Выступление на окружном практикуме
методическая разработка на тему

Косташ Наталья Николаевна

Данный материал явился вступительным словом старшего воспитателя на окружном пррактикуме "Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_starshego_vospitatelya.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление старшего воспитателя

ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №1858 Косташ Н.Н.

«Развитие познавательной активности дошкольника в процессе детского экспериментирования»

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Большую помощь в этом воспитателям могут помочь опыты – эксперименты, которые развивают умения ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.

По мнению академика Н.Н.Поддъякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру, которая начинается с постановки цели. В нашем случае это развитие у ребенка умения взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира. Главным содержанием является получение информации об объектах, явлениях и предметах. Мотивом являются познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать — научиться — познать». Средства, которые дошкольник использует в этот момент это язык, речь, поисковые действия. Формы деятельности с детьми: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Для того, чтобы эта деятельность осуществилась для детей надо создать условия с постепенным усложнением, а также организация условий для самостоятельной деятельности, использование проблемных ситуаций. Результатом является опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения.

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, на первом этапе своей работы мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной информированностью по данной теме. Воспитатели испытывали затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении центра с соответствующим материалом.

Свою работу мы начали с построения предметно - разивающей среды, подбора литературы по данной проблеме. В методическом кабинете была сформирована картотека литературы, создана библиотека по разделу «Детское экспериментирование». Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности выделено помещение и оборудование для «Детской научной лаборатории», где проводится подгрупповая работа, контрольно-диагностические занятия с детьми. В начале учебного года был объявлен конкурс на лучший центр экспериментирования, который позволил укрепить материально-техническую базу, выявить передовой опыт, развить инициативу и творческий потенциал воспитателя. В результате этого в каждой группе появились практические центры, проблемные ситуации моделируются от имени того сказочного героя, который «живет» в этом уголке.

В течение года были проведены консультации по оформлению уголка экспериментирования, семинары-практикумы по вопросам личностно ориентированного взаимодействия с детьми, построения развивающей среды, перспективного планирования, детского экспериментирования. Обсуждаются конспекты познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования. В прошлом учебном году был проведен педагогический совет на тему «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольника в процессе детского экспериментирования».

Традиционным стало проведение открытых познавательных занятий с элементами экспериментирования для воспитателей дошкольного учреждения, которые способствуют распространению передового педагогического опыта.

Реализацию поставленных задач мы решаем в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Для них были оформлены советы «Какие эксперименты можно провести с детьми дома», после этого они нам представили фото отчет, как у них это получилось, родители активно помогали в оборудовании и пополнении необходимыми материалами центра экспериментирования, проводились консультации.

        В конце учебного года был проведен мониторинг уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, анкетирование воспитателей и родителей.

        Закончить свое выступление я хочу словами В.А.Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Выступление на окружной методической недели по вопросам дошкольного воспитания «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период»

Я хочу представить Вашему вниманию опыт работы по применению элементов песочной игротерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Выступление на окружном Фестивале педагогических идей на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».

Доклад воспитателя по экологическому воспитанию детей с применением проектной технологии...

Выступление на Окружном семинаре 2011 г: "Особенности обучения детей с педагогической запущенностью в условиях образовательного учреждения".

Особенности обучения детей с педагогической запущенностью в условиях образовательного учреждения. ...

Выступление на Окружном семинаре 2012 г: "Методы и приемы коррекционной работы с детьми с нарушениями познавательной деятельности".

Методы и приемы коррекционной работы с детьми с нарушениями познавательной деятельности ...