Создание программы оздоровления в условиях ДОУ
статья по теме

Лукьянова Людмила Николаевна

Данная статья раскрывает программу оздоровления  дошкольников в условиях  здоровьесберегающего пространства в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_programmy_ozdorovleniya_v_usloviyah_dou.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Создание программы оздоровления в условиях ДОУ

Лукьянова Людмила Николаевна, заведующая

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 17 г. Йошкар-Ола «Ивушка»

Аннотация

Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Современная социально-экономическая и экономическая ситуация привели к резкому ухудшению здоровья населения Росси, главным образом детского. Решить задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости можно только совместными уси лиями педагогов, медицинских работников и родителей. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Все это указывает на разработку стратегии сохранения и укрепления здоровья детей в создании оптимальных психолого-физиологических условий, способствующих полноценному развитию, личностно-ориентированного подхода, здоровьесберегающей среды в ДОУ и семье, формировании мотивационных основ здорового образа жизни.

Целью реализации в создании здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье является выработка системы мер, направленных на:

- сохранение и укрепление здоровья детей;

-  повышение их энергетического потенциала жизнедеятельности;

- улучшение адаптивных возможностей детей в процессе социализации за счет развития физических, психических и социально-нравственных качеств в сензитивные периоды и своевременной коррекции отклонении.

Задачи:

1. Создание здоровьесберегающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Выявление  отклонений  в развитии  детей  и  деятельный  подход  г осуществлению коррекционной работы.

3. Обоснование и внедрение в деятельность ДОУ системы профилактике заболеваний детей.

4. Формирование мотивации здорового образа жизни у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Решение этих задач идет по следующим направлениям:

I. Организационное.

1. Создание здоровьесберегаюшей среды.

2. Нормативно-правовое обеспечение.

3. Приобретение медицинской аппаратуры, спортивного оборудования.

4. Оборудование комнаты психологической разгрузки.

5. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей.

6.  Разработка концептуальных подходов, диагностических и развивающих программ.

7. Пересмотр ростовых показателей мебели, регулирование режима питания и двигательной активности детей.

8. Составление индивидуальных маршрутов (планов).

9. Систематическое повышенно квалификации педагогических и медицинских кадров через курсы,  методические объединения, семинары, педсоветы, самообразование.

II.    Диагностическое.

1. Установление тесной взаимосвязи в работе с детской поликлиникой по исследованию здоровья детей, ведению профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий.

2. Показатели физического развития, двигательной подготовленности детей

3. Изучение социальных условий детей.

4. Разработка паспорта здоровья ребенка.

5. Комплексная оценка состояния здоровья детей с использованием скрининг – программ.

III.   Профилактическое.

1. Обеспечение благоприятного течения адаптации.

2. Выполнение санитарно-гигиенического режима.

3. Проведение обследований по скрининг - программе.

4. Проведение физкультурно-оздоровительной работы.

5. Организация специальных закаливающих мероприятий.  

6.  Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

7. Оценка эффективности работы по здоровьесберегающему направлению

IV.   Оздоровительное

1. Оптимизация условий для развития детей.

2. Обеспечение здорового ритма жизни.

3. Двигательная активность.

4. Гигиенические водные процедуры.

5. Свето-воздушные ванны.

6. Проведение малых форм оздоровительной физической активности, комплекс оздоровительного самомассажа.

7. Использование методов рационального питания

8. Система коррекционных мероприятий по зрению, по профилактике нарушений осанки, плоскостопия, речевых патологий.

Совершенствовать систему фи зического развития мы решили по следующим парамет рам:

Во-первых, разнообразная физкультурно-оздоровительная работа, требую щая совместных усилий воспитателей, музыкального  руководителя, воспитателя по физическому воспитанию, старшего воспитателя, старшей медсестры, младших  воспитателей, которые должны владеть основами психолого-педагогической направлен ности всех видов физического воспита ния. Нами были изучены многие реко мендации и литература по вопросам оздоровления детей, которые мы ис пользовали с учетом местных климати ческих условий.

Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада. Для повышения двигательной активности детского организма в ДОУ разработан режим двигательной активности детей, учитывающий особенности развития ребенка-дошкольника.

Для обогащения физического развития детей и их оздоровления проводится работа по ОФП (общей физической подготовки) с целью удовлетворения потребности детей в движении через подвижные игры. В структуру занятий вплетены различные виды деятельности: ходьба, прыжки, оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию, подвижные игры, различные по двигательному содержанию.

Уже не первый год в ДОУ работает физкультурно-оздоровительная группа “Крепыш”, цель которой - укрепление опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста через профилактику плоскостопия и нарушений осанки.

Оздоровительные мероприятия, проводимые педагогами в ДОУ, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, на формирование защитных способностей к неблагоприятным природно-климатическим факторам, т.е. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. Это и разнообразные динамические разминки, подвижные игры, дозированная ходьба и оздоровительный бег, дыхательные гимнастики и упражнения,  гимнастика босиком и гимнастика в постели, обширное умывание, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурные минутки, игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и сколиоза.

Для осуществления поставленных целей и задач функционируют зоны различных видов физической активности: физкультурный зал и спортплощадка, игровой спортивный комплекс на территории, групповые физкультурные уголки, оборудование для традиционных форм закаливания. Имеются условия для  выполнения комплекса санитарно-гигиенических мероприятий.

Вопросы здоровья и физического развития зависят от организации режима дня и питания в детском саду. Режим дня в детском саду осуществляется полностью. В детском саду существуют определенные требования к детскому питанию: оно  полноценное, хорошо приготовленное. Ведется контроль за качеством доставляемой продукции, соблюдением сроков реализации, правильностью хранения продуктов, технологией приготовления блюд. Разработано 10-дневное меню с подсчетом калорийности. Питание организуется, исходя из физиологической потребности возраста детей, осуществляется в соответствии с установленными нормами. Анализ накопительной ведомости позволяет сделать вывод, что калорийность пищи, содержание белков и жиров повышается, но пока остаётся всё-таки ниже нормы. Наши родители считают важным питание детей, его качество и калорийность. Ежедневно знакомятся с меню. Большая часть родителей удовлетворена организацией питания в детском саду.

Создание модели развивающей педагогики оздоровления стало бы невозможно без поддержки этого начинания не только всем педагогическим коллективом ДОУ, но и родителями воспитанников. Следовательно, сотрудничество с семьей является еще и одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы.

Основные направления   в этой работе:

  1. изучение запросов родителей (анкетирование, собеседование);
  2. оказание методической и практической помощи (все формы ин дивидуальной и коллективной работы с родителями);
  3. привлечение к созданию развивающей среды;
  4. регулярное обеспечение родителей точной и полной информацией о состоянии здоровья ребенка, об уровне его физической подготовлен ности и в соответствии с этим конкретные рекомендации по укреплению здоровья и физическому совершенствованию.
  5. целенаправленная санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального  воздушного и температурного режима и т.д.
  6. ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы  в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

Для реализации этих направлений необходимо использовать:

  1. информацию в родительских уголках, в папках-передвижках;
  2. консультации;
  3. устные журналы с участием психолога, медиков, специалистов по физвоспитанию;
  4. «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в  физкультурном зале;
  5. совместные  физкультурные досуги и праздники и т.д.;

И хотя впереди еще много работы, первые результаты убеждают, что объединение семьи, дошкольного учреждения и школы помогает нам на практике создать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, сохранив при этом его здоровье, позволяет создать в нашем ДОУ свою модель педагогики оздоровления, основанную на принципах здоровьесберегающих технологий. Все это позволит говорить не об охране или поддержании, а именно о развитии здоровья наших детей. Поэтому  здоровьеформирующим образование может стать  только при создании благоприятной образовательной среды для поддержания личностного развития и совершенствования сущностных сил ребенка, с условным выделением медицинского, психологического и педагогического направлений и только их единство во времени и образовательном пространстве позволяет говорить о формировании у ребенка здоровья как целостного медико-психолого-педагогического явления.

Литература:

  1. Ефименко Н. Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999.
  2. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М., 1989.
  3. Кудрявцев В. Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. - М., 1998.
  4. Маханева М.Д. Воспитании здорового ребенка. – М., 1997.
  5. Чупаха И.В., Пужаев Е.З. Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе. – М.: Ставрополь, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления детей в условиях ДОУ.

             ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА.Программа оздоровления детей в условиях ДОУ...

Программа по созданию здоровьесберегающих и безопасных условий при организации учебного процесса в МБДОУ детский сад №11

В данном документе описываются различные методы, формы и приемы ведения занятий по здоровьесбережению в условиях детского сада с детьми раннего возраста....

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2018-2022 учебный год

           В Уставе Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических  дефектов, но...

Программа "Здоровый дошкольник". Программа оздоровления детей в ДОУ.

Комплексно- целевая программа "Здоровый дошкольник направлена на сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у детей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранения собственного ...

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» программа оздоровления детей в ДОУ на 2022-2026 учебный год

ПРОГРАММА«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»программа оздоровления детей в ДОУна 2022-2026 учебный год...