Организация образовательного процесса будущего школьника»
методическая разработка по теме

Жуланова Вера Алексеевна

Предшкольное образование направлено на обеспечение равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста для последующего обучения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_v_detskom_sadu_na_temu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

выступление на педсовете в детском саду на тему:

«Организация образовательного процесса будущего школьника»

Предшкольное образование направлено на обеспечение равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста для последующего обучения в начальной школе.

Специфика развивающего образования в дошкольном детстве определяется признанием  самоценности этого периода в жизни ребёнка, первостепенный важности развития базиса его личностной культуры. Наличие освоенных знаний само по себе не определяет успешного обучения.  Обучение, в котором специально не планируются задачи развития, далеко не всегда эффективно.

В каком взаимодействии находится знания – умения- навыки и развития ребёнка, становление его личности? Вспомним мысль нашего выдающегося психолога Л.С.Выготского: « Развитие есть результат, не совпадающий с его содержанием».

Выделим несколько основных показателей происходящих изменений у будущего школьника.

  1. Развитие – это не количество знаний, которое получил будущий школьник, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности.
  2. Развитие – не получение готовых знаний, а умение их добывать. 
  3. Развитие -  не наличие знания, а умение определять свое знания.

Итак, соотношение обучения и развития необыкновенно важно для образовательного процесса, так как именно оно в значительной мере определяет ту роль, которую образовательные учреждения могут играть во всестороннем развитии личности будущего школьника.

Это требует пересмотра целей обучения и выдвижения в качестве  приоритетной – развитие личности на основе ведущей деятельности, становление его как субъекта этой деятельности.

Шестилетний ребёнок находится на переходной ступеньке от дошкольного возраста, где все новые личностные, психологические качества формируются легче всего в игровой деятельности ( психологи называют эту деятельность ведущей не потому, что она занимает в жизни ребёнка самое большое место, а потому, что она особенно важна для его психологического развития), к младшему школьному, где ведущей деятельностью становится учебная.

Возникает вопрос: какие же психические процессы особенно важны для начального образования? В первую очередь это мышление и воображение.

Для развития воображения – процесса, необходимого для результативности обучения, особенно важна игровая деятельность, которую строит сам её участник, при этом руководство со стороны взрослого может быть принято или отвергнуто, если оно навязывается.

Один из главных элементов такой игровой деятельности – творческое начало: ребёнок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнёрами, развёртывает сюжет игры и заканчивает её по своему решению.

Отсюда и необходимость использования в обучении ролевой игры. Именно она способствует развитию воображения, творческого мышления, коммуникативных умений ребёнка.

Какой вклад вносит дидактическая игра в развитие учебной деятельности?  Игры с правилами имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – сенсорных, этических, практических и других, уточняет знания об окружающем мире, учится их применять в разных ситуациях. Игра  с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно даёт результат, развивает самоконтроль и самооценку.

Игры с правилами – прекрасный способ развития произвольности поведения ребёнка. Эти игры организуют, регулируют действия ребёнка, организовывают его спонтанную, импульсивную активность. Осознавая правила игры, дети начинают подчинять им свои действия, в результате чего формируется волевая и эмоциональная саморегуляция.

Педагог должен всячески побуждать родителей к тому, чтобы дети много играли дома. На деле мы часто сталкиваемся с прямо противоположной картиной, когда взрослые требуют, чтобы шестилетний ребёнок побольше занимался дома, а не играл. В результате важнейший компонент полноценного психологического развития ребёнка оказывается выброшенным из его жизни при переходе от дошкольного возраста к младшему школьнику.

Шестилетний ребёнок прекрасно работает со схемами и моделями, отражающими связи и отношения между объектами. Это отнюдь не вспомогательная сторона обучения, способствующая лучшему усвоению материала. Такое обучение имеет самостоятельную ценность, развития наглядно-образное мышление и создавая базу для формирования полноценного логического мышления.

Важно помнить, что учебная деятельность –это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, овладению основами наук.

