Регуляция психических состояний педагогов как средство профилактики профессиональных заболеваний
статья по теме

Портнова Светлана Валентиновна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Регуляция психических состояний педагогов как средство профилактики профессиональных заболеваний.

Специального внимания заслуживают особенности труда педагога в сложных условиях. Психологи  считают, что выражение «особые условия деятельности» справедливо для тех ситуаций, когда деятельность сопряжена с эпизодическим, т.е. непостоянным, действием экстремальных факторов (или с определённой вероятностью их возникновения), а «экстремальные условия деятельности» следует связывать с постоянным действием этих факторов.

Для педагога здесь важны два аспекта: умение подготовиться к сложной ситуации и умение подготовиться к сложной ситуации и умение действовать в ней, если она уже наступила. Экстремальные условия, вызывающие стресс у педагога, возникают в обычных условиях жизни учебного заведения, если бестактные замечания администрации, коллег создают длительную напряженность.

Стресс – есть нервно-психологическое напряжение человека, вызываемое неблагоприятными экстремальными воздействиями (стрессорами). Для работы педагога характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения. Поскольку труд педагога в силу ответственности отличается высокой степенью напряженности, проблема стресса очень актуальна. Специалисты считают, что педагога надо готовить к экстремальным ситуациям разного рода, учитывать, проигрывать вероятностные решения; чем больше запас таких решений, тем мобильнее будет поведение педагога в конкретной ситуации, тем выше жизнестойкость специалиста.

Педагогу важно уметь определять вероятность негативных событий, уровень приемлемого риска. Восприятие риска включает: последствия, связанные с действиями педагога и его позициями в школе; степень контролируемости ситуации (люди готовы идти на большой риск в ситуации, где многое зависит от их личного мастерства); возможность выбора (чем больше степень добровольности, тем больше уровень риска, на который идут люди); степень новизны (люди более терпимы к старым, известным приёмам, чем к новым, где у них нет опыта) и т.д.

Описаны многие приемы снятия фобий, релаксации, внушения, работы на перспективу дальнейшего развития, которые  педагог может использовать для вывода самого  себя из стрессовых ситуаций в повседневной педагогической жизни.

Одним из экстремальных факторов работы педагога является  его поведение в условиях конфликта с воспитанниками, родителями, коллегами, руководством. Напомним основные  сведения  о конфликте. Конфликт – это столкновение позиций, интересов, взглядов людей, вызванное:

или взаимодействием при достижении конкретных целей либо эмоциональным неприятием друг друга, несовместимостью (межличностной, межгрупповой),

или борьбой устремлений, мотивов в самом человеке (внутриличностый конфликт). Примером такого конфликта является – когда педагог теряет интерес к своей профессии, не видит личной перспективы, не получает удовлетворения от труда.

Методы регуляции психических состояний.

Кабинет психологической разгрузки как одно из средств профилактики нервно-психического здоровья.

Напряженный ритм педагогических работников, интенсификация их труда на фоне низкой двигательной активности порождает известный диссонанс между требованиями, предъявляемые интеллекту, эмоциональной сфере и сравнительно малой физической нагрузкой. Работа нервной системы в подобном режиме часто ведет к повышенному напряжению, неумению расслабляться, выходить из напряженного состояния, обретать психическое равновесие. В большинстве случаев у людей, подверженным «болезням века» – неврозам, гипертонии и ишемической болезни сердца, - можно фиксировать повышенную мышечную напряженность, утрату навыка произвольного расслабления мышц. Кроме того, интенсивное обучение некоторым предметам предъявляет определенные требования к снятию психического напряжения. Все это ставит перед психологической службой настоятельную задачу создания кабинета психологической разгрузки.

  1. Психологическая разгрузка сотрудников после напряженной работы в конце рабочего (или учебного) дня или в специально отведенное для этого время.
  2. Психологический настрой (мобилизация) тех сотрудников, которые с трудом включаются в напряженный ритм работы в начале рабочего дня, обучение навыкам мобилизации в стрессе.
  3. Психопрофилактическая работа (обучение методам релаксации, медитации, аутогенной тренировки, навыкам бесконфликтного общения, тренинг общения и т.д.).
  4. Обеспечения процесса интенсивного обучения, включая методы суггестопедии, релаксопедии, гипнопедии, а также использование комнаты психологической разгрузки как базы для экспериментальной разработки новых методов обучения.

 Аутогенная тренировка.

Наиболее эффективным методом обретения навыка расслабления, несомненно, является аутогенная тренировка (АТ). Основное положение методики АТ можно обозначить так: умение глубоко и быстро вызывать полное расслабление мышц тела, вызывание ощущения тепла в конечностях с помощью произвольного влияния на тонус периферических сосудов; воздействие на глубину и ритм дыхания; умение вызывать чувство тепла в области живота, прохлады в области лба. Обучение педагогов умению регулировать свое психическое состояние с помощью АТ – важная задача психолога.

В основе АТ лежит самовнушение. Как показывает практика, особенно яркие представления можно вызвать в состоянии расслаблении. В связи с этим наиболее благоприятным временем для самовнушения, естественного аутогипноза является момент после ночного сна и перед засыпанием. Если немного поразмыслить, тот становиться понятным выражение «встал не с той ноги». Попробуйте для начала в момент пробуждения представить себе что-нибудь очень хорошее – увидите, ваше настроение будет весь день, в зависимости от ритма и распорядка вашей жизни. Помните: чтобы достичь максимального эффекта, нужно заниматься ежедневно, независимо от самочувствия.

Занимаясь АТ, вы не вносите в себя ничего постороннего, а просто развиваете все лучшее и необходимое из того, что есть в вас самих.

АТ можно использовать не только как самостоятельную психотерапевтическую методику, но и сочетать с другими методами, с санаторно-курортным или медикаментозным лечением. Можно заниматься как индивидуально, так и в группе. Диапазон использования АТ очень широк. АТ применяется для восстановления трудоспособности после утомления, для регуляции эмоционального состояния и упражнения воли, для борьбы с бессонницей. Этим методом с успехом пользуются спортсмены, люди других профессий, где требуется постоянное нервно-психическое напряжение.

Саморегуляция психических состояний педагога с помощью нейролингвического программирования.

Не менее популярна в настоящее время регуляция психического состояния с помощью нейролингвического программирования.

Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеет предел ресурсов психического здоровья и, чтобы прожить двенадцать месяцев в году, они должны мудро тратить свою психическую энергию и знать как её можно восполнять, восстанавливать. Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределять свои силы в течение каждого дня, недели, месяца и целого учебного года.

Существует много возможностей отдохнуть и восстановить свои силы, и существуют упражнения, которые помогают это сделать, воспользовавшись ресурсами своей психики.

Разнообразные состояния хронического стресса постоянно забирают энергию у человека, как бы раздробляют его психические силы, уменьшают органичность и естественность их проявления. Познакомимся с двумя важнейшими процессами и состояниями сознания, необходимыми для саморегуляции стресса – ассоциацией и диссоциацией. Процесс ассоциации (и состояние ассоциированности) понимается как направленность сознания человека на себя, как его включённость, связанность, слитность, захваченность собственными чувствами и переживаниями. Напротив, процесс диссоциации (состояние диссоциированности) заключается в том. Что внимание и активность  психики человека направлены на внешнее окружение, на деятельность других людей. В этом состоянии человек как бы отрывается от своих чувств и переживаний, «забывает о самом себе. В состоянии ассоциации человек ощущает полноту и единство психических процессов и телесно – физических состояний, в состоянии диссоциации эта связь раскрывается (или задерживается, сдвигается во времени).

Как правило, ассоциированные состояния сознания связаны с эмоционально – положительными  переживаниями, а тревожные, напряженные, стрессовые состояния приводят к диссоциированности. Однако иногда возможна и отрицательная ассоциация (в случае, когда человек прочно привык к какой-то постоянной и мучительной боли – физической или душевной) или положительная диссоциация. Следует также различать непроизвольную, произвольную и вынужденную формы ассоциации и диссоциации.

Профессиональная деятельность часто требует от педагога диссоциированных состояний, ибо, принимая множество решений, касающихся его воспитанников, он должен видеть мир их глазами и чувствовать, как они, и при этом почти совсем забывать о себе. Единственный способ восстановить свои силы после периода профессиональной диссоциации – это погрузиться в состояние ассоциации.

Использование музыкальных средств в целях реабилитации педагогов.

Любой процесс деятельности имеет тенденцию принимать ритмическую форму. Она особенно очевидна там, где имеется звуковое сопровождение, ритм сигналов, следующих друг за другом. По ним мы можем судить о равномерности применяемой человеком энергии, и о пространственном однообразии его движений. Именно таким ритмическим раздражителем является музыка.

Музыка выступает и как средство для отвлечения от бесконечно беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.

Использование музыки как средства повышения производительности труда основано на положительном эмоциональном воздействии, поддержании устойчивого и высокого трудового ритма.

Проведенные учеными наблюдения над людьми с различной музыкальной подготовкой показали, что сильное физиологическое воздействие на организм производят только хорошо известные классические и народные мелодии. Поэтому, используя музыку в качестве вспомогательного лечебного средства, нужно учитывать соответствующие вкусы отдельных людей.

Физиологическое воздействие музыки на человека в процессе труда основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах.

Психотерапия с использованием цвета.

Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зелёные, желто-зелёные и зелёно-голубые цвета. Помимо физических свойств цвета, т.е. длины волны, необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. Это связано с тем, что абстрактного цвета нет, он всегда встречается как более или менее цветовая окраска предметов. И ассоциативный характер восприятия обуславливает перенос эстетической оценки предметов на те цвета, которые этим предметам обычно свойственны. Таким образом, цвет черпает свою значимость из реальной действительности и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.

Всё вышеизложенное позволяет рекомендовать окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование (выделяющее тепло и создающее шум). Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие быстро надоедает, вызывая охранительное торможение. Развитие утомления может быть предупреждено путем рационального освещения залов и рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность). Рациональная окраска учебных помещений поможет повысить производительность и эффективность учебной деятельности.

Несомненно, что окраска стен в помещении не должна быть гнетущей, казенной, способной усилить тревогу и волнение. Вестибюли, холлы, залы, кабинеты становятся приветливыми и уютными, когда их оживляют произведения изобразительного искусства. Выполненные на высоком художественном уровне и умело подобранные по тематике картины способны поднять настроение, сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряжение, снять утомление.

Либропсихотерапия

Либропсихотерапию (лечебное чтение) предложил еще В.М. Бехтерев. Использование специально подобранных книг позволяет оказать существенное воздействие на эмоциональное состояние при минимально потраченных средствах. В одних случаях книга отвлекает человека от дурного влияния и направляет его энергию на достижение положительных целей, избавляет от скуки, пробуждает интерес к познанию, в других случаях книги помогает пересмотреть всю жизнь, изменить не только отношение к чему-либо, но и все поведение.

Книги необходимо тщательно подбирать в соответствии с задачами, которые встали перед человеком, и обязательно с учетом психологических особенностей, так как одно и то же художественное произведение может вызвать у разных людей совершенно разные реакции.

Ионизация воздуха

Чувствительность людей метеорологическим явлениям неуклонно повышается, причем женщины гораздо более чувствительны, чем мужчины, пожилые - в большей степени, чем молодые. Одним из наиболее изученных метеорологических факторов, влияющих на человека, являются ионы – невидимые электрически заряженные частицы газов, Обычно в одном кубическом сантиметре находится 4 – 5 тысяч заряженных ионов, а в горных районах – более 10 тысяч. Известно также, что в городах с загрязнённой атмосферой количество ионов резко уменьшается. Ученые установили, что многие недомогания вызываются снижением количества ионов. Ионы сдерживают распространение грибков, уничтожают бактерии, повышают активность живых организмов. Получены положительные результаты при лечении отрицательно заряженными ионами некоторых болезней, в том числе и психических.

Имеющиеся данные позволяют предположить необходимость установки ионизаторов в помещениях, предназначенных для отдыха, а также в системах вентиляции зданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая гостиная. «Регуляции эмоционального состояния педагога».

активизация процесса самопознания;обучение различным техникам экспресс — регуляции эмоционального состояния;повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;формирование ...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Конспект практического занятия с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального и профессионального «выгорания». Повышение психологической культуры педагогов помогает ст...

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как одно из средств профилактики простудных заболеваний". Первая младшая группа.

Обучив малыша простым и весёлым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ...

Программа "Неболейка" по улучшению состояния здоровья детей и профилактики их заболевания

Программа «Неболейка» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом условий нашего города и микрорайона....