Развитие толерантности у детей 4-7-летнего возраста
статья по теме

Опыт дошкольного учреждения по работе с семьями минрантов (родители и их дети).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие толерантности у детей 4-7-летнего возраста

Т. З. Арсенmьева, сm. воспumаmель

Л.Б. Ломовцева, воспumаmель

Т. М. Харчевникова, воспumаmель

Л.Л. Шубuна, муз. руководumель

ГДОУ д/с № 83 комбuнuрованного вuда

Ценmрального района Санкm-Пеmербурга

     В государственном проекте «Национальная доктрина образования в

Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов  России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

     В рамках политики Российского государства в области образования

намечена программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности», направленная на «формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе и антисемитизма в гражданском

обществе». Эта программа соответствует «Декларации принципов толерантности UNESCO» (1995). Таким образом, развитие толерантности следует считать одной из важнейших задач воспитательной работы с детьми в дошкольных учреждениях.

     В настоящий момент наше дошкольное образовательное учреждение

посещают дети не только граждан РФ, но и мигрантов, приезжающих на работу в наше государство. Поэтому часто возникают проблемы языкового барьера, непонимания культуры разных народов и их поведения, а это отрицательно сказывается на возможностях взаимодействия родителей, воспитателей и детей в группах.

     В связи с актуальностью вопроса о нравственно-патриотическом воспитании и толерантности, основываясь на задачах «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ (есть в списке литературы в конце статьи), мы поставили цель - создать оптимальные условия для формирования у дошкольников 4-7 лет нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей через грамотно организованный педагогический процесс.

     Для достижения поставленной цели нами были определены следующие

задачи:

  1. создать культурно-образовательную среду в ДОУ;
  2. повысить компетентность педагогов в решении задач, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием;
  3. объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств.

     Работа по реализации поставленных задач строилась с учётом следующих

педагогических принципов:

  1. адекватность - работники детского сада ориентируются не только на свою позицию в воспитании, но и на традиции семьи, в которой растет ребенок, на реальную социальную среду города, государства;
  2. субъективность - опора на позицию семьи, е9 активность и способы взаимодействия с другими людьми;
  3. корректность преподнесения материала детям разных национальностей;
  4. индивидуальный подход - проведение мониторинга семей и выработка на основе его результатов индивидуальных стратегий в работе с семьями;
  1. естественная радость – эмоциональная открытость, сохранение непосредственных реакций;
  1. эстетический ориентир - воспитание человека думающего, созидающего, чувствующего;
  2. рефлексия - осознание проблемы, выработка путей ее решения совместно с педагогами ДОУ и в будущем самостоятельно в кругу семьи;
  3. толерантность - взаимная ответственность всех участников процесса и взаимоуважение, совместное преодоление трудностей;
  4. творчество - каждый уникален и поэтому интересен своими мыслями, продуктами деятельности;
  5. цикличность - построение содержания развивающей деятельности с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.

     С учётом этих принципов мы спланировали педагогическую работу по реализации следующих  направлений:

  1. формирование представлений об окружающем: о культурном наследии государства (устное, музыкальное, декоративно-прикладное искусство); о городах страны и других государств; о символах государства (флаг, гимн, герб); о природе России и других государств;
  2. формирование элементарных знаний о правах человека;
  3. воспитание патриотических чувств у ребенка: любви и привязанности к семье, дому, детскому соду, городу, государству;
  4. формирование толерантного отношения к представителям других

национальностей;

  1. развитие поискового поведения у дошкольников: внутренней активности ребенка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы получения результата.

     В соответствии с поставленными задачами были определены тематические блоки и формы работы по ним:

  1. «Кто Я?».

Цели:

  1. сформировать у ребенка представление о себе как человеке

неповторимом, интересном, растущем в семье; о других сверстниках об

эмоциях;

  1. раскрыть понятие «семья», дать представление о членах семьи

взаимодействии между ними на доступном для ребенка уровне;

  1. развивать уверенность в себе, своих возможностях, уважение

сверстникам и взрослым, к труду взрослых.

Возможные темы: «Моя семья», «Мой сад», «Вместе».

2. «Мой город».

