Готовность педагогов дошкольного образования к обновлению профессиональных компетенций
статья на тему

Федорова Анжелика Дмитриевна

Статья посвящена вопросам развития профессионального мастерства воспитателей, их мотивации и потребности к саморазвитию и самообразованию.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedorova.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность педагогов дошкольного образования

к обновлению профессиональных компетенций

Старший воспитатель А.Д.Федорова

Новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования и предусмотрена разработка федерального государственного стандарта дошкольного образования.

По словам руководителя Федерального института развития образования А.Г. Асмолова, «федеральный государственный стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Как известно, Правительством РФ принято решение о введении нового типа документов - профессиональных стандартов для работников самых разных профессий, в том числе - и для учителей (Распоряжение правительства РФ №2204-р от 29 ноября 2012 г.).

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его  деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Данный документ содержит и профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

В Указе Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» говорится, что в Российской Федерации формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере.

Реализация Национальной стратегии предусматривает осуществление семейной политики детствосбережения, доступности качественного обучения и воспитания.

В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» Д.А. Медведев отметил, что новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

Однако реальное внедрение заложенных в вышеуказанных документах идей во многом зависит от готовности и способности педагога к их воплощению.

Поэтому сегодня перед администрацией дошкольных организаций стоят следующие задачи: обеспечение оптимального вхождения работников дошкольного образования в систему ценностей современного дошкольного образования,  принятие идеологии ФГОС дошкольного образования (ФГТ к реализации ООП ДО), мотивация к готовности педагогов к обновлению профессиональных компетенций.

        Однако зачастую педагоги останавливаются в своем развитии, не стремятся к самосовершенствованию, что проявляется поначалу в пассивности, в усталости, пресыщенности впечатлениями, непониманием педагогических идеалов и заканчивается педагогической несостоятельностью.

Отсюда возникает противоречие между образовательными стандартами системы образования, образовательными ожиданиями общества и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде.

Меняется мир, изменяются дети,   что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.  Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил.

Таким образом, актуальным направлением методической работы дошкольных организаций становится разработка и реализация моделей повышения профессиональной компетентности педагогов.

Целью методической работы в нашем детском саду, который функционирует менее полгода,  является формирование готовности педагогов к обновлению своих профессиональных компетенций.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Б.И. Хасан считает, что компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. Достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.

В процессе организации методической работы мы придерживаемся следующих принципов реализации модели в ДОУ (по Л.И.Ильенко): актуальности, единства теории и практики; научности,  системности и комплексности; направленности, последовательности, преемственности, непрерывности, коллективности; создания благоприятных условий работы; постоянного самообразования педагогов; креативности.

Для достижения поставленной цели запланирована и реализуется следующая система работы.

Во-первых, ознакомление педагогов с современными тенденциями дошкольного образования, изучение и анализ законодательных и нормативно-правовых документов. С целью определения стратегии развития детского сада на создание модели воспитательно-образовательного процесса на основе современных подходов проводятся такие мероприятия, как консультации, семинары, работа с документами, использование Интернет-ресурсов и другие формы, использование которых способствует совершенствованию когнитивных компетенций педагогов.

Во-вторых, использование интерактивных методов методической работы с целью активизации воспитателей. Ведется работа по организации заседаний совета педагогов  для выполнения его основного предназначения – реализации функций органа самоуправления. Наибольшие трудности здесь связаны с недостаточным осознанием педагогов значимости каждого участника  в принятии основополагающих для реализации педагогического процесса дошкольного учреждения  решений. Следовательно, необходимо использовать вариативные формы проведения совета педагогов и других форм методической работы, предполагающие презентацию той или иной проблемы, ее дальнейшее совместное обсуждение, вынесение коллегиального решения методом выбора предложения каждого. Например, Кейс-метод, метод обучения активному мышлению «Шесть шляп мышления», «Ярмарка педагогических идей»,  «Суд», мозговой штурм, деловая игра и т.д.  В связи с тем, что педагоги пассивны в высказываниях, испытывают дискомфорт  при публичном выступлении, с целью развития коммуникативной культуры, повышения их самооценки используются психологические тренинговые упражнения в начале мероприятий, в конце проводится рефлексия для выявления впечатлений и  пожеланий педагогов.

В-третьих, ведется работа по организации постоянного самообразования воспитателей и специалистов. Самостоятельное изучение информации, его систематизация и выделение главного в виде консультаций и памяток для педагогов, родителей, мастер-класса, открытого просмотра развивает самостоятельность и инициативу педагогов, позволяет им увидеть практическую творческую реализацию теоретических положений в практике определенного детского сада. С педагогами организуется работа по разработке педагогических проектов по интересующим их проблемам воспитания и развития детей раннего возраста в соответствии со спецификой деятельности детского сада. Конечно, и здесь существуют трудности с представлением некоторых  воспитателей о нецелесообразности и невостребованности педагогических разработок. Следовательно, планируется организовывать презентации педагогического опыта с открытым просмотром совместной деятельности с детьми, либо с проведением  мастер-классов для педагогов и родителей, что позволит другим педагогам ознакомиться с новыми для них приемами работы по определенному направлению.

В-четвертых, особое значение уделяется мониторингу профессиональной компетентности педагогов для выявления их педагогического опыта по определенным вопросам, затруднений и пожеланий.  На основе результатов мониторинга планируется групповая и индивидуальная методическая работа.

В-пятых, планируется разработка и использование таких форм работы с педагогами, как ролевые игры, которые позволили бы им на какое-либо время принять позицию каждого участника педагогического процесса: ребенка, родителя, воспитателя, старшего воспитателя, заведующего для того, чтобы улучшить взаимопонимание в педагогическом коллективе.

Итак, современный педагог дошкольного образования должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он должен быть направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Мы должны учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва - информатизации, виртуальной реальности. В связи с этим, еще раз подчеркнем актуальность и значимость формирования у педагогов готовности к обновлению профессиональных компетенций, чтобы как сказал А.Г. Асмолов, в нашем дошкольном учреждении не случилась «драма отставания воспитателей от детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ"

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс компетентсного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования инте...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...

Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."

       Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения....

Критерии коммуникативной готовности педагога дошкольного образования.

В статье раскрываются понятия коммуникативной готовности педагога дошкольного образования...