Креативные игры для педагогов
материал по теме

Ролевая и имитационная игра в рамках работы над проектом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра «Багаж»

Цель. Определить свои профессиональные и личностные ресурсы, пережить опыт решения жизненной задачи.

Задачи. Определить профессиональные и жизненные ценности; выявить и закрепить имеющиеся потенциальные ресурсы личности.

Сюжет игры. Игра разворачивается по этапам, которые соответствуют этапам сценария и определены попыткой решения игровой задачи. На первом этапе ведущий сообщает о том, что у всех имеется возможность попробовать себя в различных профессиях, необходимых для дошкольного детства, и «корабля» с таким же названием. Предлагается выбрать профессию реальную или фантастическую, определить должностные обязанности и поле деятельности на борту корабля «Дошкольное детство». Важно, чтобы на данном этапе слушатели осознавали важность и ценность своей профессии. Это способствует личностной идентификации с профессией.

Предполагается, что они проходят процедуру приема на работу в корабельную команду. Затем участникам предлагается убедительно объяснить, почему именно их надо взять в команду, что они умеют делать хорошо, чем известны. После чего участникам предлагается взять с собой по десять предметов, необходимых для плавания и выполнения своих обязанностей. Данный этап направлен на актуализацию жизненного опыта. Участники записывают на бланках перечень предметов и обосновывают вслух свой выбор.

В следующей части игры сообщается о том, что корабль потерпел крушение и необходимо пересесть в шлюпки. Места в них мало, поэтому с собой можно взять только по одному предмету из списка. Каждый из участников пишет название выбранного предмета и кладет в общий сундучок. Затем с помощью жеребьевки эти предметы раздаются участникам в случайном порядке. При этом можно услышать возгласы радости и разочарования. Предметы достаются самые разные: деньги, чужие документы, клоунский костюм, кукольный театр, огнетушитель и т.д. Данный этап, оставляющий все меньше внешних примет профессии, позволяет ориентировать участников на дальнейшие игровые действия, стимулировать возникновение опоры на содержательные стороны заявленной профессии и внутренние личностные ресурсы.

Ведущий сообщает, что на острове, на который попали участники, с ними встретятся представители местного муницепалитета и, так как связь с большой землей будет налажена нескоро, им предлагается высказать пожелания о том, какую работу они хотели бы получить, на какую зарплату рассчитывают и на что ее должно хватить.

Следующий этап связан с рождением нового знания и позитивного социального опыта. Ведущий предлагает участникам ответить на четыре вопроса. 1. Как вы собираетесь сохранить свою квалификацию? 2. Как и какой будете создавать имидж и каким образом устанавливать деловые и эмоциональные связи с другими? 3. Каким образом собираетесь зарабатывать деньги? 4. Что будете предпринимать для возвращения домой? На заключительном этапе предлагается сформулировать в малых группах или всем вместе «Памятку эмигранту, или Что может сделать человек, чтобы профессионально и личностно адаптироваться к новым условиям жизни и труда». Участники предлагают совершать необходимые, с их точки зрения, действия.

Завершающий этап игры – коллективное обсуждение полученного опыта.

Отчет о проведении ролевой игры «Багаж»

В ролевой игре «Багаж», где основная цель определить профессиональные и жизненные ценности  при прохождении процедуры приема на работу в корабельную команду, участники называли достаточно «земные» профессии, которым они были готовы соответствовать, например повар, корабельный врач, боцман, экскурсовод.

Но встречались и совершенно неожиданные: зоопсихолог, звездочет, водолаз. При объяснении, почему именно их надо взять в команду педагоги в основном  говорили о реальных притязаниях. Можно констатировать: уровень профессиональных притязаний в большинстве случаев оказывался невысоким, и  доминировала ориентация на внешнее проявление профессиональных достижений (грамоты, разряды, поощрения) Кроме того, зачастую педагоги считали достижениями просто выполнение должностных обязанностей. При определении какую работу они хотели бы получить, некоторые пытались приспособить под себя новую среду, старались диктовать условия сами, при этом не очень желая замечать изменившуюся картину мира. Всего 2 участника прежде, чем выбрать профессию попытались поинтересоваться тем, какие профессии востребованы на острове.

Следующий этап связан с рождением нового знания и позитивного социального опыта. Ведущий предлагал участникам ответить на четыре вопроса. 1. Как вы собираетесь сохранить свою квалификацию? 2. Как и какой будете создавать имидж и каким образом устанавливать деловые и эмоциональные связи с другими? 3. Какими образом собираетесь зарабатывать деньги? 4. Что будете предпринимать для возвращения домой? На этом этапе игры раскрылся невостребованный творческий потенциал участников, ярко проявились их лидерские качества: разумность предлагаемых действий, принятие ответственности на себя, инициатива в объединении участников в одну группу, готовность проявить себя в новой профессиональной и социальной роли. Участие в игре становилось все более зрительным и перешло в стадию обсуждения возможностей реализации совместных проектов.

На заключительном этапе предлагалось сформулировать в малых группах или всем вместе «Памятку эмигранту, или Что может сделать человек, чтобы профессионально и личностно адаптироваться к новым условиям жизни и труда». Участники предлагали совершать необходимые, с их точки зрения, действия: не паниковать и не отчаиваться – всегда есть выход; отнестись к ситуации, как к новому повороту судьбы, найти в ней положительные стороны, быть готовым приобрести новый опыт; не просить, а предлагать, сохранять себя как личность, как часть культуры, не размениваться, не терять человеческого достоинства; найти «своих»,  помнить, что мы многое можем, а еще больше можем вместе.

Завершающий этап игры – коллективное обсуждение полученного опыта. Отвечая на вопрос, что дало участие в игре, участники отмечали: «увидели нового себя», узнали «о себе много нового», «есть, над чем подумать и над чем поработать».

Имитационная игра «Мой детский сад»

Цель. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность в ситуации выбора направления работы.

Задачи. Укреплять субъективную позицию воспитателя, стремящегося внести новшества в работу образовательного учреждения в соответствии с программой его развития и профессионально-личностными возможностями педколлектива; активизировать использование полученных знаний и практических умений в конкретной профессиональной деятельности.

Сюжет игры. Разворачивается по этапам, которые соответствуют этапам решения творческой задачи и рефлексии процесса решения.

Ведущий сообщает план проведения игры: в соответствии с предложенными критериями нужно разработать и представить на рассмотрение экспертам инновационный проект развития учреждения, направленный на развитие одной или не6скольких сторон жизнедеятельности вашего ДОУ; проявить имеющиеся организаторские способности и возможности, чтобы эксперты признали именно ваш проект наиболее актуальным. При необходимости ведущий совместно с экспертами отвечает на вопросы, дает пояснения, консультирует.

Участники разрабатывают проекты в соответствии с определенными требованиями. Эта работа может быть домашним заданием, или группа работает в пределах 30-40 минут на занятии, заполняя бланк ответами на следующие вопросы:

  1. Название проекта (программы), которое должно отражать основную идею разработчиков, например: «Мальчики и девочки», «Предшкольная пора», «Мой мир» ит.д.
  2. Актуальность, т.е. доказательство жизненной значимости проекта.
  3. Миссия, т.е. девиз, эмблема, отражающая основную идею проекта, например «От экологии природы к экологии души», «Дружат дети на планете: ты -  со мной, а я -  с тобой»
  4. Намеченные преобразования, которые включают условия (материально-технические, методические, кадровые) предлагаемые преобразования и результаты.
  5. Финансирование, определение его источника, необходимые средства и обоснование.

Этап защиты представляет публичную презентацию проекта возможно в формате Power Point, если это было домашнее задание, после которой эксперты и все желающие задают вопросы. По окончании защиты экспертная группа высказывает суждения о каждом проекте, комментирует его содержание, выносит итоговые оценки, отвечает на вопросы. Большое внимание в комментариях уделяется особенностям поведения игроков.

