Комплексный подход к организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях
статья на тему

Левыкина Лилия Валентиновна

Комплексный  подход к организации деятельности  предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, что способствует повышению  качества предоставляемых населению образовательных услуг, делает их более разнообразными.

Условия для успешного осуществления   комплексного подхода  к  организации деятельности в ДОУ .

Механизмы осуществления комплексного подхода в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_p_odkhod_v_dou_doc.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный  подход к организации деятельности  в дошкольном образовательном учреждении.

        

Система дошкольного образования призвана быть сегодня гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей и, кроме того стать одним из факторов, повышающим качество дошкольного образования.         Перед каждым участником образовательного процесса в дошкольном учреждении стоит задача пересмотра содержания работы, поиска новых путей развития дошкольника.

Рассматривая дошкольное учреждение как целостную, динамическую систему,   оптимальное ее жизнеобеспечение возможно лишь при умении руководителя  планировать, организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу всех участников образовательного  процесса .

        Комплексный  подход к организации деятельности  предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, родителей и социума,  что способствует повышению  качества предоставляемых населению образовательных услуг, делает их более разнообразными.

Для успешного осуществления   комплексного подхода  к  организации деятельности в ДОУ  необходимо соблюдение  следующих условий:

- определение и постановка целей образовательной деятельности  дошкольного  учреждения;

- применение содержания  педагогического воздействия;

- обеспечение согласованной и скоординированной работы всех участников образовательного процесса.

 Определение, постановка целей  и содержание педагогического воздействия предполагает  обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования  деятельности дошкольного образовательного учреждения, отраженного в следующих      документах:

  1. программе развития;
  2. основной общеобразовательной программе;
  3.  годовом плане работы учреждения.

Для осуществления комплексного подхода необходимо вовлечь участников образовательного процесса в :

- разработку;

- обсуждение;

- применение и реализацию выше обозначенных документов, которые являются для Учреждения необходимыми, стратегическими и актуальными.

Создание в ДОУ основополагающих документов

Совместные действия

Ожидаемый результат

Разработка основных документов

- создание творческих групп;

-проведение анкетирования, опросов;

- вовлечение в прогностическую деятельность

Обсуждение

-родительские собрания;

-дискуссионные клубы;

-переговорные  площадки

-ознакомление участников образовательного процесса с перспективами развития Учреждения

Принятие

-заседания Совета Учреждения;

-заседания Педагогического совета;

- проведение общего собрания коллектива

-определение стратегии развития Учреждения

Реализация

- проведение совместных мероприятий;

-планирование деятельности

-выявление оптимальных путей, методов и средств педагогического воздействия

Реализация комплексного подхода в современных условиях способствует пониманию организации деятельности  как целостного явления  и позволяет охватить все стороны  развития  дошкольного образовательного учреждения,  выявить оптимальные пути, методы и средства педагогического воздействия на субъекты  образовательного процесса.

 Взаимодействие субъектов образовательного процесса становится важнейшим средством повышения качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

В основе системы взаимодействия дошкольных  учреждений  с субъектами образовательного процесса лежат принципы  сотрудничества и партнерства.

Развитие социальных связей дошкольных  образовательных  учреждений  с культурными  центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

         Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

Локальные акты, являющиеся неотъемлемой частью Устава дошкольного образовательного учреждения, определяют уровень взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса и регулируются Договором между ними.

Система организации совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений с социальными партнерами может осуществляться через следующие мероприятия:

  • составление плана совместной работы;
  •  информирование родителей  и социальных партнеров о проводимых мероприятиях;
  •  активное участие родителей и социальных партнеров в мероприятиях
  •  проведение встреч с социальными партнерами, направленных на выявление проблем  и перспектив развития дошкольного образовательного учреждения в совместной деятельности учреждений

Для повышения профессиональной компетентности педагогического персонала детского сада по проблемам взаимодействия с социумом необходимо организовывать разнообразные формы и методы работы: семинары-практикумы, "круглые столы", заседания в педагогическом клубе, деловые игры, устные журналы и др.

Изменение содержания, усложнение функций современного дошкольного образовательного учреждения и условий деятельности влекут за собой значительные изменения организационного аспекта управления, определяют потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности.

 В настоящее время каждое дошкольное образовательное учреждение разрабатывает и реализует  основную  общеобразовательную  программу.

Содержание, которой  обеспечивает комплексный подход к образовательному процессу, соответствует принципу  интеграции и включает все основные направления развития детей.

Однако практические работники,  реализующие  основную общеобразовательную программу дошкольного образования, испытывают затруднения, а именно:

  • в проектировании и планировании образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей,
  • в планировании и реализации образовательных задач в процессе организации режима пребывания детей в дошкольном учреждении, в самостоятельной деятельности дошкольников, а также через  взаимодействие с семьями воспитанников.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель должен учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.

Таким образом дошкольное учреждение по своей форме, содержанию и структуре является сложной образовательной системой и руководство им должно осуществляться на основе комплексного подхода.

Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

Опыт работы старшего воспитателя по  повышению квалификации педагогов...

Основные требования к созданию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной програ...

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Система самоуправления в образовательном учреждении – необходимое и важное звено в системе государственно-общественного управления образованием, комплекс форм, методов, приемов, позволяющих вовле...

Стратегия руководителя дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

Общая стратегия деятельности задается государством, социумом, учредителем и является отправной точкой для определения стратегии каждого учреждения, в том числе и детского сада. На основе общей стратег...

Роль информации в управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

В данной статье проанализирована основная роль информации в процессе управления дошкольным образовательным учреждением.  Автор выделяет характеристики управленческой информации, от которых зависи...

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи...