выступление на РМО "Реализация ООП МАДОУ"
методическая разработка по теме

Реализация ООП МАДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_zaveduyushchikh_negorbunovoy_1.docx43.94 КБ

Предварительный просмотр:

В рамках реализации мероприятий по внедрению ООпрограммы МАДОУ была проведена работа с педагогами:

изучались Приказы Минобрнауки России.

 Разработали план работы коллектива по введению ФГТ, работает постоянно действующий семинар  «Реализация современных федеральных государственных  требований в системе образования», на котором посмотрели диски журнала «Обруч»,

В видеофильме «Утро радостных встреч» Лидия Васильевна Свирская рассказывает, как встроить знакомое содержание  и привычные методы в проектную деятельность, как  стимулировать инициативу и поддержать активность детей, как помочь детям стать компетентными и ответственными, как включить родителей в жизнь детского сада.

Автор фильма «Путешествие по мини-музеям детского сада» – Наталья Александровна Рыжова. Хорошим дополнением к диску с видеофильмом являются книга «Мини-музей в детском саду» и  фотосессия на DVD «От коллекции к музею». Фильм состоит из нескольких разделов, в каждом из которых представлен вариант мини-музея и даны рекомендации по проведению различных видов детской деятельности как в самом мини-музее, так и в природе.

Автор фильма «Родители в детском саду» – старший научный сотрудник ФГУ ФИРО С. И. Мусиенко. представила опыт работы дошкольных образовательных учреждений Москвы по вовлечению родителей в образовательный процесс. Дети дошкольного возраста очень любят, когда их родители приходят в детский сад, принимают участие в празднике, проводят занятие, знакомят со своей коллекцией.

В качестве интересной формы организации совместной деятельности предлагаются встречи-занятия в семейном клубе..

Автор фильма «Ребенок-исследователь» – Наталья Александровна Рыжова даёт рекомендации по созданию развивающей среды для исследований и специфике проведения образовательной деятельности

прослушали лекцию с веб-инара и просмотрели презентации Ксении Юрьевны Белой, Александра Майер и других авторов , просмотрели интервью с Ниной Фединой,

познакомились с опытом внедрения ФГТ на сайтах различных ДОУ

  Был организован в методическом кабинете уголок с методической литературой и рекомендациями в помощь педагогам. Проблемы внедрения ФГТ обсуждались на педсоветах.

Структура  образовательного процесса МАДОУ

совместная деятельность взрослого и детей,

самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с родителями

Образовательный процесс мы строим на комплексно-тематическом принципе. Комплексно-тематический принцип, тесно взаимосвязан с принципом интеграции различных детских деятельностей, следовательно, и с интеграцией содержания различных образовательных областей что дает возможность избегать перегрузки детей. А также с принципом построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты. Например, неделя книги совпала с Масленицей, то мы уделили внимание обоим событиям.

В основе этого принципа лежит календарь праздников, который обеспечивает «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности.

Комплексно-тематической планирование обеспечивает рассмотрение определенного вопроса, проблемы средствами образовательных областей с использованием разнообразных форм работы. При этом применяется метод погружения в тему или образ или культуру, что позволяет детям и взрослым не просто познакомиться с новыми для себя  явлениями и информацией, но и прожить определённое количество времени в атмосфере события, праздника, проникнуть в суть явления.

Для реализации данного принципа используем такие формы организации детской деятельности, как тематические дни (День влюблённых, Масленица, День смеха 1 апреля и тд), Тематические недели

творческие проекты цитата из интервью с Еленой Георгиевной Юдиной член рабочей группы при Минообрнауки РФ по разработке госстандарта дошкольного образования проекты в дошколке работают еще лучше чем в школе. Дети играют в магазин и вместе с воспитателем изготавливают «деньги». Они режут бумагу (мелкая моторика), пишут цифры, подсчитывают (математика), сколько стоит яблоко или пирожок, — и все это осмысленно: это нужно, чтобы купить. Продавец пишет записку сменщику, где что лежит, причем нужно написать разборчиво, чтобы тот смог прочесть. В другом углу рисуют, в третьем строят дом. Дети переходят из игры в игру. Отстающих нет, всем интересно, и дети реально учатся. Но это не занятие в классическом понимании. Это игра, которую в последнее время стали считать неважной, несерьезной, потерей времени.

