Педагогический совет по теме «Социально-личностное развитие дошкольника"
материал на тему

Устинова Ольга Владиславовна

 

Цель педсовета - систематизация знаний педагогов о социально-личностном развитии дошкольников

Повестка дня:

  1. Теоретическая часть: «Детская субкультура как механизм социализации дошкольников» 
  2. Практическая часть: работа в группах
  3. Викторина «Войны не знали мы, но всё же…»
  4. Решение педсовета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_no3.doc69.5 КБ
Microsoft Office document icon detskaya_subkultura.doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_situacii.doc24 КБ
Office presentation icon pedsovet_no3.ppt2.28 МБ

Предварительный просмотр:

 Педагогический совет по теме

«Социально-личностное развитие дошкольника»

Цель: систематизация знаний педагогов о социально-личностном развитии дошкольников

Повестка дня:

  1. Теоретическая часть: «Детская субкультура как механизм социализации дошкольников» - педагог-психолог Васинова И.Л..
  2. Практическая часть: работа в группах
  3. Викторина «Войны не знали мы, но всё же…»
  4. Решение педсовета.

Ход педсовета

  1. Сообщение на тему «Феномен детской субкультуры» (Приложение1).
  2. Работа в группах.

    Я предлагаю вам вспомнить компоненты социально-личностного развития ребёнка. Вы видите их на экране.

слайд №7

    Это некоторые из них, те которые мы реализуем в детском саду в работе с детьми:

  1. Поло-ролевое воспитание;
  2. Трудовое воспитание;
  3. Патриотическое воспитание;
  4. Правовое воспитание.

    А как решаются эти направления развития ребёнка в программе «Радуга». Есть ли в программе такие разделы?

    Вам предстоит задание: каждой подгруппе раскрыть, через какие формы и методы решаются задачи социально-нравственного развития дошкольников по предлагаемым направлениям?

Работа в группах

  1. Викторина «Войны не знали мы, но всё же…»

Маленькая родина все равно большая,

                                                                    ведь она единственная.

                                                                                                              Ж. Ренар

     Моя малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать — все!

    С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традици ями «своей» социокультурной среды — местными историко-культур ными, национальными, географическими, природными особеннос тями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются пред посылки гражданских качеств, развиваются представления о челове ке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

    Ученые установили, что у человека есть ген патрио тизма. Давайте вспомним, что же обозначает слово «пат риотизм»?

(Ответы педагогов.)

    «Патриотизм» — слово греческого происхождения. В «Словаре кратких иностранных терминов» написано:

слайд №8

      «Патриотизм — любовь к родине, отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями».

   Хочется вспомнить слова Е.И. Рерих:

слайд №9

    «Патриотизм есть высокое благороднейшее и священное чувство. Полюбим родину такой, какая она есть, прислушаемся к биению ее сердца». А что такое Родина?

    А что такое родина? Такое знакомое слово, но возникает пауза после этого вопроса. Давайте сейчас каждый из нас скажет, как он понимает для себя это слово.

    Давайте подберем родственные слова к этому слову:

слайд №10

    Родина, род, народ, природа, родители, дородный, борода, родник.

(Слова записываются на доске.)

    У вас вызвало недоумение слово «борода». Все правильно, это слово из данного ряда родственных слов. Считалось, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, во время родов передает своему ребенку родовую память через косу. Так считали наши предки. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хра нят в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороды. Волосы носят еще и защитную функцию, они согревают лицо и голову во время морозов. Моду на бритье бороды ввел наш царь-реформатор, который привез эту моду из-за границы.

    Эти слова объединяет единый корень - род.

слайд №11

    Род - ряд поколений, происходящих от одного предка, а также, вообще, поколение (Толковый словарь русского языка).

    Родина — это территория, на которой живет наш народ. А народ состоит из нескольких ро дов.

    Род — это начало всего живого, сама жизнь.

    Давайте рассмотрим такие слова:

У - род и Вы — род — ок.

    Эти слова тоже имеют корень – род.

У - род — находящийся около рода.

Вы — род — ок - ушедший от рода, от жизни, значит несущий смерть. Этими словами называют людей, которые отреклись от своего рода, предателей.

    Если заглянуть в словарь, то там написано: «Роди на — страна, в которой родился человек». Родиться можно в США, а жить в России, что же будет тогда родиной?

(Ответы участников)

    Давайте вернёмся к определению понятия «патриотизм» - это любовь к родине.

