Главные вкладки

    Тренинг «Похвала и порицание»
    консультация по теме

    Грошкова Ирина Викторовна

    Похвала и порицание – наиболее часто встречающиеся средства воспитательных воздействий взрослого. Однако их психологическое значение для психического развития ребенка в практике воспитания учитывается явно недостаточно. В детском саду часто можно наблюдать, как воспитатель бездумно и безответственно адресует ребенку оценочные воздействия: замечания, порицания, запрещения, негативные оценки личностных качеств и действий, тем самым нанося вред его личностному развитию. Конечно, в процессе воспитания нельзя вовсе обойтись без порицаний и запрещений, но пользоваться ими нужно психологически грамотно.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trening.docx15.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тренинг «Похвала и порицание»

    и методические рекомендации к его проведению

    Организатор: психолог,

    Участники: педагоги, родители, воспитатели и помощники воспитателей детского сада.

    Ведущий: психолог

    Предварительная подготовка тренинга: организатор тренинга намечает цель проведения занятия: формирование умения использовать похвалу и порицание в личностно ориентированной педагогике

    Этап 1. Запись педагогами порицаний и поощрений, высказанных ими детям в течение дня

    Ведущий предлагает участникам тренинга взять лист бумаги, разделить его вертикальной чертой на две части и слева записать все те замечания, запрещения, порицания, которые в течение дня они высказали детям, а также ситуации, в которых это происходило. Например: “He разбрасывай игрушки” (Петя разбрасывает игрушки, когда ребята не принимают его в игру); “Нельзя так громко плакать. Какая ты плакса. Все дети играют, а ты ревешь” (Девочки играют в куклы, мальчики строят дом. Лена стоит у окна и громко плачет).

    На листе справа следует записать похвалы, адресованные детям в течение дня. Например: “Света молодец, съела всю кашу” (за завтраком); “Посмотрите, какие красивые птички получились у Саши” (на занятиях по изобразительной деятельности).

    Затем ведущий говорит: “Подведите черту и подсчитайте, сколько раз вы порицали детей и сколько – хвалили. Скорее всего, количество негативных оценок будет значительно превышать число позитивных. Кроме того, обратите внимание на то, что далеко не всех детей группы в течение дня вы успели похвалить. Может оказаться, что порицание за что-либо получил практически каждый ребенок, а дети, которым сделали больше всего замечаний, при этом не получили от вас ни одной позитивной оценки”.

    Этап 2. Анализ методов воспитания

    Ведущий предлагает участникам тренинга проанализировать записи в левой и правой частях и выделить красным цветом (карандашом или фломастером) порицания, которые относятся к личности ребенка. Например: “Ты плакса. У тебя никогда ничего не получится”; “Ты плохой мальчик, хорошие дети так себя не ведут” и т. д. Синим цветом надо подчеркнуть негативные оценки, адресованные действиям ребенка. Например: “Не стучи так громко”, “Не кричи”; “Не трогай Петину машинку” и т. д. Аналогично следует проанализировать похвалы, адресованные детям, на правой части листа (для подчеркивания можно использовать те же цвета и пунктирные линии).

    Подводя итоги, ведущий предлагает сделать выводы и ответить на следующие вопросы:

    – Что вы используете чаще – порицание личности ребенка или порицание его действий?

    – Вы хвалите детей чаще за их правильные действия или подчеркиваете их достоинства, личные качества? Ведущий предлагает каждому участнику тренинга сравнить свои ответы с психологически компетентным использованием похвалы и порицания, приведенным в “Методических рекомендациях”.

    Методические рекомендации

    Похвала и порицание – наиболее часто встречающиеся средства воспитательных воздействий взрослого. Однако их психологическое значение для психического развития ребенка в практике воспитания учитывается явно недостаточно. В детском саду часто можно наблюдать, как воспитатель бездумно и безответственно адресует ребенку оценочные воздействия: замечания, порицания, запрещения, негативные оценки личностных качеств и действий, тем самым нанося вред его личностному развитию. Конечно, в процессе воспитания нельзя вовсе обойтись без порицаний и запрещений, но пользоваться ими нужно психологически грамотно.

    С целью создания наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, образа его “Я” преимущество отдается поощрениям, похвале. Взрослым следует гораздо чаще пользоваться поощрением, поддержкой ребенка, чем порицанием и запрещением. Похвала, одобрение педагога должны относиться и к действиям ребенка, и к его личности. Очень важно показать каждому ребенку, что его мнение, его выбор уважают, благодарить его за предложения, проявленную инициативу, дать почувствовать, что он личностно значим для окружающих, принимается ими, а его компетентность положительно оценивается.

    Позитивные оценки с психологической точки зрения являются более информативными для ребенка, т. к. поощряя его, педагог показывает, как нужно правильно поступать, действовать, вести себя. При отрицательных оценках образец правильного действия обычно не задается взрослым.

    Абсолютным правилом должно быть следующее: порицание может относиться только к конкретным действиям ребенка и никогда – к ребенку как личности. Неудачи малыша в какой-либо деятельности не фиксируются специально взрослым, на их основании не делается вывод, унижающий достоинство ребенка. Неудачи и затруднения являются, прежде всего, сигналом взрослому о помощи, поддержке, обучении ребенка, возможностью открытия для него новых возможностей, способностей. Таким образом, затруднение должно стать ситуацией развития ребенка, а не эмоциональной травмы, как это бывает при негативной оценке педагога, подчеркивающей неуспех, некомпетентность ребенка.

    Если ребенок сам эмоционально остро переживает свой неуспех, можно постараться обыграть ситуацию, которая его вызвала, в шутливой, юмористической манере, гася отрицательные эмоции. Затем следует помочь ребенку справиться с ситуацией сначала в совместной со взрослым деятельности, а потом самостоятельно. Положительный опыт укрепит его уверенность в себе, своих возможностях, способностях во взаимодействии с миром, послужит личностному развитию ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Похвали меня

    В данном материале описаны основные принципы правильного поощрения и подбадривания ребенка....

    Похвала для ребенка.

    Правильно ли вы хвалите своего ребенка и что он при этом чувствует? Верит он вам или нет?...

    Оценка или похвала, что важнее для дошкольника?

    В последнее время педагоги детского сада стали выставлять оценки (звездочки, цветочки и т.д.) детям дошкольного возраста. Оправданно ли это? В данной консультации я предлагаю педагогам задуматься над ...

    Презентация "Похвала и порицание ребенка"

    Материал можно использовать в качестве консультации как для воспитателей так и для родителей....

    Консультация для родителей: Похвала и порицание детей дошкольного возраста. Как быть?

    Составила: Прокопьева А.А., воспитатель, высшая категория...

    24.01.2021.Похвала и порицание ребенка

    консультация для родителей...