Дети, прошедшие через проектное обучение, знают это лучше, чем те, кого учили фронтальным методом. Потому что они умеют применять арифметические и другие навыки и к березкам, и к яблокам, и к рублям, и к чему угодно, а те, что коллективно и организованно в специально отведенное время решали одни и те же задачи, могут про елочки с березками решить, а про груши и сливы – нет. А главное, при проектном методе не отбивают желание учиться

Комплексно – тематический план воспитательно – образовательной работы является приложением к основной общеобразовательной программе.

Комплексно-тематической планирование МАДОУ разработано на основе челябинского Примерного плана образовательной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Составлен в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

План составлен на основе инвариантного содержания всех авторских программ дошкольного образования, действующих в настоящее время.

В Плане предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и в образовательном взаимодействии с семьёй. Каждая тема (показываю 1 тему в папке)

  • программное содержание
  • НОД по всем областям
  • Содержание ПРС по теме для самостоятельной образовательной деятельности
  • Рекомендации родителям для осуществления образовательной деятельности в семье
  • Совместная образовательная деятельность в режимных моментах (утро, гигиенические процедуры, питание, прогулка, вечер)

План предполагает осуществление 34-х примерных тем (соответственно 36-ти неделям учебного года, исключая 2 недели новогодних «каникул»). Реализация одной темы осуществляется в  недельный срок. Во всех возрастных группах предлагаются одни и те же темы в одинаковые сроки. Программное содержание темы разрабатывается с учётом возрастных возможностей детей. Освоение одной и той же темы каждый год позволяет одновременно закреплять и усложнять образовательное содержание.

Каждую тему отражаем в информационном стенде, подборе материалов, находящихся в центрах развития, в раздевалке для родителей (чтобы родители знали, чем занимаются их дети в детском саду).

Информационные стенды выполняют цель поддержания интереса к теме, работе над темой, реализуют возрастную особенность дошкольников – наглядно-действенное или наглядно-образное мышление, выполняют роль выставки отчёта проведенной работы. Сама идея информационных стендов  взята из программы «Сообщество» широко используется в проектной деятельности.

сегодня актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детского сада о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Мы знакомим родителей с темой недели, даём им рекомендации по организации совместной деятельности дома по теме, привлекаем родителей к участию в праздниках .удачной находкой ДОУ № 2 г.Лиски по моему мнению следующий алгоритм взаимодействия с родителями в ходе  организации краткосрочных  проектов (1-2 недели).

Понедельник: Знакомство родителей с темой проекта. Индивидуальные задания семьям в поиске информации, наглядных картинок.

Вторник:  Родители и дети подбирают и приносят информацию, наглядные картинки по теме проекта

Среда: Вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность. Совместное чтение, элементы театрализованной деятельности (утренние часы),  подвижные игры, целевые прогулки, экскурсии, участие в сюжетно-ролевых играх (во время прогулки), рубрика «Вечер встреч с интересными людьми», совместная продуктивная деятельность (вторая половина дня).

Четверг: Семейное творчество по теме проекта (коллаж, рисунок, поделка ).

Пятница: Родители выступают в роли экспертов в презентации детьми продуктов проекта и защита или совместная защита с родителями (в случае семейного, индивидуального проекта), выставок и т.п.  В приемной отмечаются значки тех детей, чьи родители учувствовали и помогали в работе над проектом, тем самым создается мотивация у детей и родителей принимать участие дальнейшем сотрудничестве.  На стенде «Тема недели» на второй половине вывешивается благодарность родителям, которые помогали и участвовали в проекте.

