Модернизация воспитательно- образовательного процесса в МБДОУ на основе ФГТ.
методическая разработка по теме

Никитенко Марина Николаевна

 

 

Нормативные правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № ЗО9-ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", Типовое положение,  внесли значительные коррективы в сложившиеся представления работников системы дошкольного образования подходах к воспитательно-образовательному процессу, программному обеспечению деятельности дошкольных образовательных учреждений.Одной из наиболее актуальных задач в Российской Федерации стала модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx44.47 КБ

Предварительный просмотр:

Модернизация воспитательно- образовательного процесса в МБДОУ на основе  ФГТ.

Кировск, Мурманской

МБДОУ «Детский сад № 57»

старший воспитатель:

Никитенко М.Н

Кон

«Кто постигает новое,   лелея старое, тот может быть учителем…» 

Кофуций.

Нормативные правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № ЗО9-ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", Типовое положение,  внесли значительные коррективы в сложившиеся представления работников системы дошкольного образования подходах к воспитательно-образовательному процессу, программному обеспечению деятельности дошкольных образовательных учреждений.Одной из наиболее актуальных задач в Российской Федерации стала модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы.

Модернизация воспитательно- образовательного процесса в МБДОУ 57 проходила в 3 этапа:

1 этап – организационно-подготовительный.

Новая фаза развития МБДОУ была связана с изменениями на основе:

  1. обновления нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов МБДОУ; оформление необходимой документации
  2. анализа готовности МБДОУ и педагогов к работе в новых условиях(анкетирование, изучение опыта работы педагогов, оценка условий, определение путей совершенствования  методической работы с педагогами)
  3. разработка методических рекомендаций, консультаций, комплектование банка идей
  4. получение семейной поддержки

     В дошкольном учреждении, благодаря творческому поиску педагогов, была    разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «Радость детства». Концептуальными основами новой программы стали:

-развивающее образование: единство воспитательных, развивающих, обучающих задач

-научная обоснованность и практическая применимость (соответствие фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогике; культурно-исторический, деятельностный, личностно- ориентированный подходы к развитию ребёнка)

-интергация образовательных областей (взаимодействие содержания образовательных областей для целостности образовательного процесса)

-комплексно- тематический принцип построения образовательного процесса (доступность тем, мотивация)

-организация образовательного процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности

 Содержание дошкольного образования представлено по 4 направлениям в каждом возрастном периоде:

  1. Физическое
  2. Познавательно- речевое
  3. Социально- личностное
  4. Художественно- эстетическое

  Вариативная часть Программы раскрывает углублённую работу с воспитанниками по физическому направлению в условиях Крайнего Севера.

-Одной из программ нового поколения явилась программа  «Успех»(руководитель авторского коллектива Н.В. Федина).

В августе 2010 года, с целью  модернизации воспитательно-образовательного процесса, построения и развития инновационной модели муниципального дошкольного образования, перехода на новые образовательные программы, повышения качества дошкольного образования, МУ «Служба управления образованием города Кировска» предложила    организовать на базе одной группы  нашего детского сада региональную экспериментальную площадку по программе «Успех».

 В центре программы -ребёнок начала XXI века. Он не хуже и не лучше, чем ребёнок 90х. Он просто другой. И программа учитывает ту социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей.

         Программа основывается на:

         *  универсальных ценностях, зафиксированных в Законе РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребёнка, в которых установлено право каждого ребёнка на качественное образование, на развитие личности, на раскрытие индивидуальных способностей и дарований;

           *      фундаментальных положениях науки о детстве как междисци плинарной области исследований (возрастная фи зиология, антропология, демография,  психология и психофизиология индивидуальных различий,…), согласно которым ребёнок пони мается как субъект образования и развития в изменяющемся мире;

         *     принципах вариативности, открытости, индивидуализации: каждый ребёнок отличается от других детей и с самого рождения является неповторимой личностью, особенности которой составля ют облик конкретного человека. Педагогическому коллективу МБДОУ следует гибко адаптиро ваться к потребностям и особенностям развития конкретных детей, осуществляя свою работу в диалоге с детьми и их родителями.

Программа также:

     -сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

-обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

-учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста

- обеспечивает преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

Специалисты МБДОУ (творческая группа) выработали стратегию  по апробации примерной основной общеобразовательной программы «Успех», куда на 1 этапе вошли:

  1. -информирование участников воспитательно- образовательного процесса;
  2. -изучение программы (семинар- практикум);
  3. -методическое и дидактическое оснащение педагогического процесса (по возможности);
  4. -организация комплексной диагностики детей;
  5. -разработка перспективных планов работы по программе;
  6. -внедрение программы в группе с детьми младшего возраста

Анкетирование родителей (17респондентов), показало, что не все родители ( 6 респондентов) однозначно положительно отнеслись к смене программы и отмене ведущей роли занятий. Им предстояло показать преимущества новых форм организации воспитательно- образовательного процесса.

2 этап – непосредственного внедрения.

Создание условий в соответствии с современными требованиями

-Предметно-развивающая среда МБДОУ претерпела изменения физкультурный  зал, тренажерный зал, игровая комната, музыкальный зал, музеи « Русская горница», «Трудовой славы», «Краеведческий музей » обогатились разнообразными пособиями.

           В групповых комнатах постарались уйти от жёсткого зонирования, построить среду, учитывая активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;направления дошкольного образования: физическое, познавательно- речевое, социально- личностное, художественно- эстетическое Все материалыдоступны детям, а мягкие игровые модули легко трансформируются в зависимости от потребностей игры ребёнка.

В марте месяце воспитатели МБДОУ приняли участие в межмуниципальном конкурсе  на лучшую организацию развивающей среды ««Игровая деятельность как средство социально- личностного развития дошкольников».

- Особое внимание руководители МБДОУ уделили кадрам. Были организованы обучающие семинары, консультации, педагоги прослушали ряд вебинаров. Все педагоги МБДОУ владеют информационно-коммуникационными технологиями и умеют  применять их в воспитательно-образовательном процессе. У каждого педагога есть на компьютере в МБДОУ своя папка, куда он помещает наработанные или необходимые в работе материалы. По компьютерным технологиям регулярно сотрудники сада проходят повышение квалификации.

  1. оснащение МБДОУ компьютерной техникой, подключение к сети Интернет способствовало развитию профессиональных, деловых качеств сотрудников, помогало в осуществлении эксперимента.
  1. Возникающие трудности, инновационные идеи, выносились для обсуждения на городскую проблемную группу

-Произошло обновление стиля методической работы с педагогами: делегирование полномочий, руководство сада способствует  реализации творческо-поисковой деятельности педагогов (в саду действует творческая группа, регулярно воспитатели МБДОУ участвуют в профессиональных конкурсах) Совершенствуется система мер по обеспечению качества  педагогического труда.

- Модернизация содержания воспитательно- образовательного процесса:

  1. Весь образовательный процесс стали строить на основе комплексно- тематического принципа, где основой являются праздники, значимые события, темы.

Выработали свою циклограмму образовательной деятельности во всех группах, включив тематические недели, события (праздники), охватывающие все направления развития ребенка дошкольного возраста, разнообразные значимые для нашего МБДОУ и детей праздники, события:

  1. -  формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка

        (День России, День защитника Отечества);

  1. - явления нравственной жизни (День Спаси бо, день Доброты)
  2. - явления окружающей природы (День Воды, день  Земли, день Птиц)
  3. - мир искусства и литературы (День Поэзии, день   Детской книги);
  4. - традиционные праздничные события семьи, общества и государства   (Новый год,  день Матери)
  5. - наиболее «важным» профессиям (воспитатель, врач, горняк и др.);

   Особое значение уделили гражданско - патриотическому воспитанию детей.  Разработаны и реализуются такие тематические недели, как « Мой город, моя страна», «Национальная культура и традиции»,  праздники « День народного единства», «День защитника Отечества», « День космонавтики»,  «День Победы».

 Сохранению, укреплению, наращиванию здоровья детей способствовали тематические недели:  «Неделя безопасности» и праздники

« Международный день здоровья». Почти каждая тема( событие , праздник) включают решение задач по ОБЖ (правила безопасного поведения на дорогах, в природе, в городе и т.д.)

Темы праздников (событий) понятны детям и вызы вают у них положительное эмоциональное от ношение, необходимое для возникновения со ответствующей мотивации в образовательном процессе.

Наиболее запоминающимися событиями  для детей, педагогов и родителей стали:  социальный проект «Дорогою добра»( дети посещали  «Социальную гостиницу», дарили подарки, изготовленные своими руками, показывали концерт для инвалидов старшего поколения); « День красоты»            ( украшали группу, пытались найти красивые предметы вокруг себя, разучивали и рассказывали родителям красивые стихи); « Мы Кировчане- нам здесь жить» (совершали целевые прогулки, исследовали настоящее и прошлое города, изучали « Почему так назвали улицу?», с гордостью делились своими находками с родителями); « День Матери»; «Международный день птиц»;    « Международный день детской книги»... Игровая форма реализации работы над темой приобщает ребят к различным видам творческой дея тельности, способствует форми рованию у них различных компетенций, уверенности к себе, позитивного отношения к окру жающему миру, помогает вос питывать патриотические чувства, нравственные качества личности.

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности вносит в содержание программ необходимые изменения.

- Совершенствование системы взаимодействия с семьями воспитанников.

Активное вовлечение родителей в образовательное пространство ребёнка: вовлечение в проектную, исследовательскую деятельность, совместные экскурсии, сбор материала по теме, развлечения, открытые показы, беседы за чашкой чая и т.д., помогло  заинтересовать родителей воспитательно- образовательном процессом. В этом году родители одного из воспитанников  представляли свой проект на городской уровень. На конкурс  «Хочу всё знать»

3 этап – рефлексивный.

Говорить о завершении преобразований ещё рано, но 2 года работы в данном режиме позволяют оценить эффективность реализации Программ, осознать достижения, трудности определить перспективу, способствовать выявлению, обобщению педагогического опыта.

 Работа строится  не всегда гладко. Сложности возникают  по следующим причинам:

  1.  Меняется характер взаимо отношений между педагогом и воспитанника ми. Они - партнеры.  Ребенок - это не объект управления, а равноценный, развивающийся человек.
  2. Образовательная работа осуществляется  в основном не на традиционных учебных занятиях, а в ходе организации детских видов деятельности.
  3. Педагоги, работающие на эксперименте не прошли обучающие курсы по реализации программы  «Успех»
  4.  Необходимость совершенствования, с учётом современного момента, методической работы

В ходе модернизации наблюдаются:

  1. - Отсутствие  отрицательной динамики в здоровье воспитанников

год

Пропуски по болезни

С 3 до 7

 МБДОУ

2009

18,2

22,4

2010

12,1

20,5

2011

13,4

19,4

  1. - Меняется характервзаимоотношений между педагогами, детьми, родителями.
  2. -  МБДОУ стало более активно взаимодействовать с социумом.

             Появились партнёрские отношения с новыми институтами:

             « Социальная гостиная», ПАБСИ, Лапландский заповедник.

  1. - Дети в стали более раскрепощёнными, легко идут на контакт, с интересом рассказывают о делах группы. Полученные знания и коммуникативные умения позволили детям  проявлять свои способности, регулярно участвуя в конкурсах, соревнованиях разного уровня.
  2. -Мониторинг достижения детьми планируемых результатов имеет положительную динамику.

Модернизация в МБДОУ  стала возможна благодаря :

  1. Ориентации Учреждения, мотивации педагогов на инновационный характер развития;
  1. Оптимальной расстановке кадров;
  2. Активному включению в воспитательно- образовательную работу на правах сотрудничества всех субъектов воспитательно- образовательного процесса;
  3. Прозрачности, открытости, публичности; целеполагания и прогнозирования своей деятельности;

Соответствовать современ ным требованиям для коллек тива МБДОУ означает не только шагать в ногу со временем, но и работать с опережением, видеть перспективу, постоянно обнов ляться, быть инициаторами но вого, интересного.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Даниляк А. А, Организационно-педагогические условия модернизации муниципальной системы дошкольного образования :На материале города Салехард, М. 2006
  2. http://festival.1september.ru/articles/587512/
  3. http://www.nipkipro.ru/novosti/seminari/problemi-modernizatsii-doshkolnogo-obrazovaniya-v-usloviyach-realizatsii-fgt.html
  4. http://www.chel-edu.ru/preschool/modernizaciyado/
  5. http://rusobr.ru/news004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Модернизация образования - гарантия качественного обучения в дошкольных учреждениях. Для этого необходимо модернизировать образовательный процесс, то есть учитывать все современные технологии образова...

Статья на тему: «Управление воспитательно – образовательным процессом детского сада в условиях модернизации образования»

В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями в современном российском обществе, одной из важных сфер деятельности становится образование вообще, и дошкольное образован...

Статья на тему: «Управление воспитательно – образовательным процессом детского сада в условиях модернизации образования»

Статья на тему: «Управление воспитательно – образовательным процессом детского сада в условиях модернизации образования»...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема "Структура и содержание примерных основных  образовательных  программ дошкольного образования" http://file1.inet21.com/05/26/42/filestore/ДОУ_сборник.pdf...

План-график контроля воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ детский сад №5 на 2018-2019 учебный год

Примерный график контроля воспитательно-образовательного процесса в ДОУ....

Отчет об использование современных образовательных технологий в воспитательном и образовательном процессе воспитателя МБДОУ «Детский сад № 91» Дадашевой Р. Т.

Отчетоб использование современных образовательных технологий в воспитательном и образовательном процессевоспитателя  МБДОУ «Детский сад № 91»Дадашевой Р. Т....