эколого-краеведческая программа "Любимый край-родной Ямал"
методическая разработка по теме

Хорькова Елена Юрьевна

Программа "Любимый край-родной Ямал"-результат творческого поиска педагогического коллектива МДОУ № 8 "Теремок"г. Салехарда и создана с целью ознакомления дошкольников  с природными богатствами Ямала. культурой, бытом и трацдициями коренных, малочисленных народов севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mdou_no8_lyubimyy_kray-rodnoy_yamal.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Эколого-краеведческая программа  

   «Любимый край – родной Ямал».  

                 

Авторский коллектив:

Р.Г. Новопольцева,  заведующая МДОУ № 8.

А.С. Грабовская, заместитель заведующей по ВМР

Т. И. Исмаилова, методист

Я. А. Ревнивых,  музыкальный руководитель

Е. Б. Череватенко,  инструктор по физкультуре

Воспитатели: Тыликова Валентина Сергеевна, Контерова Людмила Матвеевна, Грызак Наталья Викторовна, Хабибуллина Людмила Анатольевна, Маслова Наталья Николаевна, Касьянова Валентина Андреевна, Королева Людмила Стефановна, Лаишевцева Елена Юрьевна, Балашова Елена Михайловна, Куренгина Наиля Сабирчановна, Бикбавлеева Туктабига Асхатовна.

Научный руководитель:

Е.  Н. Окотэтто – кандидат педагогических наук

Рецензенты:

А. А. Даниляк,  заместитель начальника департамента образования г. Салехарда;

Л. П. Филиппова, заведующая сектором дошкольного воспитания

департамента образования г. Салехарда;

Г. А. Фадеева  методист ЦИМРО;

Н. П. Маковецкая, заместитель директора ЦИМРО

Эколого-краеведческая программа  «Любимый край – родной Ямал». – г. Салехард, 2007 г.,   с.

    Программа  «Любимый край – родной Ямал» – результат творческого поиска педагогического коллектива МДОУ № 8 «Теремок» г. Салехарда создана  с целью ознакомления дошкольников с природными богатствами Ямала, культурой, бытом  и традициями коренных, малочисленных народов Севера.


СОДЕРЖАНИЕ

        Пояснительная записка ……………………………………………………………………………………………………

        Карта достижений дошкольников…………………………………………………………………………………

II младшая группа ………………………………………………………………………………………………………………

Средняя группа ………………………………………………………………………………………………………………

Старшая группа …………………………………………………………………………………………………………………

Подготовительная группа ……………………………………………………………………………………………………

        Таблицы распределения программного материала……………………………………………………

Таблица 1. Животный мир тундры ……………………………………………………………………………………………

Таблица 2. Растительный мир тундры ……………………………………………………………………………………

 Таблица 3. География полуострова Ямал ………………………………………………………………………………

Таблица 4. История города Салехарда ……………………………………………………………………………………

Таблица 5. Быт, культура и искусство народов Севера ………………………………………………………………

Таблица 6. Ознакомление детей с литературным словом народов Крайнего Севера ……………………………

Таблица 7. Экологические знания …………………………………………………………………………………………

  Список литературы ……………………………………………………………………………………………………………


Пояснительная записка

Действующие в настоящее время министерские программы дошкольного воспитания и обучения, в которых ставятся общие для системы образования цели и задачи, не в состоянии учесть региональные особенности всей обширной территории Российской Федерации. Предполагается, что в результате реализации любой комплексной программы уровень воспитанности и образованности дошкольника будет соответствовать современным требованиям дошкольного воспитания и образования, но очевиден и тот факт, что из целостной системы выпадает  огромный пласт, связанный с культурой и историей отдельно взятого региона. Таким образом,  вопросы региональной и этнической вариативности образования до сих пор во многом остаются нерешенными. В ходе работы по решению данной проблемы педагогическим коллективом нашего МДОУ была создана программа «Любимый край – родной Ямал».

Данный документ позволяет интегрировать комплексную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (далее - типовую) с культурными, природными, историческими особенностями  Ямало-Ненецкого автономного округа.  Культуроценностная деятельность по реализации двух программ в интегрированном виде (типовой и эколого-краеведческой программы «Любимый край – родной Ямал»), предполагает развитие у дошкольников всех сторон личности, формирование основ социально-адаптивного поведения и патриотического воспитания, развитие навыков межличностного общения с людьми различных национальностей, уважительного отношения к истории и культуре других этносов.

Целью программы «Любимый край – родной Ямал» является воспитание и развитие подрастающего поколения экологически грамотных людей, для которых забота о чистоте Земли, охране природы и о сохранении духовных ценностей народа станет жизненной потребностью. Исходя из этого, образовательные и воспитательные задачи программы можно представить следующим образом:

•  формировать гражданскую позицию детей;

•  воспитывать чувство патриотизма и интернациональную толерантность;

• способствовать формированию в познавательной и эмоциональной сфере сознания детей образного представления о неповторимости и своеобразии родного края, его истории, национальном характере, культуре, о достопримечательностях современного края;

• развивать душевные качества, определяемые словом «нравственность», формировать общекультурные умения и навыки, способности и склонности к общению, уважительное отношение к личности и окружающему миру;

•  развивать потребность в творчестве, так как именно творческое созидание наряду с потребностью к познанию служат основой развития личности.


Основные положения программы

Учитывая возрастные особенности детей от 3 до 7 лет, весь программный материал распределен на четыре года обучения. Программа «Любимый край – родной Ямал», включающая такие разделы, как:

животный мир тундры;

растительный мир тундры;

история города Салехарда; 

география полуострова Ямал;

быт, культура и искусство народов Севера;

экологические знания;

 

позволит воспитателям:

• во II младшей и средней группах дать детям представления о родном крае через занятия – путешествия, сказки, загадки и игры народов Севера;

• в старшей группе – закрепить и расширить эти представления, дополнить формы работы занятиями по ознакомлению с национальной поэзией, подвижными играми, театрализацией произведений, организацией выставок рисунков и поделок;

• в подготовительной к школе группе продолжить знакомство с фольклором коренных жителей, дать понятие о традиционных видах деятельности народов Севера, расширить знания о географии полуострова Ямал (названия рек, городов, т.д.).

Ребенка воспитывает все, что его окружает, поэтому главное значение имеет уклад дошкольной жизни: атмосфера, культура, стиль взаимоотношений взрослых и детей. Лучшее воспитание – это воспитание добрым отношением друг к другу, к окружающему миру, ибо «…нравственность постигается и принимается не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам» (Соловейчик С. «Воспитание по Иванову»).

Весь материал программы положен в основу:

интегрированных занятий;

занятий по ознакомлению с историей города и края;

экскурсий, целевых прогулок;

вечеров развлечений;

кружковой работы.

 

В программе большая часть времени уделяется работе педагога с детьми в свободное от занятий время (беседы, экскурсии, вечера развлечений и т.д.). Но предусматриваются и дополнительно включаемые в учебный план занятия по экологии и краеведению, не считая интеграции программного материала «Программы воспитания и обучения в детском саду» и программы «Любимый край – родной Ямал» на таких занятиях, как ознакомление с художественной литературой, физкультурное занятие, изобразительная деятельность.

Ниже представлен вариант учебного плана с расчетом количества занятий в неделю и необходимого для них времени, значком «Х» отмечена работа, проводимая с детьми в свободное от занятий время:

Занятия

II младшая

Средняя

Старшая

Подготовит.

Кол-во

занятий

Время

Кол-во

занятий

Время

Кол-во

занятий

Время

Кол-во

занятий

Время

Краеведение

• занятия

• чтение познавательной и художественной литературы

• индивидуальная,  подгрупповая работа

х

х

0,5

х

х

10

1

х

х

25

1

х

х

30

Экология

• занятия

• чтение познавательной и художественной литературы

• индивидуальная, подгрупповая работа

0,5

х

х

7,5

0,5

х

х

10

0,5

х

х

12,5

0,5

х

х

15

Ознакомление с окружающим

• занятия

• дидактические игры

• чтение познавательной и художественной литературы  

• наблюдения на прогулке

• индивидуальная, подгрупповая работа

0,5

х

х

х

х

7,5

0,5

х

х

х

х

10

0,5

х

х

х

х

12,5

0,5

х

х

х

х

15

Экскурсии, выезды на природу, встречи с интересными людьми

• в свободное время или во время занятий Краеведения и Экологии        

-

х

х

х

Недельная нагрузка

1

15 мин.

1,5        

30 мин.

2

50 мин.

2

1 ч.

                                

        

При составлении учебного плана и сетки занятий со средней группы включаются дополнительные занятия по экологии и краеведению. По программному содержанию занятия по экологии близки с содержанием раздела «Программы воспитания и образования в детском саду» ознакомление с окружающим, поэтому эти занятия мы предлагаем включать в чередовании: одну неделю – ознакомление с окружающим, вторую неделю – экология и т.д. Один учебный час дополнительного образования мы считаем целесообразным отвести для занятий краеведения, так как этот курс очень углубленный и включает в себя  большое количество материала, который детям предстоит освоить.


Карта достижений дошкольников

1. К концу года дети II младшей группы способны

знать:

• о 2 животных, живущих на территории ЯНАО (северный олень, лисица);

• о 2 птицах, обитающих на территории ЯНАО (воробей, сорока);

• названия 2 деревьев (ель, тальник), одно цветущее растение (одуванчик);

• одну северную ягоду (морошка);

• сказку «Мышонок и олененок» И.Г. Истомина, стихи «Колыбельная морошке» О. Аксенова, «Колыбельную» Ю. Анко,  «Олень» Ю. Шесталова, «Зайчишка» В. Кудрявцевой;

иметь представления:

• о насекомых (комары, бабочки);

• о растении  (мох);

• о сезонных изменениях в природе:

Осенью пасмурно, дождливо. Листья желтеют, краснеют, падают на землю. Птицы улетают, а воробьи и сороки остаются.

Зимой  стало холодно, вода замерзла, превратилась в лед, идет снег. Деревья без листьев. Люди надевают теплую одежду и обувь. Дети катаются на санках, лыжах, коньках.

Весной солнце светит ярко, становится тепло, снег тает, текут ручьи, появляются первые цветы, трава, листья. Птицы громко поют, воробьи купаются в лужах, появляются бабочки, комары. Люди заменяют зимнюю одежду  более легкой.

Летом  солнце светит ярко, греет, появляется много цветов. Вода в реке теплая, в ней можно купаться. Птицы поют громко.

проявлять бережное отношение к природе:

•        не ломать ветви деревьев;

•        не рвать цветы;

•        наблюдать и ухаживать за растениями и животными в уголке природы и в повседневной жизни.

2.        К концу года дети средней группы способны

знать:

•        о 3 животных, живущих на территории ЯНАО (белый медведь, черно-бурая лисица, волк);

•        о 4 птицах, обитающих на территории ЯНАО (ворона, гусь, белая сова, лебедь);

•        3 вида рыб (осетр, ряпушка и щука);

•        историю родного города (современное и старое название города и центральной улицы – Республики);

•        название народов Крайнего Севера (ханты, ненцы, коми, селькупы);

•        устное народное творчество Ямала (загадки),  стихотворения  «Лебеди»  и  «Полярная сова»  П. Салтыкова, «Олененок» П. Ламутского, «Лиса» В. Кудрявцевой, а так же народные сказки: «Отчего у зайца уши длинные» – мансийская сказка, «Отчего ворон черный» – мансийская сказка, «Мышка» – ненецкая сказка, «Зайчик» – хантыйская сказка, «Черный и белый» и «Почему рыбы живут в воде» – И.Г. Истомина.

•        правила поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц).

иметь представления:

•        о насекомых (мошки, мухи, пауки);

•        о лягушке;

•        о лишайнике (ягель);

•        о полезных ископаемых недр Ямала (нефть, газ);

•        об основном водном пути ЯНАО (реки Обь, Полуй, Ледовитый океан);

•        о родном городе (современное название);

•        об обелиске « Героям гражданской войны»;

•        о жилище (чуме) северных народов;

•        о поделках из меха;

•        о сезонных изменениях в природе:

Осень рано начинается, она короткая, часто идут дожди, изменяется окраска листьев, они осыпаются, становится холодно, исчезают насекомые, люди собирают ягоды  в тундре.

Зима рано начинается (еще в осенние месяцы), длинная, очень холодная, ветреная, лед на реке встает рано, птиц почти нет, наметает много снега.

Весна начинается поздно, становится теплее, тает снег, уходит лед, бегут ручьи. Из-за таяния большого количества снега начинается половодье на реках.

Лето на Севере начинается поздно, лето короткое, не жаркое. Длинный световой день, идут холодные дожди. В конце июня появляются листья, трава, цветы. Прилетают насекомые, птицы, созревают ягоды, люди собирают грибы, птицы выводят птенцов, а животные - детенышей.

уметь:

•        различать по коре и листьям 2 дерева (карликовая береза, сосна обыкновенная), определять цветущее растение (ромашка);

•        находить в природе ягоды и грибы (брусника, голубика, подберезовик и красный мухомор – ядовитый);

•        находить на карте город Салехард.

3.        К концу года дети старшей группы способны

знать:

•         5 видов животных, живущих на территории ЯНАО (норка, заяц – беляк, лемминг, песец, рысь);

•        6 видов  птиц, обитающих на территории ЯНАО (журавль, лебедь-кликун, кулик, чайка (холей), гагара, куропатка);

•        4 вида рыб (муксун, нельма, хариус, налим);

•        ягоды и грибы (княженика, черника, подосиновик, сыроежка, волнушка);

•        полезные ископаемые ЯНАО (бурый уголь, песок, гравий);

•        4 вида насекомых (шмель, жужелица, комар-долгоножка, бабочки: бражник и крапивница);

•        историю родного города (герб города Обдорск, флаг ЯНАО, историю возникновения городского сада, храма апостолов Петра и Павла);

•        одежду Народов Крайнего Севера (бурки, кисы, малица, ягушка, т.д.) называть её, их национальные виды деятельности (охота, оленеводство, рыболовство);

•        элементы танцев северных народов;

•        правила поведения в природе (нельзя убивать насекомых, разрушать паутину, муравейники, нельзя разорять птичьи гнезда, нельзя брать в руки и уносить домой обитателей тундры, нельзя рвать грибы, бездумно и бесконтрольно вырубать деревья);

•        стихотворения северных поэтов: «Как собака стала другом человека» и «Мой друг» –   Л. Лапцуя, «Лиственница» – Г. Лазарева, «Птица счастья» – П. Салтыкова, «Кулик», «Гагара» и «Чайка» – Ю. Шесталова, «Песец» – П. Явтысого; а так же народные и литературные сказки: «Гордый олень» и «Берестяной нос» – мансийские сказки, «Кукушка» – ненецкая сказка, «Снегирь и мышонок» – И.Г. Истомина, «Встреча двух времен года» и «Первые заморозки» – Е.Н. Сусой.

•        пословицы, поговорки и загадки народов ЯНАО (см в таблице).

уметь:

•        рассказать о зимовке рыб, травяной лягушки;

•        различать по внешнему виду и называть деревья (ель, карликовая береза, лиственница, рябина), травянистые растения (осока, хвощ), цветущие растения (лютик, ромашка, одуванчик), а так же лишайник;

•        находить и показывать на карте реки: Обь, Полуй; географическое обозначение городов; Уральские горы; границы ЯНАО; Ледовитый океан и Карское море;

•        находить в природе ягоды и грибы (княженика, черника, подосиновик, сыроежка, волнушка);

иметь представления:

•        о творчестве народных поэтов и писателей: И.Г. Истомин, Е.Г. Сусой;

•        о рукоделии народов Севера (резьба по дереву, кости – знакомство с экспонатами);

•        о географии ЯНАО (самая большая река – Обь, местные реки – Полябта, Шайтанка и Полуй);

•        о Никольской башне, о памятнике Т.Д.Сенькину, о зданиях детской библиотеки и Станции  Юных Туристов;

•        об орудиях труда (аркан, силки, гарпун, тынзян, сети и т.д.);

•        о сезонных изменениях в природе:

Осенью дни становятся короче, ночи длиннее, осень длится до конца октября – начала ноября, начинается похолодание, часто идут моросящие холодные дожди, дуют ветры. Листья меняют окраску, опадают, вянет трава и цветы, исчезают насекомые. Погода чаще облачная, пасмурная, идет снег, но сразу тает, утренние заморозки.

Зимой самые короткие дни и очень длинные, полярные  ночи, холодно, мороз, река покрывается льдом, а земля – снегом. Деревья и кусты стоят без листьев, не растут, ветки более хрупкие, чем весной и летом, так как нет тепла, влаги, мало света. Зима очень длинная: начинается в конце октября – начале ноября, а заканчивается в середине – конце апреля. Часто дуют ветры, сильные морозы; солнце поднимается не высоко, не греет.

Весна начинается в апреле – мае, а заканчивается к середине июня. Дни удлиняются, а ночи становятся короче, так как солнце поднимается выше, греет сильнее. Тает снег, лед, начинается ледоход, оттаивает земля. Появляются почки, распускаются листья, начинает расти трава, зацветают цветы. Появляется больше птиц. Ветров меньше, чаще ясная погода. У животных и птиц происходит линька – смена мехового покрова.

Летом  наступают полярные дни (почти все время светло, так как день длинный, а ночь короткая). Лето короткое: длится с середины июня до середины августа. Тепло, бывают грозы. Много зелени, растения быстро растут, цветут, плодоносят. Часто бывает ясная или малооблачная погода. Жаркий период лета длится недолго. В тундре созревают ягоды и грибы, которые люди и обитатели тундры собирают и запасают на зиму, птицы и животные выводят потомство.

