Организация открытых просмотров детских видов деятельности в условиях ДОУ
план-конспект по теме

Комментарий к работе: Консультация позволит педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты и устранить их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка» Ступинского муниципального района


              КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема: «Организация открытых просмотров детских видов деятельности в условиях ДОУ»

старший воспитатель Гранчак Ирина Алексеевна.

Открытые просмотры занятий играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом. Они позволяют педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты. Результативность этой формы работы во многом зависит от её правильной предварительной подготовки.

        Открытые занятия или воспитательные мероприятия для детей дошкольного возраста – одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Но в образовательной практике не всегда различают открытые и обычные занятия, порой не выделяют особенности их подготовки и проведения. При этом следует учиты- вать, что открытое занятие в отличие от обычного – это специаль- но подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно-образова- тельного процесса дошкольного учреждения.

        На открытом занятии педагог демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт по реализации методической идеи и применению конкретного приёма или метода обучения.

        Цели открытых просмотров разнообразны. Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений – это обучение детей решению обратных арифметических задач, логических упражнений на нахождение недостающих фигур; по развитию речи – использование опорных схем, моделей при составлении описательных рассказов о природе; по ознакомлению с окружающим миром – показ методики организации интегративных занятий познавательного цикла (развитие речи, детское экспериментирование).

        Требования к подготовке и проведению открытого занятия.

        К подготовке и проведению открытых занятий с детьми дошкольного возраста предъявляется ряд требований. Так, открытое занятие должно проводиться педагогами, имеющими высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающими высокую эффек- тивность воспитательно-образовательного процесса.

        Такие занятия должны стать источником инновационного опыта и затрагивать актуальные проблемы методической науки в области до- школьной педагогики и психологии и иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию дидактического материала или методикам его изучения.

        Являясь формой организации воспитательно-образовательного процесса, открытое занятие должно содержать новую, особую струк- туру. Оно может отражать решение методической проблемы, тему самообразования, над которой работает педагог. Его индивидуаль- ная методическая тема связывается с общей методической проблемой коллектива ДОУ. Именно этот показатель в рамках занятия способствует реализации системного подхода к организации научно- методической работы в педагогическом коллективе.

        Данные занятия должны показывать (доказывать) преимущества, высокую эффективность инновации или традиции в организации дея- тельности детей. Кроме того, воспитатель должен подготовить теоретический и наглядный материал, оборудование, организовать пространство для проведения занятия и т.д.

        Проводятся открытые занятия без «репетиции» в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требова- ний к воспитательно-образовательному процессу. Накануне рекомен- дуется сообщить детям и их родителям о предстоящем занятии. Это подготовит ребят к ситуации, когда будут присутствовать посто- ронние люди.

        Занятие проходит в соответствии с планом методической работы ДОУ. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки. Практика показывает, что нельзя проводить в одной группе в один день несколько открытых занятий, не следует также организовывать их в одной и той же группе несколько раз в месяц. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испы- тывают дети и педагог.

        Строится открытое занятие с учётом дидактических целей: обу- чающей, воспитывающей, развивающей и дополнительно-мотивацион- ной. На занятии дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая эту тему в обычных условиях. Недопустимо объ- яснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический приём, оставляя остальные аспекты на следующее занятие или перенося их на другую деятель- ность.        

        В ходе открытого занятия для актуализации познавательного интереса детей могут использоваться следующие методические приёмы:

* чёткая организация, планирование всех частей занятия;

* интригующее начало;

* учёт индивидуальных особенностей детей;

* дружелюбный тон, жесты, мимика, располагающие к себе;

* мотивы побуждения к деятельности.

        Присутствие посторонних людей в помещении не должно отвле- Кать детей, создавать дискомфорт. Для посетителей обязательно готовятся рабочие места, которые располагаются за спинами дошкольников, чтобы гости их не отвлекали. Нельзя сажать посети- теля рядом с ребёнком, сбоку. Число приглашённых должно быть ограниченным. Наблюдения показывают, что посещение таких меро- приятий хотя бы одним посторонним человеком создаёт неудобства и для педагога, и для детей.

        Открытое занятие не должно противоречить программам, по ко- торым работают педагоги и ДОУ в целом. Нельзя непомерно расши- рять содержание информационно-учебного материала.

        Перед проведением открытого занятия педагог предварительно знакомит коллег с его характеристикой, составленной по опреде- лённому плану.

          План характеристики открытого занятия

Пункт характеристики

               Содержание

Характеристика группы

Возрастные особенности детей.

Степень усвоения детьми программы.

Реальные учебные возможности детей.

Характеристика проекта предстоящего занятия

Определение места занятия в теме, разделе и т.п.

Перечисление целей и задач занятия.

Ознакомление с содержанием учебного материала.

Озвучивание структуры занятия.

Обоснование проекта предстоящего занятия

Обоснование актуальности выбранной темы занятия.

Выявление связи темы занятия с методической проблемой, темой самообразо- вания, над которой работает педагог.

Проект открытого занятия

Озвучивание темы и названия занятия.

Формулировка методических новинок, пред- лагаемых в предстоящем занятии.

Краткое структурное изложение наиболее интересного элемента занятия:

-озвучивание опорного конспекта;

-представление образцов дидактических материалов (дидактические игры, раздаточ- ный материал, образец и т.д.);

-раздача памяток, буклетов;

-зачитывание списка использованной литературы.

              АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

        Анализ открытого занятия не является обязательным. Если же он предусмотрен планом методической работы ДОУ, то сначала слово предоставляется педагогу – автору занятия. Он напоминает методи- ческую цель занятия, даёт краткое описание работы по её достиже- нию. В отличие от анализа занятий, посещаемых с целью контроля педагога, обсуждение открытого просмотра предполагает консульти- рование гостей занятия, рефлексию, активное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии, споры и т.п. Конспекты всех открытых заня- тий оформляются и хранятся в методическом кабинете.

        При подготовке к открытому занятию педагогу необходимо составлять прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков. Например:

        Прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков                                            открытого занятия по развитию речи

Ожидаемые результаты

Предполагаемые риски

Дети активны, каждый ребёнок включён в работу

Дети не активны, малоинициативны

Дети охотно включаются в ролевую игру, разыгрывают роли эмоционально, выразительно

Дети комплексуют при проведении ролевой игры, говорят тихо, невыразительно

У детей проявляется устойчивый интерес к содержанию занятия

Дети отвлекаются, шумят, внимание не устойчиво

Дети активно вступают в диалог с воспитателем

Речь воспитателя монологична

Речь, вопросы воспитателя к детям соответствуют литератур- ной норме, не содержат фактиче- ских и методических ошибок

Ошибки в речи воспитателя

Оборудование, наглядные матери- алы соответствуют возрасту де- тей и санитарным правилам

Материалы не наглядны: картинки малы, невыразительны, устарели, не актуальны и т.д.

Воспитатель работает в зоне ближайшего развития ребёнка, осуществляя индивидуальный подход с учётом уровня его особенностей (темп речи, внимание)

Воспитатель придерживается своего темпа ведения занятия: торопит детей, индивидуальный подход отсутствует

Эмоциональный уровень занятия удовлетворителен

Эмоциональный уровень занятия неудовлетворителен

        Таким образом, методически грамотная организация открытых просмотров детских видов деятельности, в т.ч. открытых занятий, способствует непрерывному повышению квалификации педагогов в условиях ДОУ, осмыслению им передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствует его профессиональные умения и навыки.

Используемая литература: ж. «Справочник старшего воспитателя»          № 3 2009 г., с. 4. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организованная образовательная деятельность через организацию детских видов деятельности в ДОО»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех...

Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности.

Для ребёнка в детском саду, прогулка чрезвычайно ожидаемое и радостное событие. С самого утра дети многократно спрашивают воспитателя: «Когда мы пойдём гулять?».Для педагога прогулка - оди...

«Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности».

Выступление на тему: «Развитие творческих способностей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»....

«Организация работы ДОУ по речевому развитию в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Существует множество форм работы с педагогами: семинары, дискуссии, деловые игры, мастер-классы и многое другое. Наряду с данными формами, в нашем детском саду мы применяем практические семинары, где ...

Совместная партнерская деятельность взрослого и детей в процессе организации детских видов деятельности

Согласовано ст. воспитатель_______________«___» _______________2023 г.СОВМЕСТНАЯ ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАЦИИ ДЕТСКИХ ВИ...