Социальная компетентность дошкольников как фактор успешной социализации в школьном образовательном учреждении
методическая разработка (старшая группа) на тему

Неустроева Христина Михайловна

Психологисескую готовность ребенка к школе можно определить как  некоторый уровень  психического развития ребенка, необходимый для школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья на тему компетентность39 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная компетентность дошкольников как фактор успешной социализации в школьном образовательном учреждении

Неустроева Христина Михайловна,

 воспитатель ЦРР «Кэнчээри»  с.Ытык-Кюель

Психологическую готовность ребенка к школе можно определить как некоторый уровень психического развития ребенка, необходимый для школьного обучения. В психологической литературе, посвященной анализу школьной зрелости, чаще всего называются следующие элементы психологической готовности: интеллектуальный, личностный и волевой.

Личностную готовность “измерить” гораздо сложнее, хотя ее важность и значимость вряд ли кто-либо станет отрицать. По данным разных исследователей от 15% до 40% учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации. Одной из причин такого состояния называют личностную неподготовленность ребенка к школе, где обучение подразумевает коллективный характер деятельности. Следовательно, будущий школьник должен обладать рядом навыков, таких как общение, с взрослыми и ровесниками, нахождение своего места в группе детей; знанием определенных норм и правил поведения и общения; умением, верно, оценить свои реальные и потенциальные возможности (способность к самооценке). Наибольшие сложности, как правило, испытывают дети, не посещавшие детский сад, круг общения которых ограничен близкими взрослыми, а опыт совместной деятельности и общения со сверстниками незначительный.

Анализ психологической литературы показывает, что существуют различные определения личности, в каждом из которых особое внимание уделяется одной из сторон личностного развития. В своей работе мы придерживаемся следующего понимания личности как системного качества индивида, включенного в общественные отношения. Формирование этого качества происходит в ходе совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками, в процессе социализации и воспитания.

В связи с этим необходимо  выделить социально-психологическую готовность (или компетентность) в качестве компонента школьной зрелости или одного из элементов личностной готовности, поскольку исследование развития личности ребенка вне социального или, точнее, социально-культурного контекста вряд ли в полной мере отражает содержание такого сложного понятия как личность.

В структуре социально-психологического компонента личностной готовности можно выделить следующие подструктуры:

· коммуникативную компетентность;

· социальную компетентность;

· языковую компетентность.

Использование понятия компетентности связано с тем, что оно не так часто употребляется в детской психологии. Следовательно, таким образом можно избежать различий в его интерпретации. Само слово компетентность обозначает осведомленность в чем-либо. Исходя из этого, социальная компетентность - это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально-культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний на практике.

Под языковой компетентностью следует понимать такой уровень речевого развития, который позволяет человеку в процессе общения свободно использовать свои знания о языке. Эти два вида компетентности можно рассматривать как элементы коммуникативной компетентности, или более широко - компетентность в общении, которая включает в себя еще знание и понимание языка общения, умение вступать в контакт, как со своими сверстниками, так и со взрослыми.

Как видно из определений разных видов компетенций, в каждой из них выделяются следующие структуры:

· знание (наличие некоторого объема информации),

· отношение к этому знанию (принятие, непринятие, игнорирование, трансформация и др.),

· выполнение (реализация знаний на практике).

Коммуникативная, социальная и речевая компетентности, формирующиеся в процессе  воспитания ребенка, к окончанию дошкольного детства  могут способствовать успешной социализации детей в школьном обучении.

В целях формирования социальной компетентности я определила структуру социальной компетентности дошкольников. Сюда входят следующие умения дошкольников:

- умение  выражать свои знания, мнение и желания; способность изъясняться с другими детьми и взрослыми;

- умение  воспринимать события в социальной группе; способность слушать, наблюдать за другими членами группы;

- умение  воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;

- умение сотрудничать: способность оценивать собственные действия; умение быть ответственным;  умение понимать и приспосабливаться к действиям других;

- умение адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в группе, высказывать критику адекватно ситуации,  умение вести разговор, вести себя соответственно нормам поведения в  группе;

- умение ставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.

        Процесс формирования у дошкольников социальной компетентности в группе происходит на каждом занятии красной нитью. При этом дети выполняют различные социальные роли: ведущий, тренер, руководитель, директор, капитан, исполнитель, родитель, ребенок, воспитатель, артист и др. В ходе ролевых игр у детей развиваются такие социальные навыки как умение ставить себя на место другого, умение планировать не только свою деятельность, но деятельность других, быть ответственным не только за себя, но и за других. В формировании социальной компетентности важную роль играет и социальное партнерство с учащимися разных школ, с родителями, со взрослыми – специалистами других организаций. При этом происходит расширение социальных контактов, создаются благоприятные условия для проявления и развития социальных умений. Формирование социальной компетентности у дошкольников процесс сложный и многогранный, требует у воспитателя системного и творческого подхода к работе. В перспективе я намерена разработать систему педагогических условий, позволяющих формированию социальных умений дошкольников с привлечением не только родителей, но и творческих личностей, духовных лидеров, учащихся начального, среднего и старшего звена.

Литература.

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 239 с.

2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994. - 192 с.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Комплекс-Центр, 1993. - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра на педсовете. "Факторы успешной социализации ребенка дошкольника."

Цель.Конкретизация и уточнение понятий и представлений педагогов о  Федеральных государственных  стандартах в сфере дошкольного образования,  основных направлениях социально-личностного...

презентация " Театрализованная деятельность, как фактор успешной социализации дошкольников"

презентация " Театрализованная деятельность, как фактор успешной социализации дошкольников"...

АПО "Инновационная модель «СКАЗКА» как фактор успешной социализации дошкольников в современных условиях дошкольной образовательной организации"

Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что у детей нет сформированных навыков и приемов общения, умения договариваться друг с другом. Ребёнку легче ударить, чтобы показать своё «право», кто сильнее...

Мастер-класс "Формирование зрительно-пространственного гнозиса у дошкольников как один из факторов успешной подготовки к школьному обучению"

В мастер-классе представлены материалы по формированию зрительно-пространственного гнозиса у дошкольников как один из факторов успешной подготовки детей к школьному обучению....

Родительское собрание в старшей группе «Формирование самооценки как фактора успешной социализации дошкольников»

laquo;Воспитательно -образовательный процесс в старшей группе» «Возрастные особенности детей 5-6 лет» «Формирование самооценки как фактора успешной социализации дошкольников&r...