Роль руководителя в организации дошкольного образования
статья по теме

Орлова Наталья Геннадьевна

В сообщении раскрывается опыт работы я управления и развития ДОУ. Сформулирована концепция управленческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_rol_rukovoditelya_v_organizacii_doshkolnogo.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль руководителя в организации дошкольного образования.

     Модернизация системы образования способствовала изменению содержания, усложнению функций, условий деятельности современного дошкольного образовательного учреждения. Что повлекло за собой значительные изменения организационного аспекта управления, усложнилась деятельность руководителя, появилась потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-управленческой деятельности. В связи с этим современный руководитель должен, прежде всего, перестроить своё управленческое сознание в рамках новых ценностей, таких как конкурентоспособность, компетентность, самоорганизация, самоуправление, корпоративная культура, рынок образовательных услуг, социальное партнерство. Изменения содержания дошкольного образования и системы управления определили современные управленческие функции  руководителя и направление деятельности педагогического коллектива, ориентируя на инновационный путь обеспечения качества дошкольного образования, поиск социальных партнёров в создании оптимальных и эффективных условий развития личности дошкольника.

       Педагогический опыт, изучение проблем дошкольного образования и обсуждение перспектив его развития позволили создать в нашем Учреждении концепцию управления и развития ДОУ.

Основные идеи концепции (слайд)

1. Приоритеты ребенка и детства. Исходя из этого образовательное пространство ДОУ, проектируемое как среда развития личности воспитанника.

2. Модернизация управленческой деятельности, связанная с мониторингом состояния образовательной системы ДОУ, проектированием модели образовательной среды, проектированием стратегии и тактики развития ДОУ

  1.  Конкурентоспособность ДОУ на рынке образовательных услуг, за счет эффективной реализации вариативных образовательных программ и технологий, соответствующих запросам детей и родителей;
  2. Развитие корпоративной культуры на основе общих целей, ценностей. Стимулирование мотивации педагогического персонала (материальное, моральное) на инновационные процессы в ДОУ через развитие творчества, создание авторских программ, внедрение инновационных технологий за счет интеграции с социальными партнерами, участие в грантовой и конкурсной деятельности и др.

        Основные идеи концепции определили цель управленческой деятельности: создание образовательного пространства ДОУ, как среды максимально широкого диапазона для развития личности, действующей в соответствии с общественными ценностями и приоритетами, ожиданиями и интересами.

      Четко сформулированная концепция управленческой деятельности определила стратегические направления развития нашего образовательного учреждения:

- научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса и системы управления;

  1. разработка механизма управления качеством дошкольного образования;
  2. интеграция информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс, информатизация системы управления Учреждением;
  3. взаимодействие с социальными партнерами в социокультурном пространстве, с родительской общественностью;
  4. создание условий для профессионального роста сотрудников, разработка методов стимулирования педагогического коллектива к инновационной деятельности;
  5. укрепление и совершенствование материально - технической базы ДОУ, посредством привлечения и рационального использования всех форм финансирования: бюджетных, внебюджетных, спонсорских, в том числе организации платных образовательных услуг;

—модернизация стиля руководства коллективом на основе
компетентностного подхода и корпоративных ценностей (делегирование полномочий).

