Психолого-педагогический практикум для педагогов
учебно-методический материал по теме

Соколова Ольга Юрьевна

Практикум по проблемам разрешения и предупреждения конфликтов в работе  с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnoy.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Психолого-педагогический практикум с педагогами ДОУ

"Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

 

Провела:

педагог-психолог

МБДОУ

 «Детский сад №23 «Малыш»

Соколова О.Ю.

 

   Цель:

  1. расширение конфликтологических теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающих в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.

 Задачи:

  1. Определить уровень развития коммуникативных умений у педагогов   в общении с родителями;
  2. ознакомить педагогов с техников невербального общения;
  3. расширить представление педагогов о причинах и факторах возникновения конфликтов, изучить динамику и функции конфликта, проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействий на межличностные отношения и на отношение к собственной личности педагога;
  4.  познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций,
  5. способствовать развитию у педагогов навыка конструктивного решения конфликта;

     Формы и методы работы: мини-лекции, тестирование, самоанализ, дискуссии, ролевые игры, творческие задания, инсценировки.

             Введение.

     Взаимодействие   с родителями – это самое сложное направление работы педагога,  это   процесс, который требует специальной подготовки воспитателей.   В организации союза "родители - педагоги" важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, не проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Хотя у нас  единые цели…,  трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, постоянное его нарушение, отсутствие единства требований семьи и ДОУ, сложно складывается общение с очень молодыми родителями, с родителями неблагополучных семей.   Некоторые современные родители образованы, однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов. Помочь им в этом обязаны мы.

     Но, к сожалению, не все педагоги могут помочь. Причин здесь несколько. Во-первых, сказывается недооценка в обществе роли воспитателя детского сада.   Престиж нашей профессии в обществе к сожалению невысок. Многие и даже достаточно опытные  педагоги ДОУ испытывают неуверенность в общении с родителями. Они высказали мысли о том, что не ощущают свою позицию как авторитетную.

       Во-вторых, педагог один, а родителей много. Воспитатели отмечают, что есть родители воспитанников, с которыми контакт находится быстро и легко, другие же остаются недопонятыми или не понятыми вовсе. Педагогу трудно  понять индивидуальные особенности каждого родителя. Из-за подобной неопределенности возникают разного рода опасения. Педагоги говорят: "Я боюсь быть не понятым родителями. Не знаю, чего можно ожидать, от того или иного родителя".  

Часто к педагогам относятся пренебрежительно, хотя  им родители доверяют самое дорогое!!! Такие точки зрения не способствуют налаживанию контактов между родителями и педагогами.  Поэтому педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

         Современный педагог должен обладать высокими коммуникативными способностями, чтобы  уметь предотвращать возникновение конфликтных ситуаций.  Культура общения для педагога с родителями является необходимым профессиональным качеством.       Коммуникативную компетентность  можно развивать, приобретая соответствующие знания.  

Первая часть нашей встречи будет посвящена проблеме  предупреждения конфликтов.

      Какими же мы должны быть , чтобы решать все вышеперечисленные проблемя?

        Известный психолог Э.Берн, который занимался вопросами  общения людей говорил , что  только тот человек удачлив в  общении, кто легко  привлекает  к себе симпатии и уважение собеседника.   В этй связи он говорил: « Есть обаяние эффектной внешности, обаяние юмора, обаяние серьезности, обаяние женственности. Обаяние мудрости и простодушия. Обаяние   интеллигентности и  неудержимой силы..»   Вот это и есть портрет современного педагога: ухоженный, опрятный,  женственный, обладающий чувством юмора, и в то же время серьезный и ответственный, мудрый,  добрый, душевный, высокообразованный…  

      Но и этого  не достаточно – обаяние педагога  заключается в  оптимальной деликатности.   Человек, наделенный этим свойством, не допустит высокомерия и поэтому он старается поддерживать  это же ощущение и в других людях с которыми общается. (пример) 

Самые универсальные  способы эффективного общения – это:  улыбка, имя собеседника   и  комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

 - В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

   

  Общение с родителями требует оптимального речевого этикета: не допустимо панибратство, называть друг друга только на «вы», по имени  и отчеству . Обращение «мама», «папа», «бабушка» и т.д. говорит о  невысокой культуре педагога. Мы все влияем друг на друга на подсознательном уровне,  если педагог в любой ситуации остается спокойным, невозмутимым, говорит спокойным  и доброжелательныйм тоном (пример).

         Можно использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вамидетей!»

  1. Самодиагностика педагогов по методике Ряховского,  с целью определения уровня развития коммуникативных способностей в общении с родителями.  Самостоятельный подсчет педагогами результатов тестирования, анализ результатов.

ВЫВОД:   для эффективного общения  с родителями и для предотвращения конфликтов   педагог должен  придерживаться «золотой середины» .От должен быть открытым в общении, иметь установку на то, что с любым родителей  можно найти общий язык, должен уметь слушать , быть терпеливым, не должен быть  излишне многословным и навязчивым.  К такому педагогу родители охотно обращаются за советом и доверяют ему.

3. Разрешение конфликтов.

       На фоне повышения общего уровня конфликтности современного общества отдельного внимания заслуживает готовность и способность педагога использовать конфликтологические знания, умения и навыки в профессиональной деятельности    для разрешения различных межличностных конфликтов  возникающих в образовательном процессе дошкольных учреждений с родителями воспитанников.

 Конфликтами можно и нужно научиться управлять. Следует сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

 Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях примем двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум направлениям выделим следующие способы урегулирования конфликтов:

 — соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; Человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. При этом стиле свойственно стpемление в пеpвую очеpедь удовлетвоpить собственные интеpесы в ущеpб интеpесам дpугих, вынуждение дpугих людей пpинимать ваше pешение пpоблемы.

 — приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, при-несение в жертву собственных интересов ради другого;

 — компромисс;

 — избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

 — сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

 При избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха. При таких формах поведения, как конкуренция. приспособление и компромисс, один из участников оказывается в выигрыше. а другой проигрывает — или оба проигрывают так как идут на компромиссные уступки, И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

   

        Ведь, к сожалению, и со стороны педагогов сохранилась установка на "воспитание" родителей, на авторитарную модель общения. Современный родитель не желает быть поучаемым и воспитываемым. Понимание о партнерстве родителей и педагогов недостаточно прочно вошел в жизнь.

       

   4 Известно, что речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и как сказано. Одна и та же информация , сказанная разным тоном, воспринимается родителями совершенно по-разному.

Даваете остановимся подробнее на невербальной технике общения. Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - не вербальными средствами. К невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, позы, интонация, громкость  голоса, тембр.

Жесты, позы педагога                                      Интерпретация

Руки, раскрытые ладонями вверх                Искренность, открытость

 Руки спрятаны (за спину, в карманы)            Напряженное восприятие ситуации

Руки скрещены на груди                               Закрытость от информации, общения

Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в

 какой-нибудь предмет так, что побелели суставы)         Защита, оборона

Кисти рук расслаблены                                   Спокойствие

Педагог сидит на краешке стула,                    Заинтересованность

склонившись вперед, голова слегка

 наклонена и опирается на руку         

Голова слегка наклонена набок                        Внимательное слушание                        

 

Педагог опирается подбородком

 на ладонь, указательный палец                       Критическая оценка

вдоль щеки, остальные

 пальцы ниже рта         

Почесывание подбородка

 (нередко сопровождается                                  Обдумывание решения

легким прищуриванием глаз)

        

Ладонь захватывает подбородок                              Обдумывание решения

Педагог медленно снимает очки,                        Желание выиграть время,    

тщательно протирает стекла                                       подготовка к сопротивлению

 

Пощипывание переносицы                                      Напряжение

Педагог прикрывает рот рукой                        Неискренность, обман

во время своего высказывания         

Педагог прикрывает рот рукой                         Сомнение, недоверие  

во время слушания         

Педагог старается  не                                     Скрытность, утаивание своей позиции

смотреть на собеседника        

Взгляд в сторону  от собеседника                   Сомнение, отсутствие интереса к мнению

 

Рука педагога находится в кармане,               Превосходство, уверенность

большой палец снаружи         

       ИГРА « Приветствие»

  Взаимодействие с родителями начинается  с установления контакта, который зависит от того , как человек себя держит, что говорит и как. Каждое движение – это  слово  в языке жестов.

     Педагогам предлагается  приветствовать родителей словом «Здравствуйте!» с различными  эмоциональными оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, недовольства, достоинства, иронии, безразличия, высокомерия, агрессии. (Карточки с названиями эмоций раздаются  каждому педагогу по одному, педагог здоровается  с  заданной ему эмоцией, а остальные педагоги  отгадывают  эмоцию). . После завершения упражнения оценивается подтекст, который вкладывался в приветствие к партнеру по общению. Обсуждается значимость интонации в успешном общении с собеседником. Педагоги  анализируют по каким признакам определили эмоцию

 

      Вывод: каждый конфликт с родителем  уникален т.к.  каждый человек обладает индивидуальностью и в разрешении конфликта необходимо использовать  знания конфликтологии,  доверять интуиции, а если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, то необходимо посоветоваться с коллегами, с администрацией, необходимо проанализировать ситуацию и  сделать объективные выводы. Самостоятельно нам это сделать бывает трудно , особенно когда мы находимся в стрессовом состоянии.  Нельзя замыкаться в себе,  пускать конфликт на самотек

 

 

3 занятие. Метод «парафраз»

 Цели

 Познакомить педагогов с техникой выхода из конфликтной си^/ации.

 Научить замечать и конструктивно реагировать в условиях конфликта.

 Теоретическая часть. Ключевые понятия: структура «парафраз», метод «обратной связи», метод «открытой коммуникации».

Практическая часть

 Упражнение 1. «Возражение»

 Цель — научить использовать метод «парафраз» в конфликтных ситуациях.

 Описание

 Психолог или каждый участник предлагает вариант какого-либо возражения из практической деятельности. Остальные педагоги высказывают те или иные возражения в ответ. Задача участников — найти с помощью метода «парафраз» оптимальные варианты преодоления сопротивления. При этом участники корректируют его в той мере: в которой ответ будет соответствовать параметрам парафраза и удовлетворять ожидания партнера. Поиск вариантов идет до тех пор, пока «оппонент» не скажет, что теперь он готов содержательно общаться, что сопротивление действительно преодолено.

 Пример

4 занятие. «Открытая коммуникация»

 Цель — показать, как убедительное сообщение — открытая коммуникация — приводит к сохранению внимания собеседников друг к другу достижению согласия.

 Теоретическая часть Ключевые понятия: убедительное сообщение, невербальная коммуникация, «пауза — в плюс», «пауза — в минус», переговорная волна, открытые и закрытые вопросы.

 Практическая часть

Упражнение 1. «Интонация»

 Цель — показать речевую роль в ситуации общения.

 Описание

 Каждому участнику нужно произнести слово «здравствуйте» (слово «да») с разной интонацией: со злостью, с радостью, с грустью, с жалостью, с тоской, с презрением.

 

Упражнение 2. «Коммуникативное несоответствие»

 Цель — показать, как непонимание собеседника приводит к конфликтным ситуациям.

 Описание

 Упражнение проводится в парах.

 1 вариант; один из участников выбирает стратегическую переговорную позицию (доминирование, сотрудничество, уступка, избегание) и применяет соответствующую коммуникацию, другой выступает партнером по общению. 2 вариант: применение несоответствующей коммуникации.

 Пример

После завершения упражнения обсуждаются, как поведение и реализация переговорной позиции влияют на успешность общения, какие вызывают ощущения и чувства у партнера по общению.

Упражнение 3. «Задай вопрос»

 Цель — научить задавать открытые вопросы.

 Описание

 Психолог передает мяч участнику и задает закрытый вопрос. Участник отдает мяч и переформулирует закрытый вопрос в открытый.

 Варианты закрытых вопросов:

 Вы хорошо усвоили технику «парафраз»? (Вариант ответа: «Как вы поняли технику "парафраз"7»)

 Вам хочется потренироваться в группе?

 Вам понадобятся подсказки во время игры?

 Вы сейчас хорошо себя чувствуете?

 Вам нужно то, что я сейчас провожу?

5 занятие. «Психологическая самооборона» (приложение 3)

 Цели

 Познакомить педагогов с техникой «психологическое самбо».

 Научить восстанавливать свои интеллектуальные способности и самоконтроль в конфликтной ситуации.

 Теоретическая часть. Ключевые понятия: алгоритм цивилизованного противостояния. техника «английский профессор», техника «уточнение», техника «испорченная пластинка», техника «внешнее согласие».

 Практическая часть

 Упражнение 1. «Английский профессор»

 Цель — отработка корректного выражения сомнения по поводу того, что выполнение предъявленных нам требований не нарушает наших личностных прав.

 Описание

 Педагоги делятся на 4 группы. Каждой группе предлагается ответтгщ на вопрос оппонента. используя предложенную технику

Пример

Вопрос

 Почему вы такая категоричная?

 Вы у нас никому не верите...

 Вы бы не могли говорить четко и медленно9

 Ваши взгляды устарели!

 Вариант ответа

 Категоричность поможет нам избежать неточностей и недоразумений. (Другие варианты.

 Да. я никому не верю. (Другой вариант.)

 Варианты ответов

 Варианты ответов

 Упражнение 2. «Бесконечные уточнения»

 Цель — научить педагогов прояснять позицию оппонента с помощью уточняющих вопросов.

 Описание

 Используя технику «уточнение», поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа партнера по общению.

 Задание дается для группы участников.

 Пример

 Вопрос оппонента: «Почему такая сумма за оплату?»

 Ответ педагогов: «Вы считаете, что такая сумма большая. А какая сумма была бы для вас соответствующей?»

 Упражнение 3. «Внешнее согласие»

 Цель — научить находить в высказываниях партнера то, с чем можно согласиться.

 Описание

 Психолог обращается к участникам с нелепым утверждением или вопросом. Им нужно согласиться, что бы ни говорилось. Это может быть часть высказывания или вопроса — то, что может быть интересным, ценным, соответствовать истине.

Примеры

 Вопрос: «Правда, у Марии Григорьевны красивая кофточка? У нее такой чудесный желтый цвет!» (У Марии Григорьевны черная кофта.)

 Вариант ответа: «Я тоже люблю желтый цвет!»

 Утверждение: «Как хорошо, что наши участники достигли пенсионного возраста!»

 Вариант ответа: «Да, люди собрались зрелые».

 Вопрос: «Скажите, ну зачем вы так пристально смотрите на меня?»

 Вариант ответа: «И действительно, что это я...»

 Вопрос: «Вы редко смотрите на партнера по общению?»

 Вариант ответа: «Может вы и правы».

 Утверждение: «Вы постоянно "жужжите" и "жужжите", когда я прихожу за ребенком в детский сад. Это раздражает!»

 Варианты ответа.

 Упражнение 4. «Испорченная пластинка»

 Цель — научить находить емкую фразу, содержащую в себе важное сообщение партнеру по общению, которую можно было бы повторить несколько раз, не нарушая осмысленности разговора.

 Описание

 Психолог задает утверждение, участники подбирают емкую фразу, которую можно повторить не более трех раз.

 Пример

 Психолог: «Я думал, вы меня поняли!»

 Участник: «Я готова еще раз вас выслушать».

 Психолог: «Что толку вам говорить вы не понимаете элементарных вещей!»

 Участник: «Я готова еще раз вас выслушать».

 Психолог: «Может, вы не хотите меня понять?»

 Участник: «Я готова еще раз вас выслушать».

 6 занятие. «Информационный диалог» (приложение 4)

 Ответ + вопрос по существу дела.

 Ответ + вопрос для прояснения целей.

 Сообщение.

 Предложение по существу дела.

 Предложение по выбору темы обсуждения.

 Отказ.

 Цели

 Познакомить педагогов с техниками информационного диалога.

 Научить прояснять позицию партнера по общению и собственную путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями.

 Теоретическая часть. Ключевые понятия: информационный диалог, техника «вопрос, предложение по существу», «вопрос о целях манипулятора», «предложение ограничить область обсуждений», аварийная техника

 Практическая часть Упражнение 1. «Информационный диалог»

 Цель — развивать способность вести диалог по существу дела или выявить цели оппонента с помощью правильно подобранных словесных формулировок и верной интонации.

 Описание

 Психолог предлагает варианты заданий. Участникам нужно подобрать тот ответ, который кажется им наиболее конструктивным для информационного диалога.

 Возможные техники

 Вопрос по существу дела.

 Вопрос для прояснения целей манипулятора.

 Ответ.

 Задание

 Как же мы можем обсуждать ваше участие в этой работе, если вы не знаете таких элементарных вещей!

 Я уже отвечал на этот вопрос, разве вы не слышали?

 Да, трудно с вами. Ну почему вы всегда такой несговорчивый''

 Зачем вы вообще работаете по этой специальности, если не можете сделать...

 Вы у нас такая добрая, всех любите...

 Разве у вас из-за этого проблемы?

 Ваша администрация на вашу работу давно уже махнула рукой. А вы все возитесь с этим... Вы очень быстро соображаете. Вот и сообразите, как вывернуться из этой ситуации

 Отсрочка ответа.

 Нужно указать, какая из возможных 8 интонаций является наиболее подходящей для ответа. Возможные интонации: задумчивая, напористая, холодная, теплая, веселая, грустная, спокойная, язвительная.

Пример

 Используемые техники информационного диалога

 Техника «ответ + вопрос по существу дела», интонация спокойная:

 «Да, мне действительно необходимо это знать. Каким образом я могла бы получить информацию об этом?» Техника «ответ + вопрос по существу дела», интонация спокойная:

 «Простите, я не уверена, что слышала ответ на этот вопрос. И каков же ваш ответ9»

 Техника «предложение по теме обсуждения», интонация спокойная:

 «Предлагаю проанализировать наши разногласия еще раз» Техника «вежливый отказ», интонация спокойная: «Мне очень жаль, но я не могу выполнить вашу просьбу или...»

 Техника «вопрос для прояснения целей->, интонация спокойная: «Что вы на самом деле хотите сказать?»

 Техника «ответ по существу дела», интонация спокойная: «Да, из-за этого возникает проблема...» Техника «ответ по существу дела», интонация спокойная: «Я надеюсь на положительный результат»

 Техника «предложение по существу дела», интонация

 спокойная:

 «Если вы предлагаете мне заняться этим вопросом, то

 давайте обсудим вместе...»

***********************************

7 занятие (итоговое)

 Цель — развивать умение осознанно и адекватно реагировать на конфликтные ситуации реговорные методы и техники в ситуации общения.

 Практическая часть

 Упражнение «Ролевая игра»

 Цель — закрепить опыт, полученный в предыдущих упражнениях.

 В этом упражнении принимают участие все присутствующие. Педагоги делятся на пары, психолог предлагает участникам варианты конфликтных ситуаций. Затем каждая ситуация обыгрывается в ролевой игре. Должно выполняться одно условие, каждый конфликт должен закончиться благополучно.

 По завершении игры психолог просит педагогов рассказать о конфликтах, свидетелями или участниками которых они были, используя полученный опыт конструктивного решения конфликтов, предложить варианты выхода из конфликтной ситуации.

 По завершении упражнения обсуждаются впечатления, полученные участниками в результате занятий, пожелания психологу.

 Пример

 Определить, какая техника в данных примерах наиболее эффективна, обосновать и разыграть ситуацию.

 После того как партнеры по общению применили «психологическое самбо» и благодаря этому вернули себе самообладание, нужно решить, что говорить и как говорить, чтобы остаться в рамках информационного обсуждения проблемы.