    Вы можете назвать страны, где пропагандируют патриотизм?

    США понимают, что произойдет со страной, где не будут пропагандировать это чувство. Сейчас я за читаю вам рассекреченный документ, послушайте его внимательно.

    Это директива Аллена Даллеса, бывшего директора ЦРУ и руководителя политической разведки США, так называемая «Американская доктрина борьбы против СССР», составленная еще в 1945 г. и которая ознаме новала начало так называемой «холодной войны».

    Вот что в ней говорится:

    «Окончится война, все как-то устроится, и мы бро сим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению.

    Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их цен ности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своим масштабам трагедия гибели самого непокорного на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Литература, театр, кино — все будет изображать и прославлять самые низменные человечес кие чувства. Мы будем всячески поддерживать всех, кто станет насаждать в человеческом сознании культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякую безнравственность.

    В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и пос тоянно способствовать самодурству чиновников и взя точников, беспринципности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не будут нужны, превра тятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, предательство, национализм и вражду народов — все это мы будем культивировать в сознании людей.

    И лишь немногие, очень немногие будут догады ваться, что происходит. Но таких людей мы будем ставить в беспомощное положение, превратим в посме шище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества.

    Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем таким образом расшатывать поколение за по колением, мы будем браться за людей с детских и юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растле вать ее. Вот так мы это сделаем» (Синельников В. Таинственная сила слова. Формула любви. - М.: Центрполиграф, 2006).

    Благодаря этой непокорности и особенности менталитета русского народа и была одержана Победа в ВОВ. Давайте проведём небольшую викторину и вспомним события ВОВ.

Слайд №12.13

Задание 1. Мы помним ваши имена.

    Благодарные потомки всегда будут помнить Героев Великой Отечественной войны. Давайте сегодня все вме сте вспомним их имена.

1.  Летчик, Герой Советского Союза, совершивший первый воз душный ночной таран. (В. Талалихин.)

2.  Летчик, освоивший протезы после ампутации голеней обеих ног и добившийся возвращения в полк. Его беспримерный подвиг положен в основу художественного произведения советского писа теля. (А. П. Маресьев.)

3.  Герой Советского Союза, гвардии рядовой, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота и тем самым обеспечивший успешное наступление своего батальона. (А.М. Матросов.)

4.  Военный инженер, генерал-лейтенант, зверски замученный в фашистском лагере. (Д.М. Карбышев.)

5.   17-летняя героиня Великой Отечественной войны, партизан ка «Таня»; первая из женщин удостоена звания Героя Советского Союза — посмертно. (З.А. Космодемьянская.)

слайд №14

6.  Политрук, которому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва». (В. Клочков.)

7.  Генерал, под командованием которого 28 солдат-красноармей цев в 1941 г. остановили танки под Москвой. (И.В. Панфилов.)

8. Советский военачальник, герой Гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны командовал кавалерией Красной армии. (С.М. Буденный.)

9.  Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза. Командовал Парадом Победы на Красной площади 24 июня 1945 г. (К.К. Рокоссовский.)

10.  Одним из первых героев ВОВ стал бесстрашный летчик, совершивший «огненный таран». Он направил горящий самолет на вражескую автоколонну. Произошло это на 5-й день войны. Назовите его имя. (Н. Гастелло.)

Задание 2. Выбери правильный ответ.

    Следующее задание будет проходить в форме игры «Кто хочет стать миллионером?».

    Каждой команде по очереди зачитываются вопросы и предлага ются четыре варианта ответа.

Слайд №15

1. Как назывался план завоевания Советского Союза, разработанный Гитлером?

  1. «Атака».
  2. «Тайфун».
  3. «Барбаросса».
  4. «Цунами».

Слайд №16

2. Цепь немецких укреплений на западном берегу Днепра.

  1. Восточный вал.
  2. Западный перевал.
  3. Перешеек Днепра.
  4. Неприступная крепость.

Слайд №17

  1. Современное название бывшего Сталинграда.
  1. Волгодонск.
  2. Вологда.
  3. Днепропетровск.
  4. Волгоград.

Слайд №18

4.  Как звали девочку, которая вела дневник в страшные дни бло кады Ленинграда?

  1. Рита.
  2. Алена.
  3. Таня.
  4. Оля.

Слайд №19

слайд №20

5. Кого в годы Великой Отечественной войны немцы называли «черной смертью»?

  1. Советских танкистов.
  2. Партизан.
  3. Советских летчиков-истребителей.
  4. Советских морских пехотинцев

Слайд №21

6. В августе 1941 г. в должности Верховного Главнокомандующего был утвержден...

  1. И.В. Сталин.
  2. А. М. Василевский.
  3. Г.К. Жуков.
  4. Л. II. Берия.

Слайд №22

7. Как расшифровывалось название советского танка КВ?

  1. «Красное вооружение».
  2. «Конец войне».
  3. «Клим Ворошилов».
  4. «Красный воин».

Слайд №23

8. 20 ноября 1945 г. начался судебный процесс по делу соверше ния преступлений против мира и человечества. На скамье подсудимых оказался 21 человек — активные участники террора, грабежей и угнетений на оккупированных территориях. Этот процесс длился почти год. В каком городе проходило судебное заседание?

  1. В Нюрнберге.
  2. В Мюнхене.
  3. В Берлине.
  4. В Баварии.

Слайд №24

слайд №25

Задание 3.  На защиту Родины в годы войны встали все - от мала до велика. Немало было совершено тогда героических дел. Давайте сегодня вспомним с вами детей – героев ВОВ.

Слайд №25

  1. Леня Голиков,
  2. Марат Казей,
  3. Зоя Космодемьянская,
  4. Валя Котик,
  5. Зина Портнова,
  6. Муся Пинкензон.

слайд №26

Задание 4. Решение педагогических ситуаций (Приложение 2).

Слайд №27

Задание 5. Художественная литература о войне.

    Многие поэты и писатели прославляли подвиг русского солдата в своих произведениях. Предлагаю вам следующее задание: назвать известные художественные произведения о Великой Отечественной войне, с которыми вы знакомите детей.

Команды по очереди называют произведение и его автора.

Примерные ответы:

Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники».

С. Баруздин «Рассказы о войне», «Шел по улице солдат», «Твои защитники».

Е. Благинина «Шинель».

С. Михалков «День Победы», «Мы — военные».

Е. Трутнева «Победа».

С. Алексеев. Цикл рассказов о Великой Отечественной войне («Первый ночной таран», «Дом» и др.).

В. Карасева «Хлебные крошки».

Н. Карасев «Автомат пионерки Чарухчан».

С. Колин «В осажденном городе».

М. Лопырева «Хлебные карточки».

А. Митяев «Мешок овсянки», «Землянка».

Т. Трутнева «Советский воин», «Победой кончилась война».

Г. Рублев «Солдаты».

А. Кузнецов «Иришка-пулеметчица», «Таежный подарок».

А. Гайдар «Война и дети».

А. Митяев «Почему армия родная».

  1. Решение педсовета.

слайд №28



Предварительный просмотр:

Приложение1

ФЕНОМЕН ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

    Детство — период жизни человека от новорожденности до до стижения социальной и психологической зрелости, во время ко торого происходит его развитие, становление как полноценного члена человеческого общества.    

    Социальное развитие — это про цесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т. е. становится социаль но компетентным.

    Социализация — процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В. Мудрик).

    Социализация — это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отельным группам. Это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.

    Одним из механизмов социализации дошкольников является такой феномен как детская субкультура.

    Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенно стей поведения, форм общения и деятельности самих детей, сво его рода культура в культуре, живущая по специфическим и са мобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.

    Субкультура — неинституционализированная форма социаль ного образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носите лем основных культурных ценностей является детское сообще ство, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы и т.п.

    Таким образом, детская субкультура — вариант широко рас пространенного в обществе процесса трансляции культуры, со циального опыта от поколения к поколению. В широком значе нии — это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, ус тановок, способов деятельности и форм общения, осуществляе мых в детских сообществах в той или иной конкретно-историчес кой ситуации развития.

    Одна из главных особенностей детской субкультуры заключа ется в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой — детская субкульту ра - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн).

    Благодаря детской субкультуре ребёнок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например:

- дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плак сивость, жадность, т.е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устой чивость и самообладание;

- колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых ма леньких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом — защита и опасный внешний мир, который до поры до времени ребенку знать не надо; раскрывают принципы семейного жизнеустройства, фор мируют базовое доверие к близким и к миру в целом (место ре бенка в доме — самое хорошее и красивое, мама — самая лучшая и заботливая, семья — защита и надежность);

- детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: «я есть», «я могу», что помогает дошкольнику переживать чувство одиночества ин дивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.

