Проект создания развивающей среды в МБДОУ
проект по теме

Кириловская Елена Анатольевна

 

Предметно-развивающая среда

в дошкольных образовательных учреждениях

 рассматривается "как система условий,

 обеспечивающих всю полноту развития

 деятельности ребенка и его личности".

(С.Л. Новоселова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razviv_sreda.docx53.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Создание предметно-развивающей среды в

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 8 «Берёзка»

в соответствии с ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы»

г. Выборг

2013 год

Предметно-развивающая среда

в дошкольных образовательных учреждениях

 рассматривается "как система условий,

 обеспечивающих всю полноту развития

 деятельности ребенка и его личности".

(С.Л. Новоселова)

Мы все знаем, что под развивающей предметной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально-организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Цель проекта: Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей, сохранению и укреплению их психического здоровья в конкретно заданных условиях МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 8»Берёзка» г. Выборга.

Задачи проекта: 

  • освоение педагогами новых образовательных  технологий и методов работы с детьми с использованием компонентов предметной развивающей среды;
  •  модернизация  предметной развивающей  среды; обеспечивающей  уважение к личности  каждого ребёнка, развивающей инициативность и активность, творческие способности, фантазию, изобретательность детей, умение  принимать участие в её создании и переменах;
  • создание индивидуально комфортной и эмоционально благополучной предметной среды, в которой ребёнок взаимодействует с различными её элементами;
  • обеспечить успешную социализацию и интеграцию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  •  при игровом взаимодействии и общении со сверстниками и педагогами существенно повлиять на  интеллектуальное развитие и развитие речи ребёнка.
  • участие родителей в создании предметной развивающей среды.

Концепция развития среды.

Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.).

Авторы Концепции определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

Важным требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Задействованность среды ребенком, её активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.

     Таким образом, организация развивающей среды в нашем дошкольном учреждении  строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его особенностей развития, интересов, уровня активности. Мы стремимся  обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды.

 Принципы построения предметно-развивающей среды.

    Содержание коррекционной работы направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Условия коррекционно-образовательного процесса соблюдаются в двух основных организационных моделях, включающих:

1) совместную деятельность взрослого и детей с осуществлением квалифицированной коррекции недостатков в развитии

2)   самостоятельную деятельность детей.

При организации среды учитываются особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, индивидуализация и дифференциация  образовательного процесса.  Предметно-развивающая среда в группах для детей с  ограниченными возможностями здоровья имеет коррекционную направленность, она решает задачи коррекционной психофизической  помощи  детям. Предметно-развивающая коррекционная среда призвана обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности.  При построении предметно-развивающей среды учитывались следующие принципы:

- Принцип дистанции позиции при взаимодействии. Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого.

- Принцип активности, предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

- Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности. В них должны быть:

· сборно-разборная мебель;

· игрушечная мебель;

· емкости для хранения игрушек;

· игрушки;

· мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель, как часть игровой).

· Использование игрового спортивного оборудования;

· Использование игровых столов сложной конфигурации;

· Мебель-трансформер;

· Использование вертикальных разделителей;

· Кукольный театр;

· Костюмерная;

· Игрушки-заменители.

- Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам;

Место отдыха;

Место уединения.

Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению грамотой, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.

-  Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.

Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

- Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре

- Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития».

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

· игровых зон;

· зон уединения;

· современных игрушек;

· развивающих игр;

· дидактического и демонстрационного материала;

· материала для продуктивной деятельности;

· атрибутики для творческой деятельности;

· уголков экспериментирования;

· уголка природы;

· коррекционного уголка;

· фонотеку, видеотеку;

· спортивного инвентаря и оборудования и т.д.

     Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

      Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе).

- Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Направленность среды.

