Семинар "Эколого- краеведческая работа и ее значение для патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
методическая разработка по теме

 

МДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №66 «БЕРЕЗКА»

Г.ДМИТРОВ

СЕМИНАР  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ  «ВАРИАНТЫ»

НАПРАВЛЕНИЕ:: ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЫЕ ОБЛАСТИ:

«ПОЗНАНИЕ», «КОММУНИКАЦИЯ».

ТЕМА: «ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

 

 

 

 

 

 

 

ПРОВЕЛ:

СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ

САЛЬНИКОВА ОЛИМПИАДА ВАСИЛЬЕВНА

Высшая кв. категория

 

 

2008

ЦЕЛЬ:1.Уточнить знания педагогов по проблеме патриотического воспитания.

2.Упражнять воспитателей в моделировании занятий по патриотическому воспитанию одна и та же тема в ознакомлении с окружающим, изодеятельности, интегрированная форма.

3.Закреплять умение общаться и вырабатывать единое мнение в подгруппе.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ.

I.Теоретическая часть по теме семинара. Ст.воспитатель.

II.Деловая игра "Варианты".

Ход игры.

1. Ведущий - старший воспитатель.

2.Педагоги разбиваются на три подгруппы (можно использовать цветные фишки).

З.В каждой подгруппе выбирается организатор, который направляет дискуссию, следит за ее ходом. Рассказывает модель занятия.

4.Вид занятия для каждой подгруппы дается на карточке.

Каждая подгруппа работает за своим столом.

5.После того /10 - 15мин /, как каждая подгруппа составит модель занятия, проводится анализ этих занятий всеми участниками игры.

Регулируется ход обсуждения ст.воспитателем.

6.Тема занятия "Лес в картинах художника И.И.Шишкина".

Все виды занятий планируются для старшей группы.

III. Итог деловой игры. Ст.воспитатель

IV. Представление пособия "Наследие" приложение к журналу "Обруч".

V. На каждую группу дается памятка "Методы ознакомления детей с окружающей действительностью".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №66 «БЕРЕЗКА»

Г.ДМИТРОВ

СЕМИНАР  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ  «ВАРИАНТЫ»

НАПРАВЛЕНИЕ:: ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЫЕ ОБЛАСТИ:

«ПОЗНАНИЕ», «КОММУНИКАЦИЯ».

ТЕМА: «ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

ПРОВЕЛ:

СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ

САЛЬНИКОВА ОЛИМПИАДА ВАСИЛЬЕВНА

Высшая кв. категория

2008

ЦЕЛЬ:1.Уточнить знания педагогов по проблеме патриотического воспитания.

2.Упражнять воспитателей в моделировании занятий по патриотическому воспитанию одна и та же тема в ознакомлении с окружающим, изодеятельности, интегрированная форма.

3.Закреплять умение общаться и вырабатывать единое мнение в подгруппе.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ.

I.Теоретическая часть по теме семинара. Ст.воспитатель.

II.Деловая игра "Варианты".

Ход игры.

1. Ведущий - старший воспитатель.

2.Педагоги разбиваются на три подгруппы (можно использовать цветные фишки).

З.В каждой подгруппе выбирается организатор, который направляет дискуссию, следит за ее ходом. Рассказывает модель занятия.

4.Вид занятия для каждой подгруппы дается на карточке.

Каждая подгруппа работает за своим столом.

5.После того /10 - 15мин /, как каждая подгруппа составит модель занятия, проводится анализ этих занятий всеми участниками игры.

Регулируется ход обсуждения ст.воспитателем.

6.Тема занятия "Лес в картинах художника И.И.Шишкина".

Все виды занятий планируются для старшей группы.

III. Итог деловой игры. Ст.воспитатель

IV. Представление пособия "Наследие" приложение к журналу "Обруч".

V. На каждую группу дается памятка "Методы ознакомления детей с окружающей действительностью".



Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГО - КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

 /сообщение на семинаре/

Что же такое патриотическое воспитание?

"Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие

личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов" - так записано в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005годы" от 16.02.2001.

Чувство Родины. оно начинается у маленького ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной двор, улица, сквер, где не раз водили малыша за руку; и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками; и родная природа - все это Родина.

Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И, хотя, многие впечатления еще пока не осознаны, все равно они играют огромную роль в становлении личности, ибо чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, природе, обществе и культуре. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ воспитания чувства любви к Отечеству.

В детском саду ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды - местные историко-культурные, национальные, географические и природные особенности. При этом очень важно воспитать в детях чувство любви к своему родному краю, ибо на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

"Ты вспоминаешь не страну большую, какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал".

К.Симонов

Условно содержание знании по краеведению можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культура. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы. Трудовая деятельность человека является связующим звеном, которое обеспечивает преобразование мира природы в культуру родного края. /СХЕМА ПРИЛАГАЕТСЯ/

Усвоение детьми такого рода взаимосвязей будет способствовать

не только формированию представлений о целостной картине мира, но и поможет овладеть культурологическим видением, проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.

Патриотическое воспитание дошкольников более успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы.

Воспитатель должен так организовать сообщение детям знаний о родном крае, чтобы вызвать познавательную активность, развивать любознательность. Наблюдение окружающей жизни и усвоение знаний способствуют развитию образного и логического мышления. Комплексный подход - это взаимосвязь различных средств и методов воспитания.

Нужно прежде всего продумывать дозировку материала, так как

это определяет качество усвоения, слишком малый или, наоборот, чрезмерный объем материала не будет способствовать мыслительной активности ребенка: чрезмерное увлечение деталями, фактами приведут к тому, что дети не все поймут, в результате у них снизится интерес к подобным знаниям.

Важно, чтобы дети активно думали, воспринимая материал по краеведению. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу, воспитателю, игровые приемы, привлечение родителей к этой работе.

Сегодня я раздам вам памятки методов ознакомления детей с

окружающей действительностью.

Эмоциональная атмосфера играет большую роль в воспитании чувств детей. Многое зависит от того, как педагог прочтет рассказ, стихотворение, какими словами, с какой интонацией расскажет о селе, городе, в котором живут дети. Искренность чувств взрослого обязательно передается и воспитанникам.

Очень эффективным средством, способствующим усвоению материала по краеведению и воспитанию чувств детей является использование в различных сочетаниях художественной литературы, изобразительного искусства, музыки. Выбор художественных средств и их сочетание зависят от темы занятия. На одном занятии можно ограничиться только рассматриванием картины или чтением рассказа; на другом можно использовать комплекс средств - и музыку, и стихи, и живопись.

А сейчас поговорим о роли разных видов занятий в патриотическом воспитании детей.

Велика роль занятий по развитию речи. Но на первом месте ставятся задачи по краеведению, по воспитанию чувств, а не речевые. Они ставятся как дополнительные..Обогащение речи, умение правильно пользоваться словами, строить фразы способствуют лучшему усвоению полученных представлений, выражению чувств и переживаний. Хорошо, если педагог, определив объём знаний, который он должен дать сегодня детям, составит словарь - минимум тех слов, усвоение которых поможет детям в овладении краеведческими знаниями. Не нужно стремиться к научному определению значения каждого слова, важно связать его с конкретным образом, с тем, что дети могут понять из окружающего.

ПРИМЕР: что такое страна? Страна - это города, села, люди, реки

моря, леса. Наш город или село - это часть нашей огромной страны. На этих же занятиях даются знания об истории страны, ее великих людях, культурных ценностях.

Очень важны занятия изобразительной деятельностью, так как в лепке, рисунке, аппликации дети выражают свои впечатления от восприятия окружающего. Темы занятий могут быть разными, но они согласуются с теми знаниями, которые дети получают на других занятиях и вне занятий.

ПРИМЕР: рисование "Российский воин" взаимосвязано и с занятиями по ознакомлению с окружающим, и с музыкальными, и художественной литературой.

Естественна и целесообразна для воспитания чувств роль музыкальных занятий. Дети слушают различную музыку, разучивают песни о Родине, о дружбе, о природе, о героях. Важно, чтобы музыкальный руководитель и воспитатель поддерживали взаимосвязь, при планировании работы согласовывали содержание занятий. Тогда одни знания будут дополняться другими.

Невозможно воспитание патриотизма без экологии. Родная природа - один из могучих факторов воспитания любви к родному краю.

Оно определяет сформированность экологически мотивированного по ведения, желание оказывать в случае необходимости помощь объектам природы. Неоценима роль природы в эстетическом развитии личности. Яркие впечатления о природе, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина.

Одним из главных факторов патриотического воспитания является приобщение детей к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании трудиться на благо Отечества, бережно относиться к ее богатствам, культурному наследию. Труд с общественной мотивацией нужно организовывать систематически. Хотя труд дошкольника невелик и несложен, он необходим для формирования его личности.

Игры тоже способствуют решению задач воспитания любви к Родине. Игра, начатая детьми после наблюдения, под влиянием художественного произведения или сюжетного рисования, способствует тому, что ребенок применяет в ней свои знания, накопленный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

И как одной из форм работы по воспитанию патриотизма являются интегрированные занятия. Интегрированное занятие - это итоговое. Когда у детей сформирован уже в процессе предварительной работы по разным разделам программы какой-то образ, достаточно развиты технические приемы изодеятельности.

ПРИМЕР: шла работа по ознакомлению детей с лесом на занятиях по экологии; слушали музыку, разучивали песни; использовали упражнения психогимнастики; читали художественные произведения, рисовали разнообразные деревья различными способами; лепили зверей, птиц; рассматривали картины и другое. Образ леса у детей сформировался, технические навыки развиты достаточно. Тогда и планируем интегрированное занятие "Каким я вижу лес?"

И так, патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

ПРИМЕР: в Испании патриотическое воспитание не выделено в отдельную проблему. Но в каждом детском саду есть герб, флаг и гимн. Единой методики нет. Все просто: дети знают, что живут в Испании, что страна их прекрасная, теплая, демократичная. В этом заслуга не идеологии национального настроя в стране.

Датчане в большей мере делают акцент на природу своей страны. Ни в одной стране мира нет организованной методики по патриотическому воспитанию Только у нас. Кстати, это очень положительно и японцы переняли у нас программу патриотического воспитания.

Патриотизм в современных условиях - это преданность своему Отечеству, сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Патриотизм в сегодняшнем детском саду -это воспитание в ребенке нравственных качеств, морали, из которых впоследствии "вырастает" чувство ответственности, любви, интереса к стране, желание трудиться на ее благо, ощущение принадлежности своему народу.

Патриотическое воспитание - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Что же такое отечественная культура?

1.Это опыт хозяйственной жизни, тесно связанный с жизнью природы. Он представлен в виде народного календаря, в чередовании будней и праздников, обрядов и обычаев, словесного творчества, музыки, танцев.

2.Семейная обрядность - жилище, утварь, костюмы, школа семейной этики, понимание нравственного смысла жизни как ответственности перед предками и потомками.

З.Опыт осмысления своей истории. Память об исторических этапах, об именах великих людей и их делах.

4.Это произведения искусства, архитектуры, народных промыслов, русского фольклора.

Традиционная отечественная культура - это совокупность результатов труда наших соотечественников с глубокой древности до современности, это духовность, выработанная народом России бережное отношение к родным, земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие, чувство долга, память о предках, преемственность по закону единства красоты, добра, правды.



Предварительный просмотр:

Практические задания к деловой игре.

Модели занятий для старшей группы

по ознакомлению с окружающим,

 рисованию, интегрированное.

Тема: «Лес в картинах художника И.И. Шишкина».

РИСОВАНИЕ.

Тема: "Лес в картинах художника И.И.Шишкина". 

Программное содержание: 1.Воспитывать любовь к Родине через выражение своих чувств в изображении природы родного края.

2.Продолжать учить детей рисовать по представлению, отражая личные наблюдения.

3.Закрепить умение рассматривать картины, описывая их содержание.

4.Упражнять в умении передавать в рисунке картины природы, располагать изображение на листе, составлять композицию, подбирать краски.

5.Совершенствовать технические приемы рисования, используя разнообразные приемы.

6.Развивать эстетическое восприятие.

Материал: картины И.Шишкина "Корабельная роща","Туманное утро", рассказ Л.Толстого "Шли по лесу", оборудование для рисования.

Ход занятия.

1.Пословицы о лесе. Почему люди так любят лес, берегут его, слагают о нем пословицы, сказки, песни?

2.Чтение рассказа Л.Толстого "Шли по лесу". Беседа по содержание.

3.Повторное рассматривание картин И.Шишкина "Корабельная роща"

и "Туманное утро".

Вопросы: Как называются картины? Кто автор?

Чем отличаются картины? За счет чего художник достиг контраста? Расскажите о лесе на одной и другой картине. Как вы думаете, как художник относился к лесу? Вспомните, какой лес видели вы, когда ходили с родителями? Я предлагаю вам стать художниками, как И. Шишкин, и нарисовать свой лес.

II. Работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся.

III.Анализ: расскажи, какой лес изобразил твой друг? На следующее занятие по развитию речи можно запланировать составление рассказов по своим рисункам "Мой лес".

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ.

Тема: "Лес в картинах художника И.И.Шишкина".

