Использование ИКТ в методической работе ДОУ
методическая разработка по теме

Штыкова Лариса Леонидовна

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой работы с  дошкольниками с использованием информационных технологий. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной работы с детьми на качественно новом уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_dou.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

«Использование ИКТ в  методической работе ДОУ»

Подготовлен

старшим воспитателем

ГБДОУ № 39

Калининского района

Л.Л.Штыковой


Оглавление:

Актуальность использования информационных технологий        3

Цель и задачи повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольного учреждения:        4

Предполагаемые результаты повышения ИКТ компетентности педагогов         4

План мероприятий по повышению ИКТ-компетентности педагогов ДОУ:        5


Актуальность использования информационных технологий

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное образование. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.

Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой работы с  дошкольниками с использованием информационных технологий. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной работы с детьми на качественно новом уровне.

Очевидно, что педагог, который осуществляет образовательно-воспитательную деятельность с детьми с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-игры, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем образовательным областям, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию образовательной области и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

Информационные технологии в ДОУ можно применять в следующих направлениях:

  1. В управлении ДОУ
  2. В профессиональной деятельности педагога ДОУ
  3. В образовательно-воспитательном процессе с детьми/ с родителями

В   нашем ДОУ уже  осуществляется управление образовательно-воспитательным процессом, кадрами, материально-техническим обеспечением, производится мониторинг качества обучения, эффективности воспитательной работы, здоровья и психологического состояния воспитанников с привлечением  компьютерных программ.

В профессиональной деятельности педагог ДОУ может использовать:

  1. Офисные программы
  2. Интернет
  3. Электронные издания образовательного направления

Освоение офисных программ, таких Microsoft Word, Excel, PowerPoint открывает возможность: подготовки дидактических материалов, презентаций, портфолио, буклетов для родителей, ведения баз данных, автоматизации работы по анализу педагогической деятельности.

Использование ресурсов Интернет позволяет не только находить необходимую информацию, но и быть активным участником сетевого сообщества, организовывать работу с родителями.

Проектирование организованной деятельности с детьми  с использованием развивающих игр это совсем новое направление в деятельности педагога ДОУ и именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход.

Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, коллектив нашего дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.

Цель повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольного учреждения:

Обеспечить  качество воспитательно-образовательного процесса и управленческой деятельности на основе изучения и внедрения информационных технологий.

Задачи:

  • Повышение информационной культуры педагогов;
  • Совершенствование единой информационной образовательной среды с целью обеспечения согласованного доступа к информации всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • Активное вовлечение родительской общественности в развитие информатизации дошкольного учреждения. 

Предполагаемые результаты повышения ИКТ компетентности педагогов

Разработанный план повышения ключевой информационной компетентности педагогических работников предположительно даст следующие результаты, а именно – педагоги:

  • умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, мониторинг и т. д.);
  • умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
  • владеют навыками поиска информации в Интернете;
  • владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
  • умеют разрабатывать конспекты и применять в организованной деятельности с детьми информационные технологии;
  • владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с родителями.

План мероприятий по повышению ИКТ-компетентности педагогов ДОУ:

Направление работы

Название мероприятия

Ответственный

Сроки

Подготовительные мероприятия и оценка ситуации в ДОУ.

Изучение нормативно – правовых документов в области компьютерного образования

Заведующая

2010 г.

Подключение ДОУ к сети Интернет

Заведующая

2010 г.

Создание локальной сети

заведующая

2015 г

Создание сайта ДОУ

Ст.воспитатель

2010 г.

Создание электронного почтового ящика дошкольного учреждения

Ст.воспитатель

2010 г.

Проведение анкетирования педагогов

Ст.воспитатель

ежегодно

Развитие материально-технической базы.

Приобретение компьютеров, сканеров, принтеров, телевизоров, экрана, медиапроектора

Зам.зав по АХР

2010-14

Приобретение обучающих программ для детей дошкольного возраста.

Ст.воспитатель

2011-15

Создание и развитие информационных ресурсов дошкольного учреждения.

Создание медиатеки для проведения воспитательно-образовательного процесса (подбор компьютерных презентаций по всем разделам программы, составление электронного каталога презентаций)

Ст.воспитатель

2011-15

Анализ «Психолого – педагогического содержания компьютерных игр для дошкольников» и их апробация

Ст.воспитатель

2012-15

Анализ «Психолого – педагогического содержания развивающих компьютерных программ для дошкольников» и их апробация

Ст.воспитатель

2012-15

Организация методической работы с воспитателями по освоению инновационных компьютерных технологий

Повышение квалификации педагогов.

Направление педагогов на курсы по ИКТ на базах РЦОКОиИТ, СПбАППО, ГУИТМО,

Ст.воспитатель

2010-15

Ознакомление педагогов с фондами информации на электронных носителях в методическом кабинете

Ст.воспитатель

2010-15

Изучение методической и педагогической литературы и периодических изданий о внедрении инновационных компьютерных технологий в ДОУ

Педагоги

2011-15

Организация серии обучающих семинаров – практикумов по освоению педагогами основ компьютерной грамотности, ознакомлению с условиями работы и программно – методическим обеспечением «Начальный уровень компьютерной грамотности» (по отдельному плану):

  • Организация рабочего места педагога с использованием компьютера.
  • Введение в графический интерфейс операционной системы Microsoft Windows
  • Приемы подготовки учебно-методических материалов средствами текстового процессора Microsoft Word.
  • Приемы подготовки учебно-методических материалов c помощью электронных таблиц Microsoft Excel.
  • Приемы подготовки презентаций  Microsoft PowerPoint
  • Поиск  ресурсов в сети Интернет. Образовательные Интернет-ресурсы (обзор и тематический поиск).
  • Электронная почта

Заведующая,

Ст.воспитатель

Зам. зав по АХР

2011-14

Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций по работе с ПК (по запросу)

Ст.воспитатель

Зам.зав по АХР

2011-15

Консультации для воспитателей:

  • « Методические рекомендации по внедрению информационных компьютерных технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ»
  • «Компьютерные игры как новые педагогические информационные технологии в системе дошкольного воспитания»
  • «Правила безопасного общения с компьютером»
  • «Общая характеристика развивающих компьютерных программ. Цель и возможности их использования в совместной деятельности с детьми, в игре и других видах самостоятельной деятельности»
  • «Организация межпредметных связей в образовательно – воспитательном процессе»

Ст.воспитатель

2011-13

Помощь в подготовке презентации педагогов на районных и областных мероприятиях

Ст.воспитатель

2011-15

Педагогическое наставничество

Педагоги

2012- 15

Педагогический совет:

  • «Использование информационно-коммуникационных технологий в практике работы дошкольных учреждений»
  • «ИКТ – компетентность педагога»

Ст.воспитатель

2011-15

Разработка педагогами электронной версии мини-музея групп

Педагоги

2011 г.

Разработка собственных презентаций  специально-организованной деятельности в соответствии с:

  • Методическими темами педагогов
  • При подготовке презентаций  для педагогических советов:
  • Разработка собственных презентаций деятельности с детьми по всем направления учебно-воспитательного процесса

Педагоги

2011-15

Проведение семинаров-практикумов:

«Создание тематических презентаций для использования на занятиях»

Ст.воспитатель

2012-14

Организация открытых занятий и других мероприятий с детьми дошкольного возраста с использованием современных компьютерных технологий

Педагоги

2011-15

Организация открытых занятий и других мероприятий для родителей с использованием современных компьютерных технологий

Педагоги

2011-15

Участие в городских и районных мероприятиях с использованием информационных технологий.

Пополнение и обновление в методическом кабинете тематического каталога компьютерными программами, развивающими играми и собственными презентациями

Ст.воспитатель

Педагоги

2010-15

Разработка и подготовка презентаций к работе различных методических объединений района, города

Ст.воспитатель

Педагоги

2011-15

Разработка и подготовка презентации – визитки:

  • Дошкольное учреждение № 39
  • Специалистов дошкольного учреждения

Ст.воспитатель

Педагоги

2010-12

Развитие информационно-управленческой системы ДОУ и использование ИКТ в организации управления ДОУ.

Создание базы электронных документов (средствами Word, Excel)

Заведующая

Ст.воспитатель

Зам.зав по АХР

2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование интерактивных форм и методов в методической работе для формирование у педагогов потребности в профессиональном саморазвитии"

Методическая разработка включает в себя теоретическое обоснование и практическое использования интерактивных форм и методов в работе с педагогами ДОУ. В методической разработке представлен подробный ...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС ДО через использование активных форм методической работы....

Педсовет. Профкомпетентность педагогов ДОУ в области освоения ФГОС посредством использования активных форм методической работы.

Слайд 1. «Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве». Парадокс Августина.Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в области освоения ...

Использование сайта в методической работе

Презентация для старших воспитателей ДОУ...

«Использование различных форм методической работы с педагогами для повышения эффективности внедрения современных педагогических технологий»

В докладе уделяется внимание различным формам методической рабоы с педагогами в ДОУ с целью повышения их педмастерства,  и как следствие качества образования в  ДОО....

Использование интерактивных форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов

Федеральный государственный стандарт прочно вошёл в систему образования страны.  Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в работе педагога.  Бе...