Справка по социальному развитию детей в ДОУ.
материал на тему

Вишнивецкая Людмила Федотовна

Анализ социального развития детей в ДОУ. Имеет практическую ценность при прведении тематических проверок в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravka_po_sotsialnomu_razvitiyu.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Справка

по итогам тематической проверки

ДОУ         района.

Тема: Социальное развитие детей дошкольного возраста.

Цель: Определить эффективность воспитательно – образовательной работы в ДОУ по социальному развитию детей; выявить уровень сформированности у детей социальных навыков, проявляющихся в игровом взаимодействии, коллективном труде, совместной деятельности на занятиях; выявить причины и факторы, определяющие качество работы по социальному развитию детей в ДОУ.

Сроки проверки: октября 2008г.

Формы и методы: наблюдение и анализ занятий, трудовой и игровой деятельности детей; изучение предметно-развивающей среды, беседы с воспитателями и детьми, анализ документации, обследование детей.

   Проверка осуществлялась планово в ДОУ с. Дегтярное, с. Ромахово, с. Долгое. Были организованы наблюдения за детьми и педагогами на занятиях по развитию элементарных математических представлений в младшей и старшей  подгруппах; в процессе сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» (ДОУ с. Долгое, воспитатель  Анцупова Е.В.); в процессе коллективной трудовой деятельности в разновозрастной группе (ДОУ с. Дегтярное, воспитатель Смотрикова В.В.); в процессе самостоятельной деятельности детей в разновозрастной группе (ДОУ с. Ромахово, воспитатель Баранова И.Н.). В ходе проверки было проведено обследование уровня социального развития детей младшего и старшего дошкольного возраста; дана оценка профессиональных умений воспитателя; оценка создания условий: в группе, в методическом кабинете, в ДОУ; оценка планирования работы; оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

  В ходе проверки было установлено, что в вышеуказанных  ДОУ достаточный уровень социального развития детей: развития коммуникативных навыков; развития эмоций. Младшие дошкольники умеют общаться со взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации; умеют налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстниками в сюжетно-ролевой игре; используют в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства для выражения своего состояния. Но не все дети (ДОУ с.Долгое, Ромахово) используют средства общения, принятые в обществе. Не у всех детей в этих ДОУ наблюдается проявление вежливости и доброжелательности.

Старшие дошкольники умеют общаться  с разными детьми (младшими, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками). Некоторые дети владеют способами контакта с малознакомыми людьми, знают и используют вежливые формы обращения, умеют установить контакт с помощью вербальных и невербальных (мимика, пантомимика) средств. Большинство детей умеют тактично, с уважением обращаться с просьбами, вопросами; умеют попросить о помощи и оказать ее; умеют в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы  (ДОУ с. Дегтярное). Не всегда у детей получается включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая другим своим поведением; проявить чувство собственного достоинства, защитить себя от насмешек, грубого или насмешливого обращения со стороны взрослых или сверстников; отказывать, противостоять давлению со стороны более активных сверстников.

Младшие дошкольники умеют чувствовать доброжелательное и недоброжелательное отношение  к ним окружающих; идентифицировать свое эмоциональное состояние и понять его причины; заметить изменения настроения, эмоционального состояния близкого взрослого; понимать и различать радостное, печальное, спокойное эмоциональное состояние; проявляют желание посочувствовать, утешить, стремление к сопереживанию. Но не все дети умеют сдерживать непосредственные ситуативные желания, регулировать свое поведение согласно социальным нормам, сдерживать себя и выражать свои чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (ДОУ с. Долгое). Редко проявляется умение детей входить в устойчивые игровые объединения (ДОУ с. Ромахово).

Старшие дошкольники умеют прислушиваться к своим переживаниям, понимать свое эмоциональное состояние; умеют открыто выражать свои чувства, - как положительные, так и отрицательные; умеют оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения. Но некоторым детям все-таки не удается регулировать свое поведение на основе общепринятых норм и правил (ДОУ с. Долгое). Большинство детей не осознают глубоко свои личностные особенности и возможности.

   Необходимо отметить достаточно высокую эффективность коллективного труда старших дошкольников в ДОУ с. Дегтярное. Объем работы соответствует возрасту детей; дети легко и с удовольствием справляются с предложенным объемом работы. Дети объединяются в отдельные подгруппы. Достаточно развиты трудовые умения и навыки. Дети умеют сотрудничать (планировать, договариваться, действовать сообща); у них проявляются такие нравственные качества, как дружелюбие, любовь к живому, бережное отношение к вещам, предметам. Но недостаточно проявляют самостоятельность (поиск рационального приема работы, принятие собственного решения); умение оценивать общий труд, свою долю участия в нем с позиций общего результата. Эффективно планируются воспитателем Смотриковой В.В. дежурства, распределяются поручения. Но недостаточно используются методы стимулирования детей.

   Анализ планирования различных видов деятельности детей, связанных с социальным развитием показал, что в ДОУ с. Долгое страдает эстетика оформления календарных планов;  в ДОУ с. Ромахово отсутствуют сетка занятий, перспективное и календарное планирование, сведения об индивидуальных особенностях детей. В ДОУ с. Долгое, Дегтярное планирование занятий соответствует предъявляемым требованиям: отражены программное содержание, методы активизации детей, материалы и оборудование. Однако, во всех проверенных  ДОУ почти не планируются методы коррекции и уточнения детских представлений (повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций и др.). Очень мало учитываются в плане методы, вызывающие эмоциональную активность детей (воображаемая ситуация, придумывание сказок, игры-драматизации).

    Во всех  ДОУ созданы удовлетворительные условия для социального развития детей. В группах имеются разнообразные дидактические игры, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения детей; разнообразные настольно-печатные игры. Не в полном объеме оформлена атрибутика к сюжетно-ролевым играм. В ДОУ обеспечено рациональное размещение атрибутики и свободный доступ к ней детей; имеются предметы-заместители, различные конструкторы, строительный и бросовый материал для создания игровой среды. Достаточно оборудования для трудовой деятельности: для коллективного труда детей в группе, для работы в уголке природы по уходу за растениями и животными, для дежурства по столовой. И недостаточно лишь выносного материала для труда на участке, в огороде и в цветнике. В ДОУ имеется методическая литература по социальному развитию детей, вопросам взаимодействия с семьями воспитанников по проблемам успешной социальной адаптации детей. Частично присутствует наглядная информация, информационные листки, разработанные рекомендации для родителей.

   Анализ профессионального мастерства воспитателей показал, что Смотрикова В.В. умеет устанавливать контакт с детьми с помощью вербальных и невербальных средств общения, умеет организовать детей с помощью игры, создания проблемных ситуаций, поощряет активность детей, умеет поддержать их интерес к совместной деятельности, применяет дифференцированный подход к детям. Воспитатель Анцупова Е.В. организует детей на занятии, способствуя совместной деятельности, развитию гибкого социального поведения; работает малыми подгруппами; дает задания, требующие совместных усилий нескольких детей. Но на занятии отсутствует свободное деловое общение детей. Воспитатель не смогла завершить занятие, организуя игровую деятельность детей, логичный переход к другим видам деятельности. Не всегда умело оказывает моральную поддержку замкнутым, застенчивым детям, не показывает их социальную значимость перед другими детьми (поручая  ответственную роль, давая важные поручения), не организует помощь нуждающемуся ребенку со стороны других детей. На занятии не дана оценка деятельности детей, которая должна была подчеркнуть достижения каждого конкретного ребенка, сравнивая  с его собственными успехами и неудачами, а не с достижениями других детей. Не было привязки программного материала занятия к личному опыту детей, что сделало бы его значимым для них.

   Воспитатель Баранова И.Н. часто проявляет недоброжелательное отношение к детям; не видит эмоциональное состояние ребенка и не старается понять его причины; не всегда правильно реагирует на поведение детей, вызывающих отрицательные переживания у взрослого. Не старается «озвучить» свои чувства и чувства ребенка, обратить внимание детей на эмоциональное состояние сверстников, других людей. Всем воспитателям не всегда удается давать оценку не личности ребенка в целом, а его конкретным действиям и поступкам.  Воспитатель Смотрикова В.В. строит эмоционально насыщенное содержательное общение с детьми в любых видах деятельности; создает проблемные ситуации, ставит творческие задачи, направленные на развитие гибкого социального поведения; организует помощь нуждающемуся в ней ребенку со стороны других детей; создает атмосферу взаимного уважения в любой деятельности детей. В игровой деятельности у воспитателей Анцуповой Е.В., Барановой И.Н. не получается занять позицию «играющего партнера», вовремя включиться в игру и взять на себя инициативу. Воспитатели не владеют умением передавать детям новые способы построения игры (игра-придумывание), в которой используется творческое комбинирование разнообразных событий; умением свободно развертывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Пока отсутствует у воспитателей умение своевременно изменить  игровую среду.

                                            Рекомендации:

Всем воспитателям:

  1. продолжить работу по расширению области социально-нравственных ориентаций и чувств детей;
  2. пополнить предметно- развивающую среду недостающим оборудованием к сюжетно-ролевым играм и выносным материалом для труда на участке ДОУ в срок до 1 июня 2009 года;
  3. привести в соответствие с предъявляемыми требованиями планирование ДОУ в срок до 15 ноября 2008 года;

Барановой И.Н. пройти системные курсы повышения квалификации педагогических кадров на базе РИПКППС в срок до 1 июня 2009 года.

Методист РМК:                                                Л.Ф. Вишнивецкая.

Ознакомлены:                                     Баранова И.Н., зав. ДОУ с. Ромахово                                                                               Анцупова Е.В.,  восп. ДОУ с. Долгое

                                                 Смотрикова В.В., восп. ДОУ с. Дегтярное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития"

В данной статье автор обращает внимание на вопрос социальной адаптации детей с ограниченными возможностями....

"Совместное творчество родителей и детей как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста"

Социализация ребенка дошкольного возраста - явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания, самопознания и саморазвития. Семья и детский сад...

К вопросу изучения особенностей социального развития детей с задержкой психического развития

В статье указывается на необходимость социального развития ребенка с ЗПР для подготовки к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни....

Перспективное планирование занятий по социальному развитию детей с задержкой психического развития

Перспективный план составлен на три года обучения, содержание которого составляют занятия, дидактические упражнения. Для каждого занятия определены коррекционные задачи на развитие психических функций...

Программа по социальному развитию детей через речевое развитие.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицирова...

Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.

Социальное развитие детей дошкольного возраста занимает немаловажную роль в воспитании детей. В статье пишется о  роли  социального развития и возрастных  особенностях социального разви...