ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГТ.
статья по теме

Кудрявцева Наталия Владимировна

 

*      Данная статья посвящена целесообразности использования информационных технологий в работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГТ.

Сегодня  в нашей стране одним из приоритетов образования является  использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На протяжении многих лет в печати дискутируется проблема разработки и внедрения ИКТ в ДОУ. Такие специалисты в области дошкольного образования как., Комарова Т.С., Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. высказывают свою позицию «за» и «против» в использовании ИКТ в работе с дошкольниками.

Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о зависимости от компьютера, негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей и т. д. Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. И это понятно. Здесь встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, отказ от коммуникативных отношений.

К тому же  при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд и других проблем. К сожалению, при внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений,  осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

Но как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».

Согласно Федеральным Государственным Требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования по обеспечению психолого-педагогического  обеспечения, педагог - психолог участвует во внедрении и адаптации новых программ работы в ДОУ (мультимедийные технологии, ИКТ - технологии). Несомненно, каждый детский сад   должен повышать качества воспитательно - образовательный процесс через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерных технологий при переходе на ФГТ.

Работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.) подтверждают целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми,  начиная с пяти лет. В нашей стране, начиная с 1987 г. ведется работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 г. разрабатываются теоретические основы применения ИКТ в воспитательно - образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников. Педагоги, изучающие использование компьютерных сред (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова), высказывают мнение, что их использование в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

В связи с этим каждый психолог должен продумать и разработать модель психологического сопровождения педагога при внедрении федеральных образовательных требований. При этом к самому педагогу – психологу должны  предъявляться новые требования.

Профессиональная компетентность психолога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности

Надо понимать, что ИКТ это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Здесь подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Основными направлениями использования ИКТ должны подчиняться следующей цели: приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Т. е. ИКТ как средство интерактивного обучения должно позволять стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа Power Point.

В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Существуют и диагностические, и  развивающие, и обучающие игры. Необходимо отдать предпочтение обучающим, развивающим играм. Среди подобных можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик». Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью творческое развитие детей: «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

Но периодическое использование ИКТ и главное дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Наш опыт показывает, что дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости, помогает наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

Важно помнить, что большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Очень важно разрабатывать технологии с включением ИКТ на комплексных занятиях (досугах) по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание). Занятия должны включать в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе ФГТ.

Думается, что грамотное использовании технических средств, правильная организация образовательного процесса компьютерных программ для дошкольников должны широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое   ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и  родители - начинают активнее участвовать в групповых проектах.

В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГТ. Преимущества данных образовательных комплексов в том, что они включают в себя средства для образования, воспитания и развития детей, позволяют эффективно проводить мониторинг усвоения образовательной программы.

Литература:

  1. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
  2. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
  3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
  4.  Калинина Т.В.  Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьей как условие формирования социальной компетентности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель нашего взаимодействия – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду....

Гендерное воспитание в условиях детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается омужествление девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где  – слабый).Причины:...

«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Использование информационно-коммуникативных технологий в условиях ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

К числу современных образовательных технологий относятся информационно- коммуникационные. В требованиях ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в пункте 3...

Консультация для воспитателей по теме : "Использование ИКТ в условиях ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС".

ИКТ в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Поэтому необходимо повышать качество дошкольного образования , внедряя в образовательный процесс эффективные технологии , ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО–КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.

ПРИМЕНЕНИЕ  ИНФОРМАЦИОННО–КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС....