" Интегрированный подход в работе с дошкольниками"
консультация (подготовительная группа) на тему

Бикиева Раушания Расимовна

Сегодня в дошкольном образовании, к сожалению, появились тенденции увеличения количества нод режиме дня, включения в них такого содержания, которое неинтересно и недоступно детям. В результате дети имеют отрывочные представления, а полученная информация не становится знанием, так как не актуализируется ребенком в жизни. С экономить детям время для общения, самостоятельного творчества и игровой деятельности поможет проведение интегрированых нод. На таких нод происходит объединение различных областей знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой про- граммой детского сада. Главная задача педагога заключается в том, что бы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

Интегрированный подход в работе с дошкольниками

       Известно, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для а фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача школьных образовательных учреждений и семьи заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и читать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить свободно грамотно строить свои высказывания, пробуждать познавательные интересы.

           Сегодня в дошкольном образовании, к сожалению, появились тенденции увеличения количества нод режиме дня, включения в них такого содержания, которое неинтересно и недоступно детям. В результате дети имеют отрывочные представления, а полученная информация не становится знанием, так как не актуализируется ребенком в жизни. Сэкономить детям время для общения, самостоятельного творчества и игровой деятельности поможет проведение интегрированных нод. На таких нод происходит объединение различных областей знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой про- граммой детского сада. Главная задача педагога заключается в том, что бы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, быть нужными при последующем обучении в школе, доступны ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его повседневной жизнью. Кроме того, они должны:

—вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформу- лированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

—стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);

—повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Нами была создана и в течение нескольких лет успешно апробирована система интегрированных занятий, на которых объединялись три области знаний.

•Подготовка к обучению грамоте: развитие речевого слуха, сенсорное развитие ребенка в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложении.

• Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование грамматической структуры речи.

• Ознакомление с окружающим миром.

Содержание первой области знаний основывается на программе «Звуки речи, слова, предложения — что это?». Две другие могут опираться на любые программы по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, реализуемые в вашем дошкольном учреждении.

Тематика интегрированных нод может охватывать темы, пред- ставленные в данном пособии, а может их расширять и дополнять с учетом личного опыта детей, их индивидуальных возможностей. Разнообразие тем побуждает детей к эмоциональным переживаниям, обращенности к своим мыслям и чувствам, возникновению потребности в речевой коммуникации как средству самовыражения. При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующее:

—содержание базисных программ детского сада;

—положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослым и детьми;

—выразительность и эмоциональность речи педагога;

—возрастные, индивидуальные психологические особенности детей группы;

—постановку проблемных задач, задач повышенной трудности;

—обязательное использование наглядности;

— постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм к организации;

—включение моментов самоконтроля и самооценки.

В качестве примера интегрированного занятия приведем план конспект занятия по теме «Водное царство».

Содержание знаний

• Окружающий мир: знакомство детей со значением воды в природе и жизни человека; знакомство со свойствами воды (прозрачна текучая, бесцветная, без запаха и вкуса) и тремя ее состояниями (жидкость, пар, лед); формирование представлений о животных, обитающих в разных водоемах и рядом ними (рыбы, лягушки, дельфины, тюлени и др.); воспитание береж- ного отношения к воде.

• Развитие фонематического восприятия: формирование у детей умения выделять на основе чувственного опыта опознавательные признаки согласного звука (В) знакомство условным обозначением твердости согласного звука (В) фишкой синего цвета, знакомство с буквами «В, в»

• Развитие речи: расширение словарного запаса детей (водоем, пруд, озеро, пресная, прозрачная и т.д знакомство со словами, и общую часть «вод» (водопад, водоросль, водолаз); обучение умению согласовывать существительные с прилагательными; подбирать антонимы; упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа (рыб, лягушек, тюленей и т.д.); обучение составлению рассказа-сказки о «Путешествии капельки»

Наглядный материал: глобус, картинки с изображением водопада, водолаза, водорослей, реки, океана, озера; иллюстрации животных: речных и морских рыб, лягушки, дельфина, тюленя; стаканчики для воды, электрокипятильник и замороженный кубик льда; фишка синего цвета, буквы «В, в».

Дидактические игры: «Скажи наоборот» (подбор слов с противоположным значением); «Бывает — не 6ывает» (подбор реальных и вымышленных ситуаций).

Структура занятия, методы и приемы работы с детьми

Структура интегрированного занятия строится таким образом, что во вводной части создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.

Например, детям задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?». После этого начинается основная часть занятия, в которой детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (значение воды в природе и жизни человека и т.д.) с опорой на разнообразную наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, развитию фонематического слуха (нахождение слов, в произношении которых есть звук [в) и выделение его голосом), связного высказывания. В заключительной части или между частями занятия детям предлагается дидактическая игра на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Постановка проблемных вопросов и ситуаций обостряет мыслительную деятельность, учит аргументировано рассуждать, самостоятельно добывать знания, устанавливать причинно-следственные связи, подводит к самостоятельным выводам и умозаключениям, становится залогом развития познавательных интересов, выражающихся в активном поиске разрешения проблемы, догадке, готовности к решению задачи; в эмоциональных проявлениях: удивлении, чувстве ожидания нового, радости успеху; в волевых усилиях. Проблемные вопросы стимулируют появление своего рода совместных с педагогом открытий. Они направляют активность ребенка, его мысль и деятельность на решение таких задач, которые без сотрудничества со взрослым не были бы предметом его внимания и осознания. Для развития

речевой и познавательной активности детей им даются задания: «докажи», «объясни», «как ты узнал?». Ребенок приучается к тому, что об одном и том же предмете или явлении можно спросить по-разному. Если ребенок не участвует в диалоге, то целесообразно применение приема «Я начну, а ты продолжи». Это дает возможность педагогу направлять речевую коммуникацию детей, определяя ее структуру и последовательность выстраивания. Ребенок включается в своего рода сотворчество со взрослым, поскольку ему предлагается закончить начатое взрослым высказывание. Для ребенка задания такого характера интересны потому, что, во-первых, они воспринимаются им как игра и способствуют непринужденности и активности, а, во-вторых, начатая педагогом фраза облегчает ему задачу, служит речевым эталоном, по аналогии с которым дошкольник выстраивает собственную речевую коммуникацию. Постепенно от такой во вопросно-ответной формы общения ребенок переходит к инициативной речи. Умение слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывание партнера, рассуждать, аргументировать высказывания — качества, формирующиеся у детей от  НОД к НОД посредством использования таких приемов, как групповые беседы, недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, игровая и коммуникативная мотивация занятий.

Чтобы стимулировать чувственное познание, составляющее основу содержания познавательной деятельности детей, одним из главных условий проведения интегрированного занятия является обязательное присутствие разнообразной наглядности: картин, муляжей, реальных предметов и игрушек, карточек, театральных персонажей и сказочных героев и т.д.

                 Также важным для проведения интегрированного    НОД становится определение соотношения знакомого и нового материала. Новый материал обязательно должен основываться на уже изученном и хорошо усвоенном, что будет способствовать быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенком к решению проблемной ситуации своего собственного опыта, актуализации имеющихся знаний. НОД должно носить игровую форму. Именно она дает глубину восприятия и эмоцио- нальную окрашенность. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, сталкиваясь с трудностями, «скрытой» учебной задачи.

          На интегрированных НОД целесообразно использовать разнообразные речевые дидактические игра с целью знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представлений многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности своих силах. Особое внимание должно обращаться на работу по звукопроизношению, развитию фонематического восприятия. Так как правильная артикуляция способствует лучшему слуховому восприятию, то небольшая фонетическая зарядка должна всегда присутствовать на занятиях. дети очень любят игры со звуками, когда нужно отыскать «спрятавшийся» звук, определить место звука в слове, придумать слова на заданный звук и т.д. Все это способствует развитию интереса звучащей стороне речи.

     Интегрированный подход к проведению  НОД  помогает решить задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создав положительный эмоциональный а строй, формирует познавательны интересы.

                                

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«Интегрированный подход в обучении дошкольников»

                                                                   Старший воспитатель:

                                                                            Бикиева Р.Р.

2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Из опыта работы.Применение блочного планирования в воспитательной работе с дошкольниками.

Педагогическим коллективом  разработана система  блочного планирования в работе с дошкольниками. На каждой неделе рассматривается определенная тема, с учетом этой темы планируется  орга...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

Работа с дошкольниками Занятие по нравственному воспитанию дошкольников Тема: «Путешествие в страну добрых дел»

Продолжить формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.Показать, как приятно дари...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...