Развитие мануальных навыков у детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Гурова Наталия Евгеньевна

Методические рекомендации воспитателям и родителям по работе с детьми над развитием мелкой моторики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.odt24.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида №50 «Теремок» г. Тамбова

Воспитатель: Андреева Н.Е.

Развитие мануальных навыков у детей дошкольного возраста

«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев».

М.Монтессори

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение.

Это утверждают и доказывают на основе многочисленных экспериментов известные педагоги.

  Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи  и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук-один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе.

  В определенном смысле подготовку к школе можно начинать с младенчества.

И пальчиковые игры для этого незаменимы: есть много шансов, что ребенок научится связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников.

  Пальчиковые игры-это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику. Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память.

  Пальчиковые  игры можно условно разделить на три группы:

а) игры без предметов;

б) игры с предметами;

в) игры с использованием атрибутики.

  Пальчиковые игры без предметов обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук, например:

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаются пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать,  (сжимаются и разжимаются кулаки)

Листья березы, листья рябины, листья тополя, листья осины, листья дуба мы соберем, (загибаются пальцы, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем. (шагают по столу средним и указательным пальцами)

  Для разнообразий занятий следует использовать различные предметы, например, колпачки. Для выполнения упражнения каждому ребенку понадобятся колпачки, которые можно сделать из бумаги или срезать кончики со старых детских перчаток. Дети выполняют действия по ходу рассказа: «Жили-были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки. Утром вставали и сразу колпачки надевали. Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки». (Дети снимают каждый колпачок при помощи других пальцев этой же руки. Пальцы другой руки не помогают.)

  Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. В качестве атрибутов можно использовать перчатки, где на каждом пальце вышиваются(приклеиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т.д.).

   Интересны детям будут и такие дидактические игры, как, например:

-»Помоги Золушке разложить семена»(сортировка круп, макарон, крупных семян). Для этого смешивают все семена, а ребенок раскладывает их по отдельным ячейкам.

-»Завяжи узелок». Для этого понадобятся деревянная рамка, шнуры разной толщины, длины. Ребенку предлагают завязывать разные узлы по примеру и по желанию.

-»Поймай колобок из воды». Для этого понадобятся сосуд с водой, разливная ложка, игрушечные колобки. Ребенку нужно выловить колобок разливной ложкой, слить с нее воду и положить колобок на поднос без воды.

-Игры с прищепками. Для этого понадобятся прищепки разных цветов, величины, контуры солнышка, тучки, звезды, ежика, круги разных цветов. Ребенку надо сделать лучик солнышку, дождик из тучки, украсить звезду, составить цветок, сделать ежику иголки.

-»Волшебные спички» (составление картинок по образцу, по памяти, произвольно).

    Развитию мелкой моторики способствует разнообразная предметная деятельность:

  1. застёгивание и растёгивание пуговиц;
  2. шнурование ботинок;
  3. игры с мозаикой;
  4. игры с конструкторами;
  5. складывание разрезных картинок;
  6. рисование по шаблону, штриховка, раскрашивание;
  7. ниткопись(выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения).

Занимаясь с детьми, важно помнить, что игры с пальчиками должны быть веселыми, интересными и доставлять ребенку удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи»

В статье описываютя проблемы овладения навыками письма у детей в первом классе....

Статья "Развитие конструктивных навыков у детей дошкольного возраста"

В данной статье конструирование, рассматривается как основная  деятельность детей дошкольного возраста. Дается краткая харктеристика развития конструирования по каждому возрасту. Развитие мелкой ...

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....

"Профессиональная компетентность педагогов, как один из способов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста".

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выс...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...