Образовательная программа «Здравствуй, Петербург!» развития и воспитания дошкольников
методическая разработка ( группа) на тему

Симакова Мария Васильевна

Пояснительная записка.

В настоящее время в школах города всё большее внимание уделяется вопросам краеведческого образования, поэтому в дошкольном возрасте детям необходимо дать первоначальное представление о родном городе, районе, научить замечать их красоту, неповторимость, сказочность.

Содержание образовательной программы «Здравствуй, Петербург!» направлено

  • на создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей ребенка.

Планирование составлено с учетом возрастных и психологических особенностей детей, распределение основных вопросов содержания идет от того, что знакомо детям, использует их жизненный опыт, знание детьми своего ближайшего окружения.

Учитывая, что основным видом деятельности дошкольников является игра, тематическое планирование строится на использовании большого количества авторских игр и дидактических пособий, позволяющих в игровой, увлекательной форме вводить тему родного города в повседневную игровую и учебную деятельность детей, что способствует развитию памяти, внимания, логического и творческого мышления, помогает детям осваивать навыки учебной деятельности.

Структура тематического планирования учитывает минимальное количество специальных занятий. Основные вопросы содержания каждой темы подкрепляются описанием видов деятельности, в которых они закрепляются: это изобразительная деятельность, автобусные экскурсии, посещение музеев.

В течение года проводятся совместные праздники (комплексные занятия) по следующим    темам: «Осенний Петербург», «День снятия Блокады Ленинграда» и «День рождения Города», а также по четыре выездные экскурсии в каждой группе.

Цель курса:

Формирование духовнобогатой и высоконравственной личности, проявляющей познавательный интерес к истории и культуре родного города.

Задачи курса:

  1. Образовательные

- Познакомить детей со спецификой города как средой обитания;

- Начать формировать представления об уникальности, неповторимости, сказочности нашего города;

- Познакомить с центральными ансамблями Невских берегов;

- Начать знакомство с Василеостровским районом;

-  Познакомить детей с историей рождения города, историей его строительства и с историей героической защиты города в годы Блокады.

  1. Развивающие

-  Развивать познавательную активность ребенка, образное и пространственное мышление ребенка,  художественно-эстетическое восприятие;

- Способствовать развитию внимания, памяти, воображения и логического мышления, развитию речи детей;

- Учить детей соблюдать правила поведения горожанина-петербуржца;

- Начать учить детей «читать» адаптированную карту-схему нашего города, ориентироваться в своем районе и в городе, узнавать и описывать памятники;

- Через игры краеведческого содержания привить детям навыки учебной деятельности.

  1. Воспитательные

- Формировать уважение к людям, которые построили этот чудесный город, чувство гордости за ленинградцев,  защитивших наш город в годы войны.

  1. Коррекционные

- Способствовать формированию адекватных зрительных образов и представлений достопримечательностей города;

- Учить узнавать памятники культуры в изображениях различной модальности  (объемное, плоскостное,  цветное, контурное, силуэтное);

-  Способствовать развитию мелкой моторики.

 

 

Условия реализации программы.

Программа предназначена для организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми от 5 до 7 лет. Программа рассчитана на два года. Первый год – для детей старшего возраста. Второй год – для детей подготовительного возраста. Педагог встречается с детьми один  раз в неделю.

 

Формы проведения образовательной деятельности с детьми:

-  подгрупповая

-  индивидуальная

-  экскурсии

-  викторины

-  праздники

 

Описание форм и методов проведения занятий:

  1. Словесные методы обучения

-  Устное изложение;

-  Беседа;

  1. Наглядные методы обучения

-  Показ иллюстраций;

-  Работа по образу.

  1. Практические методы обучения

-  Конструирование зданий;

-  Работы с учебными листами;

-  Обыгрывание поз скульптур;

-  Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

-  Частично-поисковый метод обучения.

 

Принципы, лежащие в основе программы:

  1. Доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  2. Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  3. Научности (обоснованность, наличие теоретической основы);
  4. Постепенности (от простого к сложному).

      Тематика занятий строится с учетом интересов детей и их возможностей. Программа позволяет индивидуализировать степень сложности заданий, сохраняя при этом обучающий и развивающий смысл работы, сознательно сочетая в одном занятии различные виды деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma.docx42.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ  № 2

_________________________________

                     личная подпись

____________________

                    инициалы, фамилия

__________________________ 20___ г.

                    дата утверждения

М П

Образовательная программа «Здравствуй, Петербург!» 

развития и воспитания дошкольников

(в образовательной системе «Школа 2100»

(«Детский сад 2100»))

на период 2013-2014 уч. г.

Для  детей  3-7 лет.

                                                                                  Авторы-составители:

Симакова Мария Васильевна

Воспитатель

УТВЕРЖДЕНО

______________________________

Протокол педагогического совета

_________________________________

номер, дата

Санкт-Петербург 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………                                                                стр.2

ЦЕЛИ КУРСА……                                                                                                  стр.3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГОДОВОЙ ПЛАН НА ДВА ГОДА……                              стр.5

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….                                                                             стр. 13

                                                         

Пояснительная записка.

В настоящее время в школах города всё большее внимание уделяется вопросам краеведческого образования, поэтому в дошкольном возрасте детям необходимо дать первоначальное представление о родном городе, районе, научить замечать их красоту, неповторимость, сказочность.

Содержание образовательной программы «Здравствуй, Петербург!» направлено

  • на создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей ребенка.

Планирование составлено с учетом возрастных и психологических особенностей детей, распределение основных вопросов содержания идет от того, что знакомо детям, использует их жизненный опыт, знание детьми своего ближайшего окружения.

Учитывая, что основным видом деятельности дошкольников является игра, тематическое планирование строится на использовании большого количества авторских игр и дидактических пособий, позволяющих в игровой, увлекательной форме вводить тему родного города в повседневную игровую и учебную деятельность детей, что способствует развитию памяти, внимания, логического и творческого мышления, помогает детям осваивать навыки учебной деятельности.

Структура тематического планирования учитывает минимальное количество специальных занятий. Основные вопросы содержания каждой темы подкрепляются описанием видов деятельности, в которых они закрепляются: это изобразительная деятельность, автобусные экскурсии, посещение музеев.

В течение года проводятся совместные праздники (комплексные занятия) по следующим    темам: «Осенний Петербург», «День снятия Блокады Ленинграда» и «День рождения Города», а также по четыре выездные экскурсии в каждой группе.

Цель курса:

Формирование духовнобогатой и высоконравственной личности, проявляющей познавательный интерес к истории и культуре родного города.

Задачи курса:

  1. Образовательные

- Познакомить детей со спецификой города как средой обитания;

- Начать формировать представления об уникальности, неповторимости, сказочности нашего города;

- Познакомить с центральными ансамблями Невских берегов;

- Начать знакомство с Василеостровским районом;

-  Познакомить детей с историей рождения города, историей его строительства и с историей героической защиты города в годы Блокады.

  1. Развивающие

-  Развивать познавательную активность ребенка, образное и пространственное мышление ребенка,  художественно-эстетическое восприятие;

- Способствовать развитию внимания, памяти, воображения и логического мышления, развитию речи детей;

- Учить детей соблюдать правила поведения горожанина-петербуржца;

- Начать учить детей «читать» адаптированную карту-схему нашего города, ориентироваться в своем районе и в городе, узнавать и описывать памятники;

- Через игры краеведческого содержания привить детям навыки учебной деятельности.

  1. Воспитательные

- Формировать уважение к людям, которые построили этот чудесный город, чувство гордости за ленинградцев,  защитивших наш город в годы войны.

  1. Коррекционные

- Способствовать формированию адекватных зрительных образов и представлений достопримечательностей города;

- Учить узнавать памятники культуры в изображениях различной модальности  (объемное, плоскостное,  цветное, контурное, силуэтное);

-  Способствовать развитию мелкой моторики.

Условия реализации программы.

Программа предназначена для организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми от 5 до 7 лет. Программа рассчитана на два года. Первый год – для детей старшего возраста. Второй год – для детей подготовительного возраста. Педагог встречается с детьми один  раз в неделю.

Формы проведения образовательной деятельности с детьми:

-  подгрупповая

-  индивидуальная

-  экскурсии

-  викторины

-  праздники

Описание форм и методов проведения занятий:

  1. Словесные методы обучения

-  Устное изложение;

-  Беседа;

  1. Наглядные методы обучения

-  Показ иллюстраций;

-  Работа по образу.

  1. Практические методы обучения

-  Конструирование зданий;

-  Работы с учебными листами;

-  Обыгрывание поз скульптур;

-  Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

-  Частично-поисковый метод обучения.

Принципы, лежащие в основе программы:

  1. Доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  2. Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  3. Научности (обоснованность, наличие теоретической основы);
  4. Постепенности (от простого к сложному).

      Тематика занятий строится с учетом интересов детей и их возможностей. Программа позволяет индивидуализировать степень сложности заданий, сохраняя при этом обучающий и развивающий смысл работы, сознательно сочетая в одном занятии различные виды деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГОДОВОЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДРАВСТВУЙ ПЕТЕРБУРГ!»

1 год обучения

№ пп

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1

Город – среда обитания

Сентябрь

С помощью тестирования и бесед определить что дети знают о своем городе

2

Сравнение города и деревни

Сентябрь

Формировать представление о городе и деревне. Выделение отличительных признаков. Дома города и дома деревни.

3

«Мы - горожане»

Октябрь

Знакомить детей с городом, как средой обитания, заложить основы этики горожанина.

4

Дома Петербурга

Октябрь

Дом и его части: фундамент, стены, двери, окна, крыша, декоративные части фасада. Разные дома по назначению.

5

Кто строит дом?

Октябрь

Кто такие: архитектор, каменщик, штукатур, маляр и т.д. Сравнение двух домов.

6

Досуг «Осенний Петербург»

Октябрь

Литературно-музыкальная и игровая программа.

7

«Из тьмы лесов, из топи блат»

Ноябрь

Рассказать о рождении города, показать его особенности.

8

Петропавловская крепость

Ноябрь

Познакомить детей с Петропавловской крепостью, раскрыть ее назначение в жизни города.

9

Первый дворец Петербурга.

Ноябрь

Знакомство с летним дворцом Петра I, раскрашивание дворца по образцу.

10

Летний сад

Ноябрь

Знакомство с Летним садом: решетка, скульптуры, пруд.

11

Памятник Петру I – Медный Всадник

Декабрь

Знакомство детей с памятником Петру I, изучение уменьшенной копии памятника, рассматривание цветных иллюстраций, игра с разрезными картинками «составь целое».

12

Львы стерегут город

Декабрь

Показать чудесное, сказочное в убранстве города. Лев сторожевой. Игра каменный лев.

13

Грифон это лев?

Декабрь

Банковский мостик и его Грифоны. Рассматривание иллюстраций. Рабочий лист «обведи и раскрась». Разучивание считалочки «Грифоны».

14

Новогодний Петербург

Декабрь

Рассматривание Новогодних открыток с видами Петербурга. Узнавание, игра «найди пару» на соотнесение контурного и цветного изображения.

15

Соборы Петербурга

Январь

Знакомство детей с Исаакиевским Собором. Разучивание стихотворения

16

Соборы Петербурга

Январь

Знакомство детей с Казанским Собором. Сравнение куполов двух соборов, раскрашивание.

17

Блокада Ленинграда в годы ВОВ.

Январь

Формировать представление детей о блокаде Ленинграда, знакомство с историей ВОВ.

18

Улицы и проспекты

Февраль

Знакомство с понятиями улица и проспект, чем они отличаются. Проспекты Васильевского острова. Невский проспект.

19

Что такое площадь.

Февраль

Знакомство с понятием площадь. Дворцовая площадь. Разучивание стихотворения.

20

Хоровод достопримечательностей

Февраль

Закрепить понятие «архитектурный ансамбль», знакомить детей с историческим ядром нашего города.

21

23 февраля – День защитника Отечества

Февраль

Формирование представлений детей о военных учебных заведениях Петербурга и Васильевского острова. Первый кадетский корпус, Румянцевский обелиск, военно-морское училище, памятник Крузенштерну.

22

Петербуржская семья

Март

Знакомство детей с правилами поведения в семье, обогащение словаря детей: петербуржец, петербурженка, петербуржская семья. Рабочий лист «моя семья».

23

«Владыка морей»

Март

Раскрыть значение реки и залива в жизни города, учить ориентироваться на карте-схеме города.

24

Реки и каналы Петербурга

Март

Работа с адаптированной картой города. Узнай реку по решетке ее набережной. Рабочий лист «дорисуй решетку».

25

Мосты Петербурга

Март

Формировать представление детей о мостах города, о их назначении и знакомство с правилами поведения на мосту.

