Семинар - практикум "Правовое образование в ДОУ"
план-конспект урока по теме

В данном материале дан  теоритический и практичекий материал по правовому образованию воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_pravovoe_obrazovanie_v_dou.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»

Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ

Задачи:

Расширения знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребенка.

Обогащение воспитателей умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями.

Знакомство с современными исследованиями в области воспитания и обучения детей.

Ход семинара

Вводная часть.

Эмоционально-психологический настрой участников семинара.

Спокойно матери уйдут

В день, полный дел, хлопот, забот,

С надеждою в глаза взглянут,

С тобой, прощаясь у ворот.

Надежду ту не обмани,

С малышками не будь ты строгой,

И сердца нежного ростки

Рукою  жесткою не трогай.

Сообщение темы, задач семинара.

Тема нашего семинара – «Правовое образование в ДОУ». Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна, и вы станете активными участниками обсуждения.

Актуальность выдвинутой темы.

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного  человека.

С наступлением 21 века эта проблема стоит особенно остро. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем, генофонд нации? Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

История принятия Конвенции о правах ребенка.

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В ней впервые подчёркивалось, что все человечество должно заботиться о защите прав детей.

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась позже. Декларация прав ребенка была принята в 1959 году. Она явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребенка.

В июне 1989 года от побережья Бретани курсом Дакар – Фор – де Франс – Нью-Йорк отошло трехмачтовое судно «Посланец города Нанта». На его борту находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. Подростки представляли пять континентов, главным образом южные районы планеты. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребенка.  В конце пути молодые люди посетили штаб – квартиру ООН в Нью-Йорке, где вручили петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 году.

И с этого момента о «мировой конституции прав ребенка» узнало все прогрессивное человечество.

Основная часть.

Нормативно-правовая документация по защите прав детства.

Существует целый ряд нормативно-правовых и организационных материалов по правам ребенка.

1-й уровень – международный

Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 году).

Конвенция о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года).

2 – й уровень – Конституция Российской Федерации.

3 – й уровень – Федеральная президентская программа «Дети России», в составе которой целевые программы «Дети – инвалиды», «Дети – сироты», «Дети Чернобыля» «Планирование семьи», «Одаренные дети» - утверждена Указом Президента РФ от 18.08.04 г. №1696.

Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (28.06.1995 г.)

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (24.07.1998 г.)

Нормативные документы ДОУ:

Устав ДОУ

Положение о родительском собрании

Положение о постановке на учет семей, оказавшихся в опасном положении.

Ребенок обладает:

Личными правами

Социальными правами

Политическими правами

Правами на образование и культуру

Правами на защиту в экстремальных ситуациях

Государства – участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Ребенок обладает личными правами:

Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6)

Н регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства; знание родителей и на их заботу (ст. 7)

На сохранение своей индивидуальности (ст. 8)

На поддержание связей с родителями в случае разлучения (ст. 9-10)

На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) (ст. 12)

На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)

На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления и злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов; от пыток и жестокости (ст. 19, 33, 34, 35, 37).

На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертна казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет (ст. 37).

Ребенок, нарушивший уголовное законодательство, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других (ст. 40).

Ребенку гарантируются социальные права:

На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком положении (ст. 20).

На пользовании наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья (ст. 24).

На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении (ст. 23).

На пользовании благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26).

На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27).

Ребенку гарантированы

Права политические:

На свободу мысли, совести, религии (ст. 14)

На свободу ассоциаций и свободу мирных собраний

На знание своих прав, изложенных в Конвенции

Права на образование и культуру:

На свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13).

На доступ к информации и материалам различных национальных и международных источников (ст. 17).

На образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28).

На пользование культурой, исповедование своей религии и исполнение её обрядов, а также пользование родным языком совместно с членами своей этнической, религиозной или языковой группы (ст. 30).

На отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. Свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31).

Игра «Знатоки права» (фрагмент).

Ведущий. Мы предлагаем вашему вниманию небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы. Педагоги делятся на 2 команды. Каждой команде будет задан вопрос, на который они должны будут ответить. Жюри будет оценивать ответы команд.

Вопросы для выбора капитанов команд:

Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?

(Человек, его права и свободы)

В каком году принята Конвенция о правах ребенка? (1989 г.)

1-й конкурс «Викторина»

1 команда. Какова цель ООН?

А. Защита прав человека           Б. Проведение Олимпийских игр

В.  Наказание уголовных преступников

2. команда В каком документе изложены права ребенка?

А. В Конституции РФ     Б. Конвенции о правах ребенка

В. В декларации прав ребенка

1. команда  Какая высокоразвитая страна мира пока еще не подписалась под Конвенцией?