Цели:

  1. раскрыть детям смысл понятий «дом», «улица», «город» и «Родина».
  2. познакомить с правилами проживания в доме, поведения в общественных местах;
  1. приобщить к культуре Санкт-Петербурга (символика, история,

достопримечательности архитектуры и город-сад).

Возможные темы: «Мой дом», «Моя улица», «Есть у моего города…»

3. «Я и мои возможности».

Цели:

  1. помочь детям понять, что все они разные: по внешнему виду, одежде, творчеству, культуре, интересам, национальной принадлежности, языку, Родине;
  2. сформировать представления о правах и обязанностях;
  3. помочь понять, что такое «добро», «зло», «мир», «правда», «ложь», «милосердие» и др.

Возможные темы: «Я какой?», «Мои права», «Какими мы можем стать?»

4. «Я - мы – Россия»:

Цели:

  1. познакомить детей с символикой государства;
  2. развивать интерес к культуре народов России.

Возможные темы: «Главная песня», «Символы страны», «Кто такие россияне?»

     В основу системы по реализации проекта и созданию оптимальных условий для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников 4-7-летнего возраста через построение педагогического процесса в ДОУ легли:

  1. работа с педагогическим коллективом;
  2. работа с семьей воспитанников;
  3. работа с детьми.

     С целью повышения квалификации и систематизации знаний по данной

проблеме в педагогическом коллективе были использованы такие формы работы, как педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, работа над проектами, обмен опытом, открытые просмотры, круглые столы, мастер-классы.

     Основными формами во взаимодействия с родителями воспитанников

детского сада были:

  1. мониторинг через анкеты и личные беседы;
  2. установочные родительские собрания в каждой группе (в сентябре - «Давайте познакомимся», чтобы познакомить родителей между собой, чтобы сплотить их, организовать деятельность по различным проектам воспитательно-образовательной деятельности ДОУ);
  1. проведение круглого стола с приглашением специалистов ДОУ:

          воспитателей, психолога, логопедов, старшей медицинской сестры,        врача;

  1. организация различных конкурсов, в т. ч. «Сочини стихотворение о культуре своего народа»;
  2. организация и проведение воспитателями серии консультаций для родителей по вопросам нравственного и патриотического воспитания детей;
  3. организация игротеки в группах;
  4. проведение совместных субботников по благоустройству детского сада;
  5. проведение совместных  экскурсий в Музей этнографии, Русский музей;
  6. издание газет по различным темам проектов групп и детского сада;
  7. проведение совместных  вечеров и досугов в «Гостиной на Итальянской» по тем или иным тематическим проектам.

     Нам было интересно узнать, какие традиции существуют в семье, каким образом родители рассказывают детям о культурно-историческом наследии и

патриотизме.

     Мониторинг родителей и детей не только показал, что эти проблемы интересуют как детей, так и взрослых, но и выявил необходимость дальнейшего проведения подобной работы на более серьёзном уровне.

     Из личных бесед воспитателей с родителями мы узнали, что у семей мигрантов есть желание делиться своей культурой и познавать другую. Они хотят приобщить своих детей к культуре нашего народа, чтобы их дети понимали ценности другого государства, принимали их, т. к. многие семьи планируют и дальше жить в России.

     На одной из встреч была спланирована совместная деятельность педагогов, родителей и детей:

  1. экскурсии в музеи и парки города;
  2. проведение викторин;
  3. проведение праздников;
  4. организация вечеров досуга;
  5. вечерний показ национальных сказок детьми родителям.

     Работая с детьми, мы использовали такие формы, как игровые тренинги,

чтение художественной литературы, драматизации сказок, интегрированную

развивающую деятельность. Эти формы работы использовались и в детских

игровых проектах по тематическим блокам, которые отражали следующие

направления деятельности:

  1. познавательно-речевое;
  2. социально-личностное;
  3. художественно-эстетическое;
  4. физическое.

     Интеграция всех четырех направлений в процессе развивающей

деятельности взрослых и детей позволила сделать эту деятельность интересной, динамичной, ожидаемой. Объединение разных видов деятельности подчинено одной теме, связано общим смысловым контекстом. Это дало возможность рассмотреть решаемые вопросы с различных позиций, т. к. восприятие у детей индивидуально: одному надо потрогать, другому послушать, третьему изобразить в движении, в художественной деятельности. Также это позволяет вновь поступившим детям легче и быстрее пройти процесс адаптации.

     Интересными оказались рассказы детей о своих культуре и быте, предварительно подготовленные с родителями дома (подготовительная группа). Иллюстрированные рассказы детей-мигрантов о своей Родине вызвали интерес у российских детей,  которые они увидели быт,  традиции людей других

национальностей, их новых друзей. Совместные показы сказок помогли лучше понять национальную культуру детей из других стран. Взаимоотношения детей стали более тесными, дружественными, уважительными.

     При разработке взаимодействия детей и родителей мы опирались на концептуальные основы «французских мастерских»:

  1. всё то, с чем мы знакомим детей, должно быть предложено ненавязчиво, интересно и желаемо;
  2. проявлять уважение к достоинству воспитанника и членов его семьи;
  3. каждый может выбирать свой путь к достижению истины;
  4. важен процесс познания, а не само знание;
  5. все имеют право на ошибку;
  6. сотрудничество, сотворчество и совместный поиск;
  7. окружающие ребенка взрослые - это садовники, выращивающие

будущего гражданина, свободного в своих суждениях и поступках,

доброжелательного и уважающего других;

  1. творчество детей и взрослых безоценочно;
  2. воспитатель для детей и родителей, а не для него.

     С этими принципами взаимодействия были ознакомлены и родители через игру «Я поступаю так, как хочу, чтобы поступили со мной другие». Через осмысление своих поступков, эмоций, мыслей родители старались находить и проявлять оптимальные способы поведения в процессе общения с детьми и педагогами.

     В «День толерантности» (16 ноября) многие семьи принесли совместные работы детей и родителей в рамках конкурса, объявленного к этому дню. Поделки были самые разные, каждый мог выразить себя в любой форме, что очень порадовало педагогов и самих участников конкурса. Выставка по итогам детских групповых проектов «Мы все дружим» также положительно сказалась на настроении детей и взрослых. В «День России» был проведён анализ  работы детей, родителей и педагогов за учебный год, что нашло отражение на празднике-утреннике, на котором также прозвучал вывод: «Россия большое государство и живут в ней разные народы в мире и согласии, вместе нам жить весело и интересно».

     В следующем учебном году мы планируем систематизировать и оформить

подборку материалов, картотеки по играм, праздникам, фотоальбомам, видеотеку наших «Встреч на Итальянской», продолжить работу по развитию толерантности и в других группах, а также организовать показ национальных сказок силами детей и родителей для детей и родителей других групп.

Литература

1. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.

2. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Л.В.

Коломийченко, Пермь, 2002.

3. Строганова Л.В. Воспитание толерантности. М.,2007.

4. Макарова Т.В., Ларионова Г.В. Толерантность и правовая культура дошкольников.

М.: Сфера,2008.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста."

Нынешний современный темп жизни, нестабильность культурного и социально-экономического развития требует творчески активной личности, которая сможет оригинально, нестандартно смотреть на жизненные зада...

«Зайчик в гостях у детей»: конспект РОД по развитию речи для детей 2 - 3-летнего возраста

Занятие по развитию речи направлено на развитие коммуникативных способностей детей  и умения устанавливать доброжелательные отношения.Во время коллективной игры воспитатель учит детей отгады...

Развитие речи у детей 4-5 летнего возраста

что нужно знать родителям о развитии речи у детей 4-5 лет...

Сценарий НОД по образовательной области "Развитию речи" для детей 6-7 летнего возраста тема "Лесная прогулка"

Сценарий НОД по образовательной области "Развитие речи" для детей 6-7 лет на тему "Лесная прогулка"Итоговая НОД в подготовительной групе по разделу "Осень": уточнение зна...

Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у детей 3-х летнего возраста

Что такое самостоятельность?Для многих взрослых самостоятельный ребёнок – это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут.Самостоятельность – хитрое слово, основа основ ...

Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у детей 3-х летнего возраста

Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у детей 3-х летнего возраста...