МОДЕЛЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ НЕТИПОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья по теме

Гнетова Инна Юрьевна

 

Приоритетным направлением российского образования является выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Структура предшкольного образования должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию социального контроля за состоянием физического, психологического, интеллектуального состояния детей перед поступлением в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gsyun_gnetova_statya.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ НЕТИПОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Приоритетным направлением российского образования является выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Структура предшкольного образования должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию социального контроля за состоянием физического, психологического, интеллектуального состояния детей перед поступлением в школу.

Необходимость введения новой формы образования обусловлена общественным запросом.

Со стороны государства - необходимостью сохранения сети дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях; увеличение процента охвата детей дошкольным образованием.

Со стороны педагогов - созданием условий для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.

Со стороны родителей: потребностью доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения; объединение усилий дошкольных образовательных учреждений и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 5-6 лет.

В настоящее время в городе отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ. Наша модель предшкольной подготовки отрабатывается на базе нетипового муниципального образовательного учреждения «Гимназия №48», в структуру которого входит подразделение - «Городская станция юных натуралистов».

Цели предшкольной подготовки детей в НМОУ «Гимназия №48»:

1. Необходимость сохранения сети дошкольных образовательных учреждений.

2. Формирование готовности детей к школьному обучению.

3. Создание условий для развития индивидуальных способностей ребенка.

4. Сохранение и укрепление здоровья детей.

Особенности организация работы группы предшкольной подготовки в НМОУ

До открытия предшкольных групп в нетиповом образовательном учреждении была подготовлена необходимая предметно-образовательная среда. Она включает: помещение для занятий и совместной деятельности детей (на базе общеобразовательного учреждения «Гимназия №48») и помещение для занятий и игровой деятельности (на базе учреждения дополнительного образования «ГСЮН»). Все кабинеты оборудованы наборами настольных игр, наглядными пособия для проведения занятий по окружающему миру, развитию элементарных математических представлений, развитию речи и обучению грамоте. Количество детей в группе составляет не более 15 человек. Работу с детьми осуществляют педагоги, имеющие высшее педагогическое образование.

Организация работы группы предшкольной подготовки на базе учреждения дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов» имеет свою особенность. Занятия по ознакомлению с окружающим миром посещают не только неорганизованные дети, но и группы старшего дошкольного возраста дошкольных учреждений Центрального района. В учреждении имеются все необходимые условия для более глубокого изучения программного материала (наличие живого уголка, кабинета цветоводства, теплицы).

Все обучающиеся также имеют возможность посещать в свободное время творческие объединения по интересам.

Особенности образовательного процесса в группах предшкольной подготовки в НМОУ:

  1. сохранение ценности дошкольного детства;
  2. комплексность содержания предшкольного образование, его направленность на развитие разных сторон личности ребенка;
  3. преобладание продуктивно-игровой деятельности детей;
  4. выявление, учет и развитие индивидуальных способностей детей;
  5. интеграция общего и дополнительного образования.

Программно-методическое обеспечение работы групп предшкольной подготовки

Образовательный процесс, в группе предшкольной, подготовки строится на основе комплексной программе “Школа-2100” . При выборе программы мы руководствовались тем, что  программа прошла экспертизу и имеет гриф МОиН РФ. Содержание программы соответствует требованиям стандарта по дошкольному образованию и обеспечивает подготовку детей к школе.

Для работы с дошкольниками мы выбрали следующие программы:

- “Раз – ступенька, два – ступенька…” (практический курс математики для детей 5- 6 лет), авторы: Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П.Холина.

- “По дороге к Азбуке” (развитие речи и подготовка к обучению грамоте), авторы - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р.Кислова.

- «Здравствуй, мир!» (окружающий мир), авторы – А.А, Вахрушев, Е.Е. Кочемасова.

Особенность содержания программ комплекта подготовки к школе “Школа-2100” заключается в том, что оно строится по принципу “минимакса”, т.е. детям даётся знаний больше, чем они могут усвоить, и каждый ребёнок усваивает столько материала, сколько ему необходимо по его индивидуальным способностям в соответствии с условиями развития. Материал в комплекте построен по принципу последовательности по всем разделам, что даёт возможность педагогу творчески подходить к образовательному процессу, не останавливается на одном и том же материале. Данный подход позволяет простроить целостный образовательный процесс, что способствует лучшему усвоению детьми программного материала.

Особо стоит отметить методическую разработанность предложенного материала в виде методических рекомендаций по каждому из обозначенных направлений. Методическое обеспечение по всем разделам и рабочие тетради для детей дисциплинируют ребёнка, приучают его к аккуратности и дают возможность педагогу моделировать занятия с той или иной степенью самостоятельной трактовки, а также направлять работу родителей с детьми. Пособия красочны, воспринимаются детьми с радостью открытия нового материала, доступны по содержанию и технологии преподнесения.

Диагностические исследования

Решение задачи учета и развития индивидуальных способностей детей  в процессе прохождения ими курса предшкольной подготовки требует проведения педагогической диагностики.

Содержание педагогической диагностики направлено на выявление:

- уровня освоения ребенком программного материала;

- уровня овладения познавательными и речевыми умениями;

- уровня сформированности у ребенка мотивации к обучению в школе.

Подбор и содержание диагностических заданий должен зависеть от возрастных особенностей детей, содержанию программного материала. Рекомендуется определять уровень освоения программного содержания у детей первого и второго года обучения на основе единой качественной характеристики уровней для детей старшего дошкольного возраста, поэтому нецелесообразно вычленять разные качественные характеристики уровней для каждого года обучения.

Первичная педагогическая диагностика проводится педагогами в начале октября, после процесса адаптации ребенка к новым условиям. Контрольную педагогическую диагностику целесообразно провести в апреле, в связи с тем, что в мае большинство занятий носит характер закрепления полученных представлений и умений, и педагог имеет возможность уделить внимание тем темам, которые в ходе проведения диагностики вызвали затруднения у детей. В середине учебного года проводится экспресс-диагностика (используя некоторые задания контрольной диагностики) с целью определения эффективности уже проведенной работы и определения перспективы дальнейшей работы по  программе.

Педагог проводит диагностику с каждым ребенком индивидуально. Некоторые задания диагностики можно проводит с подгруппой детей, имеющих одинаковый темп в работе. Дети с повышенной утомляемостью диагностируются только индивидуально. Педагог строго устанавливает длительность работы с ребенком по прохождению диагностических заданий, учитывая его возрастные, индивидуальные и психологические особенности.

Таким образом, в ходе правильно организованного взаимодействия с детьми при усвоении содержания программного материала идет развитие от исходного к более высокому уровню.

Динамика развития детей в течение года

                                            1- октябрь 2010г.                        2- Декабрь 2010г.                     3- Май 2011г.

Результаты работы групп предшкольной подготовки

Оценка результативности работы в группах предшкольной подготовки включает следующие этапы:

1 этап - педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения программным содержанием;

2 этап - оценку удовлетворенности родителей работой педагогов с детьми (анкетирование);

3 этап - оценку учителями начальной  школы выпускников групп и отслеживание процесса протекания школьной адаптации.

Реализация данной модели предшкольного образования в НМОУ «Гимназия №48» способствовала увеличению процента охвата детей дошкольного возраста предшкольным образованием, сравняла стартовые возможности детей при поступлении в первый класс, повысила качество предшкольного образования, а так же,  удовлетворила запрос родителей на подготовку детей к обучению в школе. Достижению таких результатов способствовала структура нетипового учреждения, способствующая преемственности дошкольного, начального, основного и дополнительного образования.

Литература

1.Бердникова, Ю. Л. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка / Ю. Л. Бердникова. - М. : Наука и техника, 2007. – 288 с.

2.Костяк, Т. В., Как помочь ребенку адаптироваться в школе / Т. В. Костяк. - Санкт-Петербург : Академия, 2008. - 112 с.

3.Кувашова, Н. Г.,  Методика подготовки детей к школе / Н. Г. Кувашова. - Волгоград : Учитель, 2003. – 41 с.

4.Михайлова, Л. С., Как подготовить ребенка к школе / Л. С. Михайлова.  -  Волгоград  : Учитель, 2002. – 58 с.

5.Севостьянова, Е. О., Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет / Е. О. Севостьянова . - М. : Сфера, 2005. – 78 с.6

6.http://www.school2100.ru/

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...

Научное исследование в области педагогики и психологии по проблеме помощи детям с нарушением слуха в условиях интеграции в общеобразовательное учреждение

На сегодняшний день, перед родителями слабослышащего ребёнка стоит очень важный вопрос: куда отправить учиться своего ребёнка – в специальное образовательное учреждение II типа или в интегрированный к...

«Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как содержание предшкольной подготовки в условиях реализации ФГОС».

Подготовка  ребёнка к школе – одна из важных задач предшкольного периода развития.  Проблема подготовки детей к обучению в школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией ш...

Приказ №291 -п от 27.05.2015г Об утверждении муниципального общеобразовательного учреждения "Прогимназия "Сообщество" в качестве площадки по созданию универсальной безбарьерной среды в 2015году

Приказ №291 -п от 27.05.2015г Об утверждении муниципального общеобразовательного учреждения "Прогимназия "Сообщество" в качестве площадки по созданию универсальной безбарьерной среды в ...

Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 41» Вторая младшая группа

Цель Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических ка...

Рабочая программа Старшая группа Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Теремок» Ягодненского сельского поселения Комсомольского муниципального района

Рабочая программа старшей  группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский «Теремок» Ягодненского сельского поселения разработана на основе основной о...