Задание        

Используемые техники        

Обоснование

Как же мы можем обсуждать ваше участие в этой работе, если вы не знаете элемен­тарных вещей!        

«Психологическое самбо». «Информацион­ный диалог»        

Техника «английский профессор». Техника «ответ + вопрос по существу дела»

Вы у нас никого не уважаете, я знаю1        

«Информационный диалог»        

Техника «вопрос о целях нападающего»

Я не предполагала, что вы за моей спиной меня обсуждаете!        

«Психологическое самбо». «Информацион­ный диалог»        

Техника «английский профессор». Техника «предложение по существу дела»

Зы судите со своей точки зрения, а я зам говорю, как действительно обстоит дело!        

«Психологическое самбо»        

Техника «внешнее согласие»

Я вижу, что вы вообше не в состоянии добиться хоть какого-нибудь положительного результата!        

«Психологическое самбо». «Информацион­ный диалог»        

Техника «уточнение».

 Техника «вопрос по существу дела»

Похоже, вы не понимаете всей серьезности своего положения!        

«Психологическое самбо»        

Техника «английский профессор»

Похоже, заш стиль работы неэффективен!        

«Психологическое самбо»        

Техника «уточнение». Техника «внешнее согласие»

Я уже в третий раз вам повторяю одно и то же! Похоже, вы вообще меня не слушаете!        

«Психологическое самбо»        

Техника «испорченная пластинка». Техника «внешнее согласие»

Вы, я думаю, без всяких объяснений все по­нимаете!        

«Информационный диалог»        

Техника «предложение по существу дела»

Вы бы могли быть повежливее со мной!        

«Психологическое самбо»        

Техника «английский профессор»

Вы совершенно неправильно понимаете ситуацию!        

«Психологическое самбо»        

Техника «внешнее согласие»

Приложение 1

 Тест описания поведения

 Цель — выявить стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Работая с тестом, старайтесь исходить не из вышесказанного, а из того, как вы проявляете себя в действительности, попав в конфликтную ситуацию. Только в этом случае тест будет полезен для вас.

 Тест предрасположенности к конфликтному поведению состоит из опросника и ключа к нему. Опросник К. Томаса описывает каждую из пяти форм поведения индивида в конфликтной ситуации 12 суждениями, которые в различных ситуациях сгруппированы в 30 пар. Необходимо выбрать из них то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения. Шифр суждения (букву А или Б) впишите в соответствующую графу ключа.

 Количество баллов соответствует количеству выборов и подсчитывает-ся по вертикали в каждой графе, что и дает представление о выраженности у испытуемого тенденции к проявлению соответствующих форм в конфликтных ситуациях.

 Примечание: в понятие «другой» опросника вкладывается значение «другой участник конфликтной ситуации».

Опросник

 1

 А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

 Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

 2.

 А. Я стараюсь найти компромиссное решение

 Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

 3

 А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

 Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

 4

 А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

 Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека,

 5.

 А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

 Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

 6.

 А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

 Б. Я стараюсь добиться своего.

 7.

 А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

 Б. Я считаю возможным уступить чтобы добиться другого.

 8

 А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

 Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

 9

 А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

 Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

 10

 А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

 Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

 11

 А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

 Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

 12

 А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

 Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу

 13

 А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему

 14.

 А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

 Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

 15

 А. Я стараюсь успокоить другого и. главным образом, сохранить наши отношения.

 Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

 16

 А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

 Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

 17

 А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

 Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

 18

 А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

 Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

 19

 А. Первым делом я стараюсь определить то. в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

 Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно

 20

 А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

 Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.

 21

 А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

 Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

 22

 А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

 Б. Я отстаиваю свои желания.

 23

 А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

 Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

 24

 А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям

 Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

 25

 А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

 Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

 26

 А. Я предлагаю среднюю позицию.

 Б. Я почти всегда озабочен тем чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

 27

 А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

 Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

 28

 А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

 Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

 29

 А. Я предлагаю среднюю позицию.

 Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

 30

 А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

 Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 Ключ

№ п/п Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление

 1 А Б

 2 Б А

 3 А Б

 4 А Б

 5 А Б

 6 Б А

 7 Б А

 8 А Б

 9 Б А

 10 А Б

 11 А Б

 12 Б А

 13 Б А

 14 Б А

 15 Б А

 16 Б А

 17 А Б

 18 Б А

 19 А Б

 20 А Б

 21 Б А

 22 Б А

 23 А Б

 24 Б А

 25 А Б

 26 Б А

 27 А Б

 28 А Б

 29 А Б

 30 Б А

 Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

 Полученные результаты отражаются в модельном паспорте, в разделе «Уровень коммуникативной культуры».

Приложение 2

Приложение 3

 Психологическое самбо (восстановить самообладание)

 • Английский профессор

 Варианты ответов:

 — Это составляет предмет моих убеждений.

 — Это не согласуется с моими представлениями.

 — Все, к чему я имею отношение, обычно очень серьезно.

 Сделать паузу, дать возможность ответить партнеру по общению.

 • Внешнее согласие

 Варианты ответов:

 — Да, я требовательна.

 — Возможно, вы правы.

 — Да, я над этим подумаю.

 Пауза.

 • Уточнение

 Варианты ответов:

 — Что вы имеете в виду?

 — Что нужно изменить?

 — Что бы вы посоветовали?

 Пауза.

 • Испорченная пластинка

 Варианты ответов:

 — Я готова вас выслушать.

 — Я слушаю вас внимательно.

 — Говорите. Пауза.

 Приложение 4

 Информационный диалог

 На вопрос нападающего нужно:

 • дать ответ:

 • задать вопрос на прояснение си

 туации (сути дела).

 Варианты вопросов:

 — Что вы имеете в виду, когда говорите о...

 — Какие факты вы имеете в виду?

 — Что именно вы считаете не так...

 — Что следует предпринять?

 Пауза.

 ИЛИ

 Вопрос, направленный на прояснение целей нападающего

 — Почему вы меня спрашиваете именно сейчас?

 — Зачем вы мне говорите об этом?

 — О чем вы действительно хотите меня попросить?

 — Что вы хотите этим сказать?

 Пауза

 Ответы и сообщения

 Предложения по существу дела

 — Предлагаю согласовать наши действия.

 — Предлагаю обсудить этот вопрос.

 — Предлагаю наметить план действий.

 Пауза. ИЛИ

 Предложения ограничить область обсуждения

 — Предлагаю вернуться к сути дела.

 — Предлагаю избегать личных комментариев.

 — Предлагаю обсуждать вопросы последовательно.

 Пауза.

 Две аварийные техники

 Отказ: «Мне очень жаль, но я не могу, я вынуждена вам отказать; жаль вас огорчать, но ответ отрицательный».

 Отсрочка ответа: «Я вам отвечу на этот вопрос, но, если позволите, позже».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе Модифицированная психолого-педагогическая программа Автор модификации педагог-психолог Шоакбарова Светлана Ивановна

Пояснительная записка к рабочей (модифицированной) коррекционно-развивающей программе "Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе" Модификация педагога-психолога Шоакбаровой Св...

Психолого-педагогическое сопровождение -направления работы педагога-психологав детском саду

Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась...

Использование психолого-педагогических технологий в работе педагога-психолога детского сада

middot;преодоление затруднений воспитанников в образовательной деятельности;· развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы;· развитие коммуникативных навыков; овладение навык...

Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ.

Консультация на тему: " Психолого - педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ" в  помощь педагогам - психологам ДОУ....

Психолого-педагогический игровой тренинг для педагогов "До свидания конфликт!"

Межличностные конфликты между педагогами сложны и многообразны. Особенности конфликтов во взаимоотношениях педагогов во многом обусловлены причинами, их вызывающими. Объект конфликта влияет на характе...

"Сказкотерапия - путь к познанию себя" психолого-педагогический семинар-тренинг для педагогов-психологов ДОУ

Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной атмосферой, в которой могут оказаться потенциальные черты личности, что-то нереализованное; может материализоваться мечта; а главное - возникает ощ...

Доклад на тему "Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога"

Современные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической техн...