Совместная деятельность семейный герб     грамоты на празднике день матери

Елочка зеленая иголочка – грамоты вручал дед мороз

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Индивидуализация предметно-пространственной среды, позволяет взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели. Как она отражена в нашем МАДОУ:

В   приемной комнате это  визитная карточка группы,

личные шкафчики детей,

Бережное отношение к продуктам детского творчества через выставки детских работ в приёмных

И коридоре

 «Мое настроение»,  

 групповая комната (игровой центр, творческие мастерские,  временная сменяемая тематика  мини –музея, лаборатория или центр науки, «Поляна драгоценностей – детское коллекционирование» ) …

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

В книге совместная деятельность рассказывается как организовать:

  1. Игру
  2. Чтение
  3. Мастерскую
  4. Ситуации
  5. Коллекционирование
  6. Экспериментирования и исследования
  7. Проектную деятельность
  8. Викторины, конкурсы, рассказы
  9. Формы музыкально-художественной деятельности (слушание, исполнение и творчество)

Многие виды совместной деятельности мы проводим

Уход от жестко регламентированного обучения школьного типа - это особенность организации образовательного процесса по ФГТ

Наши бывшие занятия, переименованные в непосредственно образовательную деятельность, пытаемся  проводить в интегрированном виде, комплексной образовательной деятельности,

экскурсий и т.д. как со всеми детьми так и с подгруппами в зависимости от поставленных задач.

Кроме  НОД Образовательные задачи решаем  и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом,  в совместной деятельности с семьей Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

физразвитие, закаливающие процедуры, прием пищи, гимнастика, упражнения и подвижные игры в течение дня, оздоровительная прогулка;

социально-личностное развитие - ситуативные беседы, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

познавательно-речевое развитие- создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, разговоры с детьми;

просмотр познавательных мультфильмов, презентаций по теме  недели

художественно-эстетическое развитие: В каждой группе есть флешколонки и комплект для слушания музыки в повседневной жизни и музыкальных подвижных игр, в досуге, на прогулке, в изодеятельности, в гимнастике по Пензулаевой, игровом комплексе гимнастики Екатерины Железновой, клоуна Плюха.

«Самостоятельная  деятельность  детей» -

 это свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая  выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или индивидуально.

В предметно-средовом принципе построения образовательного процесса (ярким примером является система М. Монтессори) главной составляющей является дидактический материал и действие с ним.

при планировании важно учитывать СХЕМА РАЗВИТИЯ ЛЮБОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

сначала   деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым

затем    в совместной деятельности  со сверстниками 

наконец становится самостоятельной деятельностью ребёнка

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ

Планирование -  главная функция управления процессом реализации основной образовательной программы. Планирование отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, внесло значительные изменения.

  Рассмотрев различные формы, мы выбрали из ж.Дошкольное воспитание  №8 -2010 г., предложенное Оксаной Алексеевной Скоролуповой и  Ниной Владимировной Фединой в статье «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению общеобразовательной программы дошкольного образования»

1.) в этом плане отражены все формы образовательного процесса   (непосредственно образовательная деятельность, деятельность в   режимных моментах, самостоятельная деятельность и индивидуальная  работа с детьми, работа с родителями) , интеграция.

2.)можно охватить все виды детской деятельности

3.) педагог воспользоваться различными картотеками (прогулок, пальчиковой гимнастики, бодрящей гимнастики после сна и тд). У Агишевой Расимы Лутфрахмановны в презентации написано, что указывается только номер карточки.

Педагог, осуществляя календарное планирование, дополняет предлагаемый тематический план содержанием индивидуальной работы на основе мониторинга развития детей и уровня освоения планируемых результатов основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Кроме этого помогает литература: Н.С. Голицына Перспективное планирование в детском саду. Все группы.,  

Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. все группы.

Комплексно-тематический принцип организации педпроцесса требует и взаимодействия всех педагогов. Мы пробуем вести журналы-тетради взаимодействия. Тетрадь является своего рода «мостиком» между педагогами. по следующей форме:

1часть информационная

  1. информационная страничка (Ф.И.О. воспитателей, расписание занятий, развлечений, консультаций, индивидуальной работы), списочный состав детей с их данными (у кого встречаются диагнозы, речевые нарушения).
  2. распечатки - все, что касается муз.восп. данной возрастной группы (задачи, показатели развития, особенности и т.д.),
  3. различные консультации для воспитателей...
  4. Отмечаем индивидуальную работу (учить Васю А. подскокам, Машу К. приставному шагу и т.д.).