В задачи обучения шестилетних детей входит лишь создание предпосылок для формирования учебной деятельности: самостоятельность, достаточно высокий уровень произвольности, активности инициативности, умение планировать и контролировать собственные действия, сосредоточиться на поставленный учебной задаче, оценить правильность выполнения собственной работы. Остановимся на важнейших для успешного обучения качествах  школьника – его активности и самостоятельности.  В их формировании ведущую роль играет стиль отношений педагога  с детьми.  Чтобы сформировать у детей умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, важно положительно оценивать любой, даже неверный, но самостоятельно найденный способ решение. Специфика любой учебной задачи и её отличие от задачи практической состоит в том, что главным результатом является овладение способом её решения.

Следующая необходимая предпосылка – умение планировать свои действия. Этот начальный ориентировочный этап проходит при обязательном и очень подробном руководстве педагога, который добивается осознания всех действий каждым воспитанником.

Ещё важно научить детей самоконтролю: проверять свою работу, сравнивать её с образцом, находить собственные ошибки.

Опрос детей, поступающих в школу, убедительно показывает, что ребята не хотят жить беззаботно и бездумно. Они хотят познавать, общаться, действовать и – быть любимыми.  Для этого необходимо превратить учение в увлекательный процесс: много играть с детьми, использовать наглядный материал...  нужно создать такие условия, в которых естественные возрастные потребности ребёнка ( в познании, общении, деятельности) будут удовлетворены.

Образовательный процесс включает в себя разные виды детской деятельности, при этом каждый из них имеет специфические развивающие функции.  К ним относятся игровая и продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская ( экспериментирование с реальными и символическими объектами), восприятие художественной литературы, двигательная активность, элементарная математика и др.

Очень важно обратить внимание на эстетику выполнения задания, подчеркнуть, что по тому, в каком виде находится рабочая тетрадь воспитанника, судят о его аккуратности, культуре. Уже с первых занятий, давая правила организации рабочего места, работы с тетрадью, следует приучать детей к тому, что каждый ответственен за свои вещи. Педагог должен назвать три правила, относящиеся к рабочим тетрадям: « Всё должно быть выполнено так, чтобы было понятно другому человеку»,    «чтобы было не стыдно показать кому –либо», « чтобы было приятно взять в руки». Педагог  должен помнить, что ребёнок на данном  возрастном  этапе быстро утомляется, не может долго заниматься однообразной деятельностью. Время, после которого он начинает отвлекаться, проявляет признаки утомления и невнимания, составляет примерно 12-15 мин. Поэтому занятие должно составлять из нескольких взаимосвязанных частей, различающихся по характеру деятельности. Такая структура называется  дробной.

При подготовке детей к обучению в школе педагог всегда должен держать в поле зрения развитие таких школьно-значимых функций, как:

- умение точно воспринимать и выполнять задание;

- способствовать запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения, развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;

-фонетическое восприятие.

Основу организации образовательного процесса определяют следующие принципы работы с детьми:

  1. Уход от жестко горегламентированного обучения школьного типа;
  2. Обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
  3. Использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфические детские виды деятельности;
  4. Обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью(игровой, художественной, конструктивной и др);
  5. Использование цикличности и проектной организации содержания обучения;
  6. Создание предметно-игровой развивающей среды;
  7. Широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей;
  8. Широкое использование игровых приёмов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
  9. Обеспечение ребёнку возможности ориентироваться на партнёра – сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него;
  10. Формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребёнку чувство комфортности и успешности.

Насыщение предшкольного образования творчески развивающими и обязательно многообразными формами «специфически детской», по выражению А.В.Запорожца, деятельности служит гарантом формирования полноценной псилогической готовности ребёнка к систематическому обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательного процесса будущего школьника в условиях умственного развития».

Материал позволяет познакомиться педагогу с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, структурой психологической подготовленности ребенка к обучению в школе....

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Тестовое задание по программе «Содержание и организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации соответствии с ФГОС ДО»

Данный материал содержит вопросы и поможет быстро ответить на итоговое тестовое задание после прохождения дистационных курсов повышения квалификации по программе «Содержание и орг...

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...