Планирование годового плана ДОУ
методическая разработка по теме

рекомендации к составлению годового плана ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

В папке музыкального руководителя должны быть следующие документы:

  1. график работы,
  2.  тетрадь по самообразованию,
  3.  перспективный план по работе с семьёй,
  4. тетрадь для индивидуальной работы с детьми,
  5. тетрадь по преемственности с воспитателями,
  6. циклограмма,
  7. картотека музыкально-дидактических пособий, игр,
  8. фонотека, картотека музыкальных инструментов.

для родителей ясельной группы.
Консультация для родителей
Как научить малыша подпевать?

Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. 
Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
Старайтесь не искажать мелодию. 
Пойте негромко. 
Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться. 
Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно. 
Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Например, песня «Маленькая птичка». 
Маленькая птичка прилетела , к нам, к нам, к нам. 
Маленькой птички зернышки я дам, дам, 
Маленькая птичка зерншышки клюет, клюет, клюет. 
Маленькая птичка песенки поет, поет, поет, Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля. 
Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», - то, что, собственно, ему по силам. Например, «Ладушки».

 Мама играет с ребёнком и поет: 

1. Ладушки, ладошки, 
Звонкие хлопошки, 
Хлопали в ладошки, 
После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением. 
Хлопали немножко. Да! 
Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» - один из первых шажков. 
Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно. 
Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении. 
Вот наш Бобик, славный пес. Ав! Ав!
Белый лобик черный нос. Ав! Ав!
Бобик, Бобик лапку дай. Ав! Ав!
Сядь на коврик и не лай. ( грозим пальчиком)
Ребенок не только слушает песенку, но его «Ав!» - посильное участие в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама. 
Ещё шажок вперед. 
Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю». Например: «Поет, поет моя Танечка» (или мой Вовочка). 
Поет, поет моя Танечка, 
Поет, поет хорошая, 
Хорошая, пригожая. 
Поет, поет свою песенку: 
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля! (2 раза). 
Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Не захочет один – пойте вместе с ним. 
Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т.д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь. 
Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его. 
Песенки для подпевания и пения мы Вам предлагаем. Попробуйте и Вы не пожалеете.

Поём с малышом… 

С какого возраста нужно приобщать ребёнка к музыке?
Многочисленные исследования ученых, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. 

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни ярко выражены–ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, это свидетельствует о музыкальности; у других детей - позже, труднее . 
Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. 
Раннее музыкальное развитие детей, как и развитие речи ребенка, немыслимо без активного участия родителей. 
Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. 
Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. 
Для малыша полезно слушать музыку не только в записи, хорошо, когда мама сама поет ему песни. Для ребенка очень важен ваш «живой» голос. Поэтому ни с чем несравнимое благоприятное воздействие оказывает на малыша пение колыбельных: они успокаивают его, приводят в равновесие, создают комфортный эмоциональный фон. 
Прогуливаясь по улице, наблюдая за окружающим миром, напевайте малышу несложные песенки («Кошка», «Собака», «Бобик», «Птичка» и т.п.) Попросите его выполнить звукоподражание (как лает собачка?), имитацию движений (как птички машут крыльями, клюют зёрнышки?) и т.п. 
Очень любят малыши народные игры с пением, которые Вы наверняка помните из своего детства : «Ладушки, где были – у бабушки…», «По кочкам…», «Сорока-ворона» и др.

Проводимые Вами игры будут способствовать разностороннему развитию малыша и окажут влияние на его физическое развитие, 
улучшат координацию движений и быстроту реакции, разовьют творческую фантазию и активизируют мышление и речь. 
Возможность проведения игр вместе со взрослыми или другими детьми способствует созданию благоприятной атмосферы в семье.
Не упустите это драгоценное время – пойте с Вашим малышом!

«Собака» 
Муз и сл А.Александровой
К нам пришла собачка 
Умная собачка,
С детками играет,
Очень громко лает:
«Гав-гав» 

«Кошка» 
Муз и сл А. Александровой 
Киса к деткам подошла,
Молочка просила,
Молочка просила,
«Мяу» говорила.
«Мяу-мяу» 

«Птичка»
Муз и сл Н. Бабаджан 
Села птичка на окошко, 
Посиди у нас немножко,
Посиди – не улетай,
Улетела – ай!

«Солнышко»
Муз. Александровой
Светит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы похлопаем в ладоши – 
Очень рады солнышку!

МАЛЫШ И МУЗЫКА.

Очень важно, чтобы ребенок с самых ранних лет приобщился к музыке, научился ее слушать и понимать. И тут очень многое зависит от особенностей ребенка, от того, насколько развито его восприятие.
Известно, что дети откликаются на музыку в первые же месяцы жизни: под влиянием музыки младенец оживляется или успокаивается. Какая мать не баюкает своего маленького звуками колыбельных песен.
А вот кое-кто из родителей заметил, что некоторые пьесы Баха или Генделя действуют, не менее эффективно, чем колыбельная. Они ставят на проигрывателе именно эти пластинки, когда нужно ребенка успокоить, уложить спать.
Проходит год, и ребенок прислушивается к музыке, он уже в состоянии понимать эмоциональное содержание ее: в зависимости от характера музыки малыш грустит или радуется. Года в четыре малыш уже может запомнить мелодию, чувствует ритм, динамику музыки, в состоянии понять несложные музыкальные образы ("гроза грохочет", «солдаты идут»). Интересно, что под впечатлением понравившейся музыки дети могут устроить маленькое представление: они ходят по комнате и поют (иногда держат какой-нибудь предмет перед ртом - это они подражают певцу, поющему с микрофоном), изображают балет, танцуют, копируя взрослых, и все это живо, возбужденно.
Обратите внимание на то, как слышит, как воспринимает музыку ваш ребенок. Составлять домашний музыкальный репертуар имеет смысл, только исходя из сегодняшних возможностей ребенка, из того уровня, которого он достиг в понимании музыки. Разумеется, возможности эти вы будете развивать, а уровень повышать. Но, прежде всего, нужна трезвая оценка того, что есть.
Композитор и критик Б.Асафьев говорил: «Если музыка не услышана – не надо браться за анализ. Услышать - это понять". Конечно, говорил он эти слова применительно к взрослым людям, но они с полным основанием могут быть отнесены и к самым меленьким. Попытайтесь растолковать малышу, то, что он слышит и что переживает, - т.е. проанализируйте музыку (пусть это совсем несложные детские пьески или танцевальные мелодии). Но при этом надо соблюдать два условия: во-первых, надо убедиться, что ребенок музыку слышит, что она производит на него какое-то впечатление (какое?), а во-вторых, и вам должна нравится та музыка, о которой Вы говорите с ребенком, Вы должны ее слышать, понимать. Ведь объяснить музыку очень трудно,
тем более если у вас нет специального музыкального образования. В прочем, и специалисты не всегда находят верные слова, когда пытаются выразить свое впечатление от музыки. Помогает чуткость, желание, чтобы и другой разделил те чувства, которые волнуют тебя.
Какие первые шаги можно сделать вместе с ребенком? Возможно в вашей фонотеке есть короткие пьесы, музыка которых предельно ярко, точно воспроизводит знакомые, понятные ребенку образы: " Полет шмеля" Римского-Корсакова, "Детская полька " М.Глинки, "Болезнь куклы", «Новая кукла" П.И.Чайковского. Если нет, то их стоит приобрести. Прослушав их вместе с ребенком, спросите его, о чем эта музыка «рассказывает», на что похожи услышанные звуки. Дети угадывают с удовольствием, узнавание доставляет им радость.
В следующий раз попробуйте прослушать две или три коротенькие пьесы контрастные по звучанию: «Пионерский марш» Кабалевского и «Колыбельную» Шумана. Если вы спросите ребёнка, чем отличаются друг от друга эти пьесы, он, наверное, ответит, что одна веселая, а вторая, спокойная, тихая. Попросите ребенка взять краски и бумагу, и пусть он попытается изобразить свои впечатления в рисунках.
Только не подсказывайте что ему рисовать, - воображение у пятилетнего развито достаточно хорошо, он может удивить и поразить своим рисунком. Если у ребенка нет навыков рисования, попросите его хотя бы назвать те краски, которые, по его мнению, подходят к грустной музыке и музыке веселой. Как правило, дети, соотносят
с весёлой музыкой теплые тона: красный, желтый; 
с грустной – холодные; синий, голубой, серый.
И в дальнейшем, когда вы будете слушать с ребенком музыку, просите его выразить свои впечатления от нее с помощью красок.
Новый шаг Вы можете сделать, дав ребенку представление о динамических контрастах в музыке. Что это значит? Прослушайте пьесу Э.Грига «Путешествие гномов". Ясно, что сначала гномы приближаются, потом уходят: звучание сначала тихое, потом нарастает, в конце шаги удаляются. Динамическими контрастами отличаются пьесы Чайковского из «Детского альбома»: в них звучание построено в разных ритмах и темпах. Вот маршируют бодро и весело оловянные солдатики, а вот вздыхает кукла в пьесе «Болезнь куклы».
Разумеется, рано ждать от малыша понимания сложной симфонической музыки, но важно слышит ли он ее, воспринимает ли сам характер мелодии, может ли различить, - вот в музыке возникла танцевальная тема, вот звучит 
марш, вот музыка радостная, а потом вдруг стала такой печальной…. Если малыш слышит, различает это, значит, Вы вместе с ним сделали большие успехи.
Постарайтесь, чтобы ваши разговоры и занятия не были скучными, утомительными, это отбивает у ребенка всякое желание слушать пластинки. 
Призовите на помощь игру. Вы рассказываете о марше – пусть ребёнок отбивает такт погремушкой или возьмет в руки оловянного солдатика и заставит его маршировать по столу в такт музыке. Вы поставили на проигрыватель пластинку с танцевальной мелодией – хлопайте в ладоши, отбивая такт, попробуйте изобразить ритм в движениях, увлеките ребёнка, чтобы он тоже начал двигаться, танцевать.
Обратите внимание на звучание инструментов в музыке, написанной для оркестра, - вот солирует скрипка, вот- труба, барабан...
Расскажите, что есть струнные инструменты: 
скрипка, виолончель, контрабас, и духовые: флейта, кларнет и пр.
Рекомендуем слушать вместе с детьми: «Болтунья» Прокофьева, «Сказка о глупом мышонке» Прицкера «Четыре песни – шутки» Кабалевского, «Весёлые песни» Слонимского. «Детский альбом» Хачатуряна, детские сказки, комплект пластинок "Музыка в детском саду", звуковой журнал "Колобок".
Следите за детскими музыкальными передачами по радио и телевидению.