А. Япония   Б. США   В. Канада

2. команда  Кто признается ребенком по Конвенции о правах ребенка?

А. Лицо, достигшее 18 лет  Б. Лицо, достигшее 14 лет    В. Лицо, достигшее 16 лет

1. команда  Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?

А. 45       Б. 37      В. 54

2. командаКакие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка?

А. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Б. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.

В. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.

1. команда  Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни для развития ребенка?

А. Органы управления РФ      Б. Органы местного самоуправления

В. Родители и другие лица, воспитывающие ребенка

2. команда  Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им?

А. Нет, ребенок не должен работать.

Б. Да, если они получены не в результате правонарушения.

В. Нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители.

1. команда  Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?

А. Учредитель   Б. Органы управления образовательным учреждением

В. Должностные лица образовательного учреждения.

2. команда  Кто в нашей стране стоит на страже прав и свободы граждан?

А. Председатель правительства  Б. Президент  В. Председатель Гос. Думы

 2-й конкурс «Знаем ли мы права детей»

Попытайтесь опровергнуть следующее высказывание, используя статьи Конвенции о правах детей.

1 команда

У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью (Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав).

2 команда

Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам (Согласно ст. 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими).

 3 -й конкурс «Интерпритация  понятия о правах человека в поступках литературных героев»

Команда: в какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Команда: какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заюшкина избушка – зайка).

Команда: героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка – путешественница»).

Команда: в какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка).

Конкурс капитанов.

Попробуйте назвать имя польского писателя, который в 1929 году выпустил книгу «Права ребенка на уважение» (Я. Корчак).

Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (и правом, и обязанностью)

С какого возраста ребенок способен принимать решения? (с 3 лет)

Кому принадлежат слова о том, что «счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка? (Ф.М. Достоевский)

Какой стиль воспитания несовместим с правами ребенка?(авторитарный)

Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (оба родителя)

Кто должен делать все возможное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции? (Государство)

4  – й конкурс «Слабое звено»

Цель: уточнить, закрепить знания педагогов о правах человека.

Вам будут заданы вопросы, отвечать на них быстро и четко.

1 команда:  какие права были нарушены в ситуации: 15-летнему подростку запретили посещать церковь? (уважение свободы совести)

2 команда: какие права были нарушены в ситуации: 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (равные права всех детей независимо от пола).

1 команда: какие права были нарушены в ситуации: в больнице ребенку перелили зараженную кровь?  (право на жизнь).

2 команда: какие права были нарушены в ситуации: учительница прочитала записку, адресованную другому школьнику? (право на тайну переписки).

1 команда: какие права были нарушены ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?  (право на жизнь).

2 команда: почему обитатели дворав сказке Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка, какое право они нарушали? (он не был похож на других, нарушено право на сохранение индивидуальности).

Подведение итогов семинара.  Жюри подсчитывает баллы.

Игра «Волшебный сундучок»

Ведущий.Чтобы подвести итог нашего семинара по правам детей, мы предлагаем ознакомиться с такой формой работы с детьми, как игра «Волшебный сундучок», и поиграть.

Правила: из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право он вам напоминает.

Сердечко (право на заботу и любовь), домик (право на имущество), конверт (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать), букварь (право на учебу), игрушечные утенок и утка (о праве ребенка быть вместе с мамой).

Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.

Упражнение «Согрей птичку»

Ведущий.Я предлагаю вам выполнить упражнение «Согрей птичку», которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.

(упражнение выполняется под музыку)

Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладони, прижмите их к груди… и выпустите птичку на волю.

Сейчас вы почувствовали, как это приятно – о ком-то заботиться – и как это ответственно.

В жизни можно по-разному жить:

В горе и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

А. Вознесенский

Мы надеемся, что тема семинара никого из вас не оставила равнодушным, и вы почерпнули для себя что-то нужное и новое.

Благодарим за активное участие и сотрудничество!

Жюри подводит итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Повышение качества образования через реализацию развивающих программ дошкольного образования"

Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека.Актуальность проблемы качества до...

Мастер-класс на международном семинаре «Дошкольное образовании: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество» "Изготовление открытки в технике Айрис-фолдинг"

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс по изготовлению открыток в технике Айрис-Фолдинг.Название этой техники — айрис - фолдинг — можно перевести как «радужное складывание...

Семинар «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста»

Представляю презентации к своим выступлениям на семинаре: «Доминанты, системно управляющие ходом развития дошкольников» и «Методика оценивания в контексте компетентностного подхода&r...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Мастер-класс по обмену опытом (Бурятия - Монголия) на международном семинаре "Дошкольное образование: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество"

Тема: «Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста». Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образова...