Внедрение метода портфолио в образовательный процесс ДОУ
статья на тему

Касаткина Лариса Николаевна

Данный материал поможет педагогу грамотно  оформить свой труд по самообразованию и создать профессиональное портфолио своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad._portfolio.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение метода портфолио в образовательный процесс ДОУ.

                                                                                                              подготовила

                                                                                                          Касаткина  Л.Н.

           Профессиональная компетентность – интегральная профессионально- личностная характеристика педагога, определяющая его готовность, способность выполнять профессионально – педагогические функции в соответствии  с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которая проявляется в стремлении к росту, самосовершенствованию, в поиске новых идей и новых подходов к организации педагогической деятельности.

            Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – длительный процесс, целью которого является формирование « мастера своего дела». Современному воспитателю необходимо быть компетентным, творчески активным, конкурентоспособным, уметь представлять себя в условиях дошкольного учреждения. Поможет в этом подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста, т.е.портфолио.

             Портфолио педагога – способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений специалиста за определенный период времени. Этот метод позволяет педагогу самостоятельно проанализировать удовлетворительные и не очень результаты профессиональной деятельности, с тем чтобы сделать определенные выводы о дальнейшем продвижении в профессии.

            По форме портфолио представляет собой папку, содержащую многообразную информацию о профессиональных достижениях.

             Конечную цель портфолио многие педагоги видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, приложенным усилиям, материализованным продуктам воспитательно – образовательной деятельности педагога.

             Основные цели создания папки достижений – оценивание работы педагога по теме самообразования, отслеживание творческого и профессионального роста, формирование навыков рефлексии ( самооценки).

              Портфолио позволяет учитывать все достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Оно также помогает решать важные задачи:

1.поддерживать высокий уровень мотивации педагога;

2.поощрять активность и самостоятельность;

3.расширять возможности обучения и самообучения;

4.развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности…

                Благодаря этим особенностям портфолио – перспективная форма представления индивидуальной направленности достижений конкретного педагога. Оно может стать эффективным инструментом, контролирующим сомооценочную деятельность в межаттестационный период.

                  Регулярное заполнение портфолио поможет систематизировать и проанализировать работу, будет хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления, поможет эксперту зафиксировать динамику профессионального развития педагога в период между аттестациями и составить объективные суждения о его профессиональной деятельности. Портфолио педагога может служить также основанием для участия в различных конкурсах, распределения стимулирующей части оплаты труда при переходе на новую систему.

                   Существует множество вариантов систематизации материалов в папке достижений. Стандартное портфолио представлено следующими разделами:

  1. « Визитная карточка педагога». Помимо личной информации воспитатель указывает педагогический стаж, стаж работы в данном дошкольном учреждении, категорию и разряд, а также сопровождает информацию личной фотографией.
  2. «Документы» В специальную таблицу заносятся данные об образовании, окончании курсов повышения квалификации, прохождении аттестации.
  3. « Методическая деятельность педагога» фиксируется деятельность, направленная на изучение вопросов воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста, ознакомление с передовым педагогическим опытом, представление опыта работы и обобщение его в различных формах. Также отмечается участие педагога в профессиональных конкурсах, инновационной деятельности, наличие публикаций.
  4. « Творческие работы педагога» Он является своеобразным информационным банком, который содержит конспекты занятий, сценарии праздничных мероприятий, консультации с родителями, анкеты, фотографии детских работ и др. Создание такого «банка» во многом способствует повышению интеллектуального потенциала, а также стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности.
  5. « Достижения воспитанников». Этот раздел должен отразить не только количественные показатели успешности детей, но и деятельность педагога по повышению этих показателей. Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения во многом зависит от его аналитических умений, т.е. способностей наблюдать, диагностировать уровень развития, воспитания и степени обученности каждого ребенка, анализировать конкретные педагогические ситуации, оценивать их и учитывать при организации педагогического воздействия.
  6. Умение создать комфортную, благоприятную окружающую развивающую среду для ребенка оценивается в разделе « Предметно – развивающая среда»
  7. « Отзывы о педагоге» - один из объективных показателей деятельности работников ДОУ. Здесь могут быть представлены отзывы администрации и коллег, благодарности родителей.
  8. Раздел « Общественная деятельность педагога» помогает раскрыться с разных сторон, проявить интересы, увлечения, творческие способности. В данном разделе отмечается участие педагога в мероприятиях, руководство методическими объединениями и др.

                 Подводя итог, можно сказать, что портфолио дает возможность педагогу продемонстрировать результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, а также прогресс по сравнению с предыдущими результатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ.

Представлена система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по внедрению проектного метода в образовательный процесс в 2009-2010 году, а также достигнутые результаты....

«Внедрение метода проектов в образовательный процесс ДОУ»

методическая разработка по внедрению проектного метода в работу детского сада...

Презентация по теме самообразования «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс»

Данная тема столь обширна, что я затрону лишь несколько аспектов, основываясь на собственном опыте....