4.        К концу года дети подготовительной к школе группы способны

знать:

•  5 видов животных, живущих на территории ЯНАО (морж, кит, соболь, ондатра, тюлень);

• 7 видов птиц, обитающих на территории ЯНАО (беркут, орел, утки: шилохвость и чирок-свистунок, полярная крачка, трясогузка, пуночка);

• 6 видов рыб (пыжьян, щёкур, карась, ерш, окунь, язь);

• различать ягоды и грибы (клюква, шиповник, водяника, смородина, малина; трутовик, дождевой гриб – несъедобные, маслята - съедобные);

• полезные ископаемые ЯНАО и их применение (дациты (строительный камень), гравий и песок (для строительства), мрамор и известняки (декоративные и облицовочные камни), торф (для строительства, химического производства, подсобных хозяйств), а так же минералы Урала, ископаемые останки – бивни мамонтов (коллекционное и поделочное сырье);

• 2 вида насекомых (слепни, бабочки: траурница, медведица, бархатница);

• историю родного города (год основания города и округа);

• историю зданий, построенных в дореволюционный период или после, н-р: (магазин «Парус» – торговый дом купца Корнилова, ЗАО «Обдорский строитель» – дом купца Рочева-Моторова, новое здание Ямальского Полярного Агроэкономического техникума – Обдорская ярмарка, здание ГорОНО – здание для партийных учреждений, детская поликлиника – дом доверенного лица купца Плотникова (Голева), улицей Пушкина – заканчивался  город Обдорск до революции);

• значение оленеводства для народов Ямала (транспорт, пища, одежда, жилище, сырье для шитья, поделки из рогов, панты);

• о рукоделии народов ЯНАО (поделки из рогов, дерева, кости, меха, бересты, т.д. – знакомство с экспонатами);

• особенности кухни народов Севера (сыроедение мяса, строганины из рыбы)

• правила поведения в природе (костер можно разводить на предварительно очищенной от дерна месте, обязательно его тушить перед уходом, ветки для костра не срывать, а собирать упавшие на землю (хворост), бережно относиться ко всему живому);

• какое отрицательное воздействие несет цивилизация природе Ямала (разрушение верхнего слоя земли гусеничным транспортом, строительными, геологоразведочными и буровыми работами, загрязнение окружающей среды отходами производства и бытовыми отходами, бесконтрольный вылов рыбы, отлов и отстрел животных и птиц);

• национальные песни («Олененок Авка», «Тетель – ветель»);

• стихотворения северных поэтов: «Сказка про луну» и «Если солнце, как брусника…» - Ю. Шесталова, «Авка» –  И.Г. Истомина, «Пуночка», «Песец», «Пушица», «Иван - чай» –  П. Салтыкова, «Соболь» – В. Кудрявцевой, «Эдейка» - отрывки из поэмы Л. Лапцуя, «Салехард» – Р. Ругина, «Боль вторая» – Ю. Вэллы.

• народные и литературные сказки: «Девочка ростом с веретенце» - сказка народа коми, «Кошка и белка» – селькупская сказка, «Сова и куропатка» – И.Г. Истомин.

• пословицы, поговорки, приметы, загадки народов Севера (см. в таблице).

уметь:

• различать по внешнему виду и называть деревья (тальник, ольха), кустарник (можжевельник, шиповник), цветущие растения (багульник, пижма, Иван-чай, пушица);

• рассказать о средствах передвижения коренных народов Ямала по тундре (олени, собаки, нарты, лодки, лыжи, упряжки, хорей, т.д.);

• объяснять взаимосвязь между живыми организмами;

• различать и называть ягоды и грибы (клюква, шиповник, водяника, смородина, малина; трутовик, дождевой гриб – несъедобные, маслята - съедобные);

иметь представления:

• о миграции и нересте рыб;

• о географии ЯНАО (знать и находить на карте географические обозначения озер, рек,  городов, Уральские горы);

• о памятнике - стеле «Полярный круг», часовне на старом кладбище (проект Ополовникова А.В.);

• об обрядах, праздниках, обычаях народов ЯНАО;

• о сезонных изменениях в природе:

Осень начинается в середине – конце августа и заканчивается к концу октября – началу ноября. Дни становятся короче, часто идут моросящие холодные дожди, дуют холодные (северные) ветра. Листья деревьев и кустарников меняют окраску, опадают, вянет и желтеет трава и цветы. Исчезли насекомые, птицы улетели. На хвойных деревьях созрели шишки, которые люди и животные собирают и запасают на зиму. Погода чаще облачная, пасмурная, идет снег, но сразу тает, утренние заморозки. Сформировать у детей представления о том, что замирание жизни растений связано с похолоданием, недостатком тепла, света и влаги. Птицы улетают в теплые края, потому - что дни стали короче, исчезли насекомые, которыми они питаются, замерзли водоёмы, рыбы ушли на зимовку, мигрировали. Питаться птицам стало труднее. Люди и животные собирают ягоды на зиму. Знать об изменениях в жизни животных, связанных с сезонными изменениями. Происходит линька животных и птиц (смена окраски, появляется теплый пух).

Зимой холодно, частые морозы, метели, бураны; ветры дуют сильные ветры  чаще

всего северные, земля покрыта снегом, а водоемы льдом. Часто бывают северные сияния, наступает полярная ночь, так как солнце высоко не поднимается. Зима начинается рано (в конце октября – начале ноября) длится до середины апреля. Деревья и кустарники без листьев, ветки более хрупкие, так как им не хватает тепла, света и влаги. Зимующие птицы приблизились к жилищу человека, так как не могут найти корм для себя в природе. Животные и птицы голодают, поэтому их надо подкармливать. Особенности зимовки куропаток (закапываются в снег, чтобы найти там корм, спрятаться от хищников и холодов).

Весной день удлиняется, становится теплее, тает снег, реки освобождаются ото льда. Весна короткая и начинается поздно (с середины апреля до середины июня). Набухают почки, появляются листья и цветы, травы. Цвет веток деревьев меняется, так как стало больше света, тепла и влаги от таяния снега. Земля оттаивает (ее можно копать). Небо чаще ясное, безоблачное или малооблачное, солнце поднимается выше и греет сильнее. Ветер чаще дует южный, идут дожди и мокрый  снег. Появляются насекомые, птицы прилетают, потому что стало теплее. Появился корм необходимый для животных и птиц, которые в это время  готовятся к появлению потомства, сооружают и обустраивают гнезда, норы, т.д.  У животных в этот период происходит линька (смена окраса и меха на более тонкий, без пуха).

Лето короткое (с середины июня до середины августа) и не жаркое. Жаркая погода стоит не долго (1 – 2 недели). Наступают полярные дни (день длинный, а ночь совсем короткая, на небе часто можно увидеть и солнце, и луну одновременно). Бывают грозы, ветры дуют теплые, южные, не сильные. Растут и цветут растения, созревают ягоды, появляются грибы. Летом животные и птицы выводят потомство, поэтому охота на них запрещена. Летом есть все условия для роста растений (свет, влага, тепло). Из-за нехватки тепла почва до конца не оттаивает. Такая структура почвы называется вечной мерзлотой (оттаивает только верхний слой земли, поэтому корни у растений короткие, расположены в верхнем слое почвы).

Таблицы распределения программного материала

Весь программный материал можно распределить в таблицах, которые отображают объем знаний, необходимых для решения задач по каждому разделу в каждой возрастной группе.

Таблица 1.

Животный мир тундры.

Группа

Животные

Птицы

Рыбы,

земноводные,

пресмыкающие

Насекомые

II

младшая

1. Северный олень

2. Лисица

1. Воробей

2. Сорока        

1. Комары

2. Бабочки

Средняя

1. Белый медведь

2. Черно-бурая лисица

3. Волк

1. Серая ворона

2. Серый гусь

3. Белая сова

4. Тундровой лебедь

1. Осетр

2. Ряпушка

3. Щука

4. Травяная лягушка

1. Мухи

2. Мошки

3. Пауки

Старшая

1. Норка

2. Заяц-беляк

3. Лемминг

4. Песец

5. Рысь обыкновенная        

1. Серый журавль

2. Лебедь-кликун

3. Кулик-воробей

4. Чайка (холей)

5. Гагара белоклювая

6. Куропатка белая

1. Муксун

2. Хариус сибирский

3. Нельма

4. Налим обыкновенный

5. Зимовка рыб, лягушки травяной

1. Шмель

2. Жужелица

3. Комар – долгоножка

4. Бабочки: крапивница и бражник

Подгото-вительная

1. Морж

2. Кит

3. Соболь

4. Ондатра

5. Тюлень        

1. Беркут

2. Орлан – белохвост(орел)

3. Утки: шилохвост, чирок – свистунок

4. Полярная крачка

5. Пуночка

6. Трясогузка

7. Стерх

1. Щёкур

2. Пыжьян

3. Карась золотой

4. Ерш обыкновенный

5. Окунь обыкновенный

6. Язь

7. Миграция и нерест рыб

1. Слепни

2. Бабочки: траурница, медведица, бархатница

        

        


Таблица 2.

Растительный мир тундры.

Возрастная группа

Деревья, кустарники, цветущие растения, травы, мох и лишайники.

Грибы и ягоды.

II младшая группа

1.        Ель сибирская

2.        Тальник

3.        Мох

4.        Одуванчик

1.        Морошка

Средняя группа

1.        Сосна обыкновенная

2.        Береза карликовая

3.        Лишайник (ягель)

4.        Ромашка

1.        Брусника

2.        Голубика

3.        Подберезовик

4.        Мухомор красный

Старшая

группа

1.        Рябина

2.        Кедр сибирский

3.        Лиственница сибирская

4.        Осока

5.        Лютик однолистный

6.        Лишайник

7.        Хвощ

1.        Княженика

2.        Черника

3.        Подосиновик

4.        Волнушка

5.        Сыроежка

Подготовительная

к школе группа

1.        Ольха

2.        Можжевельник

3.        Шиповник

4.        Багульник

5.        Пижма

6.        Иван – чай

7.        Пушица

1.  Клюква

2.        Водяника

3.        Смородина

4.        Малина

5.        Трутовик

6.        Дождевой гриб

7.        Маслята

                                        Таблица 3.

География полуострова Ямал.

Группа

География ЯНАО

Реки, водоемы, озера, море и океан.

Полезные

ископаемые.

Средняя

группа

1. Находить на карте город Салехард

1. Иметь представление о реках( Обь, Полуй), Ледовитом океане.

1. Бурый уголь

2. Песок

3. Гравий

Старшая

группа

1. Географическое обозначение города

2. Уральские горы

3. Границы ЯНАО

1. Местные реки: Полябта, Шайтанка (реки в зоне города)

2. Находить на карте реки (Обь, Полуй), Ледовитый океан и Карское море

  1. Нефть

2. Газ

Подготови-тельная  к школе группа

1. Географические

обозначения городов, рек, озер, Уральские горы

2. Минералы Урала

1. Находить на карте географическое обозначение озер, рек,  Уральских гор.

1. Дациты (строительный камень)

2. Гравий и песок (для строительства)

3. Мрамор и известняк (декоративные и облицовочные камни)

4. Торф (для строительства, химического производства, подсобных хозяйств)

5. Ископаемые останки - бивни мамонтов (коллекционное и поделочное сырье)

Таблица 4.

История города Салехарда.

Возрастная группа

История города Салехарда.

II младшая

группа

Средняя

группа

1. Старое название города (Обдорск) и улицы Республики (Миллионная, Царская, Купеческая)

2. Обелиск в память о героях гражданской войны

Старшая

группа

1. Никольская башня

2. Храм апостолов Петра и Павла

3. Городской сад

4. Детская библиотека (музей)

5. Памятник Т.Д.Сенькину, здание Окружного молодежного центра (бывшая Станция Юных Туристов)

6. Герб города Обдорска

7. Флаг ЯНАО

Подгото-

вительная

к школе

группа

1. Магазин «Парус» – первое каменное здание в городе построенное купцом Корниловым, более 150 лет назад для торговли

2. ЗАО «Обдорский строитель» – дом купца Рочева – Моторова

3. Новое здание Ямальского Полярного Агроэкономического техникума – место Обдорской ярмарки до революции

4. Здание, где находится департамент образования г.Салехарда – здание для партийных учреждений после революции (ОкрСовет в 1950 г.).

5. Детская поликлиника – дом Рочева доверенного лица купца Плотникова (Голев)

6.  Улица Пушкина это окраина  нашего города до революции

7. Я/с №8 «Малышка» (напротив здания старой детской поликлиники) - дом купчихи Августы Бронниковой

8. Памятник «На полярном круге»

9. Год основания Обдорска (1595 г.), Салехарда (1933г.), округа (1929г.)

10. Часовня на старом кладбище (проект Ополовникова А.В.)

                        Таблица 5.

Быт, культура и искусство народов Севера.

Группа

Быт, культура и искусство народов Севера.

II младшая

1.        Литературная сказка И.Г. Истомина, стихотворения О. Аксенова, Ю. Анко,

Ю.Н. Шесталова, В. Кудрявцевой

Средняя

группа

1.        Название этносов Ямала (ханты, ненцы, коми, селькупы)

2.        Жилище северных народов (чум)

3.        Устное народное творчество (загадки, сказки), творчество писателей и поэтов (И.Г. Истомин, П. Салтыков, П. Ламутский, В. Кудрявцева)

4.        Поделки из меха (знакомство с экспонатами музеев и выставок)

Старшая

группа

1.        Одежда народов Крайнего Севера

2.        Национальные виды деятельности (оленеводство, рыболовство, охота)

3.        Орудия труда (аркан, силки, тынзян, гарпун, сети и т.д.)

4.        Элементы танцев северных народов

5.        Резьба по дереву и кости (знакомство с экспонатами музеев и выставок)

6.        Народные поэты и писатели (И.Г. Истомин, Е.Г. Сусой, Ю.Н. Шесталов, П.А. Явтысый, Г. Лазарев, П. Салтыков). Знакомство с их произведениями

Подготови-тельная к

школе

группа

1.        Значение оленеводства для народов Севера (транспорт, пища, одежда, жилище, сырье для шитья, поделки из рогов, пантов)

2.        Средства передвижения коренных народов  (олени, собаки, нарты, лодки, лыжи, упряжки, хорей, т.д.)

3.        Рукоделие народов Крайнего Севера

4.        Обряды, праздники, обычаи народов Севера

5.        Кухня народов Севера (сыроедение мяса, строганины из рыбы)

6.        Песни народов Севера («Тетель – ветель», «Олененок Авка»)

7.        Народные поэты, писатели (Лапцуй Л.В., Ругин Р.П., И.Н. Шесталов, И.Г. Истомин, П. Салтыков, Ю. Вэлла). Знакомство с их произведениями

        

Таблица 6.

Ознакомление детей с литературным словом народов Крайнего Севера.

Пословицы, поговорки, приметы, загадки.

Сказки

Стихи

II младшая

группа

1. «Мышонок и

 олененок» –

И.Г. Истомин

1. «Олень»

Ю. Шесталов

2. «Зайчишка»

В. Кудрявцева

3. «Колыбельная

морошке»

О. Аксенова

4. «Колыбельная»

Ю. Анко

Средняя   группа

Литературные загадки:

• «Четыре брата – старшему брату кланяются. Как вместе сойдутся, – любое дело сделают» – пальцы руки,

• «По речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьет, а взлететь не может» – лодка,

• «Лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пустит» – собака,

• «Она как снег от солнца прячется. А мышки от нее» – сова,

• «Длинноухий модник: летом – в сером кафтане бегает, а зимой – белую шубку надевает» – заяц.

1. «Отчего у зайца уши длинные»

– мансийская сказка

2. «Отчего ворон черный»

– мансийская сказка

3. «Мышка»

 – ненецкая сказка

4. «Зайчик»

 – хантыйская сказка

5. «Черный и белый»

–     И.Г. Истомин

6. «Почему рыбы живут в воде»

 – И.Г. Истомин

1. «Лебеди»  

П. Салтыков

2.«Полярная сова»

 П. Салтыков

3. «Олененок»

П. Ламутский

4. «Лиса»

В. Кудрявцева

Старшая    группа

1.        Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас.

2.        Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведей.

3.        Я услышал стук копыт, значит, по тундре кто-то спешит.

4.        Гагара на воде кричит – дождя накликает.

5.        Много грибов – много белок будет.

6.        Не будь жадным, и не останешься одиноким.

7.        Со злым человеком поведешься – добра не наберешься.

8.        Много ягод на рябине – к теплой зиме.

9.        Не торопи лед, сам уплывет.

10.        Лес наш поилец-кормилец.

11.        Два брата в воду смотрят, никогда не упадут. (Берега реки)

12.        Летом красным сукном одета, на одной ножке стоит. (Морошка)

13.        Сквозь землю прошел, русскую шапку нашел. (Гриб)

14.        Пять братьев одному кланяются.

(Пальцы рук)

15.        Ног нет, рук нет, а в рубашке. (Подушка)

16.        Идет, идет, а следа не видно. (Лодка)

Литературные загадки:

- «В ночь беззвездную до чума кто добраться вам поможет? Кто разыщет путь по ветру, если в тундре бездорожье?» – олень,

- «Олень от них убегает, а они не отстают» - нарты,  

- «Бегут два брата наперегонки, а обогнать друг друга не могут!» – лыжи,

- «Из пуховой одежды мамы для детишек мягкая постелька постелена» – гнездо,

- «Десять черных бусинок на одной веточке висят» - черника,

- «С неба летит, - пляшет. Все, что есть в тундре, - прячет. А в чум попадет, – плачет» - снег,

- «От солнечной ласки побегут, вниз головой повиснут, – плачут и растут» – сосульки

1. «Гордый олень»

– мансийская сказка

2. «Берестяной нос»

 – мансийская сказка

3. «Кукушка» –

ненецкая сказка

4. «Снегирь и

мышонок» –

И.Г. Истомин

5. «Встреча двух

времен года» -

Е.Г. Сусой

6. «Первые

заморозки» –

Е.Г. Сусой

1. «Как собака

стала другом

человека»  

Л. Лапцуй

2. «Мой друг»

Л. Лапцуй

3. «Лиственница»

Г. Лазарев

4. «Птица счастья»

П. Салтыков

5. «Кулик»

Ю. Шесталов

6. «Гагара»

Ю. Шесталов

7. «Чайка»

Ю. Шесталов

8. «Песец»

П. Явтысый

Подготовительная  к школе группа

1.        Слово, что лжет, далеко не уйдет.

2.        Солнце вечером краснеет – день настанет ветреный.

3.        Собаки воют – волки близко.

4.        Не дразни старого человека, а то вырастешь глупым.

5.        Кто хорошо работает и учится, тому на людей смотреть не стыдно.

6.        Сеткой воды не зачерпнешь.

7.        Холодное лето теплее теплой зимы.

8.        Гусь на хвосте снег несет.

9.        На Родине тебе и дерево улыбнется.

10.        В безбрежном море щепка плавает. (Луна)

11.        В одном гнезде 4 яйца, в каждом яйце по семь птенцов. (Месяц, неделя, день)

12.        Невидимо придет, невидимо уйдет. (Сон)

13.        Голова костяная, туловище деревянное, хвост железный. (Хорей)

Литературные загадки:

- «Лес не лес, туча не туча – то по тундре кочует, то на одном месте кружится» - оленье стадо,

- «Волшебник на железе посредине чума сидит – и угостить может, и укусить может» – огонь очага,

- «С молчаливым – оно молчит, с крикуном – кричит, а самого не увидишь» – эхо.

1. «Девочка ростом

 с веретенце» -

сказка народа коми

2. «Кошка и белка»

 – селькупская сказка

3. «Сова и

куропатка» –

И.Г. Истомин

1.«Сказка про луну»

–   Ю. Шесталов

2.«Если солнце,

как брусника…» –

Ю. Шесталов

3. «Авка»

И.Г. Истомин

4. «Пуночка» –

П. Салтыков

5. «Песец» –

П. Салтыков

6. «Пушица» –

П. Салтыков

7. «Иван-чай» –

П. Салтыков

8. «Соболь» –

В. Кудрявцева

9. «Эдейка» -

отрывки из поэмы

Л. Лапцуя

10. «Салехард» –

Р. Ругин

11. «Боль вторая» –

Ю. Вэлла

                                                                                                          Таблица 7.

Экологические знания.

Возрастная группа

Экологические знания.

II младшая группа

 ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ:

•        не рвать цветы;

•        не ломать ветви деревьев;

•        учиться ухаживать, наблюдать за растениями и животными в уголке природы.

Средняя

группа

•        не мусорить в тундре;

•        ходить только по тропе;

•        не шуметь в лесу, тундре;

•        подкармливать птиц.

Старшая

группа

НЕЛЬЗЯ:

•        убивать насекомых;

•        разрушать паутину;

•        разорять птичьи гнезда;

•        рвать грибы, уничтожать ядовитые грибы;

•        брать в руки и уносить домой обитателей тундры;

•        бесконтрольно и  самовольно вырубать деревья и кустарники, рвать цветы.

Подготовительная

к школе

группа

ЗНАТЬ:

•        правила разведения костра;

•         о взаимосвязи между экосистемами;

•        об отрицательном воздействии цивилизации на природу Ямала:

•         о разрушении верхнего слоя земли гусеничным транспортом, строительными, геологоразведочными и буровыми работами;

•        о загрязнении окружающей среды отходами производства и бытовыми отходами;

•        о бесконтрольном вылове рыбы, отлове и отстреле животных и птиц.

        


Список литературы

Художественная литература

1.        Афанасьев Ю.Н. За белой горой. Рассказы и сказки – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999г.

2.        Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ – Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1985г.

3.        Лапцуй Л. Эдейка. – Свердловск: «Средне – уральское книжное издательство», 1978г.

4.        Ненецкий фольклор – составитель Куприянова З.Н.; Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, Ленинградское отделение, 1960г.

5.        Ругин Р.П. Легенды, мифы, сказки народа ханты. – М: «Московский инженерно-информационный центр», 1998г.

6.        Ругин Р. Метель на ладонях. – М: «Современник», 1986г.

7.        Северные россыпи. – составитель Л.С. Лаптева, г. Салехард, 1962г.

8.        Сказки народов Севера. – «Уральское книжное издательство», 1962г.

9.        Туружина П. Сказки о серой мышке. – М: «Вилад», 2000г.

10.        Федорова Л.В. Родная литература. – г. Тюмень, 1995г.

11.        Федорова Л.В. Северные родники. – г. Сыктывкар, 1995г.

12.        Шесталов И.Н. Сначала была сказка. – М: «Детская литература», 1984г.

13.        Явтысый П.А. Взойдет росток души. – Нарьян-Мар, 1996г.

14.        Явтысый П.А. Зов морошковой земли. – М: «Детская литература», 1989г.

15.        Явтысый П.А. След аргиша. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1981г.


 Учебно-методическая литература

1.        Афанасьев Ю.Н. За белой горой. Рассказы и сказки – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999г.

2.        Бармич М.Я. Ебцотако тохолку. Ненецкий язык в картинках – СПб: Отделение издательства «Просвещение», 2000г.

3.        Бармич М.Я., Талеева Е.М. Практикум по лексике ненецкого языка – СПб: Филиал издательства «Просвещение», 2002г.

