Педсовет «Создание условий для обеспечения качественного личностно-ориентированного образования всех субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством изучения и внедрения здоровьесберегающих технологий»
методическая разработка по теме

Педсовет посвящен здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Используя разнообразные формы работы с педагогами: вопросы, заполнение карт, дискуссию, работу в проблемных группах и рефлексию решаются следующие задачи.

  1. Конкретизация в представлении педагогов понятий: “технология”, “здоровьесберегающие технологии”, “здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании”.
  2. Знакомство с технологией  «Оздоровление дошкольников разных конституциональных типов методами психокинезотерапии».
  3. Классификация форм воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в области здоровьесберегающих технологий по доминирующим целям и решаемым задачам.

Наиболее эффективными методами являются интерактивный метод "Картинная галерея", упражнение "Автобусная остановка", упражнение "Дерево", упражнение "Шесть шляп мышления".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет

 «Создание условий для обеспечения   качественного личностно-ориентированного образования всех субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством изучения и внедрения  здоровьесберегающих технологий»

Цель: Выявление проблем и перспектив использования здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Конкретизация в представлении педагогов понятий: “технология”, “здоровьесберегающие технологии”, “здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании”.
  2. Знакомство с технологией  «Оздоровление дошкольников разных конституциональных типов методами психокинезотерапии».
  3. Классификация форм воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в области здоровьесберегающих технологий по доминирующим целям и решаемым задачам.

План:

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета – заведующий.
  2. Состояние деятельности по данному вопросу в ДОУ – старший воспитатель.
  3. Актуализация  изучаемой проблемы – заведующий.
  4. Классификация здоровьесберегающих технологий.  Принципы здоровьесбережения. – старший воспитатель.
  5. Оздоровление дошкольников разных конституциональных типов методами психокинезотерапии – инструктор по физической культуре Васильева Л.И.
  6. Инновационные компоненты здоровьесбережения предметно-развивающей среды – Дюкарева Л.Ю.
  7. Базовая модель системной комплексной работы по здоровьесбережению  в образовательных учреждениях – старший воспитатель.
  8. Отчет о самообразовании на педсовете: Дюкарева Л.Ю.
  9. Выработка решения педсовета

Ход педсовета:

  1. Разогрев: Упражнение «Ассоциации». Педагоги получают инструкцию: «Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: здоровье...»
  2. Вступление в тему: Актуализация  изучаемой проблемы – заведующая. Заведующий. Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий. Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Так, К.В.Дубов (2002) определяет их как “полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения”. А.Н.Акимова (2002) включает в это понятие своевременное проведение прививок и профилактику “школьных заболеваний”. Как вы видите, существуют различные мнения ученых по данному вопросу.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологии, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!

Система медико-психолого-педагогического сопровождения применяется во многих инновационных ДОУ как основной способ своевременной диагностики и коррекции нарушений психического здоровья детей.  Дошкольники большую часть времени проводят в учреждениях и режим их жизни, в значительной степени обусловлен детским садом. Это заставляет сконцентрировать внимание медицинских и педагогических работников на вопросах организации медицинской помощи, профилактике заболеваний и охране здоровья детей в самих образовательных учреждениях.

Необходимо отметить, что системно и комплексно ведут работу лишь около 20% ДОУ. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья педагога и ребенка.

  1. Выступление на тему: Классификация здоровьесберегающих технологий.  Принципы здоровьесбережения - старший воспитатель.

Старший воспитатель: Прежде чем мы начнем говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”.

ВОПРОСЫ:

-Что такое “технология”?

- Какие составные части входят в понятие “технология”?

Ответы педагогов:

- В технологию входят различные формы и методы, которые мы используем в своей работе.

- Технология-это некая совокупность приемов работы педагога

- Технология – это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.

- Результаты работы по технологии можно отследить, провести диагностику.

-Старший воспитатель: Ваши ответы верны. Необходимо объединить их в определение. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.- канд.пед.наук)

Технология- это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

ВОПРОС: Что такое здоровьесберегающие технологии?\

Ответы педагогов:

- Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.

- Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.

- Старший воспитатель: Здоровьесберегающие образовательные технологии –

  1. системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
  2. качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
  3. технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

ВОПРОС: Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?

Ответы педагогов: Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

- Старший воспитатель: Верно. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

ВОПРОС: Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?

Ответы педагогов.

- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня

- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе

- педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.

  1. РАБОТА В МИКРОГРУППАХ: Интерактивный метод — игра «Картинная галерея»

Цель: побуждать педагогов к активному участию в педагогическом процессе и обмену опытом, решая совместно проблемы детского сада; формировать творческое мышление педагогов.

Участники: все педагоги детского сада.

Задание — представить здоровьесберегающую технологию воспитательно-образовательного процесса. «Художники» работают на мольбертах, представляя свою технологию на отдельной картине (можно стихами, словами  и т.д.)

- Старший воспитатель: Вы, верно, перечисляете технологии, которые проводятся в детском саду. Необходимо классифицировать их различные виды.

  1. ВЫСТУПЛЕНИЕ: Классификация здоровьесберегающих технологий.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду (старший воспитатель).

Так, специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым (Н.К. Смирнов, 2006).  

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К данному виду технологий относится совместная деятельность педагога и медицинских работников. Также к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет учреждения организует проведение прививок детям, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению детей  и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья дошкольников,  организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры, в работе кружков, на оздоровительных мероприятиях, развлечениях и праздниках.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В детском саду это - и обустройство территории, и зеленые растения в группе, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность  педагогов по этим вопросам обеспечивается  – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в учреждении отвечает ее заведующий.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой педагога  на занятии, воздействием, которое он оказывает все время занятия на детей. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов воспитательно-образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, все чаще включаемые в воспитательный процесс учреждения:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья детей, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только детей, но и их родителей, а также педагогов;

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

  1. РАБОТА В МИКРОГРУППАХ: Упражнение «Автобусная остановка». Задача каждой микрогруппы на «остановке» в течение 2-х минут наработать «+» и «-» по каждой здоровьесберегающей технологии. Остановки называются «Медико-гигиенические технологии», «Физкультурно-оздоровительные технологии», «Экологические здоровьесберегающие технологии», «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности», «3доровьесберегающие образовательные технологии». Группы будут перемещаться от остановки к остановке по звуковому сигналу. Если мнение предыдущей микрогруппы и ваше мнение совпадают, необходимо отметить эту характеристику звездочкой (*) и что-то добавить свое. Задание понятно? Тогда, начинаем. (Звучит колокольчик).

Давайте посмотрим, что получилось на каждой остановке. Для этого каждая микрогруппа представляет плюсы и минусы одной из технологии. «+» и «-» есть у любой технологии;

  1. выбор технологии диктуется условиями и обстоятельствами (тема, время и т.д.);
  2. психологический аспект (это может быть ситуацией успеха для слабого ребенка, для аутсайдера и …)

Выступление: Принципы здоровьесбережения.

  1. Принцип – не нанеси вреда. Одинаково первостепенен для медиков, педагогов, родителей.
  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье детей и педагогов. Предполагает, что все происходящее в ДОУ – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, проведение учебных мероприятий - занятий, организация воспитательного процесса – должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье детей и педагогов.
  3. Принцип триединого представления о здоровье. Это неразрывное единство здоровья физического, психологического и духовно-нравственного. Так как нельзя всю ответственность за здоровье детей возложить только на врача и учителя физической культуры.
  4. Принцип непрерывности и преемственности. Определяет необходимость  проводить здоровьесберегающую работу в образовательных учреждениях не от случая к случаю, а каждый день, на каждом занятии. Причем обязателен учет того, что уже было сделано ранее.
  5. Принцип субъект – субъектного взаимоотношения с детьми.
  6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям детей.
  7. Принцип медико – психологической компетентности педагога.
  8. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
  9. Принцип позитивных воздействий.
  10. Приоритет активных методов обучения.
  11. Принцип формирования ответственности детей за свое здоровье.

