Формирование основ преемственности в художественно- эстетическом воспитании между дошкольным и начальным образованием
методическая разработка по теме

Статья подготовлена для районной педагогической конференции "Преемственность в развитии творческих способностей детей в дошкольном, основном и дополнительном образовании". раскрывает проблемы и пути преемственности  дошкольного и начального образования в развитии творческих способностей детей  в художественно - эстетической деятельности. Развитие творческих способностей детей не только в организованной образовательной деятельности , но и в кружках дополнительного образования в ДОУ. преемственность этих видов деятельности  при переходе ребенком на новую ступень образования - начальное образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая конференция

Формирование основ преемственности в художественно – эстетическом воспитании между дошкольным и начальным звеном образования

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна была во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические  цели для каждого возрастного периода. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды  относится к числу важнейших приоритетов развития образования России.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного  образования и принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы. ФГТ оградили нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и  с какими знаниями школа должна их получать. На современном этапе (в связи с введением ФГТ), произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка  к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется   сформированной  «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходит желание ребенка учиться, познать что – то новое, опираясь на уже полученные знания. Т.о. важным становится не столько объем знаний ребенка, сколько то, как он может пользоваться этими знаниями.

Наш детский сад является  одним из самых больших детских садов в районе. По типовому проекту был рассчитан  на 300 мест. В настоящее время  в детском саду функционирует 14 групп для детей от 2 до 7 лет, общая наполняемость 350 детей. Педагогический коллектив реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанную  на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой., М,. «Мозаика-Синтез», 2010г., осуществляет дополнительную образовательную деятельность по трем направлениям: физкультурно – спортивное, художественно – эстетическое, социально – педагогическое. В детском саду функционируют 9 платных  кружков дополнительного образования и 1 – бесплатный  православный кружок «Вербочка».  Работа кружков позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить  его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Дополнительное образование осуществляется  с использованием новых подходов, сочетая в себе традиции и современность, универсальное и индивидуальное, и действительно, является фактором повышения качества образовательного процесса, развития творческих способностей.  На сегодняшний день  в ДОУ успешно работают:

  1. Театральный кружок «Маленький актер» для детей 4 -5, 5 – 6, 6- 7 лет;
  2. Изостудия «Волшебная кисточка» для детей 4 -5, 5 – 6, 6- 7 лет;
  3. Кружок хореографии «Ладушки» для детей 4 -5, 5 – 6, 6- 7 лет;
  4. Музыкальный кружок  «Веселый оркестр» для детей 4 -5, 5 – 6, 6- 7 лет;
  5. Кружок художественной гимнастики «Грация» для детей 6 – 7 лет;
  6. Спортивный кружок «Школа мяча» для детей 5 – 6 , 6 – 7 лет;
  7. Кружок предшкольной подготовки «Грамотейка» для детей 6 – 7 лет;
  8. Кружок английского языка «Мэри Поппинс» для детей5 – 6 , 6 – 7 лет;

Таким образом, детский сад обладает необходимым  потенциалом для подготовки  детей к жизни  в быстро меняющемся мире, а без развития творческих способностей  решить эту задачу невозможно.

Детский сад в течение многих лет тесно контактирует  с гимназией №14, а именно в нее поступает 90% воспитанников ДОУ, ребенок может продолжить понравившуюся  ему деятельность и развивать  свои творческие способности к нескончаемому стремлению человека к познанию прекрасного. В гимназии №14  работают 10 кружков  художественно – эстетической и социально – педагогической направленности («Мастерилка» - оригами, квиллинг; «Вязание», «Вышивка лентами», вокальная группа, хореографический кружок, «Галактика» - журналисты и т. д.),  17 спортивных секций, что позволяет каждому учащемуся найти занятие  по своему желанию, интересу, любопытству, свободному выбору.  Таким образом, в области дополнительного образования, как  в детском саду, так и в школе осуществляется преемственность и интеграция  деятельности сотрудников детского сада и школы в том, что сформированные навыки в дошкольном учреждении, становятся тем фундаментом, на который в начальных классах опирается учитель. Интеграция  общего и дополнительного образования детей  становится одним из важнейших условий реализации ФГОС и ФГТ. Исходя  из этого, мы определили содержание работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой, в том числе и в развитии творческих способностей:

  1. Установление единства стремлений  и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  2. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  3. Просвещение родителей;
  4. Оказание психологической помощи по преодолению проблем при поступлении ребенка в школу.
  5. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе

Методическая работа осуществляется через проведение семинаров – практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

Адаптация учащихся 1 – х классов к обучению в школе.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Задачи детского сада и семьи в подготовке ребенка к школе.

         Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в выпускных группах, выступление школьной самодеятельности. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Беседы и встречи бывших  воспитанников детского сада, вызывают у наших ребят желание пойти в школу, интерес, убирает страх,  вселяет уверенность в своих силах. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года. В детском саду работает школа для родителей, будущих первоклассников, где родители получают квалифицированную помощь на родительских собраниях о том, как подготовить ребенка к школе, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.

      Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок был успешным в школе и старается как можно больше «понатаскать»  в плане учебных знаний, т.е. хотят, чтобы при поступлении в школу ребенок бегло читал, оперировал цифрами, вместо развития познавательных процессов и тем более развития творческих способностей. А ведь именно воображение играет  главенствующую роль  в познавательном развитии младшего школьника,  выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

               В нашем ДОУ большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей в изобразительной деятельности, театральной,  музыкально – хореографической. Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. В изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, художественном  конструировании дети  реализуют свои замыслы в экспериментировании с цветом, в придумывании и создании композиции, осваивают различные художественные техники (такие как: оригами, квиллинг, монотипия, кляксография обычная и кляксография с ниточкой, набрызг, тычки жесткой полусухой кистью, рисование пластилином, составление коллажей, оттиск картофелем, свеча +акварель, оттиск смятой бумагой и т. д.). Двигаясь  в этом направлении,  мы убедились в том, что рисование необычными материалами (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, соль, трубочка  и т.д.), и оригинальными изобразительными  техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Работая над данной темой,  мы убедились, что  дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.  Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Не забываем мы использовать в  художественном творчестве региональный колорит Кубани, (знакомство детей с Петриковской росписью, элементами кубанской вышивки), помимо развития изобразительных навыков, он служит средством развития у подрастающего поколения системы знаний о своеобразии родного края. Чтобы заинтересовать дошкольников, образовательная деятельность организуется с помощью игровой мотивации, постановки творческих заданий, использования нетрадиционных форм.

Педагоги создают широкие возможности для творческого самовыражения  на кружках дополнительного образования в музыкальной деятельности – танцах, пении, игре на музыкальных инструментах – создании художественного образа  с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театрализованной деятельности  - с помощью языковых средств. Мимики, пантомимы, интонации, передачи  настроения персонажей.

Таким образом, решить проблему адаптации дошкольников к условиям школьной жизни, возможно лишь в случае реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Поэтому мы должны с помощью художественного, музыкально -  эстетического и театрального творчества влиять на формирование универсальных учебных действий, но не просто учить малышей лепить, рисовать, вырезать и т.д., а осуществлять   сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и аналогии, образно мыслить и объяснять, как они могут  применить полученные знания в жизни. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на уровень развития  ребенка, сформированный в дошкольном детстве.

Заместитель заведующего МДОУ ДСКВ №30 города Ейска муниципального образования Ейский район  Ковтун Ирина Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием

Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС

Преемственность между дошкольным и начальным  образованием в процессе введения ФГОС...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования на современном этапе является одним из условий непрерывного образования ребенка.Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С...

Как может повлиять ФГОС ДО на обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием?

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей  ДОУ, и школы  является четкое понимание  целей, задач и содержания осуществления преемственности.Согласно ФГ...

Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием как эффективная форма инновационной деятельности

laquo;Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда  опирается на определённую стадию  развития, проделанную ребёнком».Л.С. Выготский....

Выступление на Республиканских 56-е Евсевьевские чтения "ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ"

Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сад...