизации образовательной системы, предусматривающей выработку новых форм взаимодействия с детьми, новых программ и концепций.

        Исходя из всего выше сказанного, в нашем ДОУ определились цели методической работы:

  1. Обеспечение научных подходов к организации педагогического процесса.
  2. Совершенствование профессионального уровня педагогического коллектива.
  3. Анализ результативности педагогического процесса.

                                Задачи методической работы:

  1. Внедрение в практику инновационных педагогических технологий.
  2. Совершенствование планирования.
  3. Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
  4. Обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов.
  5. Совершенствование информационного обеспечения.

        Решение данных задач невозможно без высокопрофессиональных педагогических кадров, поэтому в нашем детском саду разработана план- программа профессионально-личностного развития педагогов.

        Цель: развитие личностных ориентаций, мотивов и профессиональных потребностей, профессионально значимых знаний, умений и качеств личности педагогов детского сада.

                                  Направления деятельности:

  1. Анализ профессионализма педагогов на основе изучения их профессиональных потребностей, результатов деятельности, личностных и профессиональных качеств личности.
  2. Развитие целевых и проектировочных умений педагогов.
  3. Организация деятельности по повышению профессиональных знаний, умений педагогов, создания условий для самосовершенствования.
  4. Индивидуальное проектирование профессионального роста педагога.
  5. Поддержание благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

        Система повышения профессионализма педагогов разрабатывается на основе изучения и анализа профессионального уровня педагогов, их потребностей, мотивов деятельности, запроса родителей, стратегии развития дошкольного образования на различных уровнях.

        Основная линия деятельности по профессиональному развитию педагогов – выработка ценностно-смыслового, нравственно-ориентированного единства в коллективе через организацию целевой, проектировочной деятельности и презентацию результатов.

        Заведующая Т.М. Тимонина направляет и организует теоретическую, практическую и научную работу педагогов, направляя их профессиональное совершенствование. Используемые формы и методы работы с педагогическим персоналом ориентированы на углубленное усвоение ими отдельных содержательных направлений, расширение психолого-педагогического кругозора, максимальную самореализацию, развитие способностей и творческого потенциала и повышение самооценки работников.

В МДОУ созданы:

  1.  База данных о педагогах МДОУ.
  2. Система отслеживания профессиональных и информационных потребностей педагогов на основе разработанного банка диагностических методик.

Система методической работы в МДОУ выстраивается в следующих направлениях:

-  по отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. В этой связи разработаны индивидуальные планы-графики повышения квалификации педагогов МДОУ;  

- по отношению к педагогическому коллективу МДОУ. В этом направлении методическая работа направлена на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта;  

 - по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики.

Таким образом, под личностно-профессиональным развитием педагогов, мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных  действий, мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете – на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания детей.

Для достижения целей профессионального роста педагогов  создана система непрерывного повышения квалификации в условиях методической работы ДОУ, курсах повышения квалификации, авторских курсах. Используются активизирующие формы и методы обучения, подобранные с учетом индивидуальных особенностей каждого педагога, их потребностей и творческого потенциала.

 Предлагаем модель организации методической работы по подготовке в самом образовательном учреждении современно мыслящих педагогов, способных максимально эффективно обеспечить решение задач, стоящих перед образовательным учреждением.

          Деятельность руководителя по профессиональному и личностному развитию педагогов МАДОУ д/с «Василек»

          Цель:

  1. Создание условий в ДОУ, обеспечивающих теоретическую и     практическую подготовку педагогических кадров.
  2. Совершенствование кадровой политики в ДОУ, направленной на повышение самооценки и проектировочно-целевых умений педагогов.
  3. Индивидуализация профессионального развития педагогов ДОУ.

Задачи:

  1. Повысить теоретическую грамотность педагогов, расширить психолого-педагогический кругозор.
  2. Выявить профессиональные потребности педагогов, ведущие мотивы профессиональной деятельности, разработать систему изучения результативности, мотивации деятельности педагогов детского сада.
  3. Создать условия для повышения квалификации педагогов в ДОУ, районе, городе.
  4. Создать условия для профессиональной самореализации педагогов ДОУ.
  5. Организовать проектировочную деятельность педагогов в детском саду, районе, городе.
  6. Создать непрерывную систему повышения квалификации в детском саду с учетом уровня мотивации, профессиональных потребностей педагогов.
  7. Разработать индивидуальные программы профессионального и личностного роста педагогов учреждения.
  8. Совершенствование управленческой деятельности с позиции мотивирования и стимулирования

Направления профессионального и личностного развития педагогов МАДОУ детского сада «Василек»

        Содержание деятельности:

  1. Разработка системы изучения потребностей, мотивов и результатов деятельности педагогов учреждения:

- самоанализ результативности деятельности за учебный год;

- анализ профессиональной творческой активности педагогов.

  1. Разработка и организация работы психолого-педагогических мастерских (1 раз в 2 месяца) с целью повышения теоретико-практической подготовки педагогов.
  2. Оценка уровня мотивации педагогов детского сада, разработка мероприятий по созданию условий для самореализации педагогов.
  3. Создание творческой благоприятной обстановки в коллективе, навыков эффективного взаимодействия сотрудников.
  4. Разработка и реализация системы выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта педагогов детского сада
  5. Организация работы по аналитико-проектировочной деятельности
  6. Совершенствование системы повышения квалификации педагогов с целью развития аналитико-проектировочной деятельности по направлениям:

«Развивающее и проблемное обучение»;

«Самоанализ деятельности».

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие администрации с педагогами, взаимодействий в коллективе (образовательная программа детского сада, локальные акты)
  2. Организация методических мероприятий для педагогов, направленных на профессиональную самореализацию педагогов.
  3.  Разработка пакета документов по индивидуализации профессионального развития педагогов детского сада («Портфолио педагога»): индивидуальной программы профессионального и личностного роста, нормативные документы детского сада и др.  
  4.  Совершенствование системы повышения квалификации педагогов с целью формирования эффективной системы самообразования с учетов мотивов и профессиональных потребностей сотрудников.        

        В данной работе учитывается то, что качественный состав педагогов не однороден. Поэтому  в работе используется дифференцированный подход по уровню педагогического мастерства

                                    Диференцация групп по уровню творческого    потенциала педагогов

группы

Дифференцация групп

Формы методической работы

1 группа

Творчески работающие педагоги

Педагогическая мастерская, мастер-клас, конкурс профессионального мастерства, наставничество, творческий отчет, презентация авторской технологии

2 группа

Педагоги исследователи

Конкурс профессионального мастерства, творческие группы, ролевая игра , творческий отчет

3 группа

Педагоги стажеры

Собеседования, педагогический практикум, консультация, лист обратной связи

4 группа

Молодые педагоги

Собеседования, персональный контроль, наставничество, консультации

 

        Таким образом, созданная в ДОУ система работы  способствует повышению профессионализма педагогов, их  мастерства и творческих возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Школа педагогического мастерства» как способ повышения личностно-профессионального потенциала современного педагога

То, что я услышал – я забыл,То, что я увидел – я помню,То, что я сделал – я знаю.Китайская народная мудрость...

Профессиональное развитие педагога как условие обеспечения качества современного образования

№ 1. Практика и особенности реализации проф. стандарта педагога;№ 2.Определение модели целевой подготовки педагогов;№ 3.Развитие мастерства в профессии педагога - система наставничества и профессионал...

«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Всероссийская профессиональная олимпиадаработников дошкольного образования«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования

Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...

Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации ФГОС в учреждении дошкольного образования

Высокие темпы технологии, технических систем, которые применяются на производстве, в быту, в сфере досуга человека являются отличительной чертой современного мира. Сегодня дети обладают широкой информ...

Развитие профессиональной компетентности педагога как условие обеспечения качества образования через способы становления функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах че...