Главные вкладки

    Управление дошкольным образовательным учреждением в современных условиях
    статья на тему

    Табаринова Юлия Юрьевна

    Управление ДОУ в современных условиях

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ


              В современном обществе очень часто можно услышать  слово «менеджмент». В научно-методической литературе данное понятие истолковывается, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе – и образовательными процессами, менеджмент еще называют искусством управления.
    «Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности».

    Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления.

    Первое – это организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.).

    Второе – культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.

    Третье – это рынок, рыночные отношения, то есть взаимоотношения, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

    Управление, как и любая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов. «Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций. Принципы являются конкретным проявлением, отражением закономерностей управления».

    Принципы управления:

    1. Лояльность к работникам.

    2. Ответственность как обязательное условие успешного управления.

    3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

    4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.

    5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

    6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

    7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

    8. Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель.

    9. Честность и доверие к людям.

    10. Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал.

    11. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.

    12. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

    Организация педагогического процесса рассматривается как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов. Дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ без целенаправленного и научно-обоснованного управления.

    К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Известный специалист в области психолого-педагогической деятельности Л.В. Поздняк отмечает, что при правильном руководстве учреждением управленцу важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов ДОУ на активное восприятие достижений общества в области демократии, гласности, развития самосознания.

    Л.М. Денякина считает, что руководителю важно продумывать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения, определяя его назначение и место в системе образования, его основные цели, задачи и функции.

    Цель управления ДОУ заключается в обеспечении его оптимального функционирования, в достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил.

    Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Положением об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования, и действует на основании Устава, утверждаемого учредителем, Договора между учреждением и родителями (или иными законными представителями детей).

    К свойствам управления можно отнести целеустремленность, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.

    На современном этапе очень важен личностно-ориентированный подход в управлении дошкольным учреждением. Сущность этого подхода заключается в том, что для слаженной работы всего учреждения необходимо уважать каждого члена коллектива, стремиться к тому, чтобы каждый из сотрудников чувствовал себя важной деталью общего целостного организма, главная задача которого – воспитание и обучение граждан нашей страны, как здоровой, разносторонне развитой, творческой, способной к преобразующей деятельности, личности.

    Основными задачами дошкольного учреждения являются:

    – Охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;

    – Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;

    – Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

    – Обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых;

    – Выявление и развитие индивидуальных склонностей и задатков детей;

    – Подготовка к получению основного образования на последующих уровнях;

    – Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

    Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии законодательством РФ, уставом учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

    Совет дошкольного учреждения осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом об образовании, Уставом дошкольного учреждения и Положением о совете образовательного учреждения.

    Основные задачи совета дошкольного учреждения:

    – Создание совместно с руководителем дошкольного учреждения условий для обеспечения оптимального сочетания государственных и общественных начал в управлении дошкольным учреждением, приобщения к управлению педагогических работников, родителей или их законных представителей.

    – Принятие участия в разработке и реализации внутренних документов, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, органов самоуправления, права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса.

    – Разработка и реализация совместно с руководителем дошкольного учреждения системы мер, направленных на укрепление и развитие материально-технической базы дошкольного учреждения.

    – Поддержка инициатив участников воспитательно-образовательного процесса, направленных на повышение качества образования и удовлетворение потребностей различных социальных групп заинтересованных в этом образовании.

    Решения совета обязательны для выполнения педагогическими работниками дошкольного учреждения, родителями или их законными представителями.

    Родительский актив является органом самоуправления дошкольного учреждения и создается из числа законных представителей воспитанников данного дошкольного учреждения.

    Основными задачами родительского комитета дошкольного учреждения являются:

    – Всемерное укрепление связи между семьей и дошкольным учреждением в целях установления единства воспитательного влияния на воспитанников со стороны педагогического коллектива и семьи.

    – Привлечение родительской общественности к активному участию в жизни дошкольного учреждения, к организации совместной работы по воспитанию воспитанников.

    – Участие в организации пропаганды педагогических знаний среди родителей.

    Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов родительский актив может созвать общее собрание. На общем родительском собрании обязательно присутствие руководителя дошкольного учреждения.

    Педагогический совет – орган общественного управления дошкольным учреждением. Педагогический совет дошкольного учреждения действует в соответствии с Законом «Об образовании».

    В компетенцию учреждения образования входят:

    – подбор, прием и расстановка кадров, повышение уровня их квалификации;

    – осуществление контроля за выполнением педагогическими работниками и обучающимися своих обязанностей;

    – материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с государственными нормативами;

    – организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

    – разработка и организация утверждения учебных планов и учебных (рабочих) программ;

    – осуществление текущего контроля за усвоением программы воспитанников учреждения образования, а также анализа результатов образовательного процесса;

    – осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и предусмотренной уставом этого учреждения образования.

    Учреждение образования обязано:

    – осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами настоящего Закона, нормативными правовыми актами государственных органов, регулирующими отношения в сфере образования;

    – осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов, типовых учебных планов и учебных программ;

    – содействовать деятельности педагогических и методических объединений;

    – содействовать созданию в учреждении образования необходимых условий для работы подразделений учреждений общественного питания и здравоохранения.

    Учреждение образования несет ответственность за:

    – невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

    – несоответствие качества предоставляемого образования установленным требованиям;

    – действия, повлекшие нарушения норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся (воспитанников) и работников учреждения образования, норм и правил охраны окружающей среды во время воспитательно-образовательного процесса;

    – несоблюдение норм санитарного законодательства;

    – нарушение прав и свобод воспитанников и работников учреждения образования.

    Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

    1. Управление является неотъемлемой частью любого образовательного процесса.

    2. Управление имеет свои цели, задачи, принципы и функции.

    3. Для успешного управления дошкольным учреждением необходима слаженная работа всего коллектива под руководством грамотных руководителей, основывающих свою деятельность на основе законодательства РФ, на личностном подходе к каждому участнику воспитательно-образовательного процесса.

    4. Руководители должны в своей работе использовать разнообразные методы и формы работы с коллективом, опираясь на принципы руководства.

    Используемая литература:

    1.      Пронина А.Н. /Основы курса «Управление современным дошкольным образовательным учреждением» / А. Н. Пронина. –  Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. – 162 с.

    2.      Белая, К.Ю. /300 ответов на вопросы заведующего/ К.Ю. Белая. –  АСТ, Астрель, 2001. – С. 400.

    3.      Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении/ Л.М. Денякина. –  М: Новая школа,1997. – 48 с.

    4.      Поздняк Л.В. /Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студ. педвузов/ Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 432 с.

    5.      Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

    Опыт работы старшего воспитателя по  повышению квалификации педагогов...

    Комплексный подход к организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях

    Комплексный  подход к организации деятельности  предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, что способствует повышению  качества предоставляемых населени...

    Мастер - класс на тему «Управление дошкольным учреждением в современных условиях»

    Представлен материал для руководителей и заместителей заведующих дошкольных образовательных учреждений в рамках проведения городского мастер-класса...

    Основные требования к созданию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях.

    Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной програ...

    ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

    Система самоуправления в образовательном учреждении – необходимое и важное звено в системе государственно-общественного управления образованием, комплекс форм, методов, приемов, позволяющих вовле...

    Стратегия руководителя дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

    Общая стратегия деятельности задается государством, социумом, учредителем и является отправной точкой для определения стратегии каждого учреждения, в том числе и детского сада. На основе общей стратег...