Главные вкладки

    диагностический материал для мониторинга образовательной области Художественное творчество во второй младшей группе
    методическая разработка по теме

    Алексеева Ольга Васильевна

    разработаны примерные диагностические задания для детей второй младшей группы по рисованию, лепке и аппликации для мониторинга образовательного процесса в ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon khudozhestvennoe_tvorchestvo.doc467.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательная область: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

    Раздел: РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  РИСОВАНИЕ

    Дата «______» _____________ 20    г.                                                                       ПРОВОДИТ: __________/ ________________________________/

    № п/п

    Фамилия имя ребенка

    Технические

    навыки

    Изобразительные навыки

    Знание цветов

    Всего баллов

    Уровень

    Навыки работы с карандашом

    Навыки работы кистью и красками

    короткие линии, штрихи

    прямые линии в разных направлениях

    изображение округлых форм

    Изображение прямоугольных форм (конец года)

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    24.

    Итого

    Примечание: на середину года навык изображения прямоугольных форм не обследуется

     

     

     

     

    Диагностические задания   ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ   « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО». РИСОВАНИЕ

    1. Технические навыки

    Навыки выявляются в ходе наблюдения за ребенком на рисовании (организованная и свободная деятельность). Фиксируется:

    • Умение правильно держать карандаш (кисть)
    • Свободное движение руки при рисовании
    • Аккуратность при пользовании краской
    • Бережное отношение к кисти

    Низкий уровень (1 балл)

     Средний уровень (2балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень (4 балла)

    карандаш

    Не умеет правильно держать карандаш, после исправления  продолжает держать неправильно

    Пальцы  напряжены, сильный нажим (едва заметный след карандаша)

    Карандаш изначально держит может взять неправильно, но с помощью взрослого исправляет положение. Движения руки не свободны

    Периодически забывает о правильном положении карандаша в руке, требуется напоминание. Мышцы руки часто напряжены, но движения свободны

    Правильно держит карандаш, движения свободные, без напряжения, нажим на карандаш достаточный

    кисть и краски

    Не правильно держит кисть, набирает слишком много краски, не промывает кисть водой, не пользуется салфеткой (необходимы напоминания)

    Может неправильно держать кисть, но исправляется после напоминания. Краской и водой пользуется более аккуратно, но необходимы периодически напоминания

    Удерживает кисть в руке практически правильно. Правильно набирает краску из банки, но промывает кисть не совсем тщательно, забывает ее осушить

    Все навыки сформированы: правильно держит кисть, аккуратно набирает краску, снимает лишнюю о край банки, тщательно промывает кисть, осушивает ее о салфетку

     

    1. Изобразительные навыки

               И г р а «Закончи рисунок».

    Методика предъявления задания

    Воспитатель предлагает ребенку альбомный лист с изобра жением полянки(зеленой травки) и зайчика; набор карандашей (желтый, красный, синий). Начинает повествование (вариант для диагностики в середине года):

    -  Однажды на полянку выбежал погреться зайчик. День был теплый, потому что светило солнышко. Нарисуй солнышко.

    Ребенок рисует круг и лучики 

    -  Но вдруг пошел дождик. Нарисуй дождик

    Рисование короткими штри хами дождя.

    -  Зайчик не знает, куда ему спрятаться. Нарисуй елочку, под которой зайка смог бы спрятаться от дождя

    Рисование прямой вертикальной и горизонтальных под небольшим наклоном линий.

    Вариант для диагностики в конце года:

    Ребенку предлагают альбомный лист с силуэтным изображением полянки и цветные карандаши. Начинают повествование:

    -  Жил-был цыпленок Пик. Однажды он решил погулять и пришел на эту полянку. Нарисуй цыпленка на полянке

    Рисование  двух кругов (туловище, голова),  линий (ног)

    -  Но, вдруг пошел дождик. Нарисуй

    (рисование коротких линий)

    - Куда бы укрыться цыпленку от дождя? Нарисуй ему домик,( похожий на скворечник)

    Рисование прямоугольника.

