Учебный план
учебно-методический материал по теме

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 156, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, составленную  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида для детей с нарушением зрения   под ред. Л.И.Плаксиной.

 

2013 – 2014 учебный год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnyy_plan_2013_-_2014g.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утвержден                                                                                решением Педагогического

                                                                 совета № 5 от 24.05. 2013г.

                                                                                                 заведующий   Мирошник Е.Г.

                                                                                                                       _________________________

 

                                                                 

                                             

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 156, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, составленную  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида для детей с нарушением зрения   под ред. Л.И.Плаксиной.

2013 – 2014 учебный год.

                                                              г. Хабаровск

                       Учебный план МБДОУ детского сада компенсирующего вида № 156

на 2013-2014 учебный год

Образовательные области

Количество часов в неделю по группам

ср. гр.

(4-5 лет)

ср. гр.

(4-5 лет)

ст. гр.

(5-6лет)

ст. гр.

(5-6лет)

подгот. гр.

(6-7лет)

1.Физическое  направление

1.1Физическая культура

3

3

3

3

3

1.2 Здоровье

0,25

0,25

0,5

0,5

0,25

         2.Познавательно-речевое развитие с осуществлением коррекционной направленности

                         2.1 Познание

   РЭМП /сенсорное развитие

1

1

1

1

2

 Ознакомление с окружающим

0,5

0,5

      1

1

0,5

  Конструирование

0,5

0,5

0,25

0,25

0,5

                           2.2 Коммуникация

. Развитие речи

0,75

0,75

0,75

0,75

0,75

 Подготовка к обучению грамоте

1

                     2.3  Чтение художественной литературы

 Чтение и рассказывание детям

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

                                                    3.Художественно-эстетическое направление развития

                             Художественное творчество

Рисование

0,5

0,5

1

1

1

Лепка

0,5

0,5

1

1

1

Аппликация

0,5

0,5

0,5

0,5

1

Ручной труд

          -

-

0,25

     0,25

0,5

             Музыка

. Музыкальное развитие

2

2

2

2

2

                  4.Социально-личностное направление с осуществлением коррекционной работы

Социализация

Игровая деятельность

В режимных моментах

Труд

В режимных моментах

                       Безопасность

Развитие экологической культуры

0,25

0,25

0,5

0,5

0,25

5.Коррекционное направление

8. Развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально - бытовая ориентировка)

 (учитель -  тифлопедагог)

1

1

2

2

2

ИТОГО

11

4 часа          

11

4 часа

14

6, 20 час

14

6,20 час

16

8,00 час

*Вариативная часть

1. Художественное творчество

( нетрадиционные техники рисования, пластилинография)

(2-я половина дня)


1/10 мин

1/10 мин

1/15мин

1/15мин

1/20 мин

2. Ритмика (обучение спортивным танцам) (2-я половина дня)

1/15мин

1/15мин

1/20мин

3. Экологическое воспитание (экспериментальная деятельность)

(2-я половина дня)

1/15мин

1/15мин

1/20мин

                                     Итого

(общее количество НОД в  неделю)

12

4 ч 10 мин

12

4 ч 10 мин

15

6 ч 35 мин

15

6ч 35 мин

17

8ч20 мин

Региональный компанент -  в инвариантных образовательных областях

«Познание», «Безопасность» и   в совместной  деятельности  воспитателя с детьми.

*Вариативная часть – одно занятие в неделю по выбору детей  и  с согласия родителей

                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

2013-2014 учебного года

Нормативно- правовая  база для составления учебного плана:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

- Федеральные государственные требования  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г. Регистрационный N 22946

- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 10.08.2008г № 617 (с изменениями от 10.03.2009г) .

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и  организации режима работы в дошкольных организациях»  (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. № 91).

- Инструктивно - методическое письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23- 16.

        - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;

-        Положение  о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011г.  №174

-        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования»;

- Методические разъяснения о специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1- 5 видов от 26.12. 2000 г. № 48;

- Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении от 04.06. 2003г. № 27/2897 – 6.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»    от 20.07.2011г. № 2151

        - Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада   компенсирующего вида № 156  (далее МБДОУ), утвержден  начальником управления образования г. Хабаровска 06.06.11.; зарегистрирован в инспекции ФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска 26.07.11г

        - Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 156, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, составленную  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида для детей с нарушением зрения   под ред. Л.И.Плаксиной.

 При составлении учебного плана МБДОУ  ориентировалось на стратегии и тактики образования, сформулированные в национальной доктрине образования в РФ, в уставе МБДОУ; учитывали социально-экономические, научно-культурные особенности Хабаровска, мнения участников образовательного процесса - педагогов, учащихся, родителей (законных представителей) и органов государственно-общественного управления.

          Основными задачами плана непосредственно образовательной деятельности являются:

  1. Регулирование объема образовательной нагрузки
  2. Реализация Федеральных государственных требований  к содержанию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
  3. Обеспечение единства всех уровней (федерального, регионального и МБДОУ).
  4. Обеспечение углубленной работы по основному коррекционно-воспитательному развитию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)

   

Организованную деятельность по музыкальному развитию проводит музыкальный руководитель; физкультурное развитие - инструктор по физической культуре, по изодеятельности – воспитатели групп. Учителя-тифлопедагоги проводят индивидуальную и подгрупповую коррекционную работу по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировке; учитель-логопед проводит организованную индивидуальную работу по обучению грамоте, формированию звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи.

Содержание воспитательно-образовательного процесса включает совокупность образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее  развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Учебный план МБДОУ № 156 составлен в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ и включает в себя:

 - Программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения), рекомендовано Министерством образования РФ, Москва, 2003;

           - Парциальные программы, дополняющие содержание образовательной деятельности.

Содержание данной комплексной и парциальных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям:

  1. физическое развитие;
  2. познавательно-речевое;
  3. художественно-эстетическое;
  4. социально-нравственное.

Направление- Физическое развитие реализуется в образовательных областях: «Физическая культура», «Здоровье»

Направление- Познавательно-речевое реализуется в образовательных областях: «Коммуникация», «Познание»,

Направление- Художественно-эстетическое реализуется в образовательных областях: «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» , «Музыка»

Направление- Социально-нравственное реализуется в образовательных областях»: «Труд», «Социализация», «Безопасность».

Учебный план состоит из инвариантной (базовой) и вариативной частей.

В 2013-2014 учебном году в МБДОУ функционируют  5 возрастных групп. Все группы  ДОУ имеют коррекционную направленность – для детей с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием)

              В учебном плане выделяются:

  1. основная обязательная образовательная деятельность, обеспечивающая реализацию ФГТ к содержанию воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

  1. дополнительные совместные мероприятия педагога с детьми, позволяющие более полно реализовать вариативное обучение и усилить дошкольный компонент.

Инвариантная  часть непосредственно образовательной деятельности с детьми  организуется утром и во вторую половину дня, а вариативная часть учебного плана организуется только во вторую половину дня.

В первой половине дня в средних группах планируются не более двух интеллектуальных форм, в группах старшего дошкольного возраста – не более трех.

В группах детей старшего дошкольного возраста непосредственно образовательная деятельность во второй половине дня планируется не чаще 2-х раз в неделю, преимущественно двигательного характера.

Перерывы составляют не менее 10 минут.

В середине проводится физкультурная тематическая минутка (продолжительность 2-3 минуты).

Непосредственно образовательная деятельность по музыкальному развитию и физическому развитию проводится со всей группой. Количество непосредственно образовательной деятельности и ее продолжительность, время проведения соответствуют требованиям Сан Пин 2.4.1.2660-10.

В середине учебного года (январь) для детей дошкольного возраста организуются недельные каникулы, согласно требованиям Сан Пина. В дни каникул организуется совместная деятельность педагога с детьми эстетического и оздоровительного циклов. В период  каникул организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок.

При построении воспитательно-образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это  способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка») решаются и в ходе реализации других областей Программы.

      Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной и специально организованной  деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.  

    В МБДОУ №156 работают 2 учителя - логопеда, целью которых является оказание помощи детям старшего дошкольного возраста, имеющим нарушения устной речи. Основной формой организации коррекционной работы логопеда является индивидуальная образовательная деятельность, В работе учителя-логопеды руководствуются «Программой воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи детей старшего дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, программой «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.Б.Филичевой, Т.В.Чиркиной. Образовательная деятельность проводится индивидуально не менее 2 раз в неделю, их периодичность определяется тяжестью нарушений речевого развития детей. Длительность составляет 10-15 минут.  Индивидуальная образовательная деятельность проводится в основном в свободное время с учетом режима работы МБДОУ.

Педагог-психолог проводит психодиагностику детей, осуществляет коррекционно-развивающую деятельность, оказывает психолого-профилактическую и консультативную помощь родителям и педагогам МБДОУ (по мере необходимости). В работе с детьми педагог-психолог использует технологии: А.А.Реана «Психология детства», В.Леви «Новый нестандартный ребенок». Мотивационные занятия с будущими первоклассниками, «БОС» - обучение диафрагмальному дыханию, «Антистрессовый тренинг». Работа психолога ведется в совместной деятельности педагога с детьми.

Образовательная область – «Физическая культура» предусматривает - Физическое развитие и реализуется в организованной деятельности со средней группы. Основными формами коррекционно-педагогической работы в процессе физического развития  являются индивидуальные и групповые виды организованной деятельности по развитию у детей с нарушением зрения навыков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др. Нарушение зрения отрицательно сказывается на овладении детьми движениями, ориентировкой в пространстве, на общем физическом развитии и состоянии здоровья. Поэтому с детьми планируется три непосредственно образовательных  вида деятельности по физическому развитию в неделю. Одно из них – на воздухе.

Образовательная область – «Здоровье» реализуется в процессе совместной деятельности взрослого и детей, в процессе режимных моментов, организованных видах деятельности по ознакомлению с окружающим, беседах, чтении художественной литературы.

     Образовательная область – «Безопасность» - предусматривает: ознакомление с окружающим (развитие экологической культуры). Реализуется в процессе совместной деятельности взрослого и детей, беседах, чтении художественной литературы, организованных видах деятельности по ознакомлению с окружающим миром.

      Образовательная область «Социализация» реализуется в организованной деятельности по ознакомлению с окружающим, беседах, чтении художественной литературы, игровой деятельности

      Образовательная область «Труд» реализуется в организованной деятельности по ознакомлению с окружающим, совместной деятельности взрослого и ребенка, беседах, чтении художественной литературы.

     Образовательная область – «Познание» - предусматривает образовательные компоненты: развитие элементарных математических представлений (РЭМП) (со средней группы), сенсорное развитие (со средней группы),  конструирование, ознакомление с окружающим (со средней группы).

      Образовательная область «Коммуникация» предусматривает: развитие речи (со средней группы) и обучение грамоте (в подготовительной группе)

      Образовательная область «Чтение художественной литературы» предусматривает: чтение и рассказывание детям. Реализуется в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и ребенка.

        Образовательная область «Художественное творчество» предусматривает: «Изобразительное искусство»: рисование, лепка, аппликация, ручной труд

      Образовательная область «Музыка» реализуется в непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию (со средней группы)

 В ДОУ представлены коррекционные виды организованной деятельности, направленные на  преодоление вторичных отклонений нарушения зрения у детей: развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, коррекция нарушений речи. Специальные коррекционные виды организованной деятельности по исправлению недостатков развития (развитие зрительного восприятия, логопедические виды организованной деятельности) проводятся по подгруппам и индивидуально. Подгруппы комплектуются с учетом однородности недостатков развития воспитанников. Коррекционные виды организованной деятельности по ориентировке в пространстве проводятся индивидуально и по подгруппам, комплектуются с учетом состояния зрения детей.       Коррекционная работа строится как многоуровневая система,          обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизиологического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения. Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка, в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, организованных видах деятельности и т.д.                                                                                                               Направленное обучение и воспитание, предусматривающие формирование навыков и умений пользоваться неполноценным зрением и формирование компенсаторных форм ориентации строится за счет развития сохранных анализаторов, речи и мышления. Все виды коррекционной работы пронизаны задачами лечебного процесса, включая задачу снятия побочного влияния медицинских процедур на психику ребенка. Развитие бинокулярного и стереоскопического зрения осуществляется в дидактических играх, в организованной деятельности по рисованию, лепке, физкультуре и др. Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности согласуется с врачом-офтальмологом.        

        Специфика вторичных отклонений детей с нарушением зрения требует направленной коррекции не только учебной деятельности, не менее важно развитие коммуникативных умений, мелкой моторики рук детей, ритмических способностей, регуляция эмоциональных, нравственно-поведенческих и других свойств психики. Коррекционная работа по развитию у детей зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве проводится учителем-тифлопедагогом 1-2 раза в неделю  в первой и во второй половине дня индивидуально и подгруппами, в часы, отведенные на инвариантную часть.

В детском саду во второй половине дня проводятся занятия ритмикой (обучение спортивным танцам)  (со старшей группы, 1 раз в неделю, по желанию детей и с согласия родителей). Обучение танцам   включает развитие у детей музыкально-ритмических движений и координации. Целью организованной деятельности по обучению спортивным танцам детей с нарушением зрения является преодоление трудностей зрительно-пространственной ориентировки, некоординированности двигательных актов, их аритмичности; обучение соотнесения своих движений с темпом и ритмом, скоростью и плавностью музыки, отзывчивости к различным двигательным актам. Спортивные танцы способствует снятию двигательной скованности детей с нарушением зрения, развитию зрительно-двигательной ориентировки.

Изобразительная деятельность служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности детей с нарушением зрения. В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию у детей реальных образцов предметов окружающего мира. С этой целью в МБДОУ во второй половине дня в совместной деятельности педагога с детьми проводятся дополнительные занятия  художественно-эстетической направленности. На таких занятиях дети обучаются нетрадиционным техникам изображения предметов и методам пластилинографии.

С целью развития познавательных способностей детей проводится во второй половине дня экспериментальная деятельность.

Количество дополнительных занятий  образовательной деятельности во второй половине дня не превышает одного в неделю и включено в максимально-допустимую недельную нагрузку. Продолжительность – 10 - 20 минут, в зависимости от возраста детей. Все занятия проводятся по выбору детей и с согласия родителей.

Вариативная часть – региональный компонент проводится в интеграции образовательных областей и в совместной деятельности педагога с детьми.

*Вариативная часть – одно занятие в неделю по выбору детей  и  с согласия родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содежит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на премерную общеобразовательную программу.

Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содержит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на примерную общео...

Учебный план на 2013/14 учебный год

Учебный план составлен в соответствии с ФГТ....

Учебный план на 2013-2014 учебный год старшей группы

Учебный планна 2013-2014 учебный годстаршей группы...

Учебный план на 2015-2016 учебный год

В данном материале представлент учебный план на 2015-2016 учебный год, который включает в себя: график учебного процесса на 2015-2016 учебный год, общие положения, распорядок дня на холодный и теплый ...

Пояснительная записка к учебному плану 2015- 2016 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану 2015- 2016 учебный год...