Психолого - педагогическое сопровождение основной образовательной программы в МБДОУ "Д/с № 19" г.Коркино.
учебно-методический материал на тему

Чегодаева Наталья Викторовна

В материале представлены основные направления деятельости педагога - психолога ДОУ. Цели, задачи сопровождения, алгоритм. Диагностические методики (название, описание, источник) представлены в приложении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы в МКДОУ №19 г Коркино

Основные направления деятельности психолога ДОУ.

Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

По следующим направлениям:

Познавательная сфера: мышление, память, восприятие, мелкая моторика.

Эмоционально-волевая сфера: проявления агрессивного поведения, страхи, повышенная тревожность, эмоциональный комфорт в детском саду, личностная и волевая готовность к школе.

Коммуникативная сфера: социометрия группы.

Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы. По результатам диагностики дается заключение педагога – психолога на каждого диагностируемого ребенка, особо выделяются дети с проблемами развития, сюда входит познавательная, волевая, эмоциональная, поведенческая сферы.

Дополнительно:

• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

- Работа по адаптации детей, педагогов, родителей к условиям новой социальной среды.

- Анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога.

- Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей.

- Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью

оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

3. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Психокоррекционная работа проводится в следующих сферах:

 • Эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль.

 • Коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье.

 •   Познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов.

 Основные методы коррекционных воздействий:

 •  индивидуальная игровая терапия: подвижные, познавательные игры, игры с песком и водой, сюжетно – ролевые;

 • сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;

 •  психогимнастика;

 •  куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которых травмирует ребенка;

 •  арттерапия: работа с красками, песком и т.д.

 • релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;

 •  игры по развитию психомоторики.

 

4. Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

Создание информационных уголков психолога.

Каждое из названных направлений  строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опирается на игровые технологии и приемы.

5. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения   являются:

•  Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.

•  Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

•  Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

•  Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.

•  Профилактическая  работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.

•  Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.

•  Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

Психолого-педагогическое сопровождение структурировано в форме следующего алгоритма:

1.Определение степени адаптации детей раннего возраста.

2.Психодиагностические исследование детей раннего возраста - определение уровня нервно-психического развития.

3. Психолого-педагогическая диагностика определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей.

4. Психолого-педагогическое обследование личностной и эмоционально-волевой сферы детей:

-   выявление детей с повышенным уровнем тревожности;

- изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада, «социометрия»;

-  выявление представлений ребенка об  отношении к нему других людей, диагностика его самооценки.

5. Исследование процесса произвольности психической деятельности - развитие зрительно-моторной координации.  Психодиагностическое исследование  школьной зрелости.

6. Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.

7. Мониторинг детского  развития (мониторинг развития интегративных качеств).

Приложение "Диагностические методики, используемые в работе педагога - психолога МКДОУ №19 Чегодаевой Н.В.".



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

используемые в работе педагога-психолога МКДОУ №19 Чегодаевой НВ (приложение к материалу "Психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы в МКДОУ №19 г.Коркино)

Название

Методические средства (методики, тесты).

Возрастная  категория

Описание методики

Критерии оценки

Источник (литература)

1

2

3

4

5

6

1.

Определение степени адаптации детей раннего возраста

1.1

Определение степени адаптации детей раннего возраста.

Шкала для определения эмоционального профиля дошкольников при адаптации в условиях детского сада.

МИ Студеникин, ЮА Макаренко, АИ Баркан

Проводится наблюдение за эмоциональными проявлениями ребенка во всех режимных моментах и свободной деятельности.

+13 и более-благоприятная адаптация,

от +6 до +12 –среднеблагоприятная (условно благоприятная),

менее +6 – неблагоприятная.

Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., «Просвещение», 1986г. К.Л. Печора, Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина

2.

Психодиагностическое исследование детей раннего возраста - определение уровня нервно-психического развития.

2.1

Определение уровня нервно-психического развития детей раннего возраста.

Диагностика нервно-психического развития.

КЛ Печора,

ГВ Пантюхина,

ЛГ Голубева.

Возрастная категория:

1г 3мес;

1г6мес;

1г 9мес;

2г;

2г 6мес;

3года

Ребенку предлагается выполнить тестовые задания по линиям развития: понимание речи, активная речь, сенсорное развитие, игра и действие с предметами, движения, навыки, конструктивная деятельность, изобразительная деятельность,  социальное развитие.

Выполнение ребенком тестовых заданий в достигнутом им возрастном периоде оценивается как соответствие развитию в обозначенный эпикризный срок (эпикризные сроки: 1г3мес; 1г6мес; 1г9мес; 2г; 2г6мес; 3года)

Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., «Просвещение», 1986г. К.Л. Печора, Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина

3.

Психолого – педагогическая диагностика определение уровня умственного развития  и состояния интеллекта детей

3.1

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.

 

Используется комплект методик: «Дом животного» (адаптированный вариант методики Векслера); «Нарисуй человека» (адаптированный вариант Гудинаф-Харрисона);

«Включение в ряд» (методика АА Венгера); «Сложи разрезную картинку» и др.

Возрастная категория: 2-3г; 3-4г; 4-5лет;

5-6лет; 6-7 лет.

Представлены методики, направленные на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха разных возрастных категорий. Ребенку предлагается выполнить 10 заданий :

*поиграй;

*коробка форм;

*разбери и сложи матрешку;

*дом;

*сложи разрезную картинку;

*угадай, чего нет;

*посчитай;

*построй из палочек;

*нарисуй человека;

*расскажи.

Задания варьируются, диагностируя ведущие линии развития на каждый возрастной период дошкольного  детства.

 

Выполнение заданий оценивается в баллах от 1 до 4.

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении 10 заданий – есть показатель психического развития. В том случае, если ребенок набирает   34 – 40 баллов – развитие соответствует возрастной норме.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М., «Просвещение», 2005г.

Под ред. Е.А. Стребелевой.

 

4

Психолого-педагогическое обследование личностной и эмоционально-волевой сферы детей

4.1

Диагностика тревожности.

Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.

Возрастная категория:

с 5 лет.

Ребенку предъявляются в определенной последовательности    14 рисунков. Каждый рисунок представляет типичную для жизни дошкольника ситуацию. Материал выполнен в двух вариантах: для девочек и для мальчиков. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы, ниже предлагаются два варианта изображения лица: грустное и веселое.

 

На основании выборов ребенка вычисляется индекс тревожности (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14).

Практическая психология в начальной школе, М., Творческий центр «Сфера»,

1998г. Р.В. Овчарова

Методика определения готовности к школе. СПб, «Иматон»,2003г. Л.А. Ясюкова

4.2

Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада

Социометрический эксперимент по  методике Т.А. Репиной «Секрет»

Возрастная категория:

5-6 лет,

6-7 лет

Ребенку предлагается о дарить 3-х наиболее предпочитаемых сверстников и высказать предположение, от кого он ждет подарок.

По результатам   выборов детей заполняется таблица. Для анализа используются следующие параметры:

1.социометрический статус детей группы;

2.коэффициент осознанности своего положения в группе;

3.коэффициент удовлетворенности отношениями;

4.показатель эмоциональной сплоченности группы.

Выявляются группы детей:

1. «предпочитаемые»;

2. «принятые»;

3. «не принятые»;

4. «отверженные».

Работа педагога-психолога в ДОУ. М., «АЙРИС ПРЕСС», 2005г. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева.

4.3

Выявление представлений ребенка об  отношении к нему других людей, выявление его самооценки.

Методика «Лесенка» В.Г. Щур

Возрастная категория:

5-6лет,

6-7 лет.

Ребенку выдается лист бумаги, на котором нарисована лестница и предлагается поставить себя на соответствующую ступеньку (по инструкции

в середине лестницы находятся хорошие ребята, чем ниже – тем хуже, на самой высокой – самые хорошие)  

В зависимости от местоположения ребенка на лестнице делается вывод о его самооценке.

Анализ теста выявляет неблагополучие в структуре личности ребенка и в его отношениях с близкими взрослыми.

Практикум для детского психолога, Ростов-на Дону, «Феникс», 2004г. Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько

5

Исследование процесса произвольности психической деятельности – развитие зрительно-моторной координации. Психодиагностическое исследование школьной зрелости.

5.1

Развитие зрительно-моторной координации.

Ориентировочный тест  школьной зрелости Керна – Йерасека.

Возрастная категория:

с 5 лет.

Тест состоит из трех заданий: - рисование мужской фигуры по представлению,

- подражание письменным буквам,

- срисовывание группы точек.

В соответствие с тестом выполнение заданий оценивается в баллах.

1-5 высокий уровень,

6-9 средний,

10 – 15 низкий.

Полученные результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности.

5.2

Диагностика определения готовности детей к обучению в школе.

Методика определения готовности детей к обучению в школе. Л.А. Ясюкова.

Возрастная категория:

с   6 лет.

Ребенку предлагается выполнить тестовые задания по следующим психологическим качествам:

развитие речевой и зрительной памяти,

развитие речи; интуитивное мышление, образное мышление, речевое мышление, абстрактное мышление, логическое мышление; корректурная проба.  

Выполнение заданий оценивается в баллах. Подсчитывается количество баллов по каждому психологическому качеству и сравнивается с  нормативными показателями – на основании этого делается вывод об уровне развития психологических функций ребенка (уровень готовности к обучению в школе).

Методика определения готовности к школе. СПб, «Иматон»,

2003г. Л.А. Ясюкова

5.3

Изучение состояния памяти.

Методика «10 слов», автор А.Р.Лурия.

Возрастная категория:

с 5 лет

Ребенку называют 10 односложных и двусложных слов. Слова простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой смысловой связи. Опыт повторяется 3,4,5 раз, до тех пор, пока ребенок не назовет все слова.

Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в каждом повторе.

На основании этого составляется кривая запоминания. В норме кривая идет вверх.

9-10 выс уровень,

6-8 средний,

1-5 низкий.

Психолог в дошкольном учреждении. М., издательство «ГНОМ и Д», 2002г. Под ред. Т.В. Лаврентьевой

6.

Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.

6.1

Общение со взрослыми и сверстниками.

Изучение особенностей общения воспитателя с детьми.

Проводится наблюдение за воспитателем в разных видах деятельности.

Анализ протоколов проводят по схеме:

-эмоциональное отношение;

-оценочное отношение воспитателя к детям;

-требования воспитателя к детям;

- вопросы воспитателя к детям.

Отмечают целесообразность и обоснованность высказываний воспитателя, учет особенностей детей. На основании этого делают выводы об особенностях общения и эмоционального отношения воспитателя к детям.

Практикум по детской психологии. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, М., 1995г

6.2

Изучение оценочных отношений воспитателя к детям.

Изучение особенностей общения воспитателя с детьми.

Проводится наблюдение за воспитателем в разных видах деятельности. Затем с ним беседуют.

Анализ протоколов проводят по схеме:

-систематичность оценивания деятельности детей;

-оценка общая или дифференцированная;

-объективность оценки;

-мотивированность оценки;

-критерии оценки деятельности детей;

-использование невербальных средств. Сопоставляют данные наблюдения и беседы, делают вывод о характере оценочного отношения педагога к воспитанникам и его влияние на поведение и деятельность детей.

Практикум по детской психологии. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, М., 1995г

6.3

Изучение компетентности воспитателей в работе с родителями.

Воспитатели заполняют опросный лист

Опросный лист содержит 9 вопросов, к каждому из них предлагается 3 варианта ответов.

Анализ проводится по схеме-

9 вопросов делятся на 4 шкалы:

-приоритетные ценности;

-психоэмоциональное состояние;

-самооценка;

-стиль общения.

Психодиагностика, коррекция и развитие личности. Н.И. Шевандрин, М., 1998г

6.4

Проективный тест «Семейная социограмма»

Проективный тест «Семейная социограмма» позволяет    выявить положение  субъекта в системе межличностных отношений, характер коммуникаций в семье.

Респонденту дается лист бумаги с нарисованным кругом. Члены семьи должны нарисовать в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружочков и подписать их, не советуясь друг с другом.

Анализ проводят по схеме:

- сопоставить число изображенных  членов семьи с реальным;

-расположение кружков относительно друг друга;

-величина кружков;

-расстояние между ними.

Методы семейной диагностики и психотерапии. Э.Г. Эйдемиллер, М., С.П., 1996г

6.5

Анкетирование родителей «ГкШк»

Родители заполняют анкету, содержащую несколько вопросов по готовности детей   к обучению в школе.

Анкета  «Осведомленность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе»

 Анализ анкетирования позволяет выстроить работу с родителями и компенсировать знания, в которых они не осведомлены.  

Психодиагностика, коррекция и развитие личности. Н.И. Шевандрин, М., 1998г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Методические разработки программы по психолого-педагогичекому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

доклад-презентацияТехнологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО как системное решение актуальных для образовательного учреждения задач средствами психологической теории и практики.

Оценка уровня владения аттестуемым педагогом-психологом технологиями психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, зависит от степени владения критериев технологии. Раб...

«Значение образовательных технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО во время аттестации педагогов-психологов»

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...

Система психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в условиях ФГОС ДО

Система психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в условиях ФГОС ДО     Подготовила пе...

ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.

Данная программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога  по всем направлениям, а также включает в себя организацию психолого-педагогического сопровождения деятельн...

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений «Дорогою добра»

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС «Дорогою добра»разработана в соответствии с федеральным государственным об...