Консультация для родителей
«Вместе с родителями».
 
Как привить детям музыкальный вкус, как занять их, как поставить домашний спектакль, организовать веселий праздник дома, какую музыку слушать с детьми в прямом смысле с колыбели?
Важную роль в становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей, как известно, играет общение с взрослым. Уважаемые родители! Не жалейте на это ни времени, ни душевных сил. 
Разумеется, в вашей фонотеке необходима музыка - народная, авторская, классическая, адресованная самым маленьким. Важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребёнка, стала неотъемлемой частью его существования, чтобы вызывала только положительные эмоции. Каждое общение с музыкальным произведением - полюбившимся, знакомым и новым - должно вызывать радостные чувства.
Неоценимую помощь окажут вам русские народные потешки - песенки. Вы с успехом можете применять их в любых жизненных ситуациях: умывая ребёнка, причесывая, гуляя с ним, во время кормления, играя с ним. Песенок - потешек очень много. Вот некоторые из них, которые сделают общение с ребенком более интересным и содержательным. Напевайте песенку, выполняйте вместе все движения, о которых идет речь в потешке. 
«Водичка, водичка»
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
****
«Расти, коса, до пояса»
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
Для развития ритма «Ноги и ножки»
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки
бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!
(можно отстукивать ритм кубиками или деревянными ложками)

«Ты мороз-мороз-мороз»
Ты мороз-мороз-мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Уводи стужу с собой.
А мы саночки возьмем,
Мы на улицу пойдем.
Не вари кашу кругу
А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру! 

«Ладушки, ладушки»!
- Ладушки, ладушки! 
Где были? - У бабушки.
- Что ели? - Кашку.
- Что пили? - Бражку. 
Попили, поели, 
Шу-у-у - полетели, 
На головку сели, 
Ладушки запели. 
Хлопки в ладоши. 
«Мы идем»
Мы идем, мы идем, 
Громко песенку поем! 
Прыгнем раз, да прыгнем два, 
Прыгать рады мы всегда! 
Мы идем, мы идем, 
Громко песенку поем!
(Ю. Островский)
Укладывая куклу, зайчика или мишку можно спеть им колыбельную песенку.
Баю, баюшки–баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток!
Баю, баюшки-баю,
Под ракитовый кусток.
Или
Баю, баю, баю-бай,
Спи мой мишка, засыпай.
Ты закрой, закрой глазок, 
Ты поспи, поспи часок. 
Баю, баю, баю-бай,
Спи мой мишка, засыпай.

Детские музыкальные инструменты. Хорошо, если вы купите ребёнку музыкальные игрушки - погремушку, или маленький барабан, или бубен. Эти простейшие музыкальные инструменты помогают развивать музыкальный
слух, музыкальную память, чувство ритма, умение слушать музыкальное произведение. Аккомпанируя себе на бубне (или барабане, деревянных ложках, других детских шумовых музыкальных инструментах), вы можете разучить песенки различного характера. Вот некоторые из них. 
1. Зашагали ножки - Топ, топ, топ! 
Прямо по дорожке - Топ, топ, топ!
2. Ну-ка, веселее - Топ, топ, топ! 
Вот как мы умеем - Топ, топ, топ!
3. Топают сапожки - Топ, топ, топ! 
Это наши ножки - Топ, топ, топ!
(напевая, играть на барабане или ложках).

«Погремушка»
Звени, звени, погремушечка,
Ты звени веселей, погремушечка.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.
Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете , что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.
А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам.
ИТАК:
1.На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми,
на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2.начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя 
мальчика и девочку.

3.На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы 
построиться и настроить детей на занятие.

4.Воспитатель с собой приносит тетрадь с твёрдой обложкой на 
спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения 
танцев, рекомендации и т д.

5.В время занятия желательно не покидать зал, чтобы не 
пропустить какой либо материал.

6.Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев, игр,
петь песни и т д.

7.Следить за правильным выполнением детьми движений

8.Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не
включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое 
восприятие и сосредоточенность

9.В свободной деятельности закреплять материал, полученный на 
занятии.

Консультация для воспитателей

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе. 
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак:
1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.
5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
8. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).
И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

Консультация для воспитателей
«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?
Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.
19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2. Следит за дисциплиной;
3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. В распевании не участвует
2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию
3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)


Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Направления деятельности и формы работы музыкального руководителя.
Работа с детьми

1.Занятия 
2.Индивидуальная работа с детьми 
3.Проведение утренней гимнастики.
4. участие в комплексных и физкультурных занятиях.
5.Проведение праздников и развлечений.
Работа с педагогическим коллективом
1.Индивидуальные консультации. 
2.Семинары-практикумы (групповые). 
3.Оформление рекомендаций. 
4.Выступление на педсоветах. 
5.Открытые просмотры.
Работа с родителями.
1.Индивидуальные консультации. 
2.Оформление рекомендаций. 
3.Открытые просмотры. 
4.Выступление на родительских собраниях. 
5.Организация совместной творческой деятельности.
Работа по обеспечению педагогического процесса.
1.Планирование. 
2.Подбор и систематизация нотного материала. 
3.Подбор и систематизация аудио- и видеоматериалов. 
4.Изготовление и подбор пособий и атрибутов. 
5.Разработка сценариев праздников и развлечений.
Повышение педагогического мастерства.
1.Самообразование. 
2.Участие в методобъединениях и семинарах ДОУ. 
3.Работа в творческой группе. 
4.Участие в городских семинарах. 
5.Курсы повышения квалификации

Функциональные обязанности музыкального руководителя 

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание.

  1. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера.
  2. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе.
  3.  Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня.
  4. Проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Критерии работы музыкального руководителя ДОУ


    1. Создание необходимых условий для развития у детей музыкальных способностей с учетом особенностей ребенка (смущение, застенчивость и т.п.), профилактика возникновения у него негативных переживаний.  
   
 2. Развитие у детей музыкального слуха: звуковысотного, ритмического, тембрового, и т.д. (используются дидактические игры, приемы моделирования и пр.)  
   
 3. Формирование певческих способностей.  
  
  4. Овладение дошкольниками элементарной игрой на музыкальных инструментах: металлофоне, бубне, погремушке и пр.  
    
5. Развитие музыкально-ритмических движений в соответствии с характером музыки.  
  
  6. Учет достижений ребенка в разных видах музыкальной деятельности, фиксирование внимания на его потенциальных возможностях и способностях. Достижения дошкольника не сравнивается с достижениями других детей, а лишь с его собственными.  
    7. Создание условий для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в музыкальной игре (совместное чтение сказок, прослушивание аудиокассет, обсуждение событий жизни детей; организация посещения музеев, концертных залов, музыкальных театров и т.д.) 
   
 8. Приобщение ребенка к мировой и национальной музыкальной культуре.  
   
 9. Ознакомление детей с классической музыкой: прослушивание музыкальных произведений, беседы об их содержании, композиторах и т.д.  
  
 10. Знакомство дошкольников с произведениями народной музыки и песенного фольклора: организация их прослушивания и исполнения, знакомство с частушками, колядками, хороводами; разучивание народных танцев, песен, игр и т.п.  
  
 11. Формирование у детей представления о видах музыкального искусства (опере, балете и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений (вальсе, марше, колыбельной и др.).  
   
12. Знакомство детей на занятиях с многообразием выразительных средств в музыке (ладом, мелодией, тембром, силой, темпом, высотой, длительностью звука и пр.).  
   
13. Ознакомление дошкольников с различными классическими и народными музыкальными инструментами (рассказ о старинных и современных музыкальных инструментах, знакомство с их внешним видом и звучанием).  
   
14. Приобщение детей к обрядовым, народным и традиционным праздникам и гуляньям.  
   
15. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности; обеспечение игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей.  
  
 16. Проведение музыкальных занятий (слушание музыки, пение, муз.-ритмические движения, игра на муз. инструментах). Стимулирование и поддержка стремления ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос.  
   
17. поощрение импровизации детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах и пр.: побуждение передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения и т.п.  
  
18. Предоставление дошкольникам права выбора средств для импровизации и самовыражения: музыкальных инструментов, роли, сюжетов, видов деятельности: пения, танца, ритмических движений и пр.  
   
19. Создание условий для развития музыкального творчества детей на основании синтеза искусств, использование сочетания разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций и т.д.  
   
20. Поощрение исполнительского творчества в музыкальной деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах и др.) при поддержке педагогом индивидуальных интересов и возможностей детей с одновременным учетом их возрастных особенностей.  
   
21. Помощь детям (по мере овладения дошкольниками игровыми действиями) в выборе различных музыкальных ролей; организация несложных музыкально-сюжетных игр с несколькими детьми.  
  
 22. Совместная музыкальная деятельность детей и взрослых: создание (по возможности) хора, оркестра или танцевального ансамбля с участием взрослых; проведение совместных праздников детей, родителей и сотрудников ДОУ и т.д.  
  
 23. Развитие у дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями способности свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в музыкальные спектакли детей с речевыми трудностями), обеспечивая тем самым активное участие каждого.  
   
24. Постоянный учет возможностей ребенка, с тем, чтобы не допускать унего ощущения несостоятельности6 оказывать помощь при затруднениях, не «навязывать» ему сложных и непонятных музыкальных произведений.  
  
 25. Проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему; стремление установить с детьми доверительные отношения, проявление внимания к их настроениям, желаниям, достижениям и неудачам.  
   
26. Создание развивающей среды, способствующей музыкальному развитию и эмоциональному благополучию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, портретов композиторов и выдающихся исполнителей; выставки авторских работ детей; родителей; цветы и пр.).  
  
 27. Органичное включение музыки в различные виды деятельности детсада (при проведении зарядки, на занятиях по изобразительной деятельности ит.д.).  
   
28. Использование музыки при организации режимных моментов (колыбельной – перед сном, веселой музыки – на прогулке, в процессе игры и занятий).  
  
 29. Проведение консультаций и оказание методической помощи родителям по вопросам музыкального воспитания детей в школе.  
   
30. Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты при проведении занятий.  
  
 31. Участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.  
 
  32. Повышение своей профессиональной квалификации. 



Предварительный просмотр:

Список методической литературы по планированию работы ДОУ.

  1. Коцеруба И.Ю. Годовой план ДОУ

  журнал «Управление ДОУ» №3 -2010г.

2.Садырина Е.Н., Выленжанина Е.С. «Анализ образовательной деятельности ДОУ»

журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 4 -2010г.

3.М.Д.Маханева «Управление развитием ДОУ проблемы Планирование, перспективы»

Приложение к журналу «Управление ДОУ»М.:Сфера 2006г.