26

Мосты … «оград узор чугунный».

Апрель

Учит видеть детей красивое, сказочное вокруг себя. Развитие творческого воображения детей. Раскрашивание морских коньков. Разрезные картинки «составь ограду Благовещенского моста»

27

Сказочные жители нашего города

Апрель

Продолжение знакомства детей со сказочными жителями нашего города: сфинксы, русалки, морские коньки, грифоны. Вспомнить где мы их встречали.

28

Если ты петербуржец.

Апрель

Формирование нравственно-эстетических норм поведения в городе. Замечать, ощущать красоту Петербурга, бережно относиться к богатству города, соблюдать правили поведения жителя Петербурга.

29

Герб города

Апрель

Знакомство с гербом Санкт-Петербурга и его флагом.

30

«Стрелка Васильевского острова»

Май

Дать первоначальные сведения о самом большом острове города, познакомить с архитектурным ансамблем Стрелки Васильевского острова.

31

День Победы

Май

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение стихов.

32

День рождения города на Неве

Май

Проведение досуга на тему дня рождения Санкт-Петербурга.

2 год обучения

№ пп

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1

Мой родной город Петербург

Сентябрь

С помощью тестирования и бесед определить, что дети знают о своем городе, домашний адрес

2

Мой родной город Петербург, продолжение темы. Имя города, флаг и герб.

Сентябрь

Продолжение тестирования. Разучивание стихотворения М. Борисовой «Мы очень любим город свой». Моя семья. Мы петербуржцы.

3

Сравнение города и деревни. Дома, улицы, площади, парки, транспорт

Сентябрь

Развивать представление о городе и деревне. Выделение отличительных признаков. Дома города и дома деревни.

4

Дом и его составные части. Разные виды домов по назначению, по архитектурному стилю.

Сентябрь

Дом и его части: фундамент, стены, двери, окна, крыша, декоративные части фасада. Рассматривание иллюстраций Практическое задание «Разные дома», раскрашивание дома  и его частей.

5

Знакомство детей с историей возникновения города, с его основателем – Петром Первым.

Октябрь

Работа с адаптированной картой дельты Невы. Формирование представлений о реке Неве, ее рукавах, островах. Почему крепость стали  строить на Заячьем острове. Раскрашивание контурной карты.

6

Как строилась Петропавловская крепость. Рабочий день Петра Первого. Домик Петра Первого – первый дом города.

Октябрь

Беседа с детьми, рассматривание иллюстраций, раскрашивание изображение домика Петра Первого. Задание на дом : выучить стихотворение о музее домик Петра Первого.

7

Острова. Почему они так названы. Васильевский – наш родной остров. Знакомство с бомбардиром Василием : история  и памятник.

Октябрь

Работа с адаптированной картой, раскрашивание островов. Батарея пушек на стрелке Васильевского острова как часть обороны. Рассматривание иллюстрации  памятника  бомбардиру Василию. Раскрашивание контурного изображения памятника по образцу.

8

Петропавловский собор. Доминико Трезини – первый архитектор СПб

Октябрь

Формировать представление об архитектурных частях Петропавловского собора. Рассматривание цветных иллюстраций. Совместное конструирование собора из кубиков с проговариванием названия частей здания ( портик, ярус, башня, колокола, куранты, фонарик, шпиль, яблоко, ангел). Раскрашивание Петропавловского собора.

9

Остров – Летний сад. Летний дворец Петра Первого, архитектор Доминико Трезини. Летний сад.

Ноябрь

Знакомство с Летним дворцом Петра Первого: назначение, местоположение на карте, архитектурные украшения, раскрашивание контурного изображения дворца по образцу, разучивание стихотворения Е. Ефимовского «Там, где Фонтанка из Невы берет свое начало…».

10

Летний сад – любимый «огород» Петра Первого.

История его создания и появление скульптур. Скульптурная группа Круговорот суток в природе.

Ноябрь

Формирование представление детей о зеленый насаждениях, о происхождении их, о заботе Петро Первого о Летнем саде. Знакомство  с древнегреческой мифологией: Посейдон, Афина, Аполлон …, Рассматривание скульптур итальянских мастеров.

11

Что такое Летний сад – это кружево оград.

Памятник И.А. Крылову скульптор Клодт.