Программное содержание: 1.Продолжать учить детей воспринимать об раз Родины через произведения живописи, художественное слово.

2.Совершенствовать умение детей сравнивать две картины, написанные на одну тему.

3.Обогащать словарь детей эстетическими и искусствоведческими терминами (пейзаж, художник, композиция, теплые, холодные тона).

4.Закрепить знания детей о творчестве И.Шишкина.

5.Вызвать удивление и радость от встречи с произведениями изобразительного искусства.

Материал: картины И.Шишкина "Корабельная роща", "Туманное утро",стихи о лесе, музыка Сен-Санса "Кукушка в чаще леса", рассказ М.Пришвина "Этажи леса".

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.Загадка о лесе.

2.Беседа о лесе: что такое лес? Что в нем растет? Кто живет? Для чего нужен лес? Для чего надо заботиться о лесе? Какие чувства возникают у вас, когда вы в лесу? Какой бывает лес? Чтение рассказа.

3.Чтение стихотворения Погореловского  "Лес".

4.Экологический тренинг под музыку Сен-Санса.

5.Рассматривание картин, их сравнение: "Корабельная роща" и "Туманное утро" И.Шишкина. Вызвать эмоциональный отклик на произведения искусства, изображение уголков Родины.

6.Пение песни "Добрый лес".

7.Заключительное слово воспитателя о русском художнике И.Шишкине, о значении его картин для русского народа.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ.

Тема: "Лес в картинах художника И.И.Шишкина".

Программное содержание: 1.Воспитывать любовь к Родине через произведения русских художников, поэтов. композиторов.

2.Закреплять знания детей о творчестве художника И.И.Шишкина.

3.Развивать образное восприятие, умение выделять выразительные средства. 4.Продолжать учить сопоставлять характер картины и музыки.

5.Активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй речи.

6.Развивать эстетическое и эмоциональное отношение к природе своей Родины.

7.Закреплять технические навыки изодеятельности.

Материал: репродукции картин И.Шишкина "Сосны, освещенные солнцем" "Утро в сосновом бору", "Бурелом", "Лес", контрастная музыка П.И. Чайковского из "Времен года", листы разного фона и формата, краски, кисти, салфетки, вода, ножницы, цветная бумага, клей, стихи о Родине, комплекс психогимнастики "Деревья".

Ход занятия.

I.

1.Художественное слово поэта о Родине /Забила "Любимый край"/.

2..Беседа о лесе нашего края: какие деревья? Звери? Птицы? Растения? Грибы? Значение леса в нашей жизни? Что детям особенно нравится в нашем лесу?

3.Пригласить детей в музей И.Шишкина. Напомнить детям о художнике, его творчестве, особенностях произведений.

4.Картины уже знакомы детям.

Викторина: "по четверостишью найти картину и вспомнить ее название. 5.Психогимнастика "Деревья".

6.Слушание музыки разного характера и сопоставление ее с картинами.

7.Предложить детям изобразить свой лес, каким они его видят.

II.Работа детей /рисование и аппликация, на выбор/.

III. Анализ детских работ провести во II половине дня: каким ты нарисовал свой родной лес и почему?



Предварительный просмотр:

КАК ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ ?

ЗАДАЧИ:

1.Показать детям лучшие стороны русской народной жизни в музыке, живописи, культуре, литературе.

2.Научить чувствовать и любить свою Родину, свой народ.

3.Научить гордиться богатством своей страны.

4.Помочь осознать большую ответственность, возложенную на нас жизнью  (самим творить; я - человек, здесь мой дом, мои друзья. Я люблю эту землю, родной край. Я учусь рисовать и лепить, как лучшие мастера моего народа. Мне читают сказки, загадки, былины о мужестве моего народа, о добре. Я - часть этого народа. Я горжусь своим народом, своей Родиной. Девочка - будущая мама.)

II МЛАДШАЯ ГРУППА.

1.Знакомство с окружающим миром.

а) Вот я, вот моя мама, моя кукла. Меня все любят, я люблю куклу, как меня мама. Я укладываю ее спать - как меня мама, читаю ей сказки, как мне мама. Мои дети, мои куклы любят меня, как я люблю маму.

б)Вокруг меня много цветов, птиц, рыб, деревьев, животных. Всем нам светит ласковое солнце. От него свело, тепло. Оно дает жизнь на земле. О нем мы поем песни, читаем стихи. И жизнь прекрасна.

2.Развитие речи: потешки, сказки, колыбельные песни, частушки.

