Управление качеством образования в ДОУ
статья по теме

Маликова Наталия Александровна

В условиях реализации "Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года" вопросы повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ становятся очень актуальными.

 

Качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:

качество образовательного процесса,

качество условий осуществления образовательной деятельности,

качество результатов,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlenie_kachestvom_obrazovaniya_v_dou.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление качеством образования в ДОУ

(на примере МДОУ №63 «Катюша» г.Сургут)

В условиях реализации "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" вопросы повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ становятся очень актуальными.

Качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:

качество образовательного процесса,

качество условий осуществления образовательной деятельности,

качество результатов,

а управление качеством образовательного процесса - это систематический, интегрированный и организованный процесс работы, направленный на непрерывное улучшение качества.

Весь персонал нашего детского сада вовлечен в этот процесс, созданы все необходимые условия для того, чтобы максимально раскрыть и использовать творческий потенциал каждого сотрудника. Кадровая политика руководителя опирается на развитие профессиональной компетентности педагогов и личностно-ориентированном подходе к детям.

В основе работы с педагогическими кадрами детского сада лежит диагностика профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные затруднения и запросы, а, следовательно, дифференцированно определить задачи работы с кадрами и выбрать адекватные формы ее проведения.

Анализ кадрового обеспечения ДОУ позволяет сделать вывод, что коллектив имеет достаточно высокий профессиональный уровень, стремится к самосовершенствованию и повышению образовательного уровня, а введение отраслевой системы оплаты труда усилило заинтересованность педагогов в качестве своей работы. Дошкольное учреждение постоянно осуществляет внедрение современных программ, содержание которых обеспечивает целостность воспитательного процесса.

Коллектив дошкольного учреждения работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Наряду с базовыми программами реализуются компилятивные программы, направленные на дополнение к обязательному базовому компоненту других дисциплин: «С чего начинается Родина» педагога  дополнительного образования по экологическому воспитанию, «Мир твоей души» педагог-психолога, «Театр, творчество, дети» педагога  дополнительного образования по театрализованной деятельности.

Особое внимание в своей деятельности коллектив уделяет физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников. В детском саду имеется разнообразное стандартное и нестандартное спортивное оборудование, которое используется в различных формах организации образовательного процесса — занятиях, гимнастике, развлечениях, праздниках.

Ежемесячно старшей медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей, который обсуждается на совещаниях, педагогических советах.

В дошкольном учреждении сложилась система работы с родителями воспитанников. Анализ результатов анкетирования показал, что 85% родителей удовлетворены и считают, что  детский сад обеспечивает детям всестороннее развитие, качественную подготовку к школе, определяет индивидуальную траекторию развития, формирования  здорового образа жизни каждого воспитанника.

В МДОУ созданы все условия, способствующие сохранению и улучшению физического, психического здоровья детей, обеспечению профилактических и оздоровительных мероприятий. Педагогический коллектив добивается высоких результатов по развитию интеллектуальных, художественных и творческих способностей детей.

Приоритеты в управлении ДОУ

Регулирование администрацией воспитательно-образовательного процесса по повышению качества образования дошкольников осуществляется в учреждении по трем направлениям:

•        Первое направление, регулирование качества воспитательно-образовательных
услуг детского сада (подбор и реализация эффективных образовательных

программ, качественная разработка целевых программ, реализация эффективных технологий, обеспечивающих качество).

•        Второе направление, регулирование качества педагогического состава

(повышение профессиональной компетентности педагогов).

        •    Третье направление: Регулирование качества развивающей, обогащающей и оздоравливающей предметной среды в соответствии с требованиями Концепции по дошкольному воспитанию.

Проектирование качества на всех уровнях            

  1. 1-й уровень управления - администрация детского сада;
  2. 2-й уровень управления - педагогический коллектив;
  3. 3-й уровень управления - воспитанники и их родители.

Понятие "качество образовательного процесса" на всех уровнях трактуется по-разному.

3-й  УРОВЕНЬ

Для детей - это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей - это эффективное обучение детей, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе:

  1. обучение без утомления;
  2. сохранение психического и физического здоровья детей;
  3. успешность обучения;
  4. поддержание желания детей учиться;
  5. развитие способностей детей.

2-й  УРОВЕНЬ

Для педагогов - это положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ и родителями:

  1. успешное усвоение образовательной программы всеми детьми;
  2. оптимизация воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов;
  3. успешное развитие детей в процессе их обучения;
  4. рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
  5. обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и
    оборудованием.

1-й   УРОВЕНЬ

           Для руководителей - это:

  1. высокая оценка деятельности педагогов родителями, повышение тем самым
    престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ;
  2. сохранение здоровья детей;
  3. рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени
    педагогов;
  4. успешность деятельности педагогов и детей;
  5. полное усвоение образовательных программ, качественная подготовка детей к
    школе.

Анализируя литературу по теории менеджмента можно выделить несколько положений, которые необходимо учитывать при управления качеством воспитательно-образовательного процесса:

  1. Качество - это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех
    сторон деятельности: разработки стратегии, организации воспитательно-
    образовательного процесса, маркетинга и других.
  2. Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном
    учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей
    в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в
    ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если,
    конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость.
  3. Во время оценки качества воспитательно-образовательного процесса нельзя
    ограничиваться фиксацией наличия в группе (в детском саду) хорошо
    обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребенка и оценить
    вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития.
  4. Контроль качества должны обеспечивать не только администрация, а все субъекты воспитательно-образовательного процесса.
  5. Управляя качеством, важно делать упор не столько на контроль, сколько на
    обучение исполнителей и формирование эффективной технологии (у педагогов
    - педагогической, у руководителей - управленческой).

Распределение функций субъектов образовательного процесса по контролю за качеством

1 уровень управления

(администрация)

2 уровень управления

(педагоги)

3 уровень

управления

(родители и дети)

Оценка состояния

воспитательно-

образовательной

системы

Оценка уровня развития

педагогического

мастерства каждого

воспитателя и всего

педагогического

коллектива

Оперативная и

адекватная оценка уровня

воспитанности и

усвоения программ

детьми

Оценка родителями

работы ДОУ через

успешность детей

Целеполагание

Построение целей и задач

формирования конкретных

профессиональных умений

педагогов на основе

определения уровня их

педагогического

мастерства

Построение иерархии

целей и задач воспитания

и обучения детей на

данном возрастном этапе

с учетом

индивидуальных

особенностей развития

Построение целей и

задач семейного

воспитания на основе

ознакомления с

результатами

диагностики

Подбор методов и

реализация

поставленных

целей и задач

Подбор методов и приемов

работы с коллективом в

соответствии с

поставленными целями и

задачами

Подбор технологий

работы с детьми в

соответствии с

индивидуальными

маршрутами их развития

Выбор ДОУ,

педагогов, программ и

дополнительных

образовательных услуг

Реализация

методов и приемов

работы

Реализация методов и

приемов формирования

конкретных проф. умений

педагогов в процессе

методической работы

Реализация методов и

приемов работы с детьми

Осведомленность во

всем, что связано с

ребенком и участие в

жизни ребенка в

детском саду и за его

пределами

Определение

эффективности

проведенной

работы

Высокий уровень развития

коллектива

Функциональная,

технологическая,

интеллектуальная и

волевая готовность

ребенка к обучению в

школе

Успешность ребенка в

детском саду и

отсутствие

дезадаптивности в

школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль как инструмент управления качеством образования

Как осуществляется контроль в нашем ДОУ...

Управление качеством образования в условиях реализации ФГТ.

Опыт руководителя по вопросу управления качеством образования в условиях реализации ФГТ....

Проект программы управление качеством образования в детском саду

Обучение педагогов  технологиям проектирования и естественного включения семьи в проектную деятельность....

ВСОК дошкольного образования как инструмент управления качеством образования.

Внутренняя система оценки качества длшкольного образования как инструмент управления качеством образования....

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...

ВСОК дошкольного образования как инструмент управления качеством образования.

ВСОК дошкольного образования как инструмент управления качеством образования. Слюсарь Анна Владимировна- старший воспитатель Содержание данной статьи представляет опыт работы по использовани...