Учебно – методический комплект как средство повышения качества дополнительного образования
методическая разработка по теме

Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования. Содержание образования одно из основных средств развития личности и формирования ее базой культурой. Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мартынова Екатерина Алексеевна – старший воспитатель, вторая категория,

МДОУ ЦРР – детский сад №3 «Чуораанчык», с. Ытык-Кюель Таттинского улуса.

Учебно – методический комплект как средство повышения

качества дополнительного образования

     Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования.

      Содержание образования одно из основных средств развития личности и формирования ее базой культурой. Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами.

  1. Необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень дошкольного образования, получаемого воспитанниками в разных видах ДОУ.
  2. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания образовании в международной образовательной практике.

       Если понимать под качеством образования социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности, то показателями качества образования выступают различные аспекты образовательной деятельности:

  • Содержание образования;
  • Формы, методы обучения, воспитания, развития;
  • Материально-техническая база (МТБ);
  • Кадровый состав и другие условия, которые обеспечивают образование детей.

      В нашем детском саду составили учебно - методический комплект дополнительного образования. Содержание, формы, методы, МТБ образования определяются в программно-методическом обеспечении образовательного процесса. При этом необходимо учитывать систему принципов обучения: развивающего и воспитывающего характера обучения; научности содержания и методов учебного процесса; систематичности и последовательности; сознательности, творческой активности и самостоятельности; наглядности, единства конкретности и абстрактного; доступности обучения; прочности результатов обучения и развития; связи обучения с жизнью; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

        Разработка и написание учебно-методического комплекта ведется в соответствии с основными разделами и требованиями к ним, установленными законом «Об образовании». К основным структурным компонентам относятся:

        Пояснительная записка (введение) – в ней определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе  учебных дисциплин ДОУ. Одним из важных разделов пояснительной записки является установление требований к знаниям и умениям, которыми должен овладеть ребенок после изучения данной дисциплины.

        Содержание образования – учебный материал, который включает содержание тем: основную информацию, понятия, законы, теории; задачи их изучения; перечень обязательных навыков и умений.

        Методические указания – пути реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного предмета.

       

Структура учебно-методического комплекта:

I. Титульный лист

1. Название ДОУ.

2. «Утверждаю: заведующий ДОУ…».

3. «Принято на заседании педсовета, дата, № протокола.

4. Название.

5. Возрастная группа.

6. Должность.

7. ФИО педагога.

8. Год.

    Если программа оформляется в виде брошюры, то реквизиты «Утверждаю…», «Принято…», должность и ФИО педагога печатаются на обратной стороне титульного листа.

II. Пояснительная записка

1.Актуальность введения данного предмета, обоснование для введения обновлений, дополнений.

2. Название программы, на основании которой составлена данная рабочая программа (автор, название, год издания).

3. Количество занятий общее, количество занятий в неделю, длительность одного занятия.

4. Сопутствующие формы обучения.

5. Вариативность проведения диагностики.

6. Цели и задачи изучения предмета в данной группе.

7. Национально-региональный компонент (в какой форме будет реализовываться: как полное или часть занятия, в практический видах деятельности, с какими темами совмещается, выделяются ли отдельные часы).

III. Содержание

1. Содержание должно отражать общие требования к уровню подготовки ребенка по каждому разделу с учетом основной программы.

2. По каждой учебной теме (разделу) приводится номер и наименование темы (раздела), раскрывается (тезисно) содержание учебного материала.

3. Рекомендуется (но не является обязательным) по каждой учебной теме (разделу) определить требования к знаниям, представлениям и умениям воспитанников с целью регулярной диагностики уровня усвоения детьми учебного материала.

IY. Примерный тематический план

    В тематическом плане раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем программы с анализом логической структуры учебного предмета. Показывается распределение учебных часов (занятий) по разделам  и темам дисциплины: наименование разделов и тем, количество часов (занятий) на каждую. По желанию педагогов тематический план может быть заменен на перспективно-календарный (календарно-тематический) с распределением тем на каждое занятие, а также указаны предварительная и последующая работа по данной теме, формы проведения занятий, распределение всех компонентов в содержании одного занятия.

Y. Способы проверки знаний, умений и навыков

  1. График проверки (месяц и название, диагностика, педагогический анализ, срез).

2. Тестовый материал, критерии.

YI. Список средств обучения

  1. Технические средства обучения.
  2. Учебно-наглядные пособия.
  3. Оборудование.

YII. Список литература

   Указывается использованная и рекомендуемая литература. Ее можно классифицировать по категориям: для педагога, для воспитанников. Необходимо включать в перечень нормативную, учебную, научную, справочную литературу, статьи журналов, газет.

Библиография

  1. Авдеева Е.В. Учебно-методический комплект как средство повышения качества дополнительного образования детей // Методист. – 2007. -№2. С. 30-32.
  2. Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2007.-№2.С.37-39.
  3. Е.И. Степанова. Повышение квалификации руководителя дошкольного образовательного учреждения // Методист.-2007.-№1.С.19-24.
  4. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. – М.: Творческий центр, 2006. – 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в  МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...

Статья на тему "Организационно-деятельностная игра как средство повышения качества дошкольного образования".

В статье поднимается актуальный вопрос о повышении качества дошкольного образования, дается интеграция термина «качество образования» и «качество дошкольного образования», рассматриваются разные подхо...

Эффективные формы организации методической работы как средство повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении

На сегодняшний день одной из задач дошкольных учреждений является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде всего...

III Городская научно-практическая конференция «Развитие инженерного мышления у обучающихся – основа повышения качества дополнительного образования» г.Нижневартовск.

Развивать научно-технический и творческий по­тенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирован...