Консультативный пункт
проект по теме

Воякина Светлана Анатольевна

Проект "Консультативный пункт".                      Для дошкольных учреждений желающих открыть на базе дошкольного учреждения консультативный пункт для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

      С 1 сентября  2012 года на базе нашего детского сада осуществляется реализация проекта  "Консультационный пункт".

Автор: Воякина Светлана Анатольевна, старший воспитатель.

Участники проекта

Администрация

Специалисты

Воспитатели

Родители

Дети

Сроки реализации проекта- 2012- 2013 учебный год.

Аннотация проекта

Проект направлен на тесное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями и решение проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста. Работа консультативного пункта поможет обеспечить максимальное сокращение социальной изоляции семей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов, помочь родителям детей посещающих наше ДОУ в разных вопросах . Данный проект может быть использован коллективом, где имеется полный штат специалистов. Специалисты, работающие в консультативном пункте, способны помочь родителям грамотно оценить развитие ребенка.

Актуальность проекта

   Еще педагоги и общественные деятели XIX в., отмечали, что основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин.  Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка. Даже, если ребёнок посещает дошкольное учреждение, у некоторых родителей возникают сложности в их воспитании. Это  во многом связано с недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов. Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад. Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей. Поэтому мы решили в 2012 году организовать на базе нашего дошкольного учреждения консультативный пункт для родителей и детей в возрасте от 2 до 7 лет, как посещающих наше дошкольное учреждение, так и не посещающих образовательное учреждение. Психолого-педагогическая помощь семьям осуществляется бесплатно на основе договора о сотрудничестве.

Проблемы родителей: адаптация ребёнка в ДОУ, гиперактивные поведения детей, отказ ребёнка от общения, готовность к школьному обучению.

Цель проекта:

 

Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышение педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Задачи проекта

  • Оказание консультационной помощи родителям по вопросам обучения и воспитания детей;
  • Оказание помощи родителям при  адаптации  детей к посещению дошкольного учреждения;
  • Оказание содействия в социализации детей;
  • Информирование родителей по различным вопросам;
  • Проведение комплексной профилактики различных отклонений в развитии детей, не посещающих детский сад;
  • Популяризация деятельности ДОУ среди населения города.

Механизм реализации проекта

1 этап: Подготовительный  (01.05.2012 г.– 31.08.2012 г.)

1.Изучение возможности для организации КП (приказ об организации консультативного пункта).

2.Изучение Положения о работе консультативного пункта.

3. Оформление рекламы и выход в микрорайон, информационное оповещение на сайте  ДОУ «Звоночек», изучение спроса родителей на организацию консультативного пункта.

4.Выбор творческой группы.

5. Для обеспечения деятельности КП творческим коллективом был разработан пакет  документов:

Положение о Консультативном пункте;

Договор о сотрудничестве ДОУ и родителей (законных представителей) детей, посещающих консультативный пункт;

Анкеты для родителей;

Годовой план работы консультативного пункта на 2012 – 2013учебный год;

Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;

Журнал учёта работы Консультативного пункта помощи семьям;

График работы специалистов.

2. этап: Основной (1.09.2012 - 31.12. 2013 год)  - этап практический.

1. Для работы консультативного пункта был подобран  штат работников детского сада, реализующего основную общеобразовательную программу «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

2. Определены помещения, подобран дидактический  и наглядный материал.

3. Провели   первое установочное собрание "Будем знакомы”.

4. Сформированные списки желающих посещать КП  позволили определить возрастной диапазон детей – 2 - 7 лет и связанные с ним проблемы развития и воспитания, чтобы в дальнейшем спланировать и разработать актуальные темы практики семейного воспитания.

5. Разработаны  анкеты и диагностики, которые позволили выявить характер запросов родителей.

6. Выявили основные блоки консультативного пункта:

- психолого-педагогическая помощь семьям при адаптации детей ;

- консультативная помощь родителям;

- помощь семьям в вопросах социализации детей;

- профилактика различных отклонений;

- помощь родителям по подготовке детей к школе;

- консультативная помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными  возможностями здоровья.

    Практикуется предварительная запись родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Это позволяет подготовить квалифицированную консультацию.

   Специалисты КП планируют свою работу на основании сведений, полученных из анкет для родителей и карт индивидуального развития ребенка (диагностика), стараясь подобрать наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендуют необходимую психологическую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка.

    Педагог-психолог помогает выявить  эмоционально-личностные проблемы,

определить уровни развития познавательных процессов (внимания, память, мышление, воображение) детей, анализирует детско-родительские отношения,

проводит по желанию родителей диагностическое обследование уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе, консультирует родителей   в адаптационный период.

   Учитель-логопед помогает определить уровень познавательно-речевого  развития  ребенка, показывает, как  можно помочь ребенку избавиться   от речевых недостатков, учит родителя  и  ребенка интересным речевым  играм и упражнениям.

    Старший воспитатель подскажет родителям различные приемы, игры, упражнения для познавательного и физического развития ребенка,

проконсультирует  по вопросам воспитания, обучения и   развития детей.

     Медицинская сестра оказывает помощь в составлении режима дня и организации   правильного питания ребенка, учит проводить закаливающие процедуры с учетом индивидуальных особенностей  ребенка, даёт советы по вопросам профилактики различных   заболеваний.

    Заведующий и заместитель заведующего оказывают помощь при оформлении ребёнка в ДОУ, знакомят с нормативно-правовыми документами и локальными актами ДОУ, дают советы по вопросам оформления льгот при оплате за детский сад, помогают решать любые спорные вопросы.

      Кроме этого специалистами ведется работа:

-по созданию банка педагогических знаний специалистами и педагогами детского сада;

-по подбору диагностических методик участниками проекта для работы с родителями;

-по оформлению и регистрации журнала предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;

-по обучению различным развивающим коррекционным технологиям в процессе проведения  семинаров-практикумов.

     На данном этапе происходит разработка и накопление научно-методического материала, его применение на практике, апробация новых технологий и внедрение практического опыта, который представлен различными формами взаимодействия с родителями:

анкетирование родителей (определение индивидуальных потребностей);

индивидуальные и групповые консультации для родителей, обучающие игровые сеансы;

разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей;

организация “Дней открытых дверей” для родителей;

проведение  семинаров-практикумов, тренингов специалистами;

проведение совместных с родителями праздников и досугов, участие в выставках, фотовыставках, конкурсах;

формирование библиотеки  для семейного самообразования;

организация почтового ящика для вопросов и пожеланий родителей на сайте;

организация "телефона доверия”.

        Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, литературой.

      В консультативном пункте ведётся работа и с детьми: игровое взаимодействие , тематические беседы, коррекцонно-развивающая работа, творческие лаборатории, мониторинг, психолого-педагогическое сопровождение детей с различными отклонениями, совместные праздники и выставки творческих работ.

3 этап: Аналитический.   (01.06.2013 г. – 31.08.2013 г.)

   На заключительном этапе проекта был проведен мониторинг изучения психологической безопасности образовательной среды, скриниг-диагностика готовности детей к обучению в школе,  мониторинг изучения уровня удовлетворённости качеством деятельности ДОУ. Выявлены проблемы в системах «Родитель-Ребёнок», «Родитель-Взрослый» в ДОУ.    Разработаны рекомендации для всех участников образовательного процесса ДОУ по коррекции взаимоотношений. Определён рейтинг ДОУ по качеству подготовки детей к школе.     Определены положительные и негативные тенденции работы ДОУ.

 

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям в консультационном пункте строилась на основе интеграции деятельности разнопрофильных специалистов.

      Посетив наш консультативный пункт, родители смогли получить ответы на свои вопросы, развеять тревоги и сомнения, утвердить или, наоборот, скорректировать свои воспитательные воздействия на детей. Эффективность работы консультативного пункта в первую очередь   связана с профессионализмом его сотрудников, их искренним желанием успешно развиваться, умением вступать в контакт с родителями, найти к ним и их детям индивидуальный подход.

Ожидаемый результат:

Мы думаем, что благодаря работе консультативного пункта произойдет:

1. Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.

2. Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.

3. Тесное сотрудничество между родителями и ДОУ.

Развитие проекта после реализации.

Планируется создание подпроектов кабинетов педагога-психолога и учителя-логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к занятию консультативного пункта для родителей

В данном материале даны конкретные советы родителям по подготовке к обучению грамоте детей 5-6 лет в семье. Приведены наиболее типичные для данного возраста речевые нарушения, пути их преодоления. Рас...

Положение о консультативном пункте

Положение о консультативном пункте...

Консультативный пункт в ДОУ

Оказание психолого-педагогической помощи родителям и детям...

Консультативный пункт в ДОУ

В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личн...

План работы консультативного пункта для семей имеющих детей раннего возраста

План работы  консультативного  пункта  для  семей  имеющих  детей  раннего  возраста (адаптационная  группа) в  рамках  регионального  экспе...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...