На основе вышесказанного осуществим экспертной оценки принципов  здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

  1. РАБОТА В МИКРОГРУППАХ: «Дерево». Каждая микрогруппа получает по 8 листочков с принципами. Группе необходимо в течение 2 минут  нужно отметить красным маркером написать те принципы, которые, как вам кажется, нарушаются в дошкольном учреждении; синим - те, которые соблюдаются, вы ими постоянно пользуетесь. На доске перед вами два импровизированных дерева, на одном из которых написано «Соблюдаются, постоянно используются», а на другом «Нарушаются, используются очень редко». Вам необходимо к каждому из них прикрепить свои листочки.

  1. ВЫСТУПЛЕНИЕ: Оздоровление дошкольников разных конституциональных типов методами психокинезотерапии – инструктор по физической культуре Васильева Л.И.

  1. ВЫСТУПЛЕНИЕ: Инновационные компоненты здоровьесбережения предметно-развивающей среды – воспитатель Дюкарева Л.Ю.

  1. РАБОТА В МИКРОГРУППАХ: Оценить  блоки по схеме по параметрам: низкий уровень, средний, высокий. 

Базовая модель системной комплексной работы по здоровьесбережению  в образовательных учреждениях (соответственно и базовая модель мониторинга) состоит из следующих блоков:

I блок — здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения.
Блок включает:

  1. состояние и содержание здания и помещений детского сада  в соответствии с гигиеническими нормативами;
  2. оснащенность кабинетов физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
  3. наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
  4. наличие и необходимое оснащение  столовой;
  5. организация качественного питания;
  6. необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с  детьми  (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока должны быть возложены на администрацию школы.

II блок — рациональная организация учебного процесса.

Блок включает:

  1. соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной деятельности  на всех этапах обучения;
  2. использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям детей  (использование методик, прошедших апробацию);
  3. введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
  4. строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);
  5. рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
  6. индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам. Реализация этого блока создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повысит эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление.

III блок — организация физкультурно-оздоровительной работы.
Блок включает:

  1. полноценную и эффективную работу с детьми всех групп здоровья (на занятиях физкультуры, в секциях и т.п.);
  2. организацию занятия по ЛФК;
  3. организацию часа активных движений (динамической паузы) между занятиями;
  4. организацию динамических перемен, физкультурных пауз на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  5. регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.).

IV блок — просветительско-воспитательная работа с детьми, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Блок включает:

  1. включение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Подобные образовательные программы должны носить модульный характер, либо включаться в учебный процесс в качестве регионального  компонента;
  2. беседы, занятия по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  3. проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.;

V блок — организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья. 
Блок включает:

  1. лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.;
  2. приобретение необходимой научно-методической литературы;
  3. привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

VI блок — профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.
Блок включает:

  1. использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);
  2. регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья детей, доступность сведений для каждого педагога;регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями; введение карты здоровья группы, что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры;
  3. создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям.

В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.

  1.  ОБСУЖДЕНИЕ НЕДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ: вопросы по ее рефлексии.
  1. Что вы чувствовали, когда готовились к Неделе здоровья и почему?
  2. Что произвело на вас наибольшее впечатление?
  3. Что вам помогало в процессе подготовке к мероприятиям, а что мешало?
  4. Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе дней здоровья?
  5. Чем вы руководствовались в процессе выбора мероприятий?
  6. Учитывалось ли при планировании  мнение родителей, и каким образом?
  7. Если бы вы участвовали в этом  еще раз, чтобы вы изменили в модели своего планирования?

  1. Отчет о самообразовании на педсовете: Дюкарева Л.Ю.

  1. Выработка решения педагогического совета.

  1. РЕФЛЕКСИЯ ПЕДСОВЕТА:  Упражнение «Шесть шляп мышления» Наш  педсовет подходит к концу. Как и на любом занятии – педагог должен подвести ребят к итогу. А итог мы будем подводить с помощью упражнения «Шесть шляп мышления».  Для этого каждая микрогруппа выбирает себе 2 шляпы и инструкцию к ним. Вам необходимо, используя характеристику выбранной шляпы, подвести итог педсовета:
  1. «белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции;
  2. «желтая шляпа» называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом педсовете;
  3. «черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что на педсовете не понравилось или,  что принять нельзя;
  4. «красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе педсовета;
  5. «зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества - где и как еще можно использовать полученный опыт;
  6. «синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем.

На обсуждение каждой микрогруппе дается 2 минуты. Задание понятно? Тогда – начинаем работу. А теперь каждая «шляпа» представляет свой итог в той последовательности, которую мы озвучили. (Материал: Цветные карточки со шляпами или цветные шляпы (красная, белая, синяя, черная, зеленая, желтая из бумаги).

  1. МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: И закончить наш педсовет хочется одной притчей о Хадже Насреддине. Пришел однажды Хаджа в свой приход и обратился к прихожанам: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Нет», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать»,- сказал Хаджа и ушел. На следующий день Хаджа снова пришел в приход и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Знаем», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», - сказал Хаджа и снова ушел. На третий день пришел Хаджа и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» И ответили прихожане: «Часть людей знает, а часть - нет». «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто не знает», - и ушел.

Право выбора в выборе технологий здоровьесберегающей деятельности всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт.  Дерзайте, творите! Успехов вам! Спасибо за работу!

\

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Словарь терминов по здоровьесберегающим технологиям

(по Деркунской В.А.)

Технология- это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным-педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)- 1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; 3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым- содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

КАРТА: Анализ здоровьесберегающей среды в ДОУ

БЛОКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ

Оценка 1- низкий, 2 –средний, 3 -высокий

1

2

3

II блок — рациональная организация учебного процесса.
Блок включает:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной деятельности  на всех этапах обучения;
• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям детей  (использование методик, прошедших апробацию);
• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
• рациональная и соответствующая требованиям организация занятий физической культуры и активно-двигательного характера;
• индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам.

III блок — организация физкультурно-оздоровительной работы.
Блок включает:
• полноценную и эффективную работу с детьми всех групп здоровья (на занятиях физкультуры и т.п.);
• организацию занятия по ЛФК;
• организацию динамической паузы между занятиями;
•физкультурных пауз на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
•регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.).

IV блок — просветительско-воспитательная работа с детьми, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Блок включает:
• включение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Подобные образовательные программы должны носить модульный характер, либо включаться в учебный процесс в качестве регионального  компонента;
• беседы, занятия по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
• проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.;

V блок — организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья.
Блок включает:
• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.;
• приобретение необходимой научно-методической литературы;
• привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

КАРТА: Анализ здоровьесберегающих технологий, применяемых в ДОУ

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К данному виду технологий относится совместная деятельность педагога и медицинских работников. Также к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет учреждения организует проведение прививок детям, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению детей  и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья дошкольников,  организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

+

-

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры, в работе кружков, на оздоровительных мероприятиях, развлечениях и праздниках.

+

-

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В детском саду это - и обустройство территории, и зеленые растения в группе, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

+

-

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность  педагогов по этим вопросам обеспечивается  – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в учреждении отвечает ее заведующий.

+

-

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

  1. организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
  2. психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой педагога  на занятии, воздействием, которое он оказывает все время занятия на детей. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов воспитательно-образовательного процесса;
  3. учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также просвещение их родителей.

+

-

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

ПАМЯТКА: Экспертная оценка принципов  здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

  1. Принцип – не нанеси вреда. Одинаково первостепенен для медиков, педагогов, родителей.

  1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье детей и педагогов. Предполагает, что все происходящее в ДОУ – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, проведение учебных мероприятий - занятий, организация воспитательного процесса – должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье детей и педагогов.

  1. Принцип триединого представления о здоровье.  Это неразрывное единство здоровья физического, психологического и духовно-нравственного. Так как нельзя всю ответственность за здоровье детей возложить только на врача и учителя физической культуры.

  1. Принцип непрерывности и преемственности. Определяет необходимость  проводить здоровьесберегающую работу в образовательных учреждениях не от случая к случаю, а каждый день, на каждом занятии. Причем обязателен учет того, что уже было сделано ранее.

  1. Принцип субъект – субъектного взаимоотношения с детьми.

  1. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям детей.

  1. Принцип медико-психологической компетентности педагога.

  1. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.

  1. Принцип позитивных воздействий.

  1. Приоритет активных методов обучения.

  1. Принцип формирования ответственности детей за свое здоровье.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

ПАМЯТКА Рефлексия  «Шесть шляп мышления»

Инструкция к выбранной шляпе, для подведения итогов педсовета:

  1. «белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции;
  2. «желтая шляпа» называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом педсовете;
  3. «черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что на педсовете не понравилось или,  что принять нельзя;
  4. «красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе педсовета;
  5. «зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества - где и как еще можно использовать полученный опыт;
  6. «синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем.

Инструкция к выбранной шляпе, для подведения итогов педсовета:

  1. «белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции;
  2. «желтая шляпа» называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом педсовете;
  3. «черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что на педсовете не понравилось или,  что принять нельзя;
  4. «красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе педсовета;
  5. «зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества - где и как еще можно использовать полученный опыт;
  6. «синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Лист проблем педсовета

Ф.И.О. педагога_______________________________________________________________

Проблемы изучаемые на педсовета

Оценка: 0 – не знаю, 1 – знаю слабо, 2- знаю средне, 3 – знаю хорошо 4 –постоянно использую на практике

До педсовета

После педсовета

1. Классификация здоровьесберегающих технологий.  

2. Принципы здоровьесбережения.

3. Оздоровление дошкольников разных конституциональных типов методами психокинезотерапии.

4. Инновационные компоненты здоровьесбережения предметно-развивающей среды

Лист проблем педсовета:

Всего анкет:____28 штук

Проблемы изучаемые на педсовета

Оценка: 0 – не знаю, 1 – знаю слабо, 2- знаю средне, 3 – знаю хорошо 4 –постоянно использую на практике

До педсовета

После педсовета

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

1. Классификация здоровьесберегающих технологий.  

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ -20

71,4%

\\\\\\- 6


21,4%

\\ - 2


7,14%

\\\\\\\\\\\\\\\\\-17


60,6%

\\\\\\\\\\\-11


39,2%

2. Принципы здоровьесбережения.

\\\\\\\\\\\\\\15


53,5%

\\\\\\\\\ -9


32,1%

\\\\- 4


14,2%

\\\\\\\\\\\\\-13


46,4%

\\\\\\\\\\\\\\\-15


53,5%

3. Оздоровление дошкольников разных конституциональных типов методами психокинезотерапии.

\\\\ -4


14,2%

\\\\\\\\\\\\\\\\\\- 18


64,2%

\\\\\\-6


21,4%

\\\\\\\\\\\\\\\\\\-19


67,8%

\\\\\\\\\\-9


32,1%

4. Инновационные компоненты здоровьесбережения предметно-развивающей среды

\-1


3,57%

\\\\\\\\\\\\\\\-16


57,2%

\\\\\\\\\-9


32,1%

\\-2


7,14%

\\\\\\\\\\\\\\\-15


53,5%

\\\\\\\\\\\\\\-13


46,4%



Предварительный просмотр:

Педагогическая экспертиза здоровьесберегающей деятельности в рамках подготовки и проведения педагогического совета по теме «Создание условий для обеспечения качественного личностно-ориентированного образования всех субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством изучения и внедрения  здоровьесберегающих технологий»

Наименование группы №__________________________Возрастная группа______________

Наименование мероприятия________________________________________________________________________

Цель: Обеспечение качественного личностно-ориентированного образования дошкольников посредством  внедрения  здоровьесберегающих технологий.

Дата просмотра_______________________

Основные разделы, оцениваемые при просмотре и их критерии

Оценка в баллах:

1- низкий

2- средний

3 - высокий

1. Индивидуальный подход к дошкольникам:

-учет индивидуальных особенностей,

-подбор материала с учетом интеллектуальных способностей,

-активизация деятельности неуспевающих детей.


1  2  3

1  2  3

1  2  3

2. Мотивационная сфера:

- поощрения, награды, сюрпризы, подарки,

- похвала, положительная оценка,

- учет ведущего вида деятельности – игры,

- использование наглядности,

- разнообразие заданий,

- использование технических средств обучения.


1  2  3

1  2  3

1  2  3

1  2  3

1  2  3

1  2  3

3. Эмоциональное благополучие:

-установление эмоционального контакта с детьми,

-эмоциональный настрой на деятельность,

- устранение негативных проявлений дошкольников,

- учет эмоциональных состояний дошкольников.


1  2  3

1  2  3

1  2  3

1  2  3

4. Учет физиологических особенностей и гигиенических требований:

- проверка правильности посадки,

- смена деятельности,

-учет времени выполнения упражнений,

-санитарное состояние помещения,

- соответствие  одежды детей температурному режиму, деятельности,

-рациональность размещения используемого оборудования,

- соблюдение инструкции по охране жизни и здоровья при проведении деятельности.


1  2  3

1  2  3

1  2  3

1  2  3

1  2  3

1  2  3

1  2  3

5. Рациональность и эффективность здоровьесберегающих мероприятий:

- наличие и выполнение требований к проведению дыхательной гимнастики,

- наличие и выполнение требований к проведению физкультминуток,

- наличие и выполнение требований к проведению гимнастики по зрению,

- наличие и выполнение требований к проведению пальчиковой гимнастики,

- наличие и выполнение требований к проведению кинезеологических упражнений (например кулак-ребро-ладонь, упражнения обеими руками)

- наличие и выполнение требований к проведению самомассажа,

- использование и выполнение требований к проведению других мероприятий (назвать какие используются)________________________________________________________


1  2  3

1  2  3

1  2  3

1  2  3

1  2  3

1  2  3

1  2  3


Ф.И.О. проверяющего_________________________________________________________Подпись______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: «Создание условий для обеспечения качественного личностного-ориентированнного всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по средствам изучения и внедрения здоровьесберегающих технологий»

Презентация для педсоветаТема: «Создание условий для обеспечения качественного личностного-ориентированнного всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по средствам изучения и внедре...

Формирование семейной принадлежности в культурно - досуговой деятельности по модели взаимодействия субъектов воспитательно -образовательного пространства

Формирование семейной принадлежности в культурно - досуговой деятельности по модели взаимодействия субъектов воспитательно -образовательного пространства...

«Социокультурное развитие всех участников воспитательно-образовательного процесса в рамках образовательного пространства дошкольного учреждения».

«Культурное воспитание начинается оченьрано, когда ребенку очень далеко дограмотности, когда он только научилсяхорошо видеть, слышать и кое-чтоговорить».А. С. Макаренко...

Адаптация образовательной программы как условие обеспечения качественного доступа к образованию ребенка с ОВЗ

В соответствии с приказом от 09.09.2013 №225 "Об исполнении резолюции городского августовского педагогического совещания работников системы образования г.Нижневартовска" представляла опыт работы в рам...

Методическая разработка по теме: «Реализация этапов работы, направленных на здоровьесбережение всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-родители-педагоги), через эмоционально-двигательный контакт»

Активизация эмоционально-двигательной активности всех участников воспиательно-образовательного процесса с целью здоровьесбережения и установления партнёрских взаимоотношений....

Презентация "Личностно-ориентированная модель образования и воспитания."

Согласно ФГОС ДО,  «образовательный процесс в ДОУ  должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности реб...