  1. Качественное научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса и системы управления во многом зависит от тесного взаимодействия с современной наукой. В нашем детском саду с 2011 года разработана и успешно реализуется программа научно-практического сотрудничества с факультетом педагогики, психологии и начального образования Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского под руководством декана факультета Т.А. Морозовой-Дорофеевой (договор – слайд). Также 2011 году получен статус федеральной экспериментальной площадки по проблеме обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС И ФГТ. В конце 2011-2012 учебного года завершился 1 диагностический этап эксперимента. Осенью 2012 года учреждение переходит в формирующий этап, с целью расширения существующих технологических и методических подходов к исследуемой проблеме. Важным результатом  такой работы стали публикации педагогов в сети Интернет. Наш детский сад традиционно продолжает осуществлять тесное сотрудничество с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32». В 2011-2012 учебном году в Учреждении был организован круглый стол для родителей по теме «Дошкольники готовятся стать школьниками» с участием педагогов ДОУ, учителей, педагога-психолога и завуча школы. Педагогические коллективы детского сада и школы проводили совместную социально-педагогическую работу: психолого-педагогическое обследование планирование коррекционной работы с первоклассниками и оказания психолого-педагогической помощи их родителям, взаимопосещения уроков и занятий. Мониторинг качества обучения наших выпускников в начальной школе показывает, что они успешно осваивают образовательную программу. Учителя подчеркивают высокую познавательную активность наших выпускников, способность к самоорганизации, любознательность.
  2. Еще одним стратегическим направлением развития ДОУ является повышения качества воспитательно-образовательного процесса и внедрение инновационного опыта управленческой деятельности. Одной из функций управления качеством образования является контроль обеспечивающий необходимую для управления обратную связь. Контроль качеством образования приобретает характер мониторинга, педагогического аудита, т.е. постоянного отслеживания результатов образования и проверки их соответствия промежуточным и конечным целям. Проводимый анализ результатов мониторинга позволяет администрации ДОУ спланировать работу по повышению квалификации педагогов, оказанию своевременной педагогической помощи, внедрению инновационного педагогического опыта.
  3. В условия применения новых информационных технологий естественным становится выполнение ряда работ по управлению дошкольным образовательным учреждением с помощью компьютера. При этом электронная информационная база нормативного характера составляет базу для выработки оптимальных, тактических, стратегических решений, связанных с регулирование финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов. Так в 2011 году в ДОУ установлена программа _________________. В учреждении за последние 2 года значительно увеличилось количество компьютерной и орг.техники. В настоящее время в ежедневной работе используется 7 компьютеров, 1 ноутбук, мультимедиа проектор, МФУ и др. Для сотрудников нашего детского сада, очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера,  обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий.
  4. Одним из наиболее важных стратегических направлений управленческой тактики, является организация взаимодействия с социальными партнерами. ДОУ заключены договора о сотрудничестве с учреждениями образования, здравоохранения, культуры; разработаны планы и модели взаимодействия, план мероприятий по вовлечению в воспитательно-образовательный процесс детей микрорайона, не посещающих ДОУ, работает система дополнительных образовательных услуг. Так, в соответствии с договором о сотрудничестве с Центром медицинской профилактики в течение 2011-2012 учебного года работал постоянно действующий лекторий, наши воспитанники стали участниками «Всемирного дня здоровья» - 7 апреля. Также на базе ДОУ осуществлялась работа отделения раннего эстетического развития «Детской школы искусств №3», в рамках работы по организации платных дополнительных образовательных услуг. Согласно договору о сотрудничестве с Энгельсским театром оперетты наши воспитанники принимали участие в новогодних театрализованных представлениях. Аналогичная работа запланирована на новый учебный год. Организация новой системы эффективного управления в образовательном учреждении заключается в укреплении связей с родительской общественностью. В детском саду широко используются современные формы работы педагогического просвещения родителей с целью ознакомления их с инновационной деятельностью: презентаций программ и технологий, опросы и анкетирование с целью изучения общественного мнения о работе детского сада, изучение запроса семей на образовательные услуги. Родители имеют возможность, познакомится с деятельностью ДОУ посредством сети Интернет, в которой функционирует сайт учреждения. Подобная управленческая стратегия, укрепляет уверенность родителей в высоком качестве образовательного процесса, что положительно влияет на имидж Учреждения.
  5. Одним из компонентов эффективной системы управления является создание условий для профессионального роста сотрудников, разработка методов стимулирования педагогического коллектива к инновационной деятельности. В нашем Учреждении применяются различные формы стимулирования: повышение профессиональной квалификации, участие в опытно-экспериментальной работе, трансляция передового педагогического опыта, материальное поощрение. Помимо вышеперечисленных методов стимулирования, применяется метод привлечения наиболее активной части сотрудников к управлению ДОУ, что позволяет распределять и делегировать часть функций управления. В связи с этим в процессе работы складывается новая модель управления, которая включает в себя временные и постоянные функциональные группы, состоящие из представителей разных структурных подразделений, в том числе рядовых сотрудников. Временные группы создаются для решения конкретных задач (например, в рамках эксперимента или для планирования определенной работы). Постоянные группы проводят мониторинг и анализ педагогической работы. Такая деятельность привела к следующим результатам: повысился инновационный потенциал педагогического коллектива, возросла активность участия в конкурсных мероприятиях различного уровня.  Информация по участию в конкурсных мероприятиях  за период с 2010 по 2012 г.  представлена на слайде.
  6.  Одним из условий эффективного управления качеством образования является постоянное совершенствование материально-технической базы,  с целью создания комфортных условий не только для детей, но и для сотрудников. Проблема укрепления материально - технической базы ДОУ связана с проблемой привлечения финансовых средств. В нашем детском саду этот вопрос частично удалось решить за счет организации платных образовательных услуг. В 2012-2013 учебном году планируется расширить их количество. Так, за счет доходов полученных от организации платных дополнительных образовательных услуг и поддержке  родительской общественности удалось провести ремонт и замену мебели в  методическом кабинете,  оборудовать компьютеризированные места для работы педагогов, принять меры по усилению безопасности и др.
  7. Инновационная деятельность требует от руководителя новых сформированных качеств. Профессионально-личностные качества руководителя - инноватора – это креативность, способность к управленческому самоанализу. Эти качества можно развивать самостоятельно через разные формы самообразования. Усложнение  и изменение содержания дошкольного образования требует новых подходов к управлению. Директивное управление в режиме жесткого выполнения указаний уходит в прошлое. Изменение функционала предполагает переход от командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, к выработке корпоративного стиля управления, учитывающего личностные способности  и возможности каждого сотрудника коллектива.

Таким образом, грамотно выстроенная система управления позволяет руководителю значительно повысить качество воспитательно-образовательного процесса, профессиональную компетентность педагогов, способствует эффективному взаимодействию с социальными партнерами и обеспечивает конкурентоспособность ДОУ на рынке образовательных услуг. Переход к инновационной работе возможен лишь при условии создания соответствующей прогрессивной модели управления. При этом необходимы особые управленческие действия руководителя по подготовке коллектива к работе в режиме становления, формирования и развития инновационной культуры. В заключении хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании, в системе управления Учреждением не просто дань моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль руководителя в организации дошкольного образования

Презентация к сообщению по теме раскрывает цели и задачи управленческой деятельности и стратегические направления развития ДОУ....

Вариативные формы организации дошкольного образования

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.Очередная насущная з...

Роль художественной литературы в дошкольном образовании

На современном этапе развития общества речь все чаще вы­полняет деловую и информативную функции, что ведет к потере индивидуальности речи, утрате ее эмоциональности. Поэтому проблема развития образнос...

Роль руководителя в организации взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО

Значимость роли родителей в воспитании ребенка всегда была велика. Ребенок рождается, растет и развивается в первую очередь в семье, в первой ступени социума. В Законе РФ «Об образовании» закреплено п...

Роль руководителя в организации дошкольного образования.

Модернизация системы образования способствовала изменению содержания, усложнению функций, условий деятельности современного дошкольного образовательного учреждения....

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...