     

    Низкий уровень (1 балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень(4 балла)

    Значительные искажения в передаче формы,  безразличие к цвету, расположению изображений на листе. Ребенок может отказаться от изображения чего-либо, или попросить о помощи нарисовать.

    Имеются незначительные искажения в передаче форы, изображение нагромождено, расположено не по всему листу.

    Обращается с вопросами по поводу изображения к взрослому, просит показать.

    Формы предметов переданы правильно. Расположение на листе без погрешностей. В процессе рисования не действует уверенно, переспрашивает, уточняет способы изображения.

    Изображение выполнено по всему листу, переданы все характерные особенности изображаемых объектов и явлений. В процессе работы за помощью и разъяснениями не обращается.

    1. Знание цветов

    Игра «Подбери шарики к ниточкам»

    Методика проведения:

    Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованными на нем линиями разных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, розовый, голубой, серый) и набор круглых и овальных форм таких же цветов. Задание – подобрать шарики такого же цвета, как и ниточки. При выполнении задания, уточнить у ребенка название цвета шарика

    Низкий уровень (1 балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень(4 балла)

    Различает не более 3 цветов. В назывании цветов путается. Допускает ошибки при подборе.

    Различает в назывании только основные 4 цвета. Подбирает цвета правильно

    Называет все цвета, кроме одного. Подбирает цвета правильно

    Называет и различает все цвета.

    Обработка результатов:

    Середина года

    Конец года

    От 6 до 8 – низкий уровень

    От  7до 10-низкий уровень

    От 9 до 14 – средний уровень

    От 11 до 17 – средний уровень

    От 15 до 20 – уровень выше среднего

    От 18 до 24 – уровень выше среднего

    От 21 до 24 – высокий уровень

    От 25 до 28- высокий уровень

    Образовательная область: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

    Раздел: РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  ЛЕПКА

    Дата «______» _____________ 20    г.                                                                       ПРОВОДИТ: __________/ ________________________________/

    № п/п

    Ф И ребенка

    Навыки умения

    Представление о способах лепки

    Всего баллов

    Уровень

    Раскатывание прямыми движениями

    Раскатывание круговыми движениями

    Соединение в кольцо

    Прием сплющивания шара

    Прием соединения двух частей

    Аккуратность

    Итого

    Диагностическое задание ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ   « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО». ЛЕПКА  занятие (НООД) «У куклы Маши день рождения»

    Воспитатель вносит куклу и от  ее имени сообщает о том, что у нее сегодня день рождения, а она не знает, чем угостить своих гостей. А друзей будет много, поэтому угощения должно быть много.

    -  давайте поможем Маше подготовиться к празднику и вылепим ей угощения

    -  Какие  угощения можно вылепить из пластилина (глины) ?

    Предлагает поэтапно выполнить следующие виды угощений: баранки, печенье, блины, яблоко или конфеты чупа-чупс

    В ходе выполнения работы воспитатель обращает внимание на сформированность следующих навыков и умений:

    1. Умение раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук
    2. Умение  соединять  концы палочки в кольцо
    3. Умение раскатывать комочки круговыми движениями
    4. Умение сплющивать шар
    5. Умение присоединять (прижимать)две части
    6. Умение выполнять работу аккуратно
    7. Наличие  представления о способах лепки того или иного предмета

    В конце работы обыгрывается сюжет «День рожденья»

    Низкий уровень (1 балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень(4 балла)

    1.испытывает трудности в раскатывании пластилина прямыми движениями рук

    1.раскатывает пластилин между ладонями рук, но чувствует некоторую неуверенность

    1.раскатывает пластилин одним из способов (только между ладонями или на дощечке)

    1.раскатывает пластилин двумя способами, действия уверенные, самостоятельные

    2.умение не сформировано (концы не соединяет между собой)

    2.умение сформировано, но  концы соединяет плохо, внахлест

    2.не обращает внимание на качество присоединения концов палочки

    2.готовая работа выглядит аккуратно, концы соединены, прижаты

    3. испытывает трудности в раскатывании пластилина круговыми движениями рук

    3. раскатывает пластилин между ладонями рук, но готовый предмет не совсем напоминает шар

    3.раскатывает пластилин (глину) круговыми движениями, при этом поверхность шара не  гладкая

    3.уверенно и без особых усилий создает форму похожую на шар с гладкой поверхностью

    4.не выполняет прием сплющивания (раздавливает кусок на доске и т.п.)

    4.при выполнении работы может выполнять прием сплющивания шара на доске(нет четкого владения навыком сплющивания между ладоней)

    4.сплющивает шар, сминая его между двумя ладонями, форма диска при этом может иметь рваные края

    4.уверенно сплющивает шар, диск с ровными краями

    5.не владеет приемом соединения двух деталей друг с другом

    5.соединяет детали не прочно

    5.соединение частей прочное, но не аккуратное

    5.прочно и аккуратно соединяет детали

    6.не поддерживает свое рабочее место в чистоте, работает не аккуратно

    6.при напоминании взрослого поддерживает свое рабочее место в порядке, дощечкой почти не пользуется

    6.не всегда показывает навык аккуратной работы, забывает про дощечку, может работать на столе

    6.сформирован навык аккуратного пользования пластилином (глиной), рабочее место сравнительно чище  сверстников

    7.может не знать, как вылепить отдельные предметы (из предложенных вариантов нет представлений о выполнении 2 предметов)

    7.может не знать, как выполнить соединение частей или не иметь представлений об одном из способов лепки.

    7.представления имеются, но в поведении может чувствоваться неуверенность

    7.уверенно выполняет работу на  все предложенные темы, знает несколько приемов лепки одной и той же формы(раскатывание между ладонями, на доске)

    обработка результатов:

    От  7до 10-низкий уровень

    От 11 до 17 – средний уровень

    От 18 до 24 – уровень выше среднего

    От 25 до 28- высокий уровень

    Образовательная область: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

    Раздел: РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  АППЛИКАЦИЯ

    Дата «______» _____________ 20    г.                                                                       ПРОВОДИТ: __________/ ________________________________/

    № п/п

    Ф И ребенка

    Навыки умения

    Всего баллов

    Уровень

    1.Выкладывание  форм

     в определенной последовательности

    (узор)

    2.Выкладывание изображения

    (предмет)

    3.Владение техническими навыками

    Итого по 3 параметру

    намазывание

    формы

    наклеивание

    аккуратность

    Итого

    Примечание: в показателе под номером 3 выставляется  только итоговый балл (серая строка)

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ   « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО».АППЛИКАЦИЯ 

    1. Выкладывание  форм  в определенной последовательности  (узор).

    1 этап. Воспитатель предлагает изготовить красивый шарфик для собачки. Показывает свой незаконченный  образец  ( «не успела сделать, помоги закончить») и предлагает  ребенку завершить работу

    2 этап. Затем воспитатель предлагает ребенку выложить свой узор на  полосе бумаге – шарфик для щенка.

    Инструкция: теперь сделай свой шарфик,  (из  геометрических форм 2  цветов 2 видов или 2 размеров).

    Низкий уровень (1 балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень(4 балла)

    Даже на первом этапе после подсказок и объяснений допускает грубые ошибки. Не понимает закономерности узора

    Выполняет после небольших подсказок, ритм улавливает не сразу.

    Выполняет самостоятельно.  На первых шагах возможно уточняющие вопросы взрослому. Соблюдает ритм.

    Выполняет самостоятельно. Чувствует ритм изображения. Вносит инициативу, творчество

    1. Выкладывание предметного изображения

    Воспитатель предлагает ребенку набор цветных геометрических фигур и 3 картинки

    Инструкция: выложи такие же картинки из фигурок.

    Низкий уровень (1 балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень(4 балла)

    В выполнении задания требуется подсказка взрослого и помощь в подборе форм при составлении изображения

    Раскладывает картинки не сразу, перебирает формы, примеривает, допускает ошибки или  чувствуется неуверенность.

    Выполняет задание не очень быстро, может допустить ошибку, но сам ее устранить

    Быстро выполняет задание, самостоятельно отбирает цвет. Вносит инициативу, творчество

     

    1. Владение техническими навыками.

    В процессе работы ребенка над созданием аппликации ведется наблюдение и фиксируются следующие умения:

    - намазывание клеем – используется ли клеенка при нанесении клея, на какую сторону бумаги наносится клей, в каком количестве (каким слоем) наносится, как распределяется по бумаге.

    -наклеивание – какой стороной прикладывается к фону намазанная клеем бумага, обращает ли внимание на ровное расположение формы на бумаге, сморщенность намазанного листа и т.п.

    - аккуратность – общее впечатление от действий ребенка, умение пользоваться салфеткой (промакивание наклеенного изображения), умение поддерживать порядок на столе (убирать кисть после работы на подставку)

    Низкий уровень (1 балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень(4 балла)

    У ребенка не сформированы представления о том, как наносится клей (формы плохо намазывает  может иметь место намазывание на лицевой стороне формы),  в процессе работы не обращает внимание на порядок. Работа не аккуратна,  не обращает внимания на порядок на рабочем месте

    Не совсем правильно наносит клей, не размазывает его по всей поверхности (или через чур много наносит клея), плохо прижимает, промакивает салфеткой наклеенную форму;  в готовой работе имеют место элементы наслоения, сморщенность

    В процессе работы ребенок может допускать элементы небрежности, но в целом работает правильно. Помнит о поддержании чистоты на рабочем месте.

    Все умения ребенка уверенные и правильные. Придерживается порядка, работа выглядит аккуратной. Поддерживает рабочее место в порядке

    обработка результатов:

    3-4 балла – низкий уровень

    5-7 баллов – средний уровень

    8-10 баллов – уровень выше среднего

    11-12 баллов – высокий уровень


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» во второй младшей группе на период с 3.09.12г. по 30.11.12г.

    Разработанная рабочая программа составлена для II младшей группы муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 «Ручеек» общеразвивающего вида с приоритетным ...

    перспективное комплексно-тематическое планирование образовательной области художественное творчество во второй младшей группе

    )МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА – ВТОРАЯ МЛАДШАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО СентябрьНепосредственноорганизованная образовательнаядеятельнос...

    Конспект по реализации образовательной области художественное творчество во второй младшей группе-лепка куклы Маши

    Конспект интегрированного занятия по образовательной области Художественное творчество. В данном конспекте подробно описано как слепить куклу с помощью элементарных приемов лепки. Также описана пальчи...

    Конспект по реализации образовательной области художественное творчество во второй младшей группе-лепка куклы Маши

    Конспект интегрированного занятия по образовательной области Художественное творчество. В данном конспекте подробно описано как слепить куклу с помощью элементарных приемов лепки. Также описана пальчи...

    Конспект по реализации образовательной области художественное творчество во второй младшей группе- аппликация "Скворечник"

    Данный конспект предназначен для проведения НОД во второй младшей группе. Аппликация из цветной бумаги.Данное занятие интегрированное. Присутствует сюрпризный момент, поэтическое слово, пальчиковая ги...

    Конспект Непосредственно образовательной деятельности в образовательной области Художественное творчество во второй младшей группе на тему «Матрёшки»

    Конспект  проведения нод по художественному творчеству «Матрёшки»Цели:Образовательные: продолжать знакомство детей  с народной игрушкой,  закрепить приёмы рисования дымковских узор...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественное творчество» во 2 младшей группе По теме: «Автомастерская»

    Программное содержание : Обучение созданию шариков из пластилина путем скатывания его между ладошками ,сплющивание пальчиками .Развитие мелкой моторики ,воображения.Материал : Картинки с изображением ...