4.Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ\ колл. авт.-М.: ТЦ Сфера, 2006 –(приложение к журналу «УправлениеДОУ»)

(Содержание разделов годового плана).

5.Л.И.Лукина «Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ» -М.: ТЦ Сфера, 2010г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

(Анализ методической работы МДОУ «Детский сад» за учебный год)

6. Кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А.Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

(Перспективный  годовой план учебно-воспитательной работы музыкального руководителя; План работы ПМПк на учебный год).

7. Лукина Л.И.Как разработать систему управления ДОУ. – М.: ТЦ Сфера (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

(Административные совещания при заведующем – план на год; Производственный контроль, перечень мероприятий по производственному контролю).

8. Подопед С.О., Юшкова К.А. Планирование и анализ деятельности ДОУ журнал «Управление ДОУ» №6 -2004г

9. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Управленческий анализ  в ДОУ. журнал «Управление ДОУ» №6 -2006г

10. Кучергина О.В. Планирование методической работы в ДОУ

 журнал «Управление ДОУ» № 8 -2007г

11. Егорова Е.А. Единый подход к планированию контроля направлений деятельности ДОУ

 журнал «Управление ДОУ» № 2 -2009г



Предварительный просмотр:

Задачи работы ДОУ на год

1.Организовать свободную деятельность посредством создания в группах центров активности и активизации проектной деятельности старших дошкольников.

2. Развивать личность ребенка с помощью музейной педагогики.

3.Внедрять активные формы взаимодействия ДОУ и семьи.

4. Укреплять оптимальную нормативно – правовую базу функционирования и развития ДОУ.

5.Совершенствовать речь и воспитывать чувство дошкольников в процессе знакомств с художественной литературой.

6. Создавать условия в воспитательно – образовательном процессе для становления начальных здоровьесберегающих компетентностей детей дошкольного возраста.

7.Способствовать социально – нравственному  детей в процессе ознакомления с родным краем.

8.Совершенствовать формы работы по содержанию образовательной области «Коммуникация».

9. Совершенствовать формы работы ДОУ по преемственности дошкольного и начального школьного образования.

10. Повысить эффективность работы по развитию речи и речевого общения дошкольников посредством приобщения к произведениям художественной литературы.

11. Формирование здорового образа жизни детей и взрослых через интеграцию всех видов деятельности ДОУ.

12.Актевизировать образовательную работу ДОУ по валеологическому воспитанию

Задачи, которые переносятся на другой учебный год.

1.Продолжить обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, формировать культуру здорового образа жизни в тесном сотрудничестве с семьей.

2.Продолжить работу по развитию логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения.

3.Продолжить формировать знание детей  по основам безопасности и жизнедеятельности в быту.

 



Предварительный просмотр:

Система мероприятий годового плана ДОУ

Блок  организационно – педагогическая деятельность:

  1. (заключение договоров с родителями (законными представителями); составление «Листов здоровья»;
  2. утверждение режима дня, расписания занятий, кружков, закаливания, двигательной активности на каждую возрастную группу;
  3. составление индивидуальных маршрутов развития одаренных детей;
  4. диагностика развития детей на начало и конец учебного года;
  5. работа с родительскими комитетами групп;
  6. составление социальных паспортов групп и МБДОУ;
  7. участие в городских смотрах – конкурсах;
  8. организация каникул;
  9. проведение тематических недель;
  10. организация ЛОП

Блок  методическая работа с кадрами:

  1. (педсоветы 1 раз в 2 месяца;
  2. обучающие семинары, семинары – практикумы, семинары - тренинги;  
  3. коллективные открытые просмотры;  
  4. консультации групповые и индивидуальные по каждой годовой задаче 1-2 консультации и по всем направлениям в работы ДОУ;
  5. методический совет;
  6. ПМПк;
  7. изучение, обобщение, распространение и внедрение педагогического опыта;
  8. непрерывное педагогическое образование: курсы, заочное обучение в ВУЗАХ;
  9. временные проблемные творческие группы;
  10. самообразование;
  11. мастер - класс

Блок контрольная деятельность:

организация разных видов контроля:  

Оперативный – состояние  работы коллектива и отдельных сотрудников на определенном этапе на решение срочных вопросов. Ежемесячно проверятся 5-7 вопросов.