Ноябрь

Знакомство с решеткой и воротами

- со стороны Невы, архитектор Фельтен,

- со стороны Мойки архитектор Шарлемань. Работа  с рабочей  тетрадью: штриховка колонны, вазы, постамента решетки Летнего сада. Знакомство с книгой И.А. Крылова, с его портретом, рассматривание памятника в целом и его деталей.

12

Досуг «Осенний Петербург».

Ноябрь

Литературно-музыкальная и игровая программа. Цель: вызвать эмоциональный отклик у детей, активизировать  первоначальные представления  о городе и развивать художественно-эстетическое восприятие средствами музыки и поэзии.

13

Памятник Петру I – Медный всадник

Декабрь

Знакомство детей с памятником Петру I, историей его создания скульпторами Фальконе и М. Калло, каменотесами. Изучение уменьшенной копии памятника, рассматривание цветных иллюстраций-фотографий памятника в разное время суток ( утро, день, вечер, ночь), игра с разрезными картинками «составь целое».

14

Петербургские реки (Нева, Фонтанка, Мойка, Канал Грибоедова) , их набережные и решетки. Музей квартира А.С. Пушкина.

Декабрь

История мальчика Никиты из Москвы. Музей-квартира А.С. Пушкина. Работа с адаптированной  картой. Нахождение рек. Чтение стихотворение А. Кушнера «Петербуржские реки» с рассматриванием иллюстраций.

15

Мосты Петербурга их назначения и разновидности: разводные, пешеходные, гранитные, из металла ...и «цветные» на реке Мойке

Декабрь

Нахождение рек на карте города, повторение стихотворение «Петербургские реки»  с использованием мнемотаблицы. Знакомство с мостами города, их разновидностями. Знакомство с Красным, Желтым, Зеленым и Синим мостами . Выполнение практического задания «Дорисуй решетку реки Мойки»

16

Мосты реки Фонтанки, Аничков мост, мост Ломоносова, Прачечный мост. Решетка и скульптуры Аничкого моста.

Новогодний Петербург.

Декабрь

Работа с адаптированной картой, знакомство с историей создания мостов через реку Фонтанку, Рассматривание скульптур Клодта Аничкого моста «Укрощение коня». Узнавание этих скульптур в цветном и силуэтном изображении. Разучивание стихотворения.

Рассматривание иллюстраций , открыток о новогоднем Петербурге.

17

Ладожское Озеро – исток реки Невы. ( подготовка к комплексному занятию)

Новогодний Петербург.

Январь

Рассматривание карты Ленинградской области, нахождение Ладожского озера, реки Невы , Финского залива и границ города.

Рассматривание Новогодних открыток с видами Петербурга. Узнавание, игра «найди пару» на соотнесение контурного и цветного изображения.

18

Блокада Ленинграда в годы ВОВ. Героическая защита города. Дорога  Жизни.

Январь

Формировать представление детей о блокаде Ленинграда, знакомство с истории ВОВ и героической защитой города, его памятников, с Дорогой Жизни.

19

Комплексно-тематическое занятие, посвященное Дню снятия Блокады Ленинграда.

Январь

Формировать чувство патриотизма, чувство благодарности к защитникам нашего города, уважения к старшему поколению, к свои бабушкам и дедушкам – героям  ВОВ.  

20

Подготовка к Комплексному занятию, посвященному  памяти А.С.Пушкина: памятные места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта

Февраль

Знакомство с портретом Пушкина автор О. Кипренский. Музей-квартира  АС. Пушкина, рассматривание иллюстраций музея. Чтение стихов А.С. Пушкина . Рассматривание памятников Пушкину в г. Москве Опекушина и в Петербурге Аникушина.

21

Комплексное занятие, посвященное  памяти А.С.Пушкина

Февраль

Литературно-музыкальная и игровая программа. Цель: вызвать эмоциональный отклик у детей к творчеству А.С. Пушкина и развивать художественно-эстетическое восприятие средствами музыки и поэзии.

22

23 февраля – День защитника Отечества. Санкт – Петербург – город военной доблести.

Февраль

Формирование представлений детей о военных учебных заведениях Петербурга и Васильевского острова. Первый кадетский корпус, Румянцевский обелиск, военно-морское училище, памятник Крузенштерну.

23

Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы, первая верфь СПб.

Кораблик – символ города.

 Февраль  

Формировать представление детей о верфи, нахождение на адаптированной карте Адмиралтейства, происхождение названия, функции. Внешний облик – рассматривание иллюстраций, раскрашивание символа –кораблика, разучивание стихотворения.

24

Петр Первый – создатель русского флота. Ботик Петра Первого.

Март

Сказка о мечте молодого царя. Дедушка русского флота – главный экспонат Военно-морского музея.  Путешествия ботика Петра Первого.

25

Стрелка Васильевского острова

Март

Продолжать учить ориентироваться в своем районе, познакомить детей с архитектурным ансамблем Стрелкой Васильевского острова: местонахождение на карте, назначение – старый петербургский порт, здание Биржи, ВМ музей.

26

Стрелка Васильевского острова – памятник, достопримечательность, символ приморского города

Март

Формирование представлений детей о ростральных колоннах , их назначении, скульптурном убранстве. Каменотес Самсон Суханов – создатель скульптур рек. Игры: «лабиринты», «Найди недостающую фигуры», «обведи по точкам Ростральную колонну».

27

Музеи на стрелке Васильевского острова.

Кунсткамера- первый музей России.

Март

Формирование представлений детей о музеях на стрелке Васильевского острова.

Кунсткамера – история создания первого российского музея. Роль Петра Первого в создании и происхождении названия.

28

Площади Петербурга.

Дворцовая – главная площадь Петербурга. Самый прекрасный дворец.

Апрель

Архитектурный ансамбль Дворцовой площади: местонахождение на  карте, происхождение названия. Местонахождение Зимнего дворца, назначение, внешний облик. Дворец-музей. Работа в рабочей тетради.

29

Дворцовая площадь: здание Главного Штаба, арка Главного Штаба, Александровская колонна.

Апрель

Формирование представления о художественной ценности архитектуры Дворцовой площади. Здание  Главного Штаба, арка Главного Штаба, Александровская колонна – символы победы в России в Первой отечественной войне.

30

Площади Петербурга:

Исаакиевская площадь

Апрель

Знакомство детей с достопримечательностями Исаакиевской площади. Местоположение ее на карте города, происхождение названия. Рассматривание  Исаакиевского Собора. История его создания. Разучивание стихотворения. Рассматривание памятника Николаю Первому. Скульптор Клодт.

31

Площади Петербурга:

Сенатская площадь

Апрель

Знакомство детей с достопримечательностями Сенатской площади. Местонахождение на карте, происхождение названия. Медный всадник. Здание Сената. Чтение стихов. Игра ЛОТО.

32

День Победы. Шествие ветеранов по Невскому проспекту.

Май

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение стихов.

33

Если ты петербуржец

Май

Формирование нравственно-эстетических норм поведения в городе. Замечать, ощущать красоту Петербурга, бережно относиться к богатству города, соблюдать правили поведения жителя Петербурга.

34

Подготовка к «Дню рождение города»

Май

Повторение пройденного материала. Весна в Петербурге. Игры на тему «Петербург»: лабиринты, лото, домино, пазлы.

35

Комплексно- тематическое досуг «День рождения города на Неве»

Май

Проведение досуга на тему дня рождения Санкт-Петербурга.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В конце первого года дети должны :

- знать основные отличительные символы города  ( имя, герб, флаг)

- знать имя основателя города;

- узнавать памятник Петру Первому – Медный всадник;

- знать улицу, на которой живет  и на которой находиться детский сад;

- иметь четкое представление кто такие архитектор, скульптор художник, иметь представление о видах зданий города, части здания;

- узнавать Исаакиевский собор, Летний и Зимний дворец, мосты ( Банковский, Львиный, Дворцовый, Благовещенский)

- знать правила поведения петербуржца дома и в городе.

В конце второго года дети должны:

- уверенно знать отличенную символику города( имя, герб, флаг);

- уметь ориентироваться по адаптированной карте Петербурга, показывая реки и острова, местоположения стрелки Васильевского острова, Петропавловской крепости, Летнего сада, Дворцового моста и Дворцовой площади;

- иметь представление о первых здания Петербурга: домик Петра Первого, Летний дворец, Кунсткамера, Петропавловский собор, здание 12-ти коллегий и о первом архитекторе Петербурга – Доминико Трезини.

- иметь представление

   - об архитектурном ансамбле на стрелке Васильевского острова, прошлое и настоящее

   - о главной площади, главном проспекте города,

- узнавать памятники А.С. Пушкину, И.А. Крылову, М.И.Кутузову, Петру Первому.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ , ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ НАПИСАНИИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ:

  1. С.П.Заварихин  «Явление СанктЪ-ПитерЪ-Бухра». Санкт-Петербург: Стройиздат СПб, 1996г.
  2. Ю.М.Овсянников,  «Великие Зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси.». Санкт-Петербург: «Искусство-СПб» – «Северо-Запад», 1996г.
  3. В.Ф.Помарнацкий,  «Узнай и полюби Санкт-Петербург: Пособие по историческому краеведению».  СПб.: Лениздат, 1997г.
  4. Б.К.Пукинский , «Санкт-Петербург 1000 вопросов и ответов».  СПб.: «НОРИНТ», 2001г.
  5. Н.А.Синдаловский, «История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах».  СПб.: «НОРИНТ», 1997г.
  6. А.М.Платунов,  «Так строился Петербург».  СПб.: «Специальная Литература», 1997г.
  7. В.Н.Авсеенко,  «История города С.-Петербурга в лицах и картинках 1703-1903».  СПб.: «СОТИС», 1993г.
  8. П.Я.Канн,  «Прогулки по Петербургу». – СПб.: «Палитра», 1994г.
  9. Е.В.Дмитриева,  «Санкт-Петербург пособие по истории города». – СПб.: «КОРОНА принт», 2000г.
  10.  И.И.Георгиев, И.Н.Иванова, В.Г.Исаченко,  «Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы». СПб.: Издательство «Паритет», 2000г.
  11.  Л.К.Ермолаева, «Чудесный город». Программа пропедевтического краеведческого курса, СПб.: «ИНСТИТУТ ПЕТЕРБУРГА», 1995г.
  12.  Г.Т. Алифанова, «Первые шаги». (воспитание петербуржца-дошкольника). Методическая разработка, Санкт-Петербург 2000, «Петербургская Новая школа».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАНЫЙ ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ В ПОМОЩЬ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.

        

  1. Виктор Фролов и Олег Яковлев, «Как родился Петербург». Санкт-Петербург, 1995 «Лики России», «Синяя Пчела»;
  2. Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева , «Чудесный город» Петербургская тетрадь, Санкт-Петербург, 1997, АО «Норинт»;
  3. Любовь Шиф «Единственный город!», Путешествия по Петербургу с Аликом и  Гусариком. Санкт-Петербург 1997, «Облик»;
  4. Н.А. Яковлева, «Наш город Санкт-Петербург», «Путешествия с Архивариусом через три столетия» Книга для семейного чтения часть1, часть 2;
  5. Вадим Ефимовский, «Путешествия в Санкт-Петербург». Книга для совместного чтения родителей и детей. Санкт-Петербург, 1996, РиД;
  6.  И.С. Храбрый, автор проекта, главный редактор, «Санкт-Петербург три века архитектуры». Санкт-Петербург, 1999, Норинт;
  7. Л. Махинко, «Я-Петербуржец». Санкт-Петербург 1996, «Питер»;
  8. Майя Борисова, «Интереснее пешком», Санкт-Петербург, 1992, «Лицей».
  9.  А.С. Пушкин, «Пир Петра Первого», Санкт-Петербург 1992, «Лицей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Здравствуй музей"

Дополнительная образовательная программа «Здравствуй, музей!» разработана для детей старшего дошкольного возраста муниципального автономного образовательного учреждения начальной школы – детског...

Дополнительная образовательная программа "Здравствуй музей"

Дополнительная образовательная программа «Здравствуй, музей!» разработана для детей старшего дошкольного возраста муниципального автономного образовательного учреждения начальной школы – детског...

Статья Воспитателя, Романовой Татьяны Николаевны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад №10 компенсирующего вида Выборгского района, Санкт – Петербурга. «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного мод

laquo;Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»Ф.А Сохин...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»

В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...

Образовательная программа дошкольного образования. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников Истоки".

Программа представляет собой содержательный модуль "Духовно-нравственная культура (православная культура)" основной общеобразовательной программы дошкольного образования....

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

     Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по экономическому воспитанию «Дошкольник и финансы» для детей 4–7 лет

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Дошкольник и финансы» (далее Программа) разработана на основе примерной пар...