   Главный принцип коррекционно-развивающего воспитательно-образовательного процесса означает, что воспитательно-образовательный процесс может быть развивающим тогда, когда он учитывает зону ближайшего развития ребёнка, которая представляет резерв его потенциальных возможностей.  При создании среды в группах учитывается:

Предметно игровая среда должна отвечать следующим параметрам:

*  Проблемная насыщенность;

*  Создание условий для самореализации;

*  Многофункциональность и вариативность модели среды;

*  Открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми;

*  Психологическая комфортность;

Окружающая среда детей должна обеспечивать:

- чувство психологической защищённости;

- полноценного развития;

- решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог»

Психофизиологическими факторами, влияющие на создание коррекционно-развивающей среды являются: зрительные, слуховые, тактильные ощущения

В учреждении созданы условия для  разностороннего развития детей с особыми образовательными потребностями. Предметная среда позволяет педагогу решать конкретные коррекционно-образовательные задачи, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Кроме того, создавая коррекционно-развивающую среду группы, педагоги  стремятся к тому, чтобы окружающая обстановка была эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности. Предметная развивающая среда подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Групповые помещения условно разделены на центры.

1) центр двигательной деятельности
2) центр сюжетной игры
3) центр развивающих игр
4) центр познавательно-исследовательской деятельности
5) центр книги
6) центр музыкально-художественного творчества
7) центр конструирования
8) центр изобразительного творчества
9) центр трудовой деятельности

 В построении развивающего пространства  учитывается принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Коррекционный  уголок  как часть предметно-развивающей среды,  центр коррекционно – развивающего взаимодействия.

Успех коррекционно-развиаиющей работы в группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в коррекции  всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Это доступно при тесном взаимодействие специалиста (учителя-дефектолога,  учителя-логопеда) и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). Одним из главных составляющих в организации среды в группе  для детей с ограниченными возможностями развития является – коррекционный уголок. Специально оборудованное пространство для индивидуальной коррекционной работы. В основу наполняемости коррекционного уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций учителя-дефектолога и учителя-логопеда.
  В его оборудование входят зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, игры на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, артикуляционной моторики.

В коррекционно-развивающей среде групп  учреждения созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Тем самым при организации предметно-развивающей среды выполняются федеральные государственные требования  к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.


Коррекционно-развивающие задачи, стоящие перед воспитателем. 
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях

6. Формирование связной речи.


Основные средства и способы организации коррекционно-развивающей работы воспитателя: 
1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой): выполняется в течение дня 3-5 раз. 
2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
3. Оздоровительная  минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы: выполняется ежедневно после сна.
4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Работа проводится воспитателем  индивидуально или малой подгруппой (2-3 человека).

а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
в) повторение лексико-грамматических упражнений;
г) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

5. Коррекционно-развивающая  работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда в природе, на прогулках, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и разных видах деятельности детей.


Материал для центра коррекционно – развивающего взаимодействия.

  1. Зеркала.
  2. Наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам.
  3.  Наглядно-иллюстративный материал по фонетическим группам.
  4. Игрушки для совершенствования речевого дыхания.
  5. Пособия для совершенствования мелкой моторики.
  6.  Пособия для развития внимания,  зрительной памяти.
  7.  Пособия для развития фонематического слуха. (Какие звуки нарушают тишину?”, «Кто услышит больше звуков?”, «Назови звуки групповой комнаты”, «Назови звуки улицы”, «Вспомни звуки леса, луга, болота”, «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”, «Жмурки с колокольчиком”, «Ладушки”, «Морзянка”, «Чей голос?”, «Солнце или дождик”, «Угадай по звуку, что делать?”, Звучание музыкальных инструментов. Песенки насекомых. Голоса животных, птиц. Звуки транспорта. Звуки рабочих инструментов.

     8.   Пособия для развития мышления.

     9.   Пособия для развития сенсорики.

Сухой бассейн как инструмент всестороннего развития ребенка.

В последнее время все большую популярность приобретают сухие бассейны, которые относятся к развивающим игровым оздоровительным комплексам для детей всех возрастов, начиная с того момента, когда ребенок учится ползать и сидеть

В нашем учреждении бассейн в виде треугольника, который заполненный множеством разноцветных полых полиэтиленовых шариков разного размера

Все элементы сухого бассейна сделаны из мягких и безопасных для малыша эластичных материалов, которые смягчают удары при падении, прыжках, неловких движениях. Следует отметить, что при изготовлении сухого бассейна используются экологически чистые материалы, благодаря чему вредное воздействие токсических веществ на организм ребенка полностью исключено. Кроме того, поверхность блоков, из которых состоит бассейн, имеет антиаллергенное покрытие, оно легко чистится и моется.

Сухой бассейн благотворно влияет на развитие эмоциональной сферы и мышления ребенка. В игре дети переживают весь спектр эмоций и чувств: от радости, восторга, удивления до злости, обиды, неизбежно возникающих при взаимодействии с другими детьми, что не менее важно, когда ребенок учится строить конструктивные отношения со сверстниками. Игра в сухом бассейне позволяет детям выплеснуть все негативные чувства безопасным для себя и окружающих способом. После такой разрядки малыши чувствуют себя более спокойно, расслабленно, с аппетитом едят, лучше и быстрее засыпают.

Играя в бассейне, ребенок учится запоминать и различать основные цвета и их оттенки, сопоставлять фактуры материалов, выделять предметы разных форм и размеров. Такой игровой комплекс хорошо помогает детям с отставанием в развитии его компенсировать.

Бассейн влияет на развитие опорно-двигательного аппарата ребенка. При активном движении укрепляются все группы мышц, участвующие в поддержке корпуса, формируется правильная осанка. Помимо этого, отрабатываются способы безопасного падения, тренируется функция равновесия. При "купании" в шариках обеспечивается не только развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, но и полезный массажный эффект.

Манеж можно использовать в качестве игрового комплекса и в том случае, если из него убрать шарики. Дополнительные элементы сухого бассейна (мягкие маты, ограждения) подходят для сооружения всевозможных фигур или в качестве спортивного снаряжения для эстафет или соревнований.

В сухом бассейне полезно проводить комплексы как общеукрепляющих, так и лечебных физических упражнений, например для детей с нарушениями осанки.

Хотя производители сухого бассейна приняли все необходимые меры, чтобы обеспечить безопасность игрового комплекса, взрослым не стоит оставлять детей за игрой без присмотра.

Описание игр и упражнений, организуемых с детьми в «сухом бассейне:

ЧАСИКИ

Первый вариант — с опорой на руки; второй вариант — без опоры на руки. Эти игры служат для укрепления мышц нижних конечностей, координации работы позвоночника, повышения опорности рук.

Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре сзади в бассейне, ноги вместе, вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребенка поворачивается вслед за ней. И так по кругу.

ПОЛОЩЕМ БЕЛЬЕ

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в бассейн правую руку, делает движение вправо-влево («полощет белье»), то же повторяется левой рукой.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУГИ

Ребенок опускает в «сухой бассейн» правую руку и «рисует» большие разноцветные круги, то же повторяет левой рукой.

СОЛНЫШКО

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него обе руки и «рисует» солнце (вращательные движения обеими руками одновременно).

ШАЛОВЛИВЫЕ НОЖКИ

Это упражнение необходимо для массажа и укрепления мышц нижних конечностей. Ребенок сидит на бортике бассейна, по сигналу педагога он опускает в бассейн ноги и болтает ими, как в воде.

ХИТРЫЙ КОТЕНОК

Цель упражнения — массаж всего тела и развитие общей подвижности. Ребенок стоит на четвереньках в бассейне, затем, как котенок, крадется по бассейну (от одного края до другого, по кругу вдоль бортика), иногда он прячется в шарики (ребенок должен стремиться передать характер движений животного).

ЗОЛОТАЯ РЫБКА

Первый вариант — ребенок лежит на животе, второй вариант — на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения руками и ногами — как будто плывет.

ДЕЛЬФИН

Ребенок лежит в бассейне на животе, руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Малыш шевелится, отгребая шарики от себя ногами («хвостом»), затем выполняются движения ногами к себе.

РАЗВЕДЧИК

Ребенок лежит в бассейне на животе, затем, как «разведчик» крадется по бассейну на четвереньках, «плывет в воде», затем ползет, скрываясь от преследователей, «ныряет» в шарики и т.п.

РАССЛАБЛЕНИЕ

Цель этого упражнения — чередование напряжения с расслаблением, регуляция дыхания, снижение психоэмоционального напряжения. Ребенок лежит в бассейне на спине. Взрослый говорит ему: «Выпрями пальцы рук, потянись так, чтобы напряглись все мышцы тела, руки и ноги стали тяжелыми, как будто каменными (10-15 с.). А теперь расслабься, отдохни — твое тело стало легким, как перышко».

РЕЛАКСАЦИЯ

Взрослый произносит релаксационный текст: «Мои руки расслаблены, они словно тряпочки. Мои ноги расслаблены, они мягкие, теплые. Мое тело расслаблено, оно легкое, неподвижное. Мне легко и приятно. Мне дышится легко и спокойно. Я отдыхаю, я набираюсь сил. Свежесть и бодрость входят в меня. Я легкий, как шарик. Я добрый и приветливый. Я хорошо отдохнул! У меня хорошее настроение!



Организационные формы методической работы

План методической работы по реализации проекта создания предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГТ на 2013 – 2014 учебный год

Мероприятия

Срок проведения

Ответственный

Организационные мероприятия по реализации проекта, по созданию предметно-развивающей среды

Заседание педагогического совета по созданию рабочей группы по разработке проекта создания предметно-развивающей среды в соответствии требованиям ФГТ.

сентябрь

Зав. ДОУ

Ст. воспитатель

Создание плана деятельности рабочей группы по реализации проекта по созданию предметно-развивающей среды в соответствии требованиям ФГТ.

ноябрь

Зав. ДОУ

Ст. воспитатель

План методической работы по реализации проекта создания предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГТ

Семинар: «Требования к созданию предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГТ».

октябрь

Ст. воспитатель

Круглый стол: «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах».

Ст. воспитатель

Семинар: «Интегративный подход к организации предметно-развивающей среды ДОУ».

декабрь

Ст. воспитатель

Семинар-практикум: «Выделение центра активности в предметно-развивающей среде»

январь

Инструктор по физической культуре

Практикум: «Содержание центра активности в группах ДОУ»

Выходы в группы.

Инструктор по физической культуре, Воспитатели групп

Организация выставок, конкурсов

Организация развивающей инновационной развивающей среды в группах детского сада

Ст. воспитатель

Воспитатели групп

Организация выставки методической литературы, пособий по созданию развивающей среды в ДОУ (фотоматериалы, публикации из журналов по вопросам эстетического оформления помещений).

октябрь

Ст. воспитатель

Воспитатели

Проведение смотра-конкурса центров сюжетно-ролевой игры в ДОУ.

Ст. воспитатель

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды ДОУ.

август

Ст. воспитатель

Консультации

Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения.

сентябрь

Воспитатели

Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы.

январь

Воспитатели

Организация декоративно-оформительской работы.

апрель

Воспитатели

Ожидаемые результаты:

Создавая развивающую среду в нашем учреждении, мы стремились к тому, чтобы окружающая детей обстановка была уютной, комфортной, гармоничной и эстетичной, ведь красота формирует личность ребёнка. Поэтому большое внимание мы уделили оформлению уголков в группах и кабинетах, предлагаемых ребёнку демонстрационных пособий, раздаточного материала, игр и игрушек. Реализация принципа педагогической целесообразности помогла сделать наш детский сад привлекательным для детей, побуждает их к самостоятельной активной творческой деятельности, вызывает у них чувство радости, создаёт положительный эмоциональный настрой, вызывает у детей желание поддерживать порядок в уголках и воспитывает бережное отношение к тому, что их окружает.

Для  педагогов.