3. Экологическое воспитание: Ознакомление с временами года, птицами, животными, деревьями. Научить ухаживать и любить природу.

4.Изодеятельность. Развивать желание украшать мир вокруг. Угощение для кукол. Расписывать элементами народной росписи варежки, шапки, свитера, полотенца.  Рисовать солнце, облака, цветы, цыплят. Познакомить с дымкой, филимоновской свистулькой, игрушками из дерева, матрешками. Ко дню Пасхи рассмотреть яйца-писанки, расписать их шаблоны. Все занятия по всем разделам программы должны быть взаимосвязаны.

5.Музыкальное творчество. Слушание фольклорной музыки, песен, народные хороводные игры, танцы, пляски. Умение различать разные жанры. Знакомство с муз.инструментами: ложки, рожок, бубен.

Народные праздники: осенний, Новый год, летний, 8 марта.

6. Выставки: народные игрушки-забавы, глиняные свистульки, матрешка и т. д.

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

1.Знакомство с окружающим миром.

а) Я и моя улица. Кругом люди, какие они?  Один и много.

б) Познаю мир вместе со взрослым, большой человек и маленький чело век. Взрослые животные и их дети. Большие заботятся о маленьких.

в) Человек заботиться о своих младших братьях: животных и растениях.

г) Над всеми нами ласковое Солнце. Дать понятие, что солнце в стари ну называли Ярило. Оно проходит круг за 4 времени года.

е) Природа засыпает и просыпается, каждое время года прекрасно.

ж) В природе много птиц, животных. деревьев. Они все разные.

2.Развитие речи.

а) Знакомим со сказками, где отражаются понятия "Хорошо - плохо", "добро - зло". Сказка высмеивает жадность, трусость, лень.

б) Устное народное творчество: колыбельные, потешки, слова-перевертыши, считалки, прибаутки.

3.Экологическое воспитание: научить ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка, воспитывать желание беречь природу и помогать ей. Дать понятие о здоровом образе жизни, уход за своим телом. Научить любоваться красотой родного края. Знать растения, животных ближайшего окружения.

4. Изодеятельность.

Использовать материал из программы М.А.Васильевой.

Знакомить с филимоновской, дымковской росписью, с керамической посудой.

Знакомить с художниками-иллюстраторами Ю.Васнецовым, В. Лебедевым,

Ю.Коровиным, Е. Рачовым, Е.Чарушиным.

Даем понятия о скульптуре малых форм.

Делаем простых кукол из овощей, семян, листьев, цветов. Тоже и животных.

5.Музыкальное воспитание.

а) Слушать русские народные мелодии /программа М.А.Васильевой/.

Пение русских народных песен в обработке композиторов.

Игры и хороводы их программы М.А.Васильевой.

Праздники - все из программы, весны, лета, "Масленница".

6.Выставки."Природа вокруг нас", "Народные игрушки",игрушки из природного материала, мамины украшения, игрушки из дерева.

СТАРШАЯ ГРУППА

ДЕВИЗ: всякому мила своя сторона.

                    Вся семья вместе, так и душа на месте.

1.Ознакомление с окружающим.

 а) Расширяются понятия: я - семья - род – народ.

б) Что включает понятие "наше" - дом, детский сад, язык, наша природа, наши песни, наша культура, мы - русские. Все лучшее - народная культура.

в) Познакомить детей с русским народным костюмом, его цветом, элементами не только в одежде, но и в украшениях.

г) Дать понятие об обереге.

д) Дать знания о строении русской избы и ее оберегах: как начинали строить и т.д.

е) Познакомить с домашней утварью, отметить ее красоту, простоту, прочность.

ж) Познакомить с элементами украшения домашних предметов: полотенцев, белья, одежды и т.д.

2. Экологическое воспитание.

а) Познакомить детей с триединым миром: правь, явь и навь - верхний, средний и подземный. С символикой триединого мира на основе Городецкой росписи.

б) Познакомить с народным календарем, приметами.

в) Закрепить понятия о связи всего живого, о зависимости жизни человека от природы.

г) Знания о природе по программе М.А.Васильевой.

3.Развитие речи.

а) Учим понимать смысловые задачи русских пословиц и поговорок, отражающих характер человека, отношение к людям, дому, природе.

б) Знакомим с народными произведениями.

в) При знакомстве со сказками - внимание на нравственные стороны.

4.Изодеятельность.

а) Больше лепим животных, человека.

б) Расписываем посуду, шаблоны по мотивам народной росписи.

в) Учим мастерить игрушки из ткани, природного и бросового материала, проволоки, соленого теста.