2часть НАКОПИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: тексты песен, описание танцев, игр, стихи, беседы .... всё, что изучается с детьми.

Такая вещица очень дисциплинирует, все всегда у воспитателей под рукой, иногда бывают подмены среди воспитателей - тоже помогает, потому, что воспитатель сразу "сходу" в теме. Часто по ходу занятия надо что-то зафиксировать: пары, построения, кто с кем стоит ... вот все и пишем в нее в эту тетрадь. Я думаю она очень помогает и воспитателям и музрукам.

Мониторинг образовательного процесса

Если раньше мы стремились к количеству ЗУН, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегрированных качеств дошкольника.

Промежуточная оценка проводится    2  раза в год  (в октябре, в мае) по каждой возрастной группе путем:

  • -  наблюдений за ребенком;
  • -  бесед;
  • - экспертных оценок;
  • -  тестов;
  • -  анализа детских работ

Пробуем разные виды

1 младшая – челябинский (Показываю папку)

  • Мониторинг развития – 8 карт на каждого ребенка каждая карта – качество и
  • Мониторинг освоения программы – 10 карт: каждая карта – на 1 область

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Мониторинг выполняется по 3-х уровневым показателям: высокий, средний, низкий.

Юлия Александровна Афонькина выпустила книги по мониторингу для всех групп по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в соответствии с ФГТ. В книгах даны все методики и критерии оценки показателей по 4 уровням. Т.к. книга рассчитана только на 15 детей, а у нас списочный состав до 30. Распечатка всех таблиц  заняла определенное время.

Подготовительная к школе группа - диск журнала «Современное дошкольное образование»

Вводим исходные данные – список детей и их возраст

Затем проводим персональный мониторинг интегративных качеств  

Программа сама выведет  уровень на каждого ребенка в таблице и диаграмме.

Сводная таблица результатов мониторинга по всей группе

Все таблицы можно распечатать по желанию.

в конце 2012 года, произошли изменения в законодательстве РФ. А именно, утверждена Распоряжением Председателя Правительства РФ Медведевым Д.А. от 22.11.2012 за № 2148-р Программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы». В подпрограмме 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» говорится о том, что «ФГОС дошкольного образования не будет содержать требования к результатам освоения программы. А будут разработаны основы мониторинга системы дошкольного образования, включая мониторинг дошкольной образовательной организации как части данной системы, определены ориентиры и средства построения индивидуальной образовательной траектории ребенка… При этом будет запрещено стандартизировать образовательные результаты для конкретного возраста и использовать их индивидуальную оценку для оценки деятельности как педагогов, так и дошкольной образовательной организации. Оценка качества будет строиться на принципах самооценки деятельности педагогов и организаций и периодических внешних инспекциях».а это вариант челябинского мониторинга.

Посмотрите сроки разработки ФГОС по дошкольному образованию. И составом разработчиков

ФГТ вы мои, ФГТ

Вы не знаете, как нужны мне.

Нам в работе дошкольной вы очень нужны

На сегодняшний день вы очень важны.

Изучали мы методы всем коллективом

Поначалу казалось, что нам не по силам,

Но сегодня комфортно всем с ФГТ

Применять, изучать вас под силу уже.

Н.Л. Чистопольская

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

У – удивляйте!

Д – дерзайте!

А – агитируйте!

Ч – чудите!

И – изумляйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на пед.совете МАДОУ №4 2014г.

laquo;Роль сенсорного развития на развитие речи детей раннего возраста»      Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и ра...

Выступление - презентация на педсовете: "Организация платных услуг в МАДОУ ДС №34 "Дюймовочка""

Выступление - презентация на педсовете: "Организация платных услуг в МАДОУ ДС №34 "Дюймовочка""...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

Лучшие практики. Выступление на совещание заместителей заведующих МАДОО

Применяю данную технологию с целью повышения качества образования, создаём условия для развития творческих способностей детей в работе с художественными материалами, удовлетворяем потребности детей в ...

Протокол выступления на опорной площадке МАДОУ "Снегурочка"

Городская опорная площадка "Формирование основ безопасности поведение детей на улице через использование возможностей образовательной среды" Образовательная деятельность по области "Соц...