Обобщение опыта: Ознакомление с родным городом - как средство патриотического воспитания
методическая разработка по теме

Клишина Галина Николаевна

"Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, ... стать подлинным патриотом" (С.Михалков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №50 «Теремок»    г.Тамбова

Воспитатель: Клишина Г.Н.



ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ ГОРОДОМ



КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО



ВОСПИТАНИЯ


      В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

   Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.

   «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).

   Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

   Наш современник, академик Д. С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

   Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

   

   В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства.

      Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

   Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

   В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

   Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление им социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

   В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

   В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее.

* Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

* Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

* Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В. И. Слободчиков) и является необходимым условием развития его субъектности.

* Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего.

*Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. п.).

* Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха и др.), познакомить с жителями города – носителями социокультурных традиций в области ремёсел, песен, танца и т. п.

*Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

*Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно- прикладного искусства, фольклор, музыка), позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты» (Р. М. Чумичева).

*Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к родному городу должны передаваться детям.

     При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы:

   *Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.

   *Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

   *Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

*Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, выставочном залом, музеем и т. п.

   Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.

    Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

   Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-эстетические, естественно-научные, художественно-эстетические и др. Кроме того «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие могут поделиться с младшими опытом, подготовить материалы, необходимые как для собственной деятельности, так и для занятий с малышами, сделать подарки для них. Так создается детское общество.

  Самым  сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее.

Сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками.

Обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать?»).

Не называть дат: они затрудняют восприятие материала. Использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или: «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете».

Использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объяснять; не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

   Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города. Достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

     Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи патриотического воспитания дошкольников:

*Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Тамбовского края.

*Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

*Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

*Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

*Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

   Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:

-административно-управленческом: построение системы краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования;

- организационно-методическом: методическое сопровождение краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов;

- воспитательно-образовательном: деятельность педагога включает отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребёнка, его возрастными особенностями и интересами; обогащение развивающей среды материалами о родном городе (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.); согласование тематики занятий по ознакомлению с городом с тематикой других занятий, с играми детей; создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом (предоставление детям возможности проявить своё творчество); обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; диагностику изменений в его развитии.

   Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

   Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребёнка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Макаренко сказал: «Вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».

   Эта работа актуальна и трудна. Она требует большого такта и терпения, т. к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными.

   Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.

   Очень хорошо, когда в детском саду работают семейные клубы типа «Родной край», «Посиделки». Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а также на предприятия, в учреждения района, города; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т. д.

   Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, которые собраны детьми совместно с их родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвенный материал. При этом реликвия может быть только семейной, например ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов семьи, дипломы и грамоты, извещения о гибели на фронте деда или прадеда («похоронка») и т. д.

   Это направление работы требует от воспитателя особого такта, внимания, чуткости по отношению к каждому ребёнку, так как могут иметь место обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из детей в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск документов о членах семьи. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.

   Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя и какие-либо работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. п.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздники русской Масленицы, берёзки т. д. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания"

Базовым этапом формирования у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине по праву считается накопление детьми опыта социальной жизни в родном городе, усвоение принятых в городе норм поведения,...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Обобщение опыта "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания".

Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса способствующего  формированию патриотического воспитания детей чере...

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

В статье делюсь опытом как я работаю по теме ознакомления юных петербуржсцев с родным городом....

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

Данный проект адресован работникам  дошкольных образовательных учреждений с целью   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,  формирования у детей любви к Ро...