     Рассмотрим компоненты детской субкультуры:

-  детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстника ми. Это правила вступления в различные формы и виды детс кой деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ри туалы), знаки собственности, взыскание долгов, отношения мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных груп пах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, с помощью дразнилок, обзывалок, отговорок);

-  детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки и др);

-  детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы, «чер ный юмор» или детские «садистские» стишки);

-  своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищ ницы, тайники) и коллекционирование;

-  способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды иг ровой деятельности и продуктивные виды деятельности, а также походы в особые (страшные) места (подвалы, черда ки, кладбище, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, мусорка, стройка); рас сказывание страшных историй, детское гадание и т.д.;

-  детская мода; эстетические представления детей (составле ние веночков и букетов, «секреты»);

-  субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих цен ностей: проблематизация, философствование, словотворче ство, сказочный мир;

-  детская картина мира, т.е. особая система мировоззренчес ких знаний, которая включает в себя совокупность пред ставлений, смысловых отношений, охватывающих основ ные стороны взаимодействия ребенка с миром.

    Остановимся на краткой характеристике некоторых компонен тов субкультуры.

    Стихийные детские проблематизации, представляющие собой вопросы ребенка относительно преобразований обычного в необычное и предполагают выход за предел обыденных причинно-следственных связей, например: «Что б сказал Шарик, если бы вдруг заговорил?» или «А если день и ночь вместе будут, то будет больше темно или больше светло?» Такие вопросы не имеют однозначных ответов, они заставляют работать воображение ребенка и взрослого, являются средством расширения их сознания, ориентируют на ценности идеологического общения, творческого сотрудничества.

    Особый пласт субкультуры детства образуют явления детского философствования, например, размышления о природе таких универсальных феноменов, как жизнь, космос, истина, добро, зло и т. д., нередко наивны, однако затрагивают вечные вопросы человеческого бытия: «Со мной никто не играет, поэтому я хочу умереть. Я умру, и тебе будет легче». Ребенок заостряет проблему одиночества, которую ощутил в какой-то момент жизни. Такими «философемами» во многом определяется целостная картина мира, рождающаяся в детском сознании. Она объединяет в себе общее и частное, существующее и вымышленное, не только упорядочивает действительность, но и ставит ее под вечные вопросы, разрушает самоочевидное. В этом плане данная субкультурная форма способствуют более глубокому приобщению ребенка к творческому опыту людей.

    Детское словотворчество — неотъемлемая часть детской субкультуры. Этот феномен хорошо описан в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти», который писал: «Сам того не подозревая, ребёнок направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями людей «языковое богатство». Дети делают слово более живым и предметным, пластичным и гибким, вбирающим все богатство возможных оттенков его значения».

    Ребенок экспериментирует со словом для того, чтобы быть услышанным взрослым, выделяя свою уникальную речь из речевого потока старших и одновременно побуждая их к общению.

    Смеховой мир детства можно рассматривать и как самостоятельный компонент детской субкультуры, и как часть детского фольклора. Не случайно, некоторые исследователи используют понятие «смеховой фольклор». В него входят: анекдоты, розыгры ши, поддевки, перевертыши, истории-небылицы, страшилки, «черный юмор» или детские «садистские» стишки.

    Перевертыши, нелепицы, небылицы — особые словесные произ ведения, где наизнанку выворачивается подсказываемое здравым смыслом обычное положение вещей, проблематизируются обще принятые представления об окружающем:

-  Что я видел! Что я видел!

-  Куманек, а что ты видел?

-  Пятнадцать лягушек палили из пушек в дубовый пенек!

-  Ой, врешь, куманек!

-  Что я видел! Что я видел!

-  Куманек, а что ты видел?

-  Сорока в лесу доила козу в дырявый горшок!

-  Ой, врешь, куманек!

Своими корнями они уходят в народную смеховую культуру. К.И. Чуковский называл их «лепые нелепицы». Чтобы воспринять мир таким, какой он есть на самом деле, ребенок должен внача ле увидеть его перевернутым. Этим и объясняется противоречи вость и парадоксальность детской картины мира, в которой все меняется местами, наделяется непривычными свойствами и воз можностями. Как составляющие детской субкультуры переверты ши и нелепицы выступают не только средством расширения со знания ребенка, развития творческих способностей, понимания жизненных ценностей и смыслов, но и индикатором его психи ческого состояния. Это связано с тем, что одним из важнейших показателей психического, умственного и творческого развития ребенка-дошкольника является наличие у него чувства юмора и комического.

    Большой  интерес представляет такой жанр смехового мира дошкольников, как страшилки. До 5 лет многие дети боятся страшилок, так как осознание любого сюжета требует понимания причинно-следственных связей, что, согласно Ж. Пиаже, происхо дит к 5-6 годам. В 5—6 лет дошкольники начинают обыгрывать ситуацию «страшно»: играют в приведение, пугают друг друга, прячась в укромном месте или надев на себя какое-то покрывало.

    В возрасте  6—7 лет начинают появляться собственно страшилки в словесном варианте, исполняемые в коллективе в качестве своеобразной игры на публику. В дошкольном возрасте страшилкиI и принимают форму историй ужасного и трагического содержания («В одном черном-черном лесу, стоит черный-черный дом...»).

     Рассказывание страшилок — прерогатива лидера детской группы, который таким образом самоутверждается среди сверстников. В целом для ребенка прохождение через испытание страшилкой аналогично архаичному обряду инициации и переходу на более высокую возрастную ступень.

    В середине 80-х гг. XX в. появилась еще одна форма страшилок - так называемые «садистские» стишки («садюшки»):

                   Маленький мальчик нашел пулемет,

                   Больше в деревне никто не живет.

     Существуют разные точки зрения на их появление. Одни авторы считают, что объектом насмешки в них выступает зло, а не глумление над человеческим несчастьем. Другие — говорят о том, что в них просматривается поэтизация жестокости, что свидетельствует о дегуманизации детской жизни. Очевидно одно: если у ребёнка есть устойчивый интерес к ним, который сочетается с систематическими проявлениями жестокости в реальной жизни, это свидетельствует о социальном и психологическом неблагополучии ребенка.

    Анекдоты зафиксированы в общении детей с 5-летнего возраста. Они способствуют благополучному вхождению ребенка в коллектив: принятие ребенка товарищами по группе, примирение со сверстниками, привлечение к себе внимания в процессе игры или свободной практической деятельности.

    Рассказчиком анекдотов обычно становится признанный лидер группы или ребенок-озорник, выступающий в роли шута. У 5- и 6-летних детей наряду с действительными анекдотами в ситуации общения присутствуют псевдоанекдоты, когда рассказывается нечто короткое и по содержанию не очень смешное. При этом ребята заразительно хохочут. Не понимая сути анекдота, они уже интуитивно осознают его коммуникативную направленность. В 6—7 лет дети начинают воспроизводить слышанные ранее анекдоты, близкие им по тематике, например, недостатки внешности, некоторые черт характера (обжорство, глупость, назойливость и др.), осознание половой принадлежности, семейно-бытовые неурядицы. Дети любят воспроизводить анекдоты не только в общении со сверстниками, но и со взрослыми.

    Таким образом, комическое как средство общения ребенка направлено прежде всего на развитие эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер его личности. Показателями такого развития являются: обогащение эмоциональных контактов, умение сочувствовать другому, выделять действия и позицию другого, готовность их принятия и возможности действовать с их учетом.

    Коллекционирование и собирательство. Почти все дети рано или поздно начинают увлекаться коллекционированием. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, дает ребенку представление о богатстве мира, его красочности в многоцветности. Коллекционировать дети могут все что угодно: стеклышки, фантики, значки, календарики, игрушки из киндер-сюрпризов, вкладыши от жевательных резинок и т.д.

    Коллекции ребята с удовольствием показывают друг другу, хвастаются, гордятся ими. Это явление в детской среде социально по своему характеру. Любая детская коллекция ориентирована прежде всего на группу сверстников, в основе ее составления лежат такие понятия и представления, как мода, престиж, соперничество, меновые отношения.

    Примерно после 5 лет у детей появляются собственные сокро вищницы, которые обычно хранятся дома. У девочек это коробочка, шкатулка или мешочек, где находятся личные «сокровища». Сокровищницей мальчика, как правило, считается его карман. Основное содержимое обычно составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице, подаренные, перешедшие по наслед ству от старших или выменянные у других детей, туда не кладут предметы, купленные в магазине. Своим богатством ребенок, как правило, любуется один, чтобы никто не мешал. Сокровищница существует в течение нескольких лет, а затем незаметно исчезает.

    Секрет представляет собой небольшую ямку, глубиной в несколько сантиметров, выкопанную в земле. Чаще всего секреты делают девочки. Дно секрета выкладывается чем-нибудь красивым, сверху кладется что-то интересное, все это накрывается стеклом и засыпается тонким слоем земли. Секрет можно считать одной из форм детского дизайнерского творчества. Он открывается только избранным, и распространенным видом мести является уничтожение секретов друг друга. В тайниках мальчиков отсутствует эстетический аспект, они призваны исполнять роль хранилищ личностно  значимых, ценных предметов. Тайники и секреты свидетельствуют о желании ребенка материализовать свое тайное присутствие в пространстве окружающего мира.

    Посещение страшных мест. Групповое посещение страшных мест - одна из ранних попыток самостоятельного исследования и эмоционального проживания значимых элементов окружающей среды, формирования детского мифа о мире. Со временем посещение страшного места становится испытанием храбрости и ее тренировкой, что даёт возможность удовлетворить исследовательский инстинкт, а также желание личностного самоутверждения. Это способ выяснения статуса каждого участника: пределы возможностей каждого наглядно проявляются в том, где он останавливается.

    Таким образом, детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм активности группы. В ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.

    Формы работы по формированию субкультуры в группе:

- презентации жизни детской группы («Новогодние фантазии», «Давайте познакомимся», «В гостях у сказки» и др.), презентации как личных, так и семейных коллекций. Дан ная форма работы способствует развитию социальной уве ренности и накоплению опыта разновозрастного обще ния;

- выставки — авторские («Моя любимая книга», «Моя люби мая игрушка», «Мое хобби», «Мои достижения», «Семейные увлечения» и др.) и тематические («Смеховой мир детства», «История одного предмета» и др.). Эта форма работы на правлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; а также дает воз можность представить ребенку ценности культуры на основе принципа поливариативности;

- праздничные события и игровые тематические проекты («Яр марка игр», «Остров дружбы», организация работы по выпуску детского журнала «Фотомастерская»). Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом;

- совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений (дети и родители, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, желания «быть хорошим»).

    Таким образом, приобщение ребенка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации — индивидуализации ребёнка в группе сверстников, осознанию своего социального «я» и формированию готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.

Список литературы

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М.; Воронеж; 2000.
  2. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М., 2008. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  3. Иванова Н. О детской субкультуре// Дошкольное воспитание. 2004. №4 с.34-36


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Педагогические ситуации

   1. В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвящённые Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.

    Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?».

    Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!»

  2. Накануне празднования Дня Победы воспитатель рассказывает, что завтра вся группа отправится на экскурсию к Могиле неизвестного Солдата, и предлагает малышам принести из дома цветы.

    На следующий день все ребята приходят в детский сад с букетами тюльпанов, гвоздик, нарциссов.

    Педагог выводит детей на улицу, ребята строятся по парам, пока зывают друг другу свои букеты, рассказывают, как они будут возлагать цветы к подножию памятника. Несколько ребят обращаются к педагогу: «А Ваня цветы не принес!».

  3. На праздничный утренник, посвященный Дню защитника Отечества, приглашены папы и дедушки. Для гостей были организованы различные конкурсы, в которых нужно было принимать участие ребенку и папе (или дедушке).

    Аня, Дима и  Ира за весь  праздник  не  приняли  участия ни в одном  конкурсе, хотя пели и танцевали вместе со всеми детьми. Оказалось, что родители были заняты на работе и не смогли прийти на утренник.

   4. Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды — славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали предметы на полочках, по нескольку раз за день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.

    В один из дней воспитатель услышала фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ирина Андреевна (это няня группы, в которой была организована выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь стало неудобно пыль протирать на полочках!».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет «Социально-личностное развитие дошкольника»

Слайд 2

Повестка дня: Теоретическая часть: «Детская субкультура как механизм социализации дошкольников». Практическая часть: работа в группах Викторина «Войны не знали мы, но всё же…» Решение педсовета.

Слайд 3

Социализация — процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта. А.В. Мудрик

Слайд 4

Детская субкультура - это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми

Слайд 5

Компоненты детской субкультуры: детский правовой кодекс; детский фольклор; детский юмор; своеобразные увлечения; способы и формы свободного времяпрепровождения; детская мода ; проблематизация, философствование, словотворчество, сказочный мир; детская картина мира.

Слайд 6

Формы работы по формированию субкультуры в группе: презентации жизни детской группы; выставки — авторские и тематические; праздничные события и игровые тематические проекты; совместные праздники детей и родителей.

Слайд 7

Через какие формы и методы решаются задачи социально-нравственного развития дошкольников? Социально-личностное развитие дошкольников Правовое воспитание Трудовое воспитание Социально-половое воспитание Патриотическое воспитание

Слайд 8

Патриотизм — любовь к родине, отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями

Слайд 9

«Патриотизм есть высокое благороднейшее и священное чувство. Полюбим родину такой, какая она есть, прислушаемся к биению ее сердца» Е.И. Рерих

Слайд 10

Род ина Род На род При род а Род ители До род ный Бо род а Род ник У род Вы род ок

Слайд 11

Род - ряд поколений, происходящих от одного предка, а также, вообще, поколение (Толковый словарь русского языка). Родина — это территория, на которой живет наш народ. А народ состоит из нескольких родов. Род — это начало всего живого, сама жизнь.

Слайд 12

Интеллектуальная викторина «Войны не знали мы, но всё же…»

Слайд 13

Задание 1. Мы помним ваши имена

Слайд 14

Первая женщина - герой Советского Союза З.А.Космодемьянская Кукрыниксы. Таня.

Слайд 15

Задание 2. Выбери правильный ответ 1. Как назывался план завоевания Советского Союза, разработанный Гитлером? «Атака». «Тайфун». «Барбаросса». «Цунами».

Слайд 16

2. Цепь немецких укреплений на западном берегу Днепра Восточный вал. Западный перевал. Перешеек Днепра. Неприступная крепость.

Слайд 17

3. Современное название бывшего Сталинграда Волгодонск. Вологда. Днепропетровск. Волгоград.

Слайд 18

4. Как звали девочку, которая вела дневник в страшные дни блокады Ленинграда? Рита. Алена. Таня. Оля.

Слайд 19

Дневник Тани Савичевой

Слайд 20

5. Кого в годы Великой Отечественной войны немцы называли «черной смертью»? Советских танкистов. Партизан. Советских летчиков-истребителей. Советских морских пехотинцев.

Слайд 21

6. В августе 1941 г. в должности Верховного Главнокомандующего был утвержден... И.В. Сталин. А. М. Василевский. Г.К. Жуков. Л. II . Берия.

Слайд 22

7. Как расшифровывалось название советского танка КВ? «Красное вооружение». «Конец войне». «Клим Ворошилов». «Красный воин».

Слайд 23

8. В каком городе проходил судебный процесс по делу совершения преступлений против мира и человечества? В Нюрнберге. В Мюнхене. В Берлине. В Баварии.

Слайд 24

Судебный процесс в Нюрнберге по делу совершения преступлений против мира и человечества Кукрыниксы. Обвинение.

Слайд 25

Задание 3. Дети – герои ВОВ Марат Казей, Леня Голиков, Зоя Космодемьянская, Валя Котик, Зина Портнова, Муся Пинкензон.

Слайд 26

Задание 4. Решение педагогических ситуаций

Слайд 27

Задание 4 . Художественная литература о войне

Слайд 28

Решение педсовета: Продолжать создавать в ДОУ условия для развития нравственных качеств дошкольников. Привлекать родителей к совместному решению задач по социально-нравственному развитию дошкольников. Провести в группах совместные мероприятия с детьми и родителями к 65 годовщине Великой Победы, оформить по тематике родительские уголки. Принять участие в подготовке детского творческого фестиваля «Миру - мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с педагогами "Путеводитель здоровья" (материалы педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника")

Данная методическая разработка является авторской, представлена материалом педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника" в форме деловой игры с педагогами "Путеводитель...

выступление на педагогической конференции по теме "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Данная публикация содержи тматериал о проектах, которые реализовывались в рамках темы "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Познавательно - речевое развитие дошкольников"

Речь неразрывно связана с познанием окружающего мира. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная работа, предполагающая использование специальных методов и приемов....

Педагогический совет на тему: «Совершенствование логического мышления дошкольников в соответствии с ФГОС путем различных игровых технологий»

Повышение уровня знаний педагогов по методике развития логического мышления в соответствии с ФГОС,овладение различными технологиями развития у детей умственной деятельности, формирование творческого п...

Выступление на педагогическом совете на тему: Социально – коммуникативное развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО

Выступление на педагогическом совете на тему: Социально – коммуникативное развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО...

Педагогический совет на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

laquo;Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». ...