г) Знакомство с народными промыслами по схеме:

1.Рассказ воспитателя о росписи, мастерах.

2.Прорисовка отдельных элементов.

3.Соединение элементов в цветы.

4 Соединение элементов в узор.

5.Творческая работа на шаблонах.

д) Знакомим с произведениями живописи: И.Шишкин,И.Репин и др. художниками - иллюстраторами.

5.Музыкальное воспитание.

а) Использовать произведения из программы М.А.Васильевой

б) Учим играть на музыкальных инструментах.

в) Праздники: осенний - "Сбор урожая", зимний - "Рождество", проводы зимы - "Масленница", летний - "Троица".

6.Выставки.

а) Русская изба;

б) Чудеса из глины,

в) Женское рукоделие;

г) Поделки из природного материала;

д) Декоративное рисование;

е) В мире сказки - рисунки или худ. литература;

 ж) Рисунки или аппликация о родной природе.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

ДЕВИЗ: ОБОЙДИ ЦЕЛЫЙ СВЕТ - КРАШЕ РОДИНЫ НЕТ.

КРАСНА ПТИЦА ПЕРЬЕМ, А ЧЕЛОВЕК - УМЕНИЕМ.

1.Ознакомление с окружающим.

 а) даем понятие о Родине; закрепляем символику.

б) знакомим с народными героями.

в) даем знания о периодах войн за освобождение Русской земли.

г) о народных мастерах - умельцах; знания и труд прославляют человека, оставляют о нем добрую память.

д) продолжаем знакомить с русским костюмом; костюмами других национальностей, населяющих Россию; украшениями; оберегами.

е) закрепляем знания о русской избе - рубили избу мужики из дерева, помощник - топор. Но древние строения стоят и поныне; говорим об украшении избы.

ж) дерево - постоянный спутник русского человека: от лубяной зыбки до деревянного креста.

з) рассказать детям, что такое вера в силы природы, о жизни наших предков.

и) даем понятие о Пасхе: воскресение - это духовное обновление. Как праздновали ее на Руси, для чего красили яйца, пекли куличи,.

к) рассказать о преемственности поколений в передаче мастерства.

2.Экологическое воспитание.

 а) закрепляем понятие, что мир триедин, он отражен в сказках, в играх.

б) показать, что силы природы в сказках - живые: огонь, вода, земля.

в) дать понятие о Красной книге, о защите растений и животных.

г) знания о культе кошек и собак, помощниках человека.

 д) рассказать о птицах: птица - символ женского начала, она как художественный элемент в различных видах изделий нар. промыслов. Отметить мудрость народа в защите птиц, в помощи им.

е) закрепить представления о чувствах духовной близости с родной природой.

ё) продолжать учить видеть красоту природы во все времена года. Подмечать изменения, некоторые приметы.

3.Развитие речи.

 а) продолжать учить понимать смысл пословиц, поговорок, отгадывать загадки, разучиваем частушки, народные игры.

б) развиваем интерес к устному народному творчеству, фольклору.

з) закрепляем понятия смыслового значения сказки.

г) продолжаем знакомить с легендами и мифами о Руси, ее воинах- победителях.

4. Изодеятельность.

 а) продолжаем изучение народных промыслов. Закрепляем знания о народных декоративных росписях, расписываем шаблоны, изделия из глины, слепленные своими руками.

б) знакомим с Варварой-рукодельницей, одной из самых почитаемых на Руси святой, с вышивкой, кружевом. Посиделки с рукоделием.

в) рассматриваем картины :Тропинин "Кружевница", Венецианов "Крестьянка с прялкой".

5. Музыкальное воспитание 

а) знакомим с музыкой русских композиторов.

б) продолжаем разучивать народные песни, танцы, игры.

в) учим играть на музыкальных инструментах.

г) изучаем музыкальные зарисовки о птицах.

д) учим танцевальным движениям: хороводный шаг, шаг польки, шаг с притопом, переменный, приставной шаг с приседанием.

6.Выставки.

 а) выставка расписных яиц.

б) рисунки сказочных и живых птиц.

в) русская изба.

г) деревянных игрушек.

д) изделий Хохломы, Гжели и др. народных промыслов.

е) женское рукоделие.

ж) чудеса из глины.

з) в мире сказки.

и) скульптура малых форм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства ...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Методическая разработка "Инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

В данном материале содержатся инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о...

План работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

План работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Данная презентация предназначена для воспитателей о работе с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к ...