Вопросы оперативного контроля:

  1. выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей,  технике безопасности на рабочих местах;
  2. организация совместной деятельности с детьми (гимнастика, занятия, игра);
  3. соблюдение режима дня;
  4. организация питания воспитанников;
  5. соблюдение санитарных правил и норм; работа с молодыми специалистами;
  6. планирование воспитательно – образовательной работы воспитателями и специалистами;
  7. выполнение трудовой дисциплины.

Вопросы изучающиеся ежемесячно:

  1. анализ посещаемости и заболеваемости воспитанников;
  2. состояние документации в группах;
  3. отслеживание графика аттестации и переподготовки педагогов;
  4. организация работы с родителями;
  5. целевые прогулки и экскурсии с детьми.

    Вопросы изучающиеся ежеквартально:

  1. контроль за  проведением оздоровительной работой с детьми (праздники, развлечения);
  2. выполнение решений педагогического Совета, годового плана ДОУ;
  3. проведение родительских собраний;

Тематический – выявление уровня системы работы  ДОУ  по задачам годового плана.:

  1. педагогическая работа с детьми по одному из разделов программы;
  2. выполнение нормативно – правовых документов;
  3. эффективность использования воспитателями рекомендаций МО, консультаций, семинара;
  4. исполнение сметы расходов

Фронтальный - предусматривает всестороннюю глубокую проверку деятельности, как отдельного воспитателя, так и ДОУ в целом  

 Блок методическое и дидактическое оснащение педагогического процесса

  1. разработка рекомендаций по работе…оформление рекламно – информационных стендов;
  2. разработка критериев оценки…;
  3. систематизация материалов по работе…;
  4. разработка вопросников к анализу занятий…;
  5. медико – психолого – педагогическое исследование готовности детей 6 -7 лет к обучению;
  6. оформление картотеки…;
  7. оформление опыта работы….;
  8. оформление отчетов…;
  9. разработка системы контрольно – аналитической деятельности на учебный год)

Блок работа с родителями:

  1. общие и групповые родительские собрания по 3 в год;
  2. приглашение специалистов: врачей, учителей;
  3. устные журналы;
  4. консультации и беседы;
  5. тренинги;
  6. дни открытых дверей;
  7. телефон доверия;
  8. совместное проведения занятий, досуга;
  9. родительские гостиные, клубы по интересам;
  10. семейные и межсемейные проекты, аукционы, вернисажи;
  11. библиотека книг, аудио – видеокассет и компьютерных игр;
  12. информационные листы;  
  13. стенды;
  14. папки;
  15. акции,
  16. работа консультативного пункта.

Блок работа с детьми:

Общегородские мероприятия: (участие детей в конкурсах, выставках, праздничных мероприятиях, фестивалях)

Внутрисадовские: (участие детей в праздниках, выставках, открытых занятиях)

Блок административно – хозяйственная работа:

Административная: 

  1. обеспечение санитарно – гигиенических условий, выполнение охраны труда и техники безопасности – проведение инструктажей;
  2. подготовка сметной документации на ремонтные работы;
  3. проведение конкурсов на лучшее оформление групп, участка;
  4. составление договоров на техническое обслуживание здания;
  5. проведение производственных собраний;
  6. разработка инструкций, положений;
  7. административное совещание при заведующем - 2раза в месяц                                  

Хозяйственная:

  1. оборудование помещений ДОУ: приобретение дополнительного оборудования, игрушек;
  2. оборудование игровых уголков по различным разделам программы;
  3. проведение ремонтных работ в здании и на участке детского сада;
  4. установка нового оборудования;
  5. замена песка в песочницах и исследование песка;
  6. проведение ревизии системы отопления и вентиляции и водоснабжения; расстановка мебели согласно требований Сан ПиН;
  7. проведения замеров сопротивления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план детского сада

Представлен проект годового плана на 2011-2012 учебныйгод с аналитическим отчетом...

Матрица планирования годовых задач на 2013-2014 учебный год

В 2013-2014 учебном году годовые задачи реализуются в трех направлениях: совершенствование культурно-гигиенических навыков у дошкольников; нравственно-эстетическое направление; развитие пространс...

Планирование организационно-педагогической работы в ДОО (годовой план)

Примерное планирование организационно-педагогической работы (раздел Годового плана ДОО). Соответствует годовым задачамСохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмо...

Календарно- тематическое планирование годовое

Календарное планирование с темами месяца и недели...