"Духовно-нравственное воспитание в работе дошкольных педагогов "
презентация по теме

Ануфриева Ирина Викторовна

 

В последнее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников и подростков, т.к. самая большая опасность в нашем обществе   не в развале экономики,  не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.  Поэтому духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

Мы, педагоги детского сада «Колокольчик», также решили обратить на это особое внимание. И именно поэтому одной из основных задач нашего ДОУ на 2011 – 2012 учебный год является:  «Способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств личности  в процессе воспитательно-образовательной работы». Представляю вашему вниманию "Презентацию" и текстовой материал к ней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_dou.rar2.89 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Из опыта работы.

«Духовно-нравственное воспитание в работе
дошкольных педагогов»

Свое выступление я хочу начать со слов В.А.Сухомлинского

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики,  не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.  Поэтому духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

        Именно поэтому в последнее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников и подростков.

Мы, педагоги детского сада «Колокольчик», также решили обратить на это особое внимание. И именно поэтому одной из основных задач нашего ДОУ на 2011 – 2012 учебный год является:  «Способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств личности  в процессе воспитательно-образовательной работы». 

Решаем мы эту задачу посредством ОД, игровой деятельности в ходе РМ, формирования развивающей среды в группах и помещении детского сада.

Поделюсь с вами опытом наших педагогов  по этой теме.

И начать я хочу с игр,  значение которых  в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника очень велико.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, учат малыша обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Перед игрой педагоги, как правило, рассказывают о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры:            «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната», игра-инсценировка «Теремок», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и т.д.)

Воспитываем чувства уважения и гордости у детей используя дидактические игры с национальным колоритом:    «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку».

Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту, фольклору.

Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка-дошкольника вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. И именно поэтому знакомство с русским фольклором происходит сразу, как только ребёнок попадает в детский сад: ему читают потешки, песенки, колыбельные, фольклорные стишки.  Далее в старших группах приобщения детей к устному народному творчеству идёт через   волшебные сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, народные приметы, героический эпос. Этот материал даётся в НОД, на кружках (фолькрорный кружок «Капелька» (народные танцы «Кадриль», «Комаринская»)  «Русские узоры»).  

Великое счастье, что в нашем посёлке есть музей. Там ребёнок впервые осознаёт понятия «история», «традиции», «наше прошлое». Дети знакомятся в музее с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков, историей Духовницкого района. Очень переживаем мы, что нет у нас возможности сделать в детском саду мини-музей «Русская изба» (нет у нас места).     Но во всех группах есть уголки по нравственно-патриотическому воспитанию.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «День матери»; зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица), «Пасха».  

Дети вместе со взрослыми (т.к. на праздники мы приглашаем родителей) исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Знакомя с культурным наследием нашей страны, педагоги приобщают детей к изготовлению народных игрушек, поделок и других предметов, где дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать что-то своими руками.

Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства (работы студии «Радуга» руководитель В.В. Спицына).

Также мы знакомим детей с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

Со старшими дошкольниками костюмы  классифицируются по его принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Происходит знакомство с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др.

         Дети украшают декором женский народный  костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации).

Наши педагоги организуют целевые прогулки, экскурсии по улицам поселка. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте, об истории нашего посёлка.

И ещё хочется сказать об одной проблеме. Предпринятые на сегодняшний день наши попытки воспитания духовно-нравственной личности дошкольников показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому нам педагогам необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, прабабушками и прадедушками и что именно родители ответственны в первую очередь за воспитание детей.

Мы используем очень разнообразные формы работы с родителями:

*родительские собрания на духовно-нравственные темы;

*лекторий для родителей (клуб «Собеседница»)

*открытые показы воспитательно-образовательного процесса («Дни открытых дверей»)

*проведение совместных выставок, конкурсов, родительских семинаров на диалоговой основе;

*факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

*индивидуальные консультации специалистов;

*наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

*совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

*помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

        И в заключении, мне хочется сказать несколько красивых и в то же время весомых фраз:

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь.

Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их  понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.    

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...