Организация педагогического процесса в ДОУ
методическая разработка по теме

Соболева Ирина Васильевна

В данной статье опубликован материал по организации педагогического процесса в ДОУ. Представлены главные ключевые понятия: что такое образовательный процесс, качество образования и многие другие. Дается характеристика педагогического процесса, описываются функции, роль мониторинга, дидактические принципы обучения. Данный материал можно использовать в методической работе, для удобства пользования и распечаток каждый раздел создан на отдельной странице и представлен в виде схем, таблиц. Представленный материал направлен на широкую аудиторию и будет полезен как начинающему педагогу, так и педагогу-стажисту.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_pedagogicheskogo_processa_v_dou.docx87.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                           

ОРГАНИЗАЦИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

По материалам с курсов АО ИППК РО


Педагогический процесс:

  1. Специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих                              и образовательных задач.

  1. Направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования             и воспитания в условиях педагогической системы.

  1. Целенаправленное, содержательно насыщенное                   и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых                               и саморазвивающегося ребенка при ведущей и направляющей роли воспитателя.

Аспекты целостного педагогического процесса

Аспект

Содержание аспекта

Целевой

Единство функций обучения, воспитания и развития

Содержательный

Знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-целостное отношение

к окружающему миру

Процессуальный /организационный/

Педагогическое, взаимное, личное взаимодействие

Операционно-технологический

Целостность компонентов педагогического процесса, единство обучения и учения, умения и других видов деятельности


Характеристика педагогического процесса

Функции педагогического процесса


Критерии готовности детей к школьному обучению

  1. Морфологическая зрелость

  1. Развитие психических процессов, в особенности воображения как интегральной психологической характеристики

                           

  1. Определенный уровень развития эмоционально-волевой сферы и социальной зрелости


Роль мониторинга в педагогическом процессе


Требования к уровню подготовки выпускника

  1. Компетентность (принятие собственных решений, сформированность социальных навыков, образа «Я»).
  2. Креативность (развитие творческих способностей).
  3. Любознательность (исследовательский интерес).
  4. Инициативность (самостоятельность).
  5. Ответственность.
  6. Произвольность внимания и поведения.

Роль мониторинга в педагогическом процессе


Роль мониторинга в педагогическом процессе


Качество дошкольного образования

  1. Качество дошкольного образования – это понятие,     включающее в себя качество образовательных услуг и качество образовательной подготовки выпускника.

  1. Качество – это соотношение цели и результата, то есть    готовность выпускника к вхождению в школьную жизнь.

Отбор содержания образовательной деятельности


Технологическая карта образовательной деятельности


Критерии определения уровня учебно-познавательной деятельности детей на НОД


Предметно-развивающая среда

Это совокупность условий,                 окружающих  ребенка                             и взаимодействующих с ним,               как с организмом и личностью


Способности педагога


Дидактические принципы обучения

Стили педагогического общения


Методологические подходы к организации                           образовательной деятельности с детьми

  1. Образовательная ситуация на НОД конструируется так, чтобы ребенок занимал активную позицию: в процессе деятельности он должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим.
  2. На НОД должен главенствовать дух открытия.
  3. Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде.
  4. Не принимать  ответы детей без обоснования их мнения, и не оставлять без внимания ни одного ответа.
  5. Помнить о необходимости развития речи в любых видах деятельности.
  6. Отказаться от судейской роли: когда ребёнок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю.

Методы обучения


Методологические подходы к организации                           образовательной деятельности с детьми

  1. Учить детей видеть возможности многовариантности выполнения заданий.
  2. Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего НОД.
  3. В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения.
  4. Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.

Средства обучения


Средства обучения


Стили педагогического общения


Стили педагогического общения


Качество дошкольного образования


Содержание дошкольного образования


Модели образования

 

  1.   Цель: вооружить детей…
  2.   Привить…
  3.   Способы общения: наставления…
  4.   Тактика…
  5.   Взаимодействие…
  6.   Методические указания превращаются в …
  7.   Взгляд на ребенка как на…
  8.   Центром педагогического процесса являются…
  9.   Активность детей подчинена…
  10. Игра… по времени и …

Ожидаемые результаты:

  1. Взаимное… взрослых и детей.
  2. Дети теряют…
  3. У взрослых возникает иллюзорная…
  4. Послушание зачастую рассматривается, как умение жить согласно «двойному стандарту»…

Модели образования

Личностно-ориентированная модель

  1. Принцип – «не рядом», «не над», а …
  2. Цель: содействовать …
  3. Педагог не подгоняет развитие ребенка под определенные рамки, а …
  4. Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как…
  5. Тактика общения - …
  6. Способы общения предполагают встать на позицию ребенка, учитывая …
  7. Взгляд педагога на ребенка как на …
  8. Игре придается исключительное значение, она основывается на …, становясь основным …
  9. Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены.

Ожидаемые результаты:

  1. В ситуации сотрудничества преодолевается …
  2. Развиваются … и … способности.
  3. Воображение и мышление, не скованные страхом перед … раскрепощаются.

Таким образом, личностно-ориентированная модель          обладает наиболее здоровьесберегающим потенциалом.


Назначение педагогической диагностики


Назначение педагогического мониторинга

Мониторинг          органично включается в педагогический  процесс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГТ.

Одним из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) является следующее:«Программа должна основываться на ...

Доклад "Проектный метод в организации педагогического процесса"

Доклад "Проектный метод в организации педагогического процесса"....

Презентация "Модульный принцип организации педагогического процесса"

«Модульный принцип организации педагогического процесса, как способ развития познавательной активности детей»Из опыта работы«Знание — это абсолютная ценность...

Статья на тему:"Педагогическая технология как форма организации педагогического процесса в ДОО"

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный на...

Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса

Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от моме...

Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса по подготовке дошкольников к безопасному поведению на дорогах.

Актуальность  проблемы подтверждается едиными Федеральными государственными требованиями к содержанию образовательной области «Безопасность», которые направлены на достижение целей фо...

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).

Технология организации сюжетно-ролевой игры.   Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов....