Некоторые аспекты организации образовательной деятельности с детьми в адаптационном периоде
методическая разработка (младшая группа) на тему

 

Опыт может быть использован любым педагогом, понимающим значимость его и принимающим данный подход, как одну из форм организации жизни детей раннего возраста в адаптационном периоде. Цель этой работы – помочь воспитателям младшей группы организовать педагогическую деятельность и эффективно использовать игры в адаптационном периоде. Практическая значимость заключается в широком использовании разработанной системы игр и занятий в педагогической деятельности воспитателей детского сада.

    Настоящая работа может быть интересна для воспитателей, которые ищут пути повышения качества своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon abduragimova_rb_statya_v_ns_portal.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты организации образовательной деятельности с детьми в адаптационном периоде

Абдурагимова Роза Бадюровна, воспитатель 1 младшей группы «Колобок» МБДОУ детского сада общеразвивающего вида «Белочка» п.Фёдоровский

ХМАО-Югра

       В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. Но в настоящее время всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые. В начальном периоде посещения дошкольного учреждения у них нередко наблюдаются импульсивность, агрессивность, лживость, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость. Наблюдения данных проявлений детей вызвало необходимость обращения к первоисточникам, из которых получены сведения о причинах поведенческих отклонений у малышей. В  них,  также, описаны особенности адаптации детей к детскому коллективу в дошкольном учреждении.

       Изучение теоретических основ и наблюдение практики адаптации детей к ДОУ  побудили  меня, в числе других воспитателей групп раннего возраста, искать рациональные пути улучшения адаптации детей в возрасте от 1,5 до 3 лет к детскому саду.

      В результате практической деятельности нами выяснено, что не каждого ребенка легко вызвать к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

      Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм обучения и воспитания детей раннего возраста, в том числе и в игровой деятельности, создания атмосферы комфорта и сотрудничества.

      С  этой  целью  в  течение  нескольких  лет  осуществляется работа по теме «Адаптация детей к дошкольному учреждению средствами игровой деятельности».    

Ведущая педагогическая идея:

      В настоящее время существует множество педагогических технологий и методик обучения.  Но чтобы грамотно осуществить  выбор методов и средств обучения, воспитания и развития детей в сложный для них период адаптации, необходимо  глубокое  знание  реальных   возможностей  дошкольников, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Работая с детьми, убедилась в том, что применение игрового метода и приемов в целом не только не снижает уровень адаптации младших дошкольников к условиям детского сада, но напротив, повышает его, способствуя, при этом, развитию речевой и двигательной активности, игровой деятельности детей.

      В основу методического инструментария закладываю педагогику любви и свободы, изменяя привычную традиционную педагогическую лексику на язык и стиль, развивающие творчество, вдохновение и гармонию.

       В основе педагогической деятельности с детьми в период адаптации основополагающими считаю следующие моменты:

  1. побуждение и поддержку детских инициатив во всех  видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества;
  2. поддержание уверенности в себе;
  3. формирование самостоятельности /желание и умение играть, расширять границы своих возможностей/;
  4. сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.

       При решении проблем адаптации считаю разумным введение в практическую деятельность воспитателей младших групп дошкольного учреждения элементов семейного воспитания: большую степень свободы и самостоятельности, возможность делать то, что хочется в данный момент; больший объем общения, его эмоциональную окраску; ласку, взаимоотдачу.

       Но для успешного прохождения адаптационного периода необходимо еще и создание специфической среды, которая способствует установлению контактов с другими детьми и взрослыми. Именно достижение этих целей и предполагается в результате нашей деятельности: развитие доброжелательных отношений к близким людям – любовь к родителям, привязанность и доверие  к воспитателю, симпатию к сверстникам; освоение  разных  способов  взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, повседневном общении, бытовой деятельности.                                                                        

     Все задачи адаптационного периода реализуются через различные виды игр: подвижные, дидактические, сюжетно-отобразительные, сюжетные.

      Общеизвестно, что в  соответствии,  с программными задачами подбирается содержание педагогической  работы. Для создания условий безболезненного прохождения адаптационного периода предусматривается разработка индивидуального маршрута адаптации, организация системы встреч специалистов ДОУ с родителями будущих воспитанников. С целью решения этой задачи, осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку необходим учет индивидуальных особенностей детей, соблюдение щадящего режима дня. Чтобы создать условия для  социализации личности ребенка, предусмотрено создание условий для проведения игр, занятий, самостоятельной деятельности детей, использование индивидуального стиля общения с каждым ребенком, поддержание инициативы, самостоятельности.

     В рамках индивидуально-дифференцированного подхода отмечаю, что каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, что может зависеть от типа темперамента ребенка. Традиционно выделяют четыре  типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, и каждый из них требует индивидуального подхода в период адаптации.

      Дети с флегматическим темпераментом в ответ на эмоциональный стресс, склонны затормаживаться, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, в первую очередь становятся возбужденными. Проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендациям перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения. Необходима же такая организация жизни ребенка, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы сформировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

     Анализируя первоисточники,  сделала вывод, что в основном выделяют  три фазы адаптационного процесса.

    В начале адаптации имеет место острая фаза, сопровождаемая колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. Далее следует подострая фаза, характеризуемая  уменьшением всех сдвигов. Для фазы компенсации  характерно  убыстрение темпа развития, в результате чего к концу  учебного года дети преодолевают  указанную задержку темпов развития. Медицинский персонал, педагог-психолог и воспитатели адаптационных групп  различают степень тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

-  лёгкая адаптация, когда сдвиги нормализуются за 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не чаще обычного болеет;

-  средней тяжести адаптация – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание на 5-7 дней, и присутствуют признаки стресса;

-  тяжелая степень адаптации – от 2 до 6 месяцев ребенок часто болеет, теряет имеющиеся навыки, может наступать истощение организма.

      С целью создания условий для более легкой адаптации детей к дошкольному учреждению необходимо создать взаимосвязь в деятельности  специалистов. Так, заведующий детским садом проводит первичное знакомство и оформление ребенка в дошкольное учреждение, знакомит родителей с порядком оформления, информирует о режиме и условиях работы ДОУ, определяет ребенка в группу. Заведующий знакомит родителей с правилами адаптации и направляет ребенка к психологу.

     Педагог-психолог знакомится с историей развития и социальным окружением ребенка, собирает информацию о возрастных и индивидуальных особенностях, заполняет карты первичного приема, дает рекомендации родителям по воспитанию малыша в период адаптации.

      Психолог ведёт и консультативную работу в период адаптации, наблюдает ребенка в условиях внутригруппового взаимодействия, дает рекомендации воспитателям по ведению адаптационных бланков.

    Медицинский персонал детского сада проводит анкетирование и сбор информации  об истории развития ребенка, знакомится с медицинским заключением, оформляет карту по форме № 26. При необходимости врач дошкольного учреждения или медицинская сестра направляет ребенка на консультацию к специалистам поликлиники, к психологу, дает рекомендации  по наблюдению за детьми в период адаптации, наблюдает ребенка в группе дошкольников.                          

     Воспитателю группы принадлежит едва ли не ведущая роль: учитывая органические потребности детей в период адаптации, он приучает детей к режиму и воспитанию в группе сверстников, привлекает к активному участию в режимных моментах. Совместно с педагогом-психологом воспитатели организуют проведение игровой образовательной деятельности в адаптационном периоде.  Игры в адаптационном периоде, кроме решения задач адаптации к дошкольному учреждению, направлены и на укрепление физического и психического здоровья детей, укрепление их эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей ребенка, на формирование адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.

Литература:

  1. Игрушки и пособия для детского сада. Оборудование педагогического процесса./Под ред. В.М. Изгаршевой. - М, 2008.
  2. Внешняя среда и психическое развитие ребенка./Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э.Хабинаковой. – М.: Педагогика , 2008.
  3. Воспитание и обучение детей раннего возраста./Под ред. Л.Н.Павловой.-М.: Просвещение, 1998.
  4. Воспитание и развитие детей раннего возраста./Под ред. Г.М. Ляминой. -М.: Просвещение, 1998.
  5. Воспитание детей раннего возраста: Методическое пособие к программе «Кроха»./Под ред. Г.Г. Григорьевой.- Н. Новгород, 2007.
  6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 2002.
  7. Игра дошкольника./Под ред. С.Н. Новоселовой. – М.: Просвещение, 2008.
  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). –СПб., 2001.
  9. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста.- М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.

Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....

Картотека игр для организации различных видов деятельности с детьми в адаптационный период.

В данном материале осуществлена подборка игр, которая поможет педагогам и родителям решить проблемы адаптации ребёнка к условиям детского сада....

Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО - образовательная деятельность в режиме дня

Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО- образовательная деятельность в режиме дня...

Рабочая программа по организации образовательной деятельности с детьми 3-4 лет с детьми группы общеразвивающей направленности "Акварельки" на 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа (далее - Программа) – нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности группы «Акварельки» общеразвивающей направленности от 3...