  • повышение образовательного ценза и уровня квалификации педагогов в вопросах инновационного подхода к созданию предметно-развивающей среды в группе;
  • умение проектировать, представлять и защищать реализуемую модель организации предметно-развивающей среды группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рабочей программы;
  • эффективность педагогической деятельности по организации предметно-пространственной среды на основе изложенных выше теоретических и методологических принципов, выраженной образовательными (интеллектуальными, личностными, физическими качествами) и личностными достижениями детей каждой возрастной категории;
  • обобщение опыта работы по организации развивающих центров активности детей в предметно-пространственном окружении  на принципах интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Для воспитанников.

  • активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;
  • проходят через закономерные стадии развития;
  • обеспечены социальным взаимодействием, направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;
  • неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Для ДОУ

  • Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей,
  • Высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества,
  • Охрана и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников,
  • Комфортное состояние воспитанников и педагогических работников.

Центры – уголки  детского развития.

  1. Художественно-эстетическое направление развития ребенка

Центр продуктивной  деятельности: Развивает у детей интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью; закрепляет умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации; расширяет представления о цвете, свойствах различных материалов; развивает моторику пальцев рук; творческое воображение, творческую фантазию.

Центр музыкальной деятельности: Развивает музыкальные способности и творческие проявления; совершенствует навыки игры на музыкальных инструментах; развивает музыкальное внимание, эмоциональную отзывчивость; приобщает детей к истокам народного творчества. Музыкально-дидактические игры   влияют на развитие просодической стороны речи. Оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями. У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет способствовать решению важных коррекционных задач. Педагоги используют музыкальные инструменты и музыкальные игрушки на развитие координации движений, развитие дыхания, игры, способствующие развитию фонетико-фонематического слуха.

  1. Социально-личностное направление развития ребенка

Центр сюжетно-ролевых игр: Развивает игровой опыт каждого ребёнка; воспитывает коммуникативные навыки, желание объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определённые правила; развивает творческое воображение, фантазию; закрепляет в игре примеры социального, речевого поведения; учит детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывает дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Уголок природы: Стимулирует и поддерживает познавательный интерес детей к природным объектам; формирует трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывает бережное отношение к природе. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. Самостоятельность и мотивированность действий развивается в труде, что является также необходимым условием успешной корреционно-развивающей работы в группе. Трудовая деятельность с детьми данной категории осуществляется под руководством воспитателя.

  1. Физическое  направление развития ребенка

Центр физического развития: Укрепляет здоровье; закаливает организм, воспитывает гигиенические привычки, телесную рефлексию. Поддерживает интерес к разным видам спорта; развивает двигательную активность детей; развивает физические качества (скорость, гибкость, выносливость, координацию). Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

  1. Познавательно-речевое направление развития ребенка

Центр любимой книги: Помогает в освоении родного языка; воспитывает духовную культуру; развивает представления об окружающем мире, человеке, природе и т. д. Знакомит с писателями, пишущими для детей,

Центр развивающих игр: Помогает в развитии всех психических процессах (память, внимание, мышление, восприятие.

 Центр конструктивной деятельности: Развивает пространственное мышление, совершенствует навыки работы по заданной схеме, модели, чертежу. Формирует мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Создание развивающей среды в ДОУ

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разносто...

Проект: "Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ"

Создание развивающей предметно- пространственной среды в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования....

Проект по созданию развивающей среды в зоне художественного творчества-

Содержит описание и рекомендации по созданию зоны творчества в группе ДОУ...

Творческий проект по созданию предметно-развивающей среды территории МБДОУ д/с № 79 «Орлёнок»

Обеспечить развитие личности ребёнка посредством правильной организации детской деятельности это выполнение ряда условий по организации развивающей предметной среды детства. Детская деятельность может...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ «Барагханский детский сад «Хараасгай». (старшая группа)

Актуальность проблемы1.Предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС;2. Не всегда учитывается принципы её построения;3. Присутствует дисбаланс в оформлении и практическом применении обор...