Социальное партнерство образовательных учреждений в условиях ФГОС
статья по теме

Гнетова Инна Юрьевна

Роль социального партнерства между образовательными учреждениями с целью повышения качества образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальное партнерство образовательных учреждений в условиях ФГОС

Социальное партнерство в сфере дополнительного образования – это особый тип взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с участниками образовательного процесса, общественными и другими организациями, нацеленное на согласование и реализацию интересов участников этого процесса. Основным способом осуществления социального партнерства является социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения оптимального варианта в решении вопросов, представляющих взаимный интерес.

Оценка опыта взаимодействия показывает, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида.

Городская станция юных натуралистов  – открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений города, области, общественными учреждениями, семьями воспитанников.

Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями на основе интеграции  образования позволяет создать единую образовательную среду, максимально приблизить услуги дополнительного образования. Оно позволяет оптимизировать использование материальной базы учреждений партнеров, развивать ее направленно, максимально эффективно реализовывать программно-методический и организационно-методический потенциал учреждений.

Практика работы показала, что установление сотрудничества -  процесс длительный, зависящий от различных факторов. Главный из них – инициирующая роль образовательного учреждения. Там, где сотрудничество состоялось и стало нормой взаимодействия образовательного учреждения и различных структур общества, происходит обогащение друг друга, которое, прежде всего, положительно сказывается на развитии и социализации детей.

Городская станция юных натуралистов сотрудничает со многими учреждениями города. Среди них и дошкольные образовательные учреждения Центрального района. Цель такого сотрудничества – формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Детство – ответственный период в жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. Процесс формирования экологической культуры, начиная с дошкольного возраста, обладает большими возможностями и перспективой. Практикой доказано, что у детей в этом возрасте происходит становление личности, а возможности ребёнка (физические, психические, интеллектуальные) позволяют целенаправленно формировать в нём начало экологической культуры, закладывать основы нравственного взаимодействия с окружающей природой.

Учитывая вышеизложенное, мы можем реально осуществлять непрерывное экологическое образование и воспитание детей, начиная с дошкольного возраста.

Проблема состоит в том, что не всегда образовательные пространство детского сада дает возможность педагогам создать условия для реализации программ по экологическому воспитанию детей.

Таким образом, роль учреждения дополнительного образования – создание необходимых  и предоставление дополнительных образовательных программ, реализация которых способствовала бы удовлетворению социального заказа современного общества на формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников.

На Городской станции юных натуралистов созданы все условия для реализации программ экологической направленности. На протяжении нескольких лет реализуются программы по непрерывному формированию у детей эколого-ориентированных ценностей.

Результатом многолетнего опыта совместной работы  Городской станции юных натуралистов и дошкольных учреждений города, явились следующие дополнительные образовательные программы:

  1. «Мир, в котором мы живём».
  2. «Мир вокруг нас».
  3. «Радуга в ладошках».

 Данные программы предлагают реализацию определенной системы непрерывного образовательного процесса экологического воспитания, который начинается в детском саду, интенсивно продолжается в школе и сопровождается в процессе кружковой работы в учреждении дополнительного образования.

Наиболее реализуемая в учреждении программа для дошкольников -  «Мир вокруг нас».

Основные методы работы с детьми дошкольного возраста в процессе реализации данной программы:

  1. игровой (как ведущий в дошкольной педагогике);
  2. информационный;
  3. метод построения проблемных ситуаций.

Формы работы с детьми дошкольного возраста: традиционные (беседы, экскурсии, викторины) и инновационные:

  1. медиаигры (цель: за короткий отрезок времени дать больше наглядной информации)
  2. электронные презентации (цель:  заинтересовать ребенка,  развить лидерские способности)
  3. медиапанорамы (цель: наглядно показать различные экосистемы Земли).

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления познавательной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы дополнительного образования принципиально новые дидактические возможности.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение. На базе Городской станции юных натуралистов имеются все условия для организации систематических наблюдений за объектами живой природы. В рамках реализации программы дети посещают «Живой уголок», кабинет аквариумистики и цветоводства.

Так, постепенно в процессе тесной взаимосвязи всех видов деятельности, а также педагогов ГСЮН и специалистов ДОУ, у детей закладывается экологическое сознание,  формируется личность с новым экологическим мышлением, способная осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Безусловно, введение новых государственных образовательных стандартов (ФГОС) внесет существенные коррективы во всю систему взаимодействий на рынке образовательных услуг. И в этой связи мы надеемся, что существующий опыт социального партнерства позволит развиваться в соответствии с ожиданиями общества и государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: " Изучение особенностей создания образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС"

Изучение  особенностей  создания программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС...

Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

Социальное партнерство с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО

Социальное партнерство создаётся благодаря возможности расширять культурно - образовательную среду на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию ...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.

Музыкальный руководитель: Заборова А. К.                  Задача музыкального руководителя в детском саду – ...

Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС

Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС...

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС

Проблема педагогического взаимодействия актуальна в наше время, от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Воспитывая ребенка дошкольного возраста средствами музыки,...