Участники подводят итоги в форме группового интервью, отвечая на вопросы. Как вы увидели ситуацию и себя в ней? Какие организаторские способности Вы использовали в игре? Каких умений навыков Вам не хватало? Что вызвало трудности? Расскажите о своих переживаниях в ситуациях конкретного взаимодействия. Что вы считаете в связи с этим наиболее ценным для себя? Какой игровой опыт считаете применимым в реальной жизни?

В завершение игры всем предлагается сформулировать рекомендации по разработке собственных проектов развития учреждения. Игра позволяет не только активизировать имеющиеся знания, выявить пробелы, дать опыт взаимодействия, но и активизировать творческий потенциал педагогов.

Отчет о проведении имитационной игры «Мой детский сад»

В Имитационной игре «Мой детский сад» в соответствии с предложенными критериями нужно было разработать и представить на рассмотрение экспертам инновационный проект развития дошкольного учреждения, направленный на развитие одной или нескольких сторон жизнедеятельности  ДОУ; проявить имеющиеся организаторские способности и возможности, чтобы эксперты признали именно ваш проект наиболее актуальным.

 Интересными были проекты «Предшкольная пора» и «Мальчики и девочки». В программе «Предшкола» - подготовительная к школе группа (воспитатели Школьникова О. П., Исакова Л. Е.) значимым основанием актуальности проблемы предложили выполнение Закона «об образовании», прежде всего доступность дошкольного образования и реализацию национального проекта образования. Создатели проекта «Мальчики и девочки» - старшая группа «Гномик» (воспитатели Фирсова С. В., Остапенко Т. М.) говорили об актуальности темы в связи с отсутствием положительного образа мужчины у ряда детей, с увеличением числа неполных семей, нехватки педагогов-мужчин и необходимостью полового воспитания.

Намеченными  преобразованиями  в проекте «Предшкола» стали создание равных условий для всех детей дошкольного возраста,  форма охвата детей дошкольным образованием в условиях ДОУ (группа кратковременного пребывания «Я и мой малыш»). Создатели проекта «Мальчики и девочки» наметили организацию отдельных спален для мальчиков и девочек, мастерских для маленьких мастеров, дополнительных спортивных секций, привлечение к работе с мальчиками педагогов-мужчин. Все выбранные темы проектов отличались большим разнообразием,  как по материалу, так и по содержанию. Защита проектов показала: в большинстве случаев действия педагогов по решению профессиональных задач отличаются осознанностью, самостоятельностью, рефлексией, пониманием целей педагогической деятельности, умением дать точное описание прогнозируемого результата развития учреждения. Подводя итоги  проведения данных игр, мы пришли к выводу, что примерно  20% педагогов формально участвовали в разработке проектов, выполняли задания по образцу, по заранее заданному алгоритму; 60% - это педагоги с преобладающим стремлением выполнить задание и защитить собственную позицию в представленной разработке и поэтому весьма активные и в разработке проекта и в осмыслении собственных действий, и лишь 20% действительно стремились обогатить свой опыт, пересмотреть собственную позицию, взглянуть на себя, как бы со стороны, т.е. выйти за рамки познавательной и профессиональной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

Деловая игра для педагогов "Креативность - как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДО"

Очень интересная форма  проведения МО педагогов детского сада.Никто не остался в стороне, все с интузиазмом включились в игру!...

Деловая игра для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

Какие они будут, наши дети!Ведь все это зависит лишь от нас,И на пороге будущих столетийБыть может, они будут лучше нас. А. Шершунович, Т. Чукасова...

Деловая игра с педагогами ДОО "Креативный педагог-креативный ребенок"

Актуальность креативных качеств современного воспитателя сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, ...

Деловая игра для педагогов с элементами тренинга Тема: Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

Любое обновление педагогического процесса образовательного учреждения требует не только реконструкции содержания образования, но и определенного прогресса в кадровом отношении. Эти линии развиваются п...