Из опыта работы.Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа) на тему

Данный материал предназначен для родителей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Зернышко»станица Ольгинская. Приморско – Ахтарский район. Краснодарский край.

Из опыта работы.

Консультация:

 «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

                                      Воспитатель подготовительной группы:

 ЧередниченкоН.Ю

Актуальность

«Любовь к Родине начинается с семьи»

 Ф.Бекон.

   Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу  последних перемен  все  более  заметной  стала  утрата  нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

   Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной  является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального.

   В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.

   Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Цель моей работы:

формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников.

Задачи:

- привлечь родителей к обсуждению и решению вопросов патриотического воспитания дошкольников;

- раскрыть сущность и значение взаимодействия родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей;

 - познакомить с формами и методами проведения мероприятий, направленных на решение задач патриотического воспитания;

- показать родителям роль семьи в нравственно - патриотическом воспитании;

- выработать согласованные действия педагогов и семьи по вопросам патриотического воспитания.

 Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляю  через традиционные и нетрадиционные  формы сотрудничества: 

Анкетирование:  «Семейные традиции», «Юный патриот», «Патриотическое воспитание».

 Консультации в родительских уголках: «Люблю тебя мой край родной», «Мы живем в России», «Природа вокруг нас», «Покормите птиц зимой».

Рекомендации.

Буклеты.

Памятки - рекомендации.

 Родительские собрания: «Воспитание добротой», «Нравственно – патриотическое  воспитание детей старшего дошкольного возраста», «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Народные промыслы».

 Совместная деятельность детей и родителей:  Оформление рисунков  «Моя любимая станица», «Победа деда – моя победа», «Моя мама лучше всех», «Спасибо, мама!», «Папа, дедушка, брат – солдат», «Пасха», «Яблочный спас».

Оформление выставок: «Мамины руки не знают скуки», «Народные промыслы», «Мастерская деда Мороза», «Моя родословная».

Тематические выставки поделок из природного материала.

Совместные экологические проекты.

 Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории станицы, района, края, предметы быта.

 Экскурсии  (практическая помощь родителей)  к памятнику в память погибших воинов во время Великой Отечественной войны, к Мемориалу погибших во время войны, посещение ветеранов на дому, посещение Храма Ивана воина (через письменное согласие родителей), в общеобразовательную школу №4 имени Казбанова, в музей «Воинской славы».

 Беседы: «Вместе дружная семья», «Мой любимый детский сад», «Моя семья», «Традиции», «В гостях у сказки».

Индивидуальные беседы.

 Совместные занятия родителей и детей с презентацией: «Хлеб всему голова», «Моя семья», «Москва - столица нашей Родины».

Совместные детско-родительские встречи в различных формах: конкурсы, спортивные мероприятия: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – спортивная семья» .

 Вечера  народных игр и забав: «Как играли наши бабушки и дедушки»

Праздники с использованием  ИКТ: «День знаний», «Осень в гости пришла», «Покров», «Новогодний бал», «Рождество Христово»,  «День защитника отечества»,  «Мамин праздник», «День Победы», «Выпускной», «Лето в гости пришло».

   В соответствии с поставленной целью и задачами мной проводится работа. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Дети с удовольствием не только показывают фотографии своих родственников, но и рассказывают, чем они занимаются, как проводят выходные дни, делятся своими чувствами и переживаниями. Счастье семьи – счастье и благополучие народа. Чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

  Детский сад – второй дом для ребенка. Для воспитания патриотических чувств, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

   При ознакомлении с историей малой родиной  была организована поисковая деятельность: дети  расспросили своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия станицы, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях, на специальных занятиях дети обмениваются полученной информацией. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей.

   Родители наших воспитанников помогают  в организации и оформлении предметно-развивающей среды детского сада. Постепенно накапливается материал в уголке «Народные промыслы».Дети узнают, какими промыслами занимались люди раньше, какие сейчас сохранились и передаются из поколения к поколению.

  Уголок «Нравственно - патриотического воспитания».

Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, расширяют кругозор.

  Знакомство с родным краем начинается с посещения «Старинной избы». Дети знакомятся с народными обычаями, бытом.

Совместно с родителями был изготовлен макет «Казачий дворик» - дети знакомятся с бытом родного края.

     В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Формирование патриотических чувств  проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.         Совместные экскурсии – самый эффективный способ знакомства с достопримечательностями станицы.

Экскурсии к памятнику в память погибших воинов во время Великой Отечественной войны, Мемориалу погибших во время войны.Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Стараюсь донести до детей мысль: спустя много – много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят погибших.

Традиционным стало посещение ветеранов на дому.

   Ветеран Великой отечественной войны Таран Станислав Трофимович. Дети, проникнутые гордостью за Великую Победу своего народа  вручали цветы, подарки, читали стихи.

На праздник «День Победы» каждый год приглашаем прадедушку нашего воспитанника, ветерана Великой Отечественной войны  Мазина В.В.

Успешной была экскурсия детей подготовительной группы в общеобразовательную школу№4 имени Казбанова в музей «Воинской славы».

Воспитанники познакомились с именами земляков прославивших нашу станицу, воинов  защищавших нашу землю от фашистов.

  Применение информационно - коммуникационных технологий в работе с родителями — это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.     Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное. Например, на родительском собрании «Воспитание начал патриотизма и гражданственности» можно продемонстрировать слайды с результатами мониторинга знаний детей о семье, родной станицы, стране. Включить различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио - фрагменты детских высказываний. Использование возможностей мультимедийной презентации позволит в наглядной, доступной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами, дать понятие об основных направлениях работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Особое место в работе с родителями по нравственно патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста занимает праздники, развлечения. спортивные праздники, досуги. С праздником  связаны самые большие надежды и ожидания детей. Каждый праздник дополняет и расширяет кругозор о нашей Родине. Наши родители не только зрители, но и полноправные участники на мероприятиях.

   Использование мультимедийной презентации может стать примером для родителей, как можно эффективно использовать ресурсы Интернет для обогащения знаний детей, например о природе родного края. Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными. Хорошей традицией  стала электронная фотовыставка совместного творчества детей и родителей, которая выставляется на сайте ДОУ.

   Особое место в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей занимает праздники по приобщению к духовной традиции через письменное  согласие родителей. Цель таких мероприятий пробудить в ребенке человечность, чуткость, милосердие, великодушие. Безусловно, впечатления и эмоции, полученные в ходе различных мероприятий, приобщили детей к истории родного города, края и своего народа, воспитывают любовь к своему Отечеству.

    Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.  
  •  У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.  
  •  Особенности представлений о родном городе, родном крае  стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.  
  • Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.

   По данным диагностики, проводимой с 2012 -2015 г. уровень нравственно-патриотической  подготовленности постепенно растет (2012 год – В-31%, С-59%,Н -10%; 2014 год – В- 63%,С- 35%, Н-2%)  В диаграмме хорошо прослеживается, что высокий уровень вырос на 28%, низкий уровень присутствует за счет прибывших вновь детей.

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение трех лет мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Родители показали свою творческую индивидуальность.

Оценка родителей о совместно проделанной работе:

  • 100% отметили сплочённость коллектива;
  •  55% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих родителей;
  •  52% старались оказать помощь педагогу;
  •  40% оказывали поддержку детям  

        У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду  (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей), а также количественный состав их участников.Повысился  также интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как  образовательному и воспитательному  источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Мною приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала. Я очень надеюсь, что проводимая мною работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

   В своей работе с семьями воспитанников придерживалась принципа: «В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей». Советовала родителям на конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи, проводить работу со своим ребенком по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. В процессе моей работы по теме с родителями детей нашей группы, многие из них сделали для себя вывод, что успеха в патриотическом воспитании детей  можно достигнуть только тогда, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Из опыта работы «Работа с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста"

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, в...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...