Некоторые аспекты внедрения ФГТ в ДОУ
материал по теме

Некоторые аспекты внедрения ФГТ в работу  дошкольных образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekotorye_aspekty_vnedreniya_fgt_v_dou.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

 

     В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.

    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования", разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статьи 9 Закона)

    Эта норма в Закон была введена с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека,  для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта.  В связи с этим, необходимо было определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал.

Разработка проекта федеральных требований осуществлялась с привлечением ведущих ученых, научных сотрудников Российской академии образования.

    Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста  уровня развития.

 В чем заключается сущность Федеральных Государственных Требований  (далее ФГТ):

     1. Это, прежде всего, изменение модели организации образовательного процесса (ООП):

     Если ранее модель ООП состояла из трех блоков:

- учебный блок (основная форма занятие в соответствие с сеткой занятий);

- блок совместной деятельности взрослого  и детей (режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач: утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.)

- самостоятельной деятельности детей (актуальная предметно – развивающая среда) СЛАЙД № 1

То модель ООП в соответствии с ФГТ состоит из двух блоков:

- совместная деятельность взрослого и детей (1. Непосредственно образовательная деятельность: основные формы - игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2. Решение образовательных задач в ходе режимных моментов)

- самостоятельная деятельность детей (актуально предметно-развивающая среда) СЛАЙД № 2.

Таким образом: Принципиальными отличиями модели ООП в соответствии с ФГТ от «старой» модели можно назвать:

  1. Исключение учебного блока (но не процесса обучения!);
  2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;
  3. Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
  4. Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».

  Выделяют шесть основных признаков различия моделей ООП:

№ п\п

Учебная модель

Совместная деятельность взрослого и детей

1.

Непосредственно образовательная деятельность.

Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым

(сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок,

если и не равен, то равноценен взрослому;

ребенок активен не менее взрослого)

2.

   Решение образовательных задач в ходе  режимных моментов

Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей

3.

Основная форма – учебное занятие, основная деятельность - учебная

Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах

4.

Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы)

Диалог (общение) взрослого и ребенка

5.

Рассадка «взрослый напротив ребенка»

Рассадка взрослых и детей «по кругу»

6.

Обязательность участия в образовательном процессе

Необязательность участия

7.

Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога

Основной мотив участия (неучастия) в

образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка

8.

 Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса

Трудности в осуществлении контроля

образовательного процесса

ФГТ исключают такие привычные для нас понятия как сетка занятий, учебный план, занятие. Педагогические коллективы вправе самостоятельно придумать и заменить данные термины.

На сегодняшний день предлагаются такие варианты:

- занятие – занимательное дело;

- учебный план  - план организации образовательной деятельности;

- сетка занятий – сетка непосредственно образовательной деятельности.

Также ФГТ точно определили  направлениями развития содержания дошкольного образования:

  1. физическое
  2. познавательно- речевое
  3. социально- личностное
  4. художественно-эстетическое

И само содержание дошкольного образования, которое представляет собой следующую совокупность образовательных областей, или структурно-смысловых и функциональных единиц их 10:

  1. Физическая культура;
  2. Здоровье;
  3. Социализация;
  4. Труд;
  5. Безопасность;
  6. Коммуникация;
  7. Познание;
  8. Чтение художественной литературы;
  9. Музыка
  10. Художественное творчество.


Каждая образовательная область относится к определенному направлению:

Физическое:  - физкультура;

                        - здоровье.

Познавательно-речевое: - чтение художественной литературы;

                                           - познание;

                                           - коммуникация.

Социально-личностное: - труд;

                                          - социализация;

                                          - безопасность.

Художественно-эстетическое: - музыка;

                                                     - художественное творчество.

ФГТ определяет распределение учебной нагрузки (или как мы теперь должны говорить непосредственно образовательной деятельности) по 25 % на каждую линию развития ребенка.  

  В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста и какая образовательная область (исключение – Здоровье, Безопасность) направлена на развитие детской деятельности:

  1. Физическая культура – двигательной;
  2. Социализация – игровой;
  3. Труд – трудовой;
  4. Коммуникация - коммуникативной;
  5. Познание – познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной);
  6. Чтение художественной литературы – восприятия худ. литературы;
  7.  Музыка – музыкально-художественной;

        -  Художественное творчество - продуктивной.

Для каждого вида детской деятельности разработчики ФГТ, определяют формы работы с детьми (Приложение № 1)

  Реализация всей непосредственно образовательной деятельности решается через организацию этих видов деятельности или их интеграции с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Таким образом, ФГТ:

·        Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) всеми ОУ, имеющими государственную аккредитацию;

·        ФГТ учитывают особенности реализации ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

·        Обеспечивают единое образовательное пространство РФ в условиях модернизации всех уровней образования;

·        На основе федеральных требований разрабатывается:

примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

·        На основе ФГТ осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании  и государственной аккредитации ОУ.

        На сегодняшний день существующие  общеобразовательные программы  дошкольного образования перерабатываются в соответствии с ФГТ и должны пройти экспертизу. Доработаны, но не прошли экспертизу: Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса (бывшая ПВиО под ред. Васильевой), «Радуга», «Из детства в отрочество», «Истоки». Примерная общеобразовательная программа Успех (Доронова, Ерофеева, Гризик и др.), концептуально новая, только проходит апробацию в семи регионах.

       В 2010 г. планируется утвердить ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а в 2011-2012 – завершить разработку Примерных программ.