4.        Географический атлас «Мир  и человек» – Москва, 1988г.

5.        Зеленый дом. – М: «Просвещение», 1998г.

6.        История и культура хантов – под редакцией Н.В. Лукиной, Томск: «Издательство томского университета», 1995г.

7.        Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты – Новосибирск: ВО «Наука», 1992г.

8.        Красная книга ЯНАО: животные, растения, грибы – отв. редактор Л.Н. Добринский, Екатеринбург: «Издательство уральского университета», 1997г.

9.        Лапцуй Л. Где звезды не гаснут– М: «Советский писатель», 1981г.

10.        Лектисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев), Томск: «Издательство Томского Университета», 1998г.

11.        Лучич М.В. Прогулки с детьми в природу, М: «Просвещение», 1969г.

12.        Немысова Е.А., Вишняков Н.П. Методические рекомендации по развитию хантыйской речи для детей старшей группы детского сада (I и II части) – г. Ханты-Мансийск, 1990г.

13.        Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей, 1993г.

14.        Никонов С.П., Тарасенков Г.Н., Черезов И.В. География Тюменской области – Свердловск: «Средне – уральское книжное издательство», 1972г.

15.        Омельчук А.К. Салехард – Свердловск: «Средне-уральское книжное издательство», 1978г.

16.        Окотэтто Е.Н. Ненецкие подвижные игры в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов Ямала – СПб: Филиал издательства «Просвещение», 1998г.

17.        Окотэтто Е.Н. Ненецкий язык в детском саду – СПб: «Просвещение», 1998г.

18.        Окотэтто Е.Н. Программа подготовки детей к школе в условиях кочевья и рыболовецкого стана – Тюмень, 1994г.

19.        Окотэтто Е.Н. Развитие родной речи в младших группах ненецкого детского сада – Тюмень, 1994г.

20.        Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории Ямало-Ненецкого автономного округа – Томск: Издательство Томского Университета, 2001г.

21.        Плешаков А.А. Мир вокруг нас – М: «Просвещение», 1995г.

22.        Плешаков А.А. Природоведение.

23.        Природа Ямала - отв. редактор Л.Н. Добринский, Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995г.

24.        Приходько М.С. Хомаку. Картинный словарь – СПб: «МОСАРАВ», 2000г.

25.        Приходько М.С., Приходько О. Хомани. Картинный словарь – СПб: Издательский дом «Светлячок», 2002г.

26.        Программа воспитания и обучения в детском саду –  отв. редактор М.А. Васильева, М: «Просвещение», 1985г.

27.        Программа по развитию хантыйской речи для детей старшей группы детского сада – г. Ханты-Мансийск, 1990г.

28.        Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса – Томск: Издательство Томского Университета, 2001г.

29.        Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 1994г.

30.        Э.О.М. Экология – М: «Росмэн», 1997 г.

31.        Южаков А.А., Мухачев А.Д. Этническое оленеводство Западной Сибири: ненецкий тип – Новосибирск, 2001г.

 Научно-популярная, научно-монографическая  литература,

научные статьи:

1.        Василенко Б.И. Народная медицина ненцев Ямала – г. Салехард, 1997г.

2.        Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров – Екатеринбург, 1995г.

3.        Доклады и сообщения III научно-практической конференции «Обновление содержания образования в сельских школах Ямала: опыт и перспективы» – г. Салехард, 1997г.:

• Ириков С.И. Проблема сохранения и развития языка тазовских селькупов;

• Кельчина Н.Г. Традиционное трудовое воспитание в семье коми;

• Ного Н.И. Роль музея в образовательном процессе;

• Няруй В.Н. Основы народной педагогики в ненецкой семье;

• Окотэтто Е.Н. Использование этнокультурных традиций народов Ямала в дошкольных образовательных учреждениях;

• Рандымова З.И. Ориентация ханты в пространстве;

• Сязи А.М. Изучение предметов национально-регионального компонента;

• Харючи Г.П. О роли ненецких обрядов в жизни современных ненцев.

4.        Евладов В.П. По тундре Ямала к Белому острову. – Тюмень, 1992г.

5.        Мухачев А.Д. Путешествие в мир оленеводов. – Новосибирск, 2001г.

6.        Ненцы Ямала – информационно- справочные материалы, Тюмень, 1994г.

7.        Окотэтто Е.Н. Национальные традиции в семейном воспитании и возможности их переноса в условия детского сада – конференция института языкознания РАН «Института национальных проблем образования МО РФ», Москва, 1993г.

8.        Сусой Е.Г. Из глубины веков – Тюмень: «Институт проблем освоения Севера» СО РАН, 1994г.

9.        Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре ханты нижнего Приобья. – Томск: Издательство Томского Университета, 2000г.

10.        Хомич Л.В. Ненцы, СПб: Отделение издательства «Просвещение», 1994г.

11.        Хомич Л.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры, СПб: «Русский двор», 1995г.

12.        Хомич Л.В., Ириков С.И., Аюпова Г.Е. Тазовские селькупы. – СПб: Филиал издательства «Просвещение», 2002г.

13.        Ямало-Ненецкий национальный округ (экономико-географическая характеристика). – М: Издательство «Наука», 1965г.

14.        Фотоальбомы:

• Человек и Север;

• Кто на Севере живет?;

• Труд в природе;

           • Знакомьтесь, Ямал!  и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край родной - Ямал"

Интегрированное занятие для детей 6-7 лет с учетом регионального компонента.Проводится в I полугодии учебного года....

Познавательный проект по патриотическому воспитанию «Ямал – мой край родной!»

Проект по этнокультурному  воспитанию дошкольников....

Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"

Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...

Проект «Мой край родной Ямал» ( Профессии Ямала)

Тип проекта: Познавательно -творческийдолгосрочныйУчастники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)Интеграция образовательных област...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию. Тема: «Мой край родной- седой ЯМАЛ

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, художественно&ndash...

Праздничная программа "Мой край родной, таинственный Ямал"

праздничная программа в разновозрастной